Рабочая программа по курсу "Дополнительные задачи по алгебре 9 класс"
Автор: Ананьевская Марина Вячеславовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ СОШ №17 Населённый пункт: муниципального образования город-курорт Геленджик Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа по курсу "Дополнительные задачи по алгебре 9 класс" Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
муниципального образования город-курорт Геленджик
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №1
от 31 августа 2015 года
Председатель педсовета
________Батищева Е.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу Дополнительные задачи по алгебре
Уровень ( класс) - основное общее образование, 9 класс
Количество часов - 34 часа
Учитель - Ананьевская Марина Вячеславовна
Программа
курса
разработана
с
учетом
Федерального
компонента
государственного образовательного стандарта основного общего образования, в
соответствии
с
основной
образовательной
программой
основного
общего
образования МАОУ СОШ № 17 .
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана
с учетом Федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего образования, в
соответствии
с
основной
образовательной
программой
основного
общего
образования МАОУ СОШ № 17 .
Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Изучение теоретического материала будет проходить укрупненными
блоками. Значительное внимание в изложении теоретического материала курса
уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей и методов.
Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается
особенностями
изложения
теоретического
материала
и
упражнениями
на
сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию,
обобщение и систематизацию. Особо акцентируется содержательное раскрытие
математических
понятий,
толкование
сущности
математических
методов
и
области
их
применения,
демонстрация
возможностей
применения
теоретических знаний для решения задач прикладного характера. В результате
изучения
этого
курса
будут
использованы
приемы
парной,
групповой
деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение
работать с математической литературой, компьютером и выделять главное.
Целью данного курса является систематизация и обобщение знаний
учащихся; закрепление и развитие умений и навыков, полученных из курса
математики основной школы; получение дополнительных знаний, желающим
продолжить обучение в профильных классах; подготовка учащихся к сдаче
экзамена
в
новой
форме
в
соответствии
с
требованиями,
предъявляемыми
новыми
образовательными
стандартами;
развитие
интеллектуальных
и
творческих способностей учащихся, а также индивидуальности личности
Задачи курса:
повторить
и
обобщить
знания
по
алгебре
за
курс
о сновной
общеобразовательной школы;
расширить знания по отдельным темам курса алгебра 9 класса;
выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами;
сформировать
логическое
и
алгоритмическое
мышление,
а
также
такие
качества мышления , как сила и гибкость, конструктивность и критичность;
научиться
планировать
свою
деятельность,
критически
оценивать
её,
принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
II.
Общая характеристика учебного курса.
В данном учебном курсе можно выделить следующие основные
содержательные
линии:
арифметика,
алгебра,
функции,
элементы
комбинаторики и теории вероятностей, элементы прикладной математики.
Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения
учащимися
математики,
способствует
развитию
их
логического
мышления,
формированию
умения
пользоваться
алгоритмами,
а
также
приобретению
практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание раздела « Алгебра» формирует знания о математическом языке,
необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин,
а также практических задач. В данном разделе формируется целостная система
преобразований
алгебраических
выражений,
которая
служит
фундаментом
гибкого
и
мощного
аппарата,
используемого
в
решении
различных
математических
задач
в
курсе
алгебры.
Изучение
материала
способствует
формированию
у
учащихся
математического
аппарата
решения
задач
с
помощью
уравнений,
систем
уравнений
и
неравенств.
Язык
алгебры
подчеркивает значение математики как языка для построения математических
моделей процессов и явлений реального мира.
Цель содержания раздела « Функции» - получение школьниками конкретных
знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и
исследования процессов и явлений окружающего мира. Материал способствует
развитию
воображения
и
творческих
способностей
учащихся,
формирует
умение
использовать
различные
языки
математики
(
слове сный,
символический,
графический),
расширяет
круг
методов
математических
доказательств, включая в него, в частности, метод математической индукции,
позволяет раскрыть общенаучную роль современной математики.
Раздел « Элементы комбинаторики и теории вероятностей» - обязательный
компонент
школьного
образования,
усиливающий
его
прикладное
и
практическое
значение.
Этот
материал
необходим
прежде
всего
для
формирования
у
учащихся
интеллектуальной
грамотности
-
умения
воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных
формах,
понимать
вероятностный
характер
многих
реальных
зависимостей,
производить
простейшие
вероятностные
расчеты.
Изучение
основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев,
перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных
задачах.
Содержание раздела « Элементы прикладной математики»
раскрывает
прикладное
и
практическое
значение
математики
в
современном
мире.
Материал данного раздела способствует формированию умения представлять и
анализировать различную информацию, пониманию вероятностного характера
реальных зависимостей.
III.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Данная рабочая программа рассчитана в 9 классе на 34 учебных часа (1час
в неделю).
IV.
Содержание обучения
1.Свойства функций. Квадратичная функция (7часов).
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная,
квадратичная
и
др.).
«Считывание»
свойств
функции
по
её
графику.
Анализирование
графиков,
описывающих
зависимость
между
величинами.
Установление
соответствия
между
графиком
функции
и
её
аналитическим
заданием. Разложение квадратного трехчлена на множители.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (6 часов).
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых
к
ним,
дробно-рациональных
и
уравнений
высших
степеней).
Неравенства
второй степени с одной переменной. Метод интервалов. Способы решения
различных
неравенств
(числовых,
линейных,
квадратных).
Область
определения выражения.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (4 часа).
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй
степени.
Решение
систем
уравнений
с
двумя
переменными
способом
подстановки
и
способом
сложения.
Неравенства
с
двумя
переменными,
содержащие знак модуля.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (6 часов).
Определение
арифметической
и
геометрической
прогрессий.
Рекуррентная
формула. Формула п-ого члена. Метод математической индукции.
Сумма п-
первых членов. Комбинированные задачи.
5 . Элементы комбинаторики и теории вероятностей (5 часов).
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения и сочетания.
Относительная частота и вероятность случайного события.
6.Повторение (6 часов).
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА.
V.
Таблица тематического распределения часов
№
п/п
Содержание материала
Рабочая
программа
1.
Квадратичная функция
7
2.
Уравнения и неравенства с одной переменной.
6
3.
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
4
4.
Арифметическая и геометрическая прогрессии
6
5.
Элементы комбинаторики и теории
вероятностей.
5
6.
Повторение
6
Итого
34
VI.
Описание
учебно-методического
и
материально-
технического
обеспечения образовательной деятельности.
1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. Алгебра. Учебник для 9
класса с углубленным изучением математики. Москва. «Мнемозина», 2006 год.
2 . Колесникова
Т.В.,
Минаева
С.С.
Типовые
тестовые
задания
9
класс.
Москва, «Экзамен», 2012 год.
3 . Кочагин В.В., Кочагина М.Н. Алгебра. Тестовые задания к основным
учебникам. Москва, «Эксмо», 2008 год.
4. Кочагина М.Н., Кочагин В.В. Математика. 9 класс. Подготовка к «малому
ЕГЭ». М.: «Эксмо», 2008 год.
5 . Кузнецова Л.В., СувороваС.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к
итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. Москва, «Просвещение», 2013 год.
6.Лаппо Л.Д., Попов М.А. Практикум 9 класс. М.: «Экзамен», 2012.
7. Мордкович А.Г. , Семенов П.В. События. Вероятности. Статистическая
обработка данных. 7-9 классы. Москва, «Мнемозина», 2008 год.
8. Семенова А.Л., Ященко И.В. ГИА 3000 задач с ответами. Москва,
«Экзамен»,2014год.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора поУМР
объединения учителей математики, _________Комарова Т.М.
физики и информатики СОШ №17 31 августа 2015 год
№1 от 31 августа 2015 года
_____________ Тилигузова О.И.