Автор: Паклина Анна Васильевна Должность: педагог Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Тюменский педагогический колледж" Населённый пункт: Тюмень Наименование материала: статья Тема: Коммуникативная компетентность педагогов ДОО Раздел: дошкольное образование
Коммуникативная компетентность педагогов ДОО
Профессионализм специалиста в области педагогики складывается из
многих компонентов. Но независимо от того, в чем конкретно состоит его
профессиональная
деятельность,
ему
приходится
постоянно
общаться
с
коллегами, детьми, родителями. С введением ФГОС и ФГТ в дошкольное
образование, владение коммуникативной компетентностью является одной из
составляющих профессионального мастерства педагога.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного
образования
педагогические
работники,
реализующие
Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для
создания условия развития детей.
Поэтому
коммуникативная
компетентность
необходима
для
формирования специалиста, который должен развить определенный уровень
знаний
в
сфере
общения
и
практических
умений,
обеспечивающих
успешность
коммуникации
(владеть
социальной
перцепцией,
понимать;
подавать себя в общении; оптимально строить свою речь в психологическом
плане, т.е. владеть умениями речевого и неречевого контакта).
Коммуникативная компетентность как педагогическое явление стало
особенно
популярно
в
последнее
десятилетие.
Вопросы
компетентности
рассматриваются в работах таких исследователей как О.В. Акулова, Г.А.
Воробьев,
А.Н.
Дахин,
Э.Ф.
Зеер,
Г.К.
Селевко,
С.А.
Писарева,
М.А.
Холодная и др.
Основополагающие идеи коммуникации
изложены отечественными
исследователями
Г.А.
Андреевой,
А.А.
Вербицкой,
Б.А.
Лапидус,
А.А.
Леонтьевым, Е.А. Маслыко, Е.И. Пассовым и др.
Как отмечает А.П. Паторилова, коммуникативная компетентность – это
наличие знаний, умений и навыков, включающих функции общения, виды
общения
и
его
основные
характеристики,
средства
общен ия,
репрезентативные характеристики и ключи доступа к ним.
Коммуникативную компетентность следует рассматривать через призму
его
деятельности,
считает
И.И.
Барахович,
и
определяет
ее
как
цель
и
результат процесса овладения личностью знаниями в определенной области и
способность обмена ими во взаимодействии, обеспечивающими субъекту
эффективность общения.
Аналогичные
определения
коммуникативной
компетентности
приведены
в
работах
и
других
отечественных
специалистов.
Так,
А.И.
Емелин
определяет
коммуникативную
компетентность
как
способность
решать
определенный
круг
задач
на
высоком
уровне
квалификации
в
соответствии с конкретными условиями.
Коммуникативную
компетентность
Ю.Н.Емельянов
соотносит
со
способностью человека брать на себя и исполнять различные социальные
роли, а также с умением человека адаптироваться в различных жизненных
ситуациях,
свободно
владеть
вербальными
и
невербальными
средствами
социального поведения.
Одно из противоречивых определений предложено В.И. Калиницким,
который понимает под коммуникативной компетентностью многоуровневую
совокупность когнетивных, эмоциональных и поведенческих особенностей
личности, выступающих как внутренние средства ориентировки и регуляции
ее
коммуникативных
действий
с
целью
установления,
поддержания
и
развития
эффективных
контактов
с
другими
людьми
в
разнообразных
ситуациях межличностного взаимодействия.
Согласно
Л.Д.
Столяренко,
С.И.
Самыгину,
коммуникативная
компетентность
есть
система
внутренних
ресурсов
необходимых
для
построения эффективной коммуникации в определенном круге
ситуации
межличностного
взаимодействия;
это
способность
устанавливать
и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной
коммуникации, по его мнению, характерно: достижение взаимопонимания
партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.
Г.А.
Ковалев
определяет
коммуникативную
компетентность
через
выделение
индивидуальных
качеств,
являющихся
внутриличностными
детерминантами,
отвечающими
за
процесс
социального
познания.
Под
коммуникативной компетентностью он понимает такое целостно-личностное
образование,
которое
обеспечивает
возможность
адекватного
отражения
психических возможностей и личностного склада другого человека, верной
оценкой
его
поступков,
прогнозирование
на
их
основе
особенностей
поведения воспринимаемого лица.
В.А. Сластенин представляет совокупность перцептивных умений как
основы
коммуникативной
компетентности
педагога.
К
перцептивным
умениям автор относит: умение воспринимать и адекватно интерпретировать
сигналы от партнера по общению, глубоко проникать в личностную суть
других людей, устанавливать индивидуальное своеобразие другого человека,
по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние
человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям,
видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к
социальным ценностям, противостоять стереотипам восприятия.
Одной из характеристик коммуникативной компетентности педагога
являются
средства
воздействия
и
обращения
педагога
к
детям.
Данная
проблема
изучена
С.В.
Кондратьевой,
которая
определяет
три
группы
словесного воздействия педагога на детей: организующие, оценивающие и
дисциплинирующие воздействия.
Слагаемыми
коммуникативной
компетентности,
по
мнению
М.А.
Измайлова,
являются
коммуникативная
способность,
коммуникативные
умения, коммуникативное знание, адекватные коммуникативным задачам и
достаточные для их решения.
В
наши
дни
коммуникативная
компетентность
педагога
должна
рассматриваться
как
один
из
первостепенных
показателей
личности,
развивающим собственное коммуникативное мастерство, но и прививающего
культуру общения детям и родителям.
Список литературы:
1.
Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М. : Просвещение,
1957. – 370 с.
2.
Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя.
–
М.:
Московский
психолого-социальный
институт,
Воронеж:
НПО
«МОДЭК», 2001. – 432с.
3.
Леонтьев, А.А. Язык Речь. Речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М. :
Просвещение, 1969. – 214 с.
4.
Измайлова
М.А.
Деловое
общение:
Учебное
пособие/
М.А.
Измайлова.- 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и
К», 2010.- 252 с.