Автор: Лебедев Александр Владимирович Должность: преподаватель правовых дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ МО "Подмосковный колледж "Энергия" ООТ Старая Купавна Населённый пункт: г. Старая Купавна, Московская область Наименование материала: рабочая программа Тема: Административное право Раздел: среднее профессиональное
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
основной профессиональной образовательной программы
по специальности среднего профессионального образования
40.02.02 Правоохранительная деятельность
базовой подготовки
Квалификация юрист
Форма обучения очная
2016 год
1
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УМР
_______________ Л.Г. Иванова
«_____»___________ 2016 г.
Программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность".
Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии
Социально-правовых дисциплин
Протокол заседания № 1 от «30» августа 2016 г.
Председатель цикловой методической (предметной) комиссии
_____________________________________Н.А. Жукова
Разработчик программы:
Лебедев А.В., преподаватель правовых дисциплин .
2
Содержание
1.
Паспорт программы учебной дисциплины 4
1.1. Область применения программы 4
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы 4
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения
дисциплины: 4
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: 5
2.
Структура и содержание учебной дисциплины 6
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 7
3.
Условия реализации программы учебной дисциплины 12
3.1. Образовательные технологии 12
3.2. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению 12
3.3. Информационное обеспечение обучения 13
4.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 15
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа
учебной
дисциплины
является
частью
о сновной
профессиональной
образовательной
программы
по
специальности
СПО
40.02.02. Правоохранительная деятельность.
1.2.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения
дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- выявлять административные правонарушения;
-осуществлять
производство
по
делам
об
административных
правонарушениях;
знать:
-
административно-правовой
статус
органов
исполнительной
власти,
государственных служащих;
-
содержание
и
сущность
основных
институтов
административного
права;
-
законодательство
Российской
Федерации
об
административных
правонарушениях;
-
признаки
административного
правонарушения,
административной
ответственности и их виды;
- сущность административного процесса;
- порядок осуществления производства по делам об административных
правонарушениях и иных видов административных производств.
обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК
10.
Адаптироваться
к
меняющимся
условиям
профессиональной
деятельности.
ОК
11.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами
морали, профессиональной этики и служебного этикета.
4
ОК
13.
Проявлять
нетерпимость
к
коррупционному
поведению,
уважительно относиться к праву и закону.
обладать профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства.
Принимать
решения
и
совершать
юридические
действия
в
точном
соответствии с законом.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК
1.3.
Осуществлять
реализацию
норм
материального
и
процессуального права.
ПК
1.4.
Обеспечивать
законность
и
правопорядок,
безопасность
личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК
1.12.
Осуществлять
предупреждение
преступлений
и
иных
правонарушений на основе использования знаний о закономерностях
преступности, преступного поведения и методов их предупреждения,
выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению
правонарушений.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
114
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
76
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
40
контрольные работы
2
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
38
в том числе:
работа с нормативной и справочной литературой
10
на
выполнение
домашнего
задания
для
подготовки
к
учебным занятиям
28
Итоговая аттестация по дисциплине в форме дифференцированного
зачета
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала:
Общие понятия управления. Социальное управление и его признаки. Государственное управление и его
особенности. Исполнительная власть. Теория разделения властей и соотношение государственной и
исполнительной власти.
2
1
Раздел 1.
Общие вопросы административного права.
26
Тема 1.1.
Предмет, метод и
система
административного
права, как отрасли
права.
Содержание учебного материала:
Общественные отношения, регулируемые административным правом. Метод административно – правового
регулирования общественных отношений. Система административного права. Роль и место
административного права в правовой системе РФ. Проблемы совершенствования административно – правового
регулирования в общественных отношениях.
2
1
Лабораторные работы
-
-
Практические занятия
№1 Разграничение административного и гражданского правоотношения.
2
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся:
составление расширенного конспекта по теме 1.1.
4
-
Тема 1.2
Административно –
правовые нормы.
Содержание учебного материала:
Понятие административно правовых норм и их особенности. Виды административно – правовых норм. Формы
реализации административно – правовых норм. Действие норм во времени и пространстве. Понятие и виды
источников административного права.
2
2
Лабораторные работы
-
-
Практические занятия
№2 Виды административно-правовых норм
2
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся:
составление схемы «Административно-правовые нормы».
4
-
Тема 1.3
Административно –
правовые отношения.
Содержание учебного материала:
Понятие административно – правовых отношений, их особенности. Виды административно – правовых
отношений. Структура административно – правовых отношений. Основания возникновения, изменения и
прекращения административно – правовых отношений.
2
1
Лабораторные работы
-
-
7
Практическое занятие
№3 Элементы административно – правовых отношений.
№4 Структура административно – правовых отношений.
4
-
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление расширенного конспекта на тему: «Административно правовые нормы»
4
Раздел 2
Субъекты административного права.
Тема 2.1
Физические лица, как
субъекты
административного
права.
Содержание учебного материала:
Граждане РФ как субъекты административного права. Административная правоспособность и дееспособность.
Права и свободы граждан по административному праву, их гарантии. Обязанности граждан во
взаимоотношениях с исполнительной властью.
2
1
Лабораторные работы
-
-
Практическая работа
№5 Определение административных прав и обязанностей физических лиц.
№6 Особенности административно – правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
4
-
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление плана-конспекта на тему: «Участие иностранных граждан в административных
правоотношениях»
4
Тема 2.2
Государственные и
муниципальные
служащие.
Содержание учебного материала:
Понятие государственной службы, её виды. Принципы и гарантии государственной службы. Понятие
государственного служащего, его права и обязанности. Ограничения и гарантии установленные
законодательством для государственного служащего.
4
2
Лабораторные работы
-
-
Практическая работа
№7 Классификация и ответственность государственных служащих.
№8 Классификация и ответственность муниципальных служащих.
4
-
Контрольные работы
2
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление расширенного конспекта на тему: «Государственные служащие».
2
Тема 2.3
Органы
исполнительной
власти государства.
Содержание учебного материала:
Понятие органов исполнительной власти и принцип их деятельности. Виды органов исполнительной власти и
их система. Административно – правовой статус органов исполнительной власти. Органы исполнительной
власти субъектов РФ.
2
2
Лабораторные работы
-
-
Практическое работа
4
-
8
№ 9 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
№ 10 Правительство РФ, как высший исполнительный орган государственной власти.
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление схем – таблиц: «Структура органов исполнительной власти», «Полномочия Президента в сфере
исполнительной власти.
2
Раздел 3.
Административно - правовые формы и методы управления.
Тема 3.1.
Административно –
правовые методы
управления.
Содержание учебного материала:
Понятие и виды административно правовых методов управления. Общая характеристика методов управления.
Понятие, элементы и виды административного убеждения. Понятие, признаки и виды административного
принуждения.
2
1
Лабораторные работы
-
-
Практическая работа
№ 11 Административно – правовые методы управления.
№ 12 Решение ситуационных задач
4
-
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка материала к домашней контрольной работе.
2
-
Тема 3.2.
Меры
административной
ответственности
Содержание учебного материала:
Понятие и сущность административной ответственности. Законодательство РФ об административных
правонарушениях.
2
1
Лабораторные работы
-
-
Практическая работа
№ 13 Административное правонарушение и наказание.
2
-
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление плана -конспекта на тему: «Законность в сфере управления»
2
Тема 3.3.
Административно –
правовые формы
управления.
Содержание учебного материала:
Понятие и виды форм управления. Понятие актов управления и их юридическое значение. Виды актов
управления. Требования предъявляемые к правовым актам управления и последствия их несоблюдения.
2
1
Лабораторные работы
-
-
Практическая работа
№ 14 Административно – правовые договоры, соглашения.
2
-
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление расширенного конспекта на тему: «Административно – правовые формы и методы управления».
2
9
Тема 3.4.
Контроль и надзор
как способы
обеспечения
законности.
Содержание учебного материала:
Понятие контроля. Государственный контроль с сфере исполнительной власти и его виды. Президентский
контроль, судебный контроль и его виды. Понятие надзора. Сущность прокурорского надзора и формы
реагирования прокурора на выявленные нарушения законности. Характерные особенности
административного надзора.
2
1
Лабораторные работы
-
-
Практическая работа
№ 15 Порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
2
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка материала к домашней контрольной работе.
2
-
Раздел 4
Принуждение по административному праву.
Тема 4.1.
Сущность
административного
процесса.
Процедурное
производство.
Содержание учебного материала:
Понятие и виды административного процесса. Правовые основы административного процесса. Понятие
процедурного производства. Производство по подготовке правовых актов управления.
2
1
Лабораторные работы
-
-
Практическое занятие
№ 16 Лицензионно – разрешительное производство.
№ 17 Регистрационное производство.
4
-
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Написание конспекта на тему: «Сущность административного процесса».
2
Тема 4.2.
Административное
правонарушение.
Содержание учебного материала:
Понятие административного правонарушения, его признаки. Понятие состава административного
правонарушения.
2
1
Лабораторные работы
-
-
Практическое занятие
№18 Система признаков отдельных элементов состава.
2
-
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка материала к домашней контрольной работе.
2
-
10
Тема 4.3.
Административная
ответственность.
Содержание учебного материала:
Понятие, признаки и основания административной ответственности. Отличия административной
ответственности от других видов юридической ответственности. Понятие и виды административных
наказаний. Общие правила наложения административного взыскания. Обстоятельства смягчающие и
отягчающие ответственность. Основания освобождения от административной ответственности и её
ограничения. Особенности административной ответственности юридических лиц.
2
2
Лабораторные работы
-
-
Практическая работа:
№ 19 Решение ситуационных задач.
2
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление доклада на тему: «Виды административных наказаний»
2
Тема 4.4.
Административно-
публичное
обеспечение
безопасности в РФ.
Содержание учебного материала:
Система административно-публичного обеспечения безопасности в РФ. Меры административно-публичного
обеспечения безопасности в РФ. Формы административно-публичного обеспечения безопасности в РФ.
2
1
Лабораторные работы
-
-
Практическая работа:
№20 Решение ситуационных задач.
2
-
Контрольные работы
-
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление расширенного конспекта
4
-
Зачет
2
Итого
114
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Образовательные технологии
3.1.1.
Информационные
технологии,
дифференцированное
обучение,
групповые технологии, проблемное обучение, проектный метод.
3.1.2. В программе в табличной форме приводится по семестрам перечень
используемых при преподавании дисциплины активных и интерактивных
образовательных технологий по видам аудиторных занятий:
Активные и интерактивные образовательные технологии,
используемые при проведении аудиторных занятий
Семест
р
Вид
занятия
*
Используемые активные и
интерактивные
образовательные технологии
3
ТО
информационные технологии,
визуальные технологии,
дифференцированное обучение
ПР
групповые технологии, проблемное
обучение
ЛР
4
ТО
информационные технологии,
визуальные технологии,
дифференцированное обучение
ПР
групповые технологии, проблемное
обучение
ЛР
* ТО – теоретическое обучение, ПР – практические занятия, ЛР –
лабораторные занятия
3.2.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация
программы
дисциплины
требует
наличия
учебного
кабинета Правовых дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
Сборники
тестовых
материалов
и
задач,
сборник
заданий
для
самостоятельной работы студентов.
Технические средства обучения:
компьютеры;
лицензионное программное обеспечение, в том числе информационные
справочно-правовые системы «Консультант Плюс» и (или) «Гарант»;
мультимедиапроектор.
12
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Административное
право: учебник и практикум для СПО / А.И.
Стахов, П.И. Кононов, Е.В. Гвоздева.- М., Издательство Юрайт, 2016.
2. Административное
право РФ /В.Я. Насонов – М.: ИЦ Академия,
2014.
Дополнительные источники:
Конституция
Российской
Федерации.
Принята
на
референдуме
12
декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский
кодекс
Российской
Федерации
(часть
первая)
от
21
октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –
1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января
1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст.
410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V
«Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-
ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ
РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский
кодекс
Российской
Федерации
(часть
четвертая)
18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский
процессуальный
кодекс
Российской
Федерации
от
14
ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. –
№ 46. – Ст. 4532.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001
№ 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Закон
Российской
Федерации
«Об
образовании»
10 июля 1992
.
№ 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст.
Федеральный
закон
«О
высшем
и
послевузовском
профессиональном
образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-
ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный
закон
от
24
июня
1999
года
№ 120-ФЗ
«Об
основах
с и с т е м ы
п р о ф и л а кт и к и
б е з н а д з о р н о с т и
и
п р а в о н а р у ш е н и й
несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. –
№ 26. – Ст. 3177.
13
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая
2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22.
– Ст. 2031.
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1(ред. от 15.02.2010) "О банках
и банковской деятельности"
Интернет-ресурсы:
1)ocmko.ket;
2)ugaes;
3)morb;
4)sibup;
5)zone-x
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
практических
занятий
и
лабораторных
работ,
тестирования,
а
также
выполнения
обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Уметь:
-
выявлять
административные
правонарушения;
наблюдение, отчет студента,
фронтальный опрос,
тестирование, решение
ситуационных задач,
выполнение практических
работ
- осуществлять производство по
д е л а м
о б административных
правонарушениях;
наблюдение, отчет студента,
фронтальный опрос,
тестирование, решение
ситуационных задач,
выполнение практических
работ
Знать:
-
административно-правовой
статус
органов
исполнительной
власти, государственных служащих;
фронтальный опрос,
тестирование, наблюдение
-
с од е р ж а н и е
и
с у щ н о с т ь
о с н о в н ы х
и н с т и т у т о в
административного права;
фронтальный опрос,
тестирование, наблюдение
-
законодательство
Российской
Федерации
об административных
правонарушениях;
фронтальный опрос,
тестирование, наблюдение
-
понятия
административного
правонарушения,
административной ответственности
и их виды;
фронтальный опрос,
тестирование, наблюдение
-
сущность
административного
процесса;
фронтальный опрос,
тестирование, наблюдение
15
-
п о р я д о к
о с у щ е с т в л е н и я
п р о и з в о д с т в а
п о
д е л а м
об административных
правонарушениях
и
иных
видов
административных производств.
фронтальный опрос,
тестирование, наблюдение
16