Напоминание

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников


Автор: Закиева Гульсина Рашитовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Нурминская СОШ"
Населённый пункт: с.Карелино,Балтасинский район, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников
Раздел: среднее образование





Назад





Роль

школьного

музея

в

патриотическом

воспитании

школьников.

Основные направления деятельности школьного музея.
Особую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют краеведческие школьные музеи. Этому способствует всестороннее и многообразное отражение в краеведческом музее жизни края, его прошлого и настоящего, связей местной истории и культуры с процессами более общими, выявление значения данного памятного места, города или области для страны в целом. Краеведческий музей – один самых действенных инструментов воспитания патриотизма, любви к своей земле. В 70-80 гг. ХХ века во многих школах на общественных началах создавались свои музеи. В сельских школах они выросли из коллекций учителя истории или из музейных уголков. Поисковая работа музейных коллекций велась учениками под руководством энтузиастов. Одним из таких энтузиастов была бывшая учительница истории Нурминской средней школы Калимуллина Флера Гарифзяновна. Она вела кропотливую работу по организации поисковой экспедиции музейных предметов краеведческого характера. Под ее руководством в 70-е годы XX века был создан музейный уголок под названием «Орудия труда и предметы быта рассказывают о жизни наших отцов; дедов». Руководит работой школьного музея совет. В состав совета входят представители школьного самоуправления, руководители секций. Работа школьного музея определяется основными направлениями деятельности: поисковая, фондовая, экскурсионная, лекторская, переписки и художественно- оформительская. Со дня основания музея при нем действует кружок краеведения. В основном фонде музея 305 предметов, 57 письменных источников. На витринах и стеллажах 268 экспонатов. Все экспонаты имеют этикетки. Орудия труда и предметы быта расположены на стеллажах, а предметы украшения и одежда разных поколений выставлены на витринах. Экспозиции школьных музеев должны основываться на принципах достоверности и предметности с образностью и эмоциональностью. Школьный музей активно используется в учебном процессе. Поэтому при составлении экспозиции учитывается содержание учебных программ. Другая особенность школьного музея – однородность его аудитории. Постоянный посетитель стимулирует необходимое требование к школьной экспозиции – ее подвижность. Приемы обновления экспозиций: - введение новых разделов; - замена некоторых экспонатов; - выставка новых поступлений. Обновление разделов и выставка новых экспонатов планируется по результатам операции «Поиск», которая организуется каждый год по комплексной программе «Краеведение». Выставлены следующие экспозиции: 1. Топонимика родного края.
2. Из глубины веков. 3. Годы коллективизации в нашем селе. 4. Просвещение села в развитии. 5. Героические страницы истории СССР отражаются в судьбах наших отцов и дедов. 6. Подвиг твой бессмертен. 1. Мой земляк – моя гордость. Последние годы совет музея организует краеведческую деятельность на основе авторской программы «Краеведение» руководителя музея Закиевой Гульсины Рашитовны. Программа является комплексной, поэтому помогает систематизировать краеведческую работу школы через деятельность музея. На основе программы опыт работы краеведческого музея с учащимися школы. Ведущая идея программы – воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций. Программа соответствует следующим целям: 1.Социализация и воспитание творческой личности посредством музея. 2.Самоопределение личности в культуре, выработка жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя гражданином страны. 3. Расширение исторического кругозора. Задачи: 1.Формирование представления об историческом времени и пространстве. 2.Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого. 3.Формирование знаний по истории родного края, как части истории народа. 4.Воспитание музейной культуры. 5.Формирование интереса к исторической науке. 6.Создание условий для творческой работы. Программа опирается на государственные программы по истории, географии, литературе. Рассчитана 34 на часа. Состоит из четырех блоков. Представлены содержание программы, тематический план с разбивкой на темы программы, на классы и занятия. Даны методические рекомендации и примерные темы ученических исследовательских работ. 1.Социализация и воспитание творческой личности посредством музея. 2.Самоопределение личности в культуре, выработка жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя гражданином страны. 3. Расширение исторического кругозора. Задачи: 1.Формирование представления об историческом времени и пространстве. 2.Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого. 3.Формирование знаний по истории родного края, как части истории народа. 4.Воспитание музейной культуры. 5.Формирование интереса к исторической науке.
6.Создание условий для творческой работы. Музейная экскурсия - это одно из основных форм работы с учащимися. Экскурсия организуется музеем для удовлетворения познавательных, образовательных, эмоциональных, эстетических потребностей посетителей. Организуя экскурсии, члены краеведческого кружка стараются совершенствовать традиционные формы работы, внося в них новое содержание, разрабатывая новые типы, а также методы экскурсионной работы со школьниками. В то же время экскурсии должны стать органической частью школьного образовательно-воспитательного процесса. Актив школьного музея разработал цикл экскурсий, рассчитанный на различные возрастные группы учащихся. Для школьников младших и средних классов были подготовлены 20-30 минутные экскурсии с просмотром 15-25 экспонатов или одной- двух экспозиций. Для старших школьников экскурсия продолжается до 45 минут и охватывает показ 35-50 предметов и двух-трех экспозиций. Роль экскурсовода выполняют учащиеся 7-10 классов. Они обучаются экскурсионному делу на занятиях краеведческого кружка, выбирают и разрабатывают тему экскурсии. На первом этапе при помощи руководителя музея составляют содержание экскурсионной лекции, затем защищают свою работу и на завершающем этапе проходят торжественное посвящение в экскурсоводы. Обычно они работают экскурсоводами 3-4 года. В дальнейшем к ним прикрепляются стажеры. Для них организуются мастер - классы. Таким образом, обуславливается преемственность при организации экскурсионной работы в краеведческом музее. Разработаны различные типы экскурсий: учебные, общеобразовательные, тематические и обзорные. Учебная экскурсия играет вспомогательную роль по отношению к основному учебно-воспитательному процессу, являясь методом обучения школьника музейными средствами. Ее главная отличительная черта тесная связь с учебной программой, которая определяет тему экскурсии, ее содержание. Здесь заранее согласуется с учителем- предметником отбор объектов показа, приемы показа, методика проведения экскурсии. Сама экскурсия проводится совместно с учителем - предметником. Каждая тема раскрывается при помощи музейных материалов, так как именно предметный показ в ходе экскурсий исторических процессов, событий, деятельности отдельных людей способствует лучшему усвоению школьниками знаний, а через них - формированию научных представлений об объективных закономерностях исторического развития, в том числе и на современном этапе. Например, учебная экскурсия в краеведческом музее по теме « Наш край в период становления капитализма» раскрывает основные черты полуфеодального способа производства в сельском хозяйстве, а тема «Развитие капитализма в крае» строится на показе документов, орудий труда, образцов промышленности и кустарных крестьянских промыслов. На основе иллюстраций и копий документов, фотографий школьники знакомятся с
деятельностью земляка прошлого века, уроженцем села Норма, купца первой гильдии и владельцем конных заводов, мануфактур Габдрахмана Ишморатова. На экскурсиях, посвященных Великой Отечественной войне, школьники знакомятся с уникальным вещевым и документальным материалом: фотографиями военного времени, наградами, личными вещами фронтовиков, портретами героев. Экскурсантам предоставляется возможность для личных контактов с музейными материалами. Сочетание экскурсий с самостоятельным осмотром экспозиций способствует более глубокому усвоению музейной информации, стимулирует повторное посещение музея. Назначение учебной экскурсии сводится к следующим вариантам: 1) предварить изучение новой темы в школе, подготовить школьника к ее восприятию на уроке; 2) дополнить, закрепить знания, полученные на школьном уроке или обобщить пройденную тему; 3) изучить новую тему (урок-экскурсия). Общеобразовательные экскурсии имеют самостоятельные просветительско- воспитательные задачи. Проводятся следующие уроки: « Одежда и украшения татарской женщины», «Из истории лаптей», «Дом татарского крестьянина», «Из истории монет» и т.д. Они в основном ориентированы младшим школьникам и учащимся средних классов. Экскурсии проводятся с применением музейных экспонатов. Углублению и расширению знаний способствуют циклы экскурсий. Разработаны циклы экскурсий на конкретную тему. Проводятся они для одного и того же класса в определенной хронологической последовательности. Юные краеведы организовали под руководством учителей истории цикл из следующих четырех экскурсий. 1). Историческое прошлое родного села. 2). Социально-экономическое положение деревни в конце XIX – начале XX века. 3). Коллективизация в нашем крае. 4). Топонимика родного края. 5). Героические страницы советской Родины. 6). Просвещение деревни в развитии. Они проводятся для старших классов. Слушатели цикла на материалах экспозиции изучают обстановку, социально – экономические условия для развития края. Краеведческая направленность общеобразовательных экскурсий углубляет знания, полученные учащимися в рамках учебной программы по истории, географии, расширяет представления о культуре родного края. Использование краеведческого материала дает учителю неисчерпаемый материал для всестороннего развития личности подростка, воспитания любви к родному краю, к родине, ее природе, способствует развитию любознательности, наблюдательности у школьников.
Массовые формы музейной работы.

В последние годы все большее развитие получают различные формы работ с детьми. Это театрализованные представления, викторины, игры, проводимые по экспозициям. Игра занимает ведущее место в жизни младшего школьника. В этом возрасте ее можно считать наиболее активной формой познания мира. Именно в игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. У них развивается способность мысленного манипулирования предметами, пробуждается творческое начало, развивается воображение. Методика игр для каждого музея индивидуальна. Здесь необходимо отталкиваться от экспонатов, которые имеются в экспозиции. Экспозиции школьного музея, в которых можно легко менять материал, дают возможность проводить в музее разнообразные игры, викторины. Любимая игра учащихся младших и средних классов в «заблудившиеся экспонаты», «сбежавшие этикетки». Игра проводится в форме сказки. Рассказывается традиционное начало сказки, используются известные герои. Структура сказки формируется так, чтобы нужно было запоминать « заблудившиеся экспонаты» и «сбежавшие этикетки». Дети должны вернуть их на место.
Программа «Краеведение»
Многих сегодня тревожит отсутствие интереса к историческому прошлому своего народа, здоровой национальной гордости. Помочь педагогу решить эту проблему сможет школьный музей, который действует во многих школах. Он должен стать центром воспитательной работы с учащимися. Школьный музей сотрудничает со всеми классами, поддерживает связь с ветеранами войны и труда, с Государственными музеями и архивами страны. Систематизирует работу школьного музея комплексная программа, разработанная руководителем музея. Исходя из профиля музея, программа получила название «Краеведение». В основе предлагаемой программы опыт работы краеведческого музея, с учащимися школы. Ведущая идея программы «Краеведение» воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций. Процесс социализации ребенка связан с освоением норм и ценностей, принятых в обществе. Роль музея в процессе социализации состоит в приобщении ребенка к существующим нормам и ценностям. Музейный предмет и музейная среда обладают значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия на ученика, поэтому программа «Краеведение» осуществляется через деятельность музея. Цели: 1. Социализация и воспитание творческой личности посредством музея. 2. Самоопределение личности в культуре, выработка жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному народу и в то же время осознавать себя гражданином страны. 3. Расширение исторического кругозора.
Задачи: 1. Формирование представления об историческом времени и пространстве. 2. Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого. 3. Формирование знаний по истории родного края, как части истории народа. 4. Воспитание музейной культуры. 5. Формирование интереса к исторической науке. 6. Создание условий для творческой работы. Программа «Краеведение» отвечает требованиям интегрированного курса и методике ведения музейного дела. Она опирается на государственные программы по истории, географии, литературе, изобразительному искусству и указаниям методических пособий музейного дела. Она рассчитана на три года (384 часа). Из них 34 часов- ежегодная совместная деятельность экскурсоводов музея с школьниками, а 102 часа - непосредственная работа в краеведческом кружке. Состоит из 4 блоков: «Здравствуй» «Историческое прошлое родной земли» «Мы пишем историю» «Музейное дело». Возраст занимающихся от десяти до шестнадцати лет. Группы одновозрастные и разновозрастные (актив музея, занимающийся по учебным программам, экскурсоводы). Группа формируется из учащихся одного класса в количестве 15-20 детей. Занятия для учеников младших и средних классов проходят 20-30 мин, для старшеклассников 40-45 минут. Занятия проходят по графику. Присутствующие воспитатели, учителя - обязательные участники занятия. К выполнению программы привлекаются ветераны, сотрудники государственных музеев района, преподаватели истории, архивы страны, средства массовой информации.
Индивидуальная работа с посетителями.
Первое направление – консультации, которые дают педагогам, учащимся связанное с использованием экспозицией в учебно-воспитательных целях. Второе направление – это консультации музейного актива непосредственно в экспозиционных залах, рассчитанных на индивидуальных посетителей. Как показывает практика, наибольшее число учащихся приходят за консультацией в музей в период подготовки к экзаменам, к краеведческим викторинам, олимпиадам. В помощи музейного работника нуждаются ребята, которые занимаются коллекционированием. Индивидуальное обслуживание проводится для тех, кто пришел в музей самостоятельно. В выставках необходимо фрагменты открытой экспозиции. Надо дать возможность ребятам потрогать вещей, подержать их в руках. Например, в нашем школьном музее экскурсанты могут взять в руки орудии труда, домашнюю утварь, старинные монеты. Своеобразной формой закрепления и осмысления полученной в музее информации является рисунок – самый естественный для ребенка способ
фиксации окружающего своего представления о мире. Ученики с удовольствием рисуют на тему «Что я увидел в музее». Самостоятельная работа. Олимпиады, викторины, конкурсы, турниры - своеобразный вид игровой деятельности, отвечающей стремлению подростков и молодежи к соперничеству, соревнованию. Игры преследуют серьезные цели – активизировать интерес школьников к природе, истории, культуре страны, сформировать у них умение самостоятельно находить необходимые сведения. Формы организации самостоятельной работы школьников в музее не только кружки и клубы, но и различные конкурсные мероприятия, исследования по заданию музея должны рассматриваться прежде всего как средство формирования творческой инициативы и общественной активности школьников путем приобщения к различным аспектам музейной деятельности. Поисковая работа и совместная деятельность с государственными архивами, музеями. Школьный музей будет живым и интересным делом, если дети ведут поиск. Поисково-собирательная работа школьников имеет два аспекта: музееведческий и педагогический. Музееведческий аспект предусматривает знание и умение практически применять руководителем школьного музея и активом ребят методику сбора материала, правила оформления документов учета, знание основ музейного дела. С помощью методических разработок, которые составлены сотрудниками государственных музеев, на занятиях членам краеведческого кружка даются ценные знания по методике поисково-собирательской работы. Совместно с руководителем музея совет музея вырабатывает направления поисковой работы. В 2000-2005 годах были организованы поисковые работы по истории пяти деревень, ученики которых учатся в нашей школе. В 2002 году проводилась операция «Поиск» на тему «Просвещение деревни в развитии». А в 2006-2007 учебном году были проведены на основе авторской программы «Краеведение» операции «Поиск» по изучению топонимики родного края и устного народного творчества. Каждый год в мае месяце активисты организуют экспедицию в близлежащие села к старожилам деревень. Собирательская работа ведется не только активистами, участвуют в операции «Поиск» все ученики 4-11 классов. Педагогический аспект проблемы собирательской работы состоит именно в том, чтоб как можно больше школьников занимались поиском исторических сведений и музейных предметов. Школьный музей поддерживает связи с государственными архивами Петербурга, Кирова, Казани и Балтасинского района. Истории деревень Норма, Карелино, Чапшар, Килиево, Пускань, Нурмабаш написаны, опираясь на копии архивных данных. На протяжении нескольких лет совет музея сотрудничает с филиалом государственного музея «Сибирский тракт». Сотрудники музея, во главе с его руководителем, помогают в организации музейных дел. Они проводят экскурсии и представляют копии нужных нам документов. При открытии музея «Сибирский тракт», в 1998 году из школьного музея были переданы письменные и
вещественные источники: старинные мусульманские календари, монеты прошлых веков и др. В музее хранятся копии Ревизских сказок, составленных в 1834 и 1858 гг. , копии метрических книг разных лет, полученные из архива г. Кирова и Балтасинского района. Многие сведения получены из Казанского государственного архива по истории деревень и школы. Всего копий архивных документов 47. Они регистрированы и хранятся в нескольких экземплярах в архиве письменных источников школьного музея. Один экземпляр используется для ученических работ. Однако не только личное участие в создании музея, в комплектовании коллекций формирует необходимое нравственные установки. Воспитывая у школьников уважительное отношение к музейному предмету, к памятнику, имеющему значимость, мы тем самым формируем у них нравственное отношение к культурному наследию своего народа Четвертый блок. «Музейное дело» предназначен учащимся, которые занимаются в краеведческом кружке. Цель блока – ознакомление методикой проведения поисково-собирательской работы и экскурсий. 1. История музейного дела (5 ч.). 2. Основы теории и организации музейного дела (4 ч). 3. Сущность и специфические особенности школьного музея (4 ч.). 4. Фонды музея. Научная организация фондовой работы (10 ч.). 5. Собирательская (поисковая) работа (30 ч.). 6. Учет и хранение фондов (10 ч.). 7. Экспозиционная работа (10 ч.). 8. Культурно-массовая работа ( 6 ч.). 9. Подготовка музейной экскурсии.(10ч.) 10.Основные принципы подготовки и проведения экскурсии(3ч.) 11.Тема и цель экскурсий.( 1ч.) 12.Отбор экспонатов и составление маршрута.( 1 ч.) 13.Работа над содержанием экскурсии.( 4 ч.) 14.Экскурсионные методы и приемы.(1 ч.) 15.Отработка и сдача экскурсия. ( 3 ч.) Связующее звено комплексной программы «Краеведение» ключевые дела, которые является общими для всех учеников школы. 1.Операция Поиск (поисково-собирательская работа).Участие во всероссийской акции « Бессмертный полк» 2. Ежегодное участие в школьной научно-практической конференции « Интеллектуал» исследовательскими работами на тему краеведения 3.Итоговая выставка исследовательских, поисковых работ. 4. Встречи учащихся с ветеранами войны и труда, детьми участников Великой Отечественной войны. 5. Конкурс рисунков, посвященных 23 февраля и 9 мая. 6. Экологический трудовой десант. 7. Вахта памяти у обелиска погибшим в Великой Отечественной войне.

Литература.
1. Вансалова Е.Г. Музейный всеобуч: Методические рекомендации. – М., 1988. 2. Дрозд .Л. Подготовка детей младшего возраста к посещению музея. – Вып. 1.- СПб., 1991. 3. Зеленко А.У. Школьный музей. – М., 1927. 4. Музей и школа: Пособие для учителей,/ Сост. Э.А. Павлюченко. – М.: Просвещение, 1985. 5. Методические рекомендации по фондовой работе. Казань,


В раздел образования