Влияние информационных технологий на учебный процесс
Автор: Михалёва Ольга Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Краевое государственное казенное учреждение "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 1 г. Владивостока" Населённый пункт: Владивосток Наименование материала: статья Тема: Влияние информационных технологий на учебный процесс Раздел: среднее образование
ному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-
телей, № 1 г. Владивостока»
Влияние информационных технологий
на учебный процесс
Автор: Михалева О.Г.
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
Оглавление
Оглавление................................................................................................................................................. 2
Введение..................................................................................................................................................... 3
1.Современные информационные технологии в учебном процессе......................................................6
2.Влияние информационных мультимедийных технологий на формы и структуру методов обуче-
ния..............................................................................................................................................................
9
3.Возможности информационных технологий и их влияние на учебный процесс............................12
Вывод.......................................................................................................................................................
15
Список литературы..................................................................................................................................16
2
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
В в е д е н и е
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием
на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой дея-
тельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя
глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процес-
сов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становле-
ние новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информаци-
онно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изме-
нениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанны-
ми с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть аде-
кватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхо-
ждению ученика в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать
не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образова-
тельного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Для понимания роли информационных технологий в учебном процессе необхо-
димо разобраться с сутью этого понятия.
Технология в переводе с греческого означает "искусство", мастерство, умение.
Технология изменяет исходное состояние объекта.
Впоследствии термин "технология" перешел в сферу обработки информации, в
которой объектом является не материальный, а информационный продукт.
Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и
методов сбора, обработки и передачи информации.
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая
специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео сред-
ства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обуче-
ния, так как передача информации – это не передача знаний.
В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных тех-
нологий обучения:
Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию меха-
низма с помощью соответствующих компьютерных программ;
Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изуче-
нию нового материала с помощью различных средств, в том числе и
компьютера;
Изучение на базе компьютера – использование программных средств,
обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний
обучаемым.
Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии
специальной системы оценки качества усвоения знаний.
Компьютерные коммуникации – программные средства информационных тех-
нологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.
Таким образом, применение новых информационных технологий в образовании
имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство
3
Технология работы с графической
информацией
Технологии числовых
расчетов
Технология работы с
текстовой информацией
Мультимедиа технологии
Сетевые информационные
технологии
Технологии хранения,
поиска и сортировки
данных
ИТ
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с
компьютером предполагает и то и другое.
Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффектив-
ны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса по -
лучать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при мень-
ших затратах субъектов.
В
сфере
образования
понятие информационная
технология наиболее часто
стало
использоваться
с
момента
массового
внедрения
персональных
компьютеров
в
общеобразовательную школу (конец 80-х гг. прошлого века).
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают
компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и
программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и
получения информации.
Существуют различные классификации ИТ. Рассмотрим классификацию ИТ,
широко используемую в образовательной сфере.
Рис. 1. Классификация информационных технологий
Состав
программных
средств
конкретной
ИТ
зависит
от
архитектуры
компьютера и изменяется в соответствии с прогрессом в сфере разработки программного
обеспечения.
В
настоящее
время
наиболее
доступными
и
широко
применяемыми
в
обучении
программными
средствами
ИТ
являются
продукты
корпорации
Microsoft
®
.
Соответствие данных программных средств конкретным ИТ представлено в таблице 1.
Таблица 1. Соответствие данных программных средств конкретным ИТ
п/п
ИТ
Предоставляемые возможности
Программные
продукты
1.
Технология рабо-
ты
с
текстовой
информацией
Обработка текстовой и графической инфор-
мации, автоматизация процессов информаци-
онно-методического обеспечения, визуализа-
ция информации
MS Word, MS
Publisher
4
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
2.
Технология рабо-
ты с графической
информацией
Обработка графической информации, автома-
тизация
процессов
информационно-методи-
ческого обеспечения, визуализация информа-
ции
PaintBrush,
Paint
3.
Технологии
чи-
словых расчетов
Обработка числовой информации, создание
математических моделей, автоматизация про-
цессов вычислительной деятельности и обра-
ботки результатов эксперимента, автоматиза-
ция процессов информационно-методическо-
го обеспечения, организационного управле-
ния учебной деятельностью и контроля за ре-
зультатами усвоения
MS Excel
4.
Технологии
хра-
нения,
поиска
и
сортировки
дан-
ных
Архивное хранение больших объемов инфор-
мации
(текстовой,
числовой,
графической,
аудио и видео) с возможностью ее передачи,
создание информационных моделей, автома-
тизация
процессов
информационно-поиско-
вой деятельности, автоматизация процессов
информационно-методического обеспечения,
организационного управления учебной дея-
тельностью и контроля за результатами усво-
ения
MS Access
5.
Сетевые
инфор-
мационные
тех-
нологии
Легкий доступ к центральному банку дан-
ных, целенаправленный поиск информации
(текстовой, числовой, графической, аудио и
видео), передача информации и обмен сооб-
щениями
MS
I n t e r n e t
Explorer,
MS
Outlook
E x-
p r e s s ,
M S
Mail, MS Pub-
lisher
6.
Мультимедиа-
технологии
Одновременная работа с разнородной инфор-
мацией (текстовой, графической, аудио, ви-
део),
автоматизация
процессов
информаци-
онно-методического
обеспечения,
компью-
терная визуализация информации об объек-
тах или явлениях
M S
P o w e r -
Point
5
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
1.Современные
информационные
технологии
в
учебном
процессе
Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым
способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обу -
чения и развития. Этот способ позволяет ученику с интересом учиться, находить источни -
ки информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых
знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Основной вопрос компьютеризации образования - это вопрос о реформаторской
роли компьютеров в учебном процессе. Компьютеризация образования относится к числу
крупномасштабных инноваций, пришедших в последние десятилетия. В настоящее время
принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в
образовании:
использование компьютерной техники в качестве средства обучения, со-
вершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и
эффективность;
использование современных информационных технологий в качестве
инструментов обучения, познания себя и действительности;
рассмотрение компьютера и других современных средств информацион-
ных технологий в качестве объектов изучения;
использование средств новых информационных технологий в качестве
средства творческого развития обучаемого;
использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации
процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
организация коммуникаций на основе использования средств информа-
ционных технологий с целью передачи и приобретения педагогического
опыта, методической и учебной литературы;
использование средств современных информационных технологий для
организации интеллектуального досуга;
интенсификация и совершенствование управления учебным заведением
и учебным процессом на основе использования системы современных
информационных технологий.
Основные педагогические цели использования средств современных информа-
ционных технологий предоставлены в таблице2.
Таблица2. Основные педагогические цели использования средств современных
информационных технологий.
Интенсиф икация
в с е х
уровней
учебно-воспита-
тельного процесса за счет
применения средств совре-
менных
информационных
технологий
Развитие
личности
обучае-
мого, подготовка индивида к
комфортной жизни в усло-
виях
информационного
об-
щества
Работа на выполнение соци-
ального заказа общества
1.повышение
эффективно-
сти
и
качества
процесса
обучения;
1.развитие различных видов
мышления;
2.развитие
коммуникатив-
1.подготовка
информацион-
но грамотной личности;
2.подготовка
пользователя
6
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
2.повышение
активности
познавательной
деятельно-
сти;
3.углубление
межпредмет-
ных связей;
4.увеличение объема и оп-
тимизация
поиска
нужной
информации.
ных способностей;
3.формирование
умений
принимать оптимальное ре-
шение или предлагать вари-
анты решения в сложной си-
туации;
4.эстетическое
воспитание
за
счет
и с п о л ь з о в а н и я
компьютерной графики, тех-
нологии мультимедиа;
5.формирование
информа-
ционной
культуры,
умений
осуществлять обработку ин-
формации;
6.развитие
умений
модели-
ровать задачу или ситуацию;
7.формирование
умений
осуществлять
эксперимен-
тально–исследовательскую
деятельность.
компьютерными
средства-
ми;
3.осуществление
профори-
ентационной работы в обла-
сти информатики
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени
адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям образования:
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объ-
яснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали со-
ставной частью учебного процесса, рассмотрим классификацию функций компьютера в
процессе обучения(рис.2).
Рисунок 2. Функций компьютера в процессе обучения.
7
Ф у н к ц и и
компьютера
в
п ро це с с е
обуч е ни я
у ч и
т е л
ь
объ ект
о бу ч е ни
я
сот рудн ичаю
щ е го
коллектива
до су говая
(игрова я)
с р ед а
р а б оч и й
и н ст руме
н т
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
В функции учителя компьютер представляет:
источник учебной информации (частично или полностью заменяющий
учителя и книгу);
наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями
мультимедиа и телекоммуникации);
индивидуальное информационное пространство; тренажер;
средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
средство подготовки текстов, их хранения;
текстовый редактор;
графопостроитель,
графический редактор;
вычислительная машина больших возможностей (с оформлением ре-
зультатов в различном виде);
средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
программировании, обучении компьютера заданным процессам;
создании программных продуктов;
применении различных информационных сред.
Досуговая среда организуется с помощь:
игровых программ;
компьютерных игр по сети;
компьютерного видео.
Сотрудничающий коллектив воссоздаётся компьютером как следствие комму-
никации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в INTERNET.
В настоящее время использование компьютерных технологий в процессе обу-
чения становится основным средством достижения наиболее приоритетных образователь-
ных целей. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет фор-
мировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учаще -
гося, удовлетворять её познавательные интересы.
Применительно к инновационным процессам с учетом их специфики, компью-
терные технологии понимаются как система методов и способов сбора, передачи, накоп -
ления, обработки, хранения и использования информации на основе применения совре-
менных компьютерных и других технических средств обучения.
8
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
2.Влияние
информационных
мультимедийных
технологий
на
формы
и
структуру
методов
о б у ч е н и я .
В педагогической деятельности среди информационных технологий особое
место занимают так называемые мультимедийные технологии.
Во
многих
работах
информационные
и
мультимедийные
технологии
отождествляются, но все же, на взгляд автора, мультимедийные технологии являются
подмножеством информационных.
Можно отметить метод проектов как наиболее перспективную педагогическую
технологию,
которая
позволяет
раскрыть
наиболее
полно
творческие
способности
школьников,
сформировать
умение
ориентироваться
в
огромном
море
информации,
акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения.
Безусловно,
метод
проектов
требует
высочайшей
квалификации
учителя,
творческого подхода к школьной программе, умения агрегировать знания по нескольким
предметам и, конечно, организаторских способностей. Использование информационных
технологий при проведении проекта и, безусловно, при разработке материалов для него,
стало
определяющим,
вдохнуло
новую
жизнь в известную уже давно проектную
методику.
Главными
составляющими
м е т о д а
п р о е к т о в
я в л я ю т с я
исследовательская
работа
учащихся
и
оценка этой деятельности.
И з
в с е х
и н с т р у м е н т о в
познания
мультимедиа
наилучшим
образом
позволяет
представлять
знания
различными
способами,
включая
все
модальности
восприятия.
Работая
с
мультимедиа
инструментарием
ученики
получают
в
распоряжении
богатейший
арсенал
для
самовыражения
изучаемого
материала.
Мультимедиа
реализует
более
творческий
подход
к
процессу
усвоения
и
представления знаний.
Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в про-
цессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-
проектов. Одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самосто -
ятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, ин-
тегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные и прочие ме -
тодики.
Наиболее прогрессивные возможности мультимедиа заключаются в использо-
вании их в учебном процессе в качестве интерактивного многоканального инструмента
познания. Исследовательский, проектный подход в системе обучения учащихся, разра-
ботка ими собственных мультимедиа/гипермедиа проектов, постоянное использование
мультимедиа учебного назначения по всем блокам дисциплин общекультурной и предмет-
ной подготовки, позволяют трансформировать традиционный процесс обучения в развива-
ющий и творческий.
Информационные технологии позволяют дать ученикам уникальную возмож-
ность самим в процессе обучения независимо от преподавателя узнать новое понятие, под-
9
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
метить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают
математические вопросы.
Умение пользоваться методом проектов— показатель высокой квалификации
преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти
технологии относят к технологиям XXI века, предполагающим прежде всего умение адап-
тироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриально-
го общества. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу
только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых
проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия ин-
формации как для обучающегося так для обучающего. И в связи с этим фактом следует от -
метить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер
подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения
Появляются возможности использования методического приема делай как я –
речь идет о совместной деятельности учителя и ученика.
Или вариант презентация не доводится до конца, а предлагается ученику само-
му иллюстрировать текст.
Находят широкое применение игровые методы обучения.
Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические струк-
туры, способствующие восприятию и запоминанию материала, например подведение ито-
гов в каждой презентации предваряется определенным звуком или мелодией, настраиваю-
щими обучаемого на определенный вид работы.
Наиболее эффективно использование комбинированных методов обучения.
На занятиях рекомендуется сочетать как традиционные формы обучения (бесе-
да,
лекция,
самостоятельное
изучение,
групповое
занятие
с
наглядным
показом
на
компьютере), так и различные новые формы организации учебной деятельности (метод
проектов, работа в малых группах, игровые методы, широкое использование индивидуали -
зированных
обучающих
программ,
обучающее
тестирование).
Разумным
и
целесооб -
разным является использование творческого потенциала обучаемых. Организация работы
обучаемых по созданию, разработке и дизайну конкретных Web-страниц способствует зна -
чительной активизации их познавательной деятельности. Данная работа сопровождается,
как правило, глубокой внутренней мотивацией, позволяет связать между собой преподава -
телей и обучаемых, проявить смекалку и фантазию, добиться самовыражения.
Наиболее продуктивными и перспективными направлениями использования
Интернет обучаемыми являются: межличностное общение, поиск дополнительной инфор -
мации по различным учебным дисциплинам, ознакомление с образовательными проекта-
ми, самостоятельное изготовление Web-сайтов.
Таким образом, на смену традиционным технологиям обучения должны придти
новые информационные развивающие педагогические технологии. С их помощью на уро -
ках должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность учителя и уча-
щихся в которых основана на использовании современных информационных технологий,
и носит исследовательский, эвристический характер. Для успешного внедрения этих тех -
нологий учитель должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать
структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; опи-
сывать объекты и явления путем построения информационных структур; проводить и ор -
ганизовывать поиск электронной информации; четко и однозначно формулировать пробле-
му, задачу, мысль и др.
10
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
Интенсивное развитие вычислительной техники (которое по своей внутренней
природе, как ни парадоксально, является экстенсивным, согласно закону Мура), а вместе с
этим и программного обеспечения на сегодняшний день предъявляет совершенно особые
требования к подготовке педагогов, как в практическом, так и в теоретическом планах.
Ведь преподавателю, решающемуся на использование мультимедиа средств на уроке, не
следует
думать,
что
с
появлением
компьютера
и
проектора
произойдет
чудо.
В
образовании
чудес
не
бывает,
как
в
любой
практической
сфере
деятельности.
Действенный инструмент в неумелых руках приобретает обратные свойства, начинает
мешать, отягощать и запутывать. Применяя, компьютер на занятиях следует реально
отдавать себе отчет в том, какая преследуется цель и какие средства для ее реализации
необходимо привлечь.
Необходимо
отметить
и
тот
факт,
что
хотя
большинство
публикаций
по
тематике
использования
информационных
технологий
выдержано
в
превосходной
степени,
все
же
редко,
но
встречаются
работы,
которые
отмечают
негативную
роль
использования
компьютера
в
обучении.
Методы
обучения
имеют
тесную
связь
с
характером подачи и восприятия информации как для обучающегося так для обучающего.
И
в
связи
с
этим
фактом
следует
отметить,
что
использование
мультимедийных
технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на
методы обучения.
Бесспорно,
что
мультимедийные
технологии
обогащают
процесс
обучения,
позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной
информации большинство чувственных компонент обучаемого. Так согласно Г. Кирмайеру
при использовании интерактивных мультимедийных технологий в процессе обучения доля
усвоенного материала может составить до 75%. Вполне возможно, что это, скорее всего,
явно
оптимистическая
оценка,
но
о
повышении
эффективности
усвоения
учебного
материала,
когда
в
процесс
восприятия
вовлекаются
и
зрительная
и
слуховая
составляющие было известно задолго до появления компьютеров.
Мультимедийные технологии превратили
у ч е б н у ю
н а гл я д н о с т ь
и з
с т а т и ч е с ко й
в
динамическую,
то
есть
появилась
возможность
отслеживать
изучаемые
процессы
во
времени.
Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–
образовательное
телевидение,
но
у
этой
области
наглядности
отсутствует
аспект,
связанный
с
интерактивностью. Моделировать процессы, которые
развиваются
во
времени,
интерактивно
менять
параметры
этих
проце ссов,
очень
ва ж н о е
дидактическое
преимущество
мультимедийных
обучающих
систем.
Тем
более
довольно
много
образовательных
задач
связанных
с
тем,
что
демонстрацию
изучаемых
явлений
невозможно
провести в учебной аудитории, в этом случае средства
мультимедиа являются единственно возможными на
сегодняшний день.
Разумеется, еще рано делать окончательные выводы о степени влияния мульти-
медийных технологий на образовательную область в целом, хотя бы потому, что времен-
ной интервал существования этих технологий не сопоставимо мал в сравнении со време-
нем развития общей педагогической науки. Но все же вполне возможно отследить некото-
рые тенденции, которые начинают проявляться. Прежде всего, это связано с возникнове-
нием так называемых «информационных сред обучения» и «виртуальных образовательных
11
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
пространств», «которые строятся по системе ученик–посредник–учитель, где в качестве
посредника выступают современные средства информационных технологий.
12
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
3.Возможности информационных технологий и их влия-
ние на учебный процесс
Современные информационные технологии предоставляют огромные возмож-
ности для развития процесса образования. Информационные технологии позволяют реа-
лизовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На
занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с
учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей
схеме.
Информационные технологии можно использовать как для очного, так и для
дистанционного обучения; в условиях как городской, так и сельской школы. Они дают воз -
можность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в еди-
ное мировое информационное пространство. Применение компьютерных технологий поз-
воляет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совер -
шенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профес -
сиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство
предъявляет к школе.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирова -
ния устойчивых познавательных интересов, выделим увлеченное преподавание, новизну
учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшими, показ
практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учени -
ков, использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередование форм и методов
обучения, проблемное обучение, эвристическое, обучение с компьютерной поддержкой,
применение мультимедиа-систем, использование интерактивных компьютерных средств,
взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений
обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим со-
бой), создание положительного микроклимата, доверие к обучаемому, педагогический такт
и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым, гуманизация
отношений и т. д.
В условиях свободного, неограниченного доступа учащихся к информации ста -
нет практически невозможным привычное сейчас обучение всех на основе одного учебно -
го плана и единых, так называемых "базовых" программ. Учителю придется принять в ка -
честве реальности тот факт, что объем знаний, доступных ученику, действительно неис-
черпаем и, что ученик может знать по той или иной дисциплине значительно больше
предусмотренного программой, но только в таком направлении, которое в этой программе,
возможно, вообще не затрагивалось. Современный компьютер имеет великолепную воз-
можность взять на себя рутинную работу по непосредственной передаче знаний и фактов,
полной или частичной проверке полноты и прочности их усвоения, а также по отработке
многих стандартных умений и навыков.
Педагог может уже сейчас переложить на компьютер значительную часть своей
работы. Однако именно в этом выражении и кроется одна из самых существенных оши-
бок. Речь должна идти не о том, чтобы просто передать свои функции машине ("спихнуть"
свою работу на ПК!), а о том, чтобы освободить время и силы учителя для выполнения за -
дач более высокого, специфически "человеческого" уровня, где компьютер пока бессилен.
Иными словами, в условиях компьютеризации коренным образом изменяются функции и
ученика, и учителя. Ученик - это очевидно - в значительной мере привыкает к самостоя-
тельной работе и начинает приобретать большую часть фактических знаний собственным
трудом.
Используя
системы
мультимедиа,
позволяющие
объединить
возможности
компьютера и знания учителя, стало возможным создание электронных учебников, кото-
13
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
рые более наглядно, красочно и с мобильным доступом информации предстанут перед
учениками. Содержание учебника включает в себя такие разделы как: теоретическая часть,
контрольные задания, лабораторные работы, курсовые работы, вопросы для самопро-
верки, что присуще и традиционному учебнику, но электронный учебник более компактен
(его объем позволяет полностью разместиться на одном диске), в содержании его могут
использоваться видеофильмы и фрагменты звука, что придает ему большую привлекатель-
ность и оснащенность. В обращении он прост и позволяет ученику легко вернуться к той
информации, которую он не понял. Нажать кнопки клавиатуры гораздо быстрее и проще,
чем перелистывать страницы учебника назад. Такое новое школьное пособие проявляет у
учеников большой интерес к учебе и желание изучать предмет в более углубленной форме,
что, несомненно, сказывается на их уровне знаний. Способ ведения урока, когда учитель
связан с каждым учеником класса единой компьютерной сетью, позволяет учителю более
детально и персонально подойти к вопросу обучения ученика, проверить его уровень зна-
ний и наверстать "пробелы" в его знаниях.
Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и
компьютера,
а
также
поиск
эффективных
методов
применения
информационных
технологий
приобретают
в
настоящее
время
особую
актуальность.
Применения
компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные
стороны.
В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии
влияют
на
формирование
теоретического,
творческого
и
модульно-рефлексивного
мышления обучаемых, что компьютерная визуализация учебной информации оказывает
существенное влияние на формирование представлений, занимающих центральное место
в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и-процессов в
памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному
понимании.
Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с
компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость,
склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение
социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса
работы
получению
результата,
а
также
интровертированность,
погруженность
в
собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к
конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности.
Компьютерные игры, наиболее популярная сфера применения ЭВМ, могут
выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль психологического тренинга,
и таким образом учить человека способам разрешения проблем.
Особое значение в жизни человечества в настоящее время отводится Интернет–
технологиям.
Интернет
превратился
в
предмет
интегративных
междисциплинарных
исследований, в проведении которых объединены усилия специалистов в таких областях
гуманитарного знания, как психология, социология, теория коммуникативных процессов,
политология,
лингвистика,
педагогика,
культурология
и
др.
Интернет–технологии
рассматриваются как средство общения и как способ получения информации. Специфика
общения
посредством
Интернета
состоит
в
его
анонимности,
возможности
«проигрывания» разных ролей и экспериментирования с собственной идентичностью.
«Игры с идентичностью», появление множества самопрезентаций у одного субъекта --
виртуальный аналог множественной личности. К числу основных мотивов, побуждающих
пользователей
обращаться
к
Интернету
относятся:
деловые,
познавательные,
коммуникативные, рекреационные и игровые, потребность ощущать себя членом какой-то
группы, а также мотивы, сотрудничества, самореализации и самоутверждения .
14
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
Внедрение современных информационных технологий в образование дает воз-
можность выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса.
При выборе необходимо учитывать их соответствие индивидуальным качествам обучае -
мых и специфическим особенностям конкретных предметных областей .
Использование современных телекоммуникационных технологий в процессе
обучения может обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информа -
ции наравне, а иногда и более интенсивно и эффективнее, чем при традиционном обуче -
нии.
15
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
Вывод
В данной работе мы рассмотрели особенности влияния информационных тех-
нологий в учебный процесс и их влияние на качество знаний учащихся.В ходе написания
нами изучена литература и электронные ресурсы сети Интернет, в которых в большей сте-
пени освещались вопросы информатизации и влияния обозначенного процесса на качество
образования.
Мы выяснили, для эффективного использования различных средств информа-
ционных технологий в образовательном процессе необходимо знать их дидактические воз -
можности и учитывать основные дидактические требования, предъявляемые к ним. Широ-
кое применение информационных технологий и взгляд на компьютер как на новое сред -
ство обучения, свидетельствует о необходимости предъявления специфических требова-
ний к педагогам.
В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую
часть в современном обществе, использование современных информационных технологий
в
учебном
процессе
позволяет
обеспечить
будущее
страны
грамотным
поколением,
способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук, а также способствует
повышению познавательного интереса учащихся в учебной деятельности.
16
Влияние информационных технологий на учебный процесс Михалева О.Г.
Список литературы
1.
Домрачев, В.Г. О классификации компьютерных образовательных информацион-
ных технологий [Текст]/В.Г.Домрачев, И.В.Ретинская // Информационные техноло-
гии. – 1996
2.
Зайцева, Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учеб-
ном процессе и проблемы его методического обеспечения [Текст]/Л.А.Зайцева. –
М.: Просвещение, 2003.
3.
Гусев,
В.В.
Информационные
технологии
в
образовательном
процессе
[Текст]/В.В.Гусев, П.И.Образцов, В.М.Щекотихин. - Орел: ВИПС, 1997
17