Напоминание

Комплексная программа "Моя самостоятельная жизнь"


Автор: Гусакова Елена Геннадьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ "Детский дом № 10" г.Комсомольска-на-Амуре
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комплексная программа "Моя самостоятельная жизнь"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1 УТВЕРЖДАЮ И.о.директора КГКУ Детский дом 10 _________ Т.В. Маразанова «____»_________2016 года Краевое государственное казённое учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 10»
Комплексная программа

социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей с 16 до 23 лет

«Моя самостоятельная жизнь»
Составили: Гусакова Е.Г. социальный п ед а го г, руководитель Службы постинтернатного сопровождения; Багаева Е.Э. педагог-психолог
город Комсомольск-на-Амуре
Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол № _____ «____»_______________ 2016 г.
2
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Пояснительная записка 2. РАЗДЕЛ 1. Подготовительно-ориентационный 3. РАЗДЕЛ 2.Социально-психолого - педагогическая диагностика 4. РАЗДЕЛ 3.Профессиональная и трудовая деятельность 5. РАЗДЕЛ 4. Социальное воспитание и обучение 6. Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Постинтернатная адаптация выпускников детских домов является серьезной проблемой для современного общества и ее решение занимает одну из важных направлений в социальной политике нашего правительства. Необходимость
3 решения проблемы отражена в Послании Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному собранию. Несмотря на то, что в интернатных учреждениях педагогический персонал готовит воспитанников к выпуску, формирует социально-правовые, бытовые, коммуникативные навыки, они по-прежнему с трудом интегрируются в социум (не умеют наладить свой быт, нерационально распоряжаются деньгами, неспособны организовать свой досуг и т.д.). Это связано с особенностями жизнедеятельности детского дома, нацеленного не на формирование у воспитанников мотива научиться социальным навыкам, а на их пассивное приобретение, без осознания их необходимости приобретения в жизни. У воспитанника, находящегося на полном государственном обеспечении не формируются качества самостоятельного и ответственного человека. Как показывает опыт работы Службы - постинтернатная жизнь высвечивает сформированные у большинства выпускников стойкие иждивенческие установки, затрудняющие процесс адаптации. Исходя из вышесказанного, мы разработали программу, которая направлена на: - постепенное формирование мотива приобретения социальных навыков, необходимых в самостоятельной жизни; - расширение представлений о своем месте в современном обществе в качестве семьянина, работника, потребителя различных услуг; - создание условий для профессионального самоопределения и становления. - укрепление прежних и создание новых социальных контактов - приобретение опыта взаимодействия с государственными институтами. На наш взгляд, программа способствует решению проблем социально- психологического характера: 1. Снижение у выпускников тревожности по поводу выпуска из детского дома в профессиональное образовательное учреждение; 2. Здоровьесберегающее интегрирование выпускников - студентов в новые группы сверстников; 3. Постепенное формирование чувства уверенности в способности самостоятельного проживания (как устроиться на работу, как заплатить за квартиру, куда обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации и др.); 4. Овладение навыками грамотного взаимодействия с работниками социальных учреждений Программа охватывает следующие периоды жизни выпускников – 1) Их предвыпускное пребывание в детском доме, 2) Период интеграции выпускников в СПО с проживанием в детском доме 3) Самостоятельная жизнь в общежитии или в закрепленном жилье, с дальнейшим обучением в СПО, ВПО
4 4) Период выпуска студентов из СПО и ВПО и их интеграцию в современное общество
Возраст выпускников
: 16-23 года.
Цель:
освоение социальных ключевых компетенций выпускников в различных сферах жизнедеятельности, необходимых для интеграции в современное общество.
Социальные

ключевые компетенции

Сферы жизнедеятельности

выпускника
усвоение современных способов приобретения знаний; сфера самостоятельной профессионально-обучающей деятельности выполнение ролей гражданина, семьянина, потребителя, работника сфера гражданско-правовой и трудовой деятельности создание и поддержание быта, семейного устройства, собственного здоровья сфера личной жизни разумное использование свободного времени, культурно-, оздоровительное содержание досуговых мероприятий, духовно и интеллектуально обогащающих личность. сфера досуговой деятельности Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи

:
1. Создание эффективного образовательного пространства в Службе постинтернатного сопровождения выпускников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом № 10, за счет привлечения к сотрудничеству специалистов различного профиля – педагогов Детского дома № 10 и СПО, ВПО, психологов, медицинских и юридических работников и др. и межведомственного взаимодействия 2. Содействие адаптации выпускников к новым условиям профессионального образования. 3. Организация гражданско-правового просвещения выпускников
5 4. Включение выпускников во взаимодействие с учреждениями социума; 5. Приобщение к трудовой деятельности 6. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Ожидаемые результаты:
1 . Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни; 2. Профессиональная и трудовая самореализация выпускников детского дома; 3. Развитое самосознание, ответственность, умение строить планы 4. Получение новых данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников 5. Умение взаимодействовать в социуме.
Принципы, на основе которых реализуется программа
Принцип гуманизма Принцип индивидуального личностного подхода Принцип деятельности Принцип систематичности и последовательности Принцип межведомственного взаимодействия
Методологические основы программы

-
личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);
-
концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическую основу

программы составили
: гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.); теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);
6 теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.); положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.); концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально- педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.); исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).
Программа основывается на социально - педагогических технологиях:
Технология педагогической поддержки - О.С. Газман Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов – В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.
Методы работы:
теоретические методы: анализ научной литературы, моделирование процесса социально-педагогической деятельности методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности); практические методы: социально - психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание); метод социологического анализа по адаптации выпускников; методы воспитания и коррекции: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);
Формы работы:
o индивидуальное консультирование, o контактирование по телефону, o оказание психологической помощи, o занятия-тренинги, o занятия- практикумы o культмассовые мероприятия
7 o посещение выпускников на дому o информационные встречи o круглые столы o экскурсии и др.
Условия реализации Программы
Для осуществления данной программы Служба располагает необходимой научно-методической и материально-технической базой, кадровым и финансово- экономическим обеспечением.
Научно-методическая база
1. Наличие пакета документации по организации работы с выпускниками. 3. Банк данных выпускников детского дома. 4. Методические разработки. 5. Участие Службы в семинарах- совещаниях, методических объединениях городского и краевого уровней по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников.
Материально-техническая база
Наличие кабинета социального педагога, кабинет психолога, кабинет Службы постинтернатного сопровождения выпускников, медицинский блок (изолятор, процедурный кабинет), комната психологической разгрузки.
Кадровое обеспечение
o Социальный педагог – 2 чел. o Педагог-психолог – 1 чел o Привлеченный к сотрудничеству педагогический персонал детского дома
Финансово-экономическое обеспечение
1. Финансирование оплаты труда сотрудников Службы из бюджета детского дома. 2.Привлечение внебюджетных средств и спонсорского финансирования для реализации плана мероприятий Программа имеет следующие разделы:
8
РАЗДЕЛ 1. Подготовительно-ориентационный.

Программа «Школа выпускника» (приложение 1)

Цель
– накопление воспитанниками в предпостинтернатный период знаний, умений и навыков, ориентирующих на организацию самостоятельной жизни
Содержание подготовительно-ориентационной деятельности
№ Тема занятия Цель Содержание
Здравоохранение
1 «Как общаться с медицинским персоналом» Приобрести навыки грамотного взаимодействия с медсестрой, врачом в случае болезни Ролевые игры: o Звонок в Скорую помощь o Приход в поликлинику o Практическое задание «Симптомы и врач» 2 «Помоги себе сам» Узнать о медицинской помощи до прихода врача o Аукцион «Знатоки здоровья» o Практикумы: «Что лишнее в домашней аптечке» и «Окажи первую помощь» o Гость с беседой «Народная помощь» 3 «Медицинские учреждения» Расширить знания о назначении медицинских учреждениях o Экскурсия в поликлинику № 5 o Посещение Семейной аптеки 4 «Мои права на медицинские услуги» o Приобрести знания о социальных правах на медицинское обслуживание детей-сирот o Мини лекция о правах на медицинское обслуживание o Презентация «Путёвка в санаторно- профилактическое учреждение»
Хозяйственно-бытовая деятельность
5 Кулинарное занятие «Денег мало, а кушать хочется» П р и о б р е т е н и е о п ы т а приготовления сытной еды в условиях о г р а н и ч е н н о го запаса продуктов и денег o Экскурс в историю «Происхождение макарон по- флотски» o Практикум «Готовим макароны по- флотски» o Практикум «Что нашли в холодильнике…» 6 «Доходы и расходы» Узнать о понятии «домашний бюджет», о видах домашних расходах и научиться рациональным способам ведения домашней бухгалтерии. o Вопросник «Мои расходы и доходы» o Ролевая игра «Домашний бухгалтер» 7 «Жилищно- коммунальная система» Познакомиться со службами ЖКХ и стоимостью оказываемых им услуг. o Беседа « Я плачу по счетам» o Практикум «Оформление жилищно-коммунальных квитанций» 8 «Техника безопасности в твоем жилище» Приобрести знания о соблюдении техники безопасности при o Беседа «Виды чрезвычайных ситуаций в домашних условиях и помощь городской аварийной
9 обслуживании сантехники, электричества, газового оборудования и т. п. службы» o Практикум «Что делать, если…?» 9 «Мелкий ремонт квартиры» Приобрести первый опыт несложного косметического ремонта o Практикум «Затирка стен и клейка обоев»
Социально-правовая грамотность
1 0 «Твои законные права и интересы» Повысить личную социально- правовую грамотность как детей-сирот o Викторина «Необходимые документы после выпуска» o Практическое задание «Где я могу защитить свои права?» 1 1 «Мои социальные гарантии Повысить свою социально- правовую грамотность o Обзорная презентация «Государственная помощь детям- сиротам» o Практикум «Как писать исковые заявления, жалобы и т. п.» 1 2 «Закон и мы» Повысить юридическую грамотность и ответственность за свое поведение, разрушение ложных стереотипов о криминальной романтике o Вопросник «Преступление и наказание» o Тренинг «За что я в ответе?» 1 3 «Мое право на жилое помещение» Приобщение воспитанников к решению будущих жилищных проблем o Мини-лекция о жилищных правах выпускников o Круглый стол вопросов и ответов 1 4 « Ты перед выпуском » Приобретение знаний о документах, необходимых в самостоятельной жизни (паспорт, снилс, медицинский полис и др.) o Беседа «Твои документы на руках» o Упражнение «Исключи лишний документ» 1 5 «Паспорт – главный документ» Приобретение практических знаний об алгоритме шагов для восстановления документа o Практикум «Если ты потерял паспорт…»
Профориентация
1 6 «Предприятия города» Расширить представления о ведущих, градообразующих предприятиях Комсомольска на Амуре o Аукцион «Все, что ты знаешь о своем профессиональном будущем» o Демонстрация фильма о Судостроительном заводе 1 7 «Профессиональн ые учебные заведения нашего города» Помочь сориентироваться выпускнику в выборе того или иного профессионального учебного заведения o Презентация «Начальное профессиональное образование для тебя, выпускник» o Опросник Успенского «Для выявления готовности к выбору профессии» 1 8 Трудоустройство - Приобретение опыта собеседования в моделируемой ситуации o Вопросник «Что ты знаешь о правилах собеседования?» o Практикум «Я на собеседовании»
10
РАЗДЕЛ 2 Социально-психолого - педагогическая диагностика

Цель –
выявление факторов, способствующих и затрудняющих процесс адаптации выпускников Тематический план мероприятий № п\ п Наименование направлений деятельности Содержание деятельности Сроки 1 Социальная ситуация выпускника - система отношений субъекта в социальной действительности, реализуемой им в совместной деятельности с другими людьми. Выявление основных параметров самостоятельного проживания (образование, работа, возможности проведения досуга и пр.), необходимых для; На основе результатов диагностики составляется карта мониторинга социальной ситуации Каждые полгода 2 Возможные отклонения от социальных норм и правил и причин, их вызывающих -Изучение уровня развития социального поведения -Выявление причин, вызывающих отклонение и уровень отклонения от социальных норм. Педагог-психолог производит анализ его ролевых предпочтений, степень усвоения новых социальных ролей (студента, молодого родителя и др.) В течение года 3 Навыки межличностного взаимодействия Изучаются коммуникативные навыки (умение слушать собеседника, выражать свои чувства, сохранять отношения и др.) В течение года 4 Развитость "социальной сети" выпускника Изучение структура сети, качество эмоциональных отношений ее агентов, выявление референтных для Каждые полгода
11 выпускника людей 5 Адекватность самооценки личности Выявление уровня притязаний и степень высота самооценки 1раз в год 6 Профессиональное самоопределение успешность профессионального обучения, активность во время поиска работы и т.п.) В течение года 7 Навыки целеполагания Изучение способности планировать будущее, строить разумные краткосрочные планы 1 раз в полгода 8 Эмоциональная устойчивость собеседование с выпускником и представителями его ближайшего окружения, наблюдение за его поведением в условиях трудной жизненной ситуации 1 раз в полгода 9 Индивидуальные особенности Тесты и методики, определяющие индивидуальные особенности выпускника В течение года
Содержание диагностической деятельности по направлениям

Социальная ситуация выпускника
Данная процедура осуществляется с регулярностью в каждые полгода сопровождения выпускника, что позволяет увидеть динамику изменений в его социальной ситуации. На основе результатов диагностики составляется карта мониторинга социальной ситуации по следующим разделам: Останина
Отклонения от социальных норм и правил
Изучение происходит с помощью собеседование с выпускником, наблюдения за его жизнедеятельностью и контактирования с его ближайшим окружением (соседями, педагогами ПОУ., сотрудниками общежитий) и специалистами медицинских учреждений.
Навыки межличностного взаимодействия
Изучение происходит посредством наблюдений, опросов педагогов Детского дома, ПОУ и теста коммуникативных умений Михельсона
Развитость "социальной сети" выпускника
Изучение осуществляется с помощью Цветового теста отношений (методическая основа данного теста цветоассоциативный эксперимент. А.М.Эткиндома). Результаты фиксируются в социальной карте, что позволяет увидеть расширение ее
12 структуры, качество и эмоциональную полярность взаимоотношений с ближайшим окружением.
Адекватность самооценки личности
– Школа самооценки и уровня притязаний Т.Дембо и С.Я. Рубинштейн
Профессиональное

самоопределение

-
собеседование с выпускником и педагогами ПОУ, наблюдение за его учебной и профессиональной деятельностью
Навыки целеполагания
- собеседование с выпускником и представителями его ближайшего окружения, наблюдение за его поведением, диагностика по методике «Ценностные ориентации»
ав.Милтон Рокич

Эмоциональная устойчивость
собеседование с выпускником и представителями его ближайшего окружения, наблюдение за его поведением в условиях трудной жизненной ситуации, диагностика по тесту жизнестойкости
С.Мадди

РАЗДЕЛ 3. Социальное воспитание и обучение

Цель
– сформировать компетентность в вопросах организации различных сфер жизнедеятельности Тематический план мероприятий № п\ п Наименование направлений деятельности Содержание деятельности Сроки 1 Индивидуальное консультирование социального педагога Консультативная деятельность педагога- психолога, направленная на оказание помощи выпускникам , педагогическим работникам
Запросы:
полное отсутствие возможности проживать в жилом помещении; утеря необходимых документов; материальная сложная ситуация; отсутствие регистрации по месту пребывания беспокойство, страхи раздражительность;· суицидальные мысли; · игровая и другие зависимости;· недовольство семейным положением, самим собой; затруднения в общении со сверстниками; · тревога по поводу своей внешности и Постоянно
13 сексуальных отношений 2 Работа над реконструкцией социальной сети создание поддерживающего социального окружения, разъяснительная и мотивирующая работа - с выпускником о выстраивании взаимоотношений с его окружением 1 раз в неделю 3 Коррекция различных отклонений в поведении Организация интересного дела; Спортивно-оздоровительные мероприятия, культурный досуг, тренинги с применением оздоровительных технологий, встречи со специалистами краевого молодежного социального медико- педагогического центра 1 раз 3 месяца 4 Вхождение в роль семьянина мини-лекции на темы «Семья и брак», «Ответственный шаг в родительство и др., лекции со специалистами наркодиспансера, психодиспансера о разрушающем влиянии алкоголя, наркотиков, беспорядочных связей занятия-практикумы по усвоению эталонов мужского и женского типов поведения 1 раз в полгода 5 Формирование гражданско-правовых знаний - круглый стол «Вопросы и ответы» по правам и гарантиям в области профессионального образования, жилищно- коммунальных вопросов, трудоустройства, юридической помощи и др. - презентации и информационные встречи по вопросам защиты прав выпускников интернатных учреждений 1 раз в год
14 6  Формирование знаний и навыков по созданию собственного жизненного пространства и быта -консультирование по вопросам заполнения счетов и квитанций, оформление субсидий и др. - практикумы («Расходы- доходы», «Как составить бюджет на месяц» и др.); - посещение на дому по решению следующих вопросов: ведение домашнего хозяйства, осуществление ремонта, выполнение обязательств перед наймодателем и др. 1 раз в год 7 Развитие коммуникативной сферы жизнедеятельности – тренинги, развивающие коммуникативные навыки в партнерском взаимодействии,, техники снижения эмоционального напряжения, развитие способности к эмпатии, досуговые мероприятия направленные отработку навыков общения 1 раз в полгода 8 Формирование знаний о сохранении психо- физического здоровья, гигиене тела встречи со специалистами краевого молодежного социального медико- педагогического центра (КГКУ КМСМПЦ) об особенностях психо-физиологических изменений происходящих в организме молодого человека (группы юношей и девушек); беседы в небольших группах по формированию ответственного партнерства; - занятия-практикумы со специалистом салонов красоты; - культурные и спортивные мероприятия 1 раз в год
Содержание социального воспитания и обучения по направлениям:

15
Индивидуальное консультирование
осуществляется социальным педагогом и педагогом-психологом в затруднительных жизненных ситуациях с целью осознания выпускником проявленных им ошибок социального поведения и в выработке стратегий поведения, способствующих выходу из затруднительной жизненной ситуации. Консультация психолога необходима когда выпускники ощущают: беспокойство, страхи или бессилие; раздражительность;·плохое настроение, бессонницу; суицидальные мысли; ·игровую и другие зависимости;·чувство неудовлетворения жизнью, работой, семейным положением, самим собой; чувствуют себя непонятными в своем окружении и семье; страдают от недостатка уверенности в себе; испытывают затруднения в общении со сверстниками; сомневаются в своих способностях; боятся будущего, тревожатся по поводу своей внешности и сексуальных отношений; испытывают дефицит любви, плохо учатся.
Работа над реконструкцией

или созданием поддерживающего социального

окружения
, направлена на нормализацию и обогащение отношений с агентами социальной сети. Проводится двухсторонняя разъяснительная и мотивирующая работа - с выпускником о выстраивании взаимоотношений с его окружением и с его близкими людьми, способными оказать ему моральную поддержку;
Формы работы:
- вечер «Встреча выпускников», - тематические мероприятия с молодыми мамами и их детьми («Сказка приходит к нам», «Я играю с ребенком», Фольклорный праздник и др.) : - телефонные переговоры с родственниками и другим близким окружением - совместный досуг с членами семьи, друзьями - тренинги по развитию коммуникативных навыков с окружающими людьми
Коррекция различных отклонений в поведении
происходит за счет: -компенсации пробелов и недостатков в духовном мире за счет организации интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.; - постоянной стимуляции положительных качеств, имеющих социальную значимость; -накопления навыков нравственного поведения, -активизации личностного роста - создание условий для формирования здоровых привычек - осознанию ценности своего Я через принятие своего тела разума, эмоций - тренинговую работу с установками и целеполаганием
16 o
Вхождение в роль семьянина
формируется за счет приобретения знаний о семье, выстраивание «модели семейного поведения», ролей молодого родителя, супруга, о регулировании семейных отношений.
Формы работы:
-мероприятия общественно-полезной направленности, - беседы - занятия-практикумы по формированию социальных норм и правил поведения - лекции со специалистами наркодиспансера, психодиспансера - тренинги по усвоению эталонов мужского и женского типов поведения, просмотр психологических фильмов, практикумы, индивидуальные консультации, привлечение агентов социальной сети для сотрудничества в решении проблем выпускника и к участию в досуговых мероприятиях (друзья, родственники, дети ).
Формирование гражданско-правовых знаний
- консультирование по вопросам защиты прав выпускников интернатных учреждений - круглый стол «Вопросы и ответы» по правам и гарантиям в области профессионального образования, жилищно-коммунальных вопросов, трудоустройства, юридической помощи и др. - презентация «Твое право на жилье»
Формирование знаний и навыков по созданию собственного жизненного

пространства и быта
Консультации по вопросам ведения домашнего хозяйства, осуществления ремонта, выполнения обязательств перед наймодателем, заполнения счетов и квитанций, оформление субсидий и др. - практикумы («Расходы-доходы», «Как составить бюджет на месяц» и др.) - Домашнее визитирование
Развитие коммуникативной сферы жизнедеятельности
Выходя из детского дома, юноши и девушки сталкиваются с задачей построения взаимоотношений с людьми иного социального круга в условиях не привычных для них. Направления работы предполагают освоение коммуникативных навыков в партнерском взаимодействии, отработку навыков общения, активного слушания, техники снижения эмоционального напряжения, обучение формам поведения и поиску конструктивных путей решения в конфликтных ситуациях, развитие способности к эмпатии.
Формирование знаний о сохранении психо-физического здоровья, о гигиене
- встречи со специалистами краевого молодежного социального медико- педагогического центра (КГКУ КМСМПЦ) об особенностях психо-
17 физиологических изменений происходящих в организме молодого человека (группы юношей и девушек) - тренинги, формирующие отрицательное отношение к злоупотреблению алкоголем, наркотиками - беседы в небольших группах по формированию ответственного партнерства - занятия-практикумы со специалистом салонов красоты - занятия-практикумы для укрепления здоровья с применением психо- физиологических технологий - культурные и спортивные мероприятия
РАЗДЕЛ 4. Профессиональная и трудовая деятельность

Цел

ь:
формирование мотива на профессиональное определение и трудовую деятельность выпускников СПО и ВПО Тематический план мероприятий № п\ п Наименование направлений деятельности Содержание деятельности Сроки 1 Групповые экскурсии на предприятия города и профессиональные учебные заведения Изучение истории предприятий, направление его видов деятельности, продукции 1 раз в год 2 Совместная культурно- досуговая и спортивная деятельность предвыпускников детского дома и студентов СПО Создание сообщества предвыпускников детского дома и студентов СПО на основаниях товарищеского интереса к друг другу, общего совместного досуга, расширения круга позитивного общения 1 раз в квартал 3 Индивидуальные консультации по вопросам профессиональной ориентации Формирование ориентации на ту или иную профессию через анализ своих способностей По запросам 4 Практикум по вопросам следования этике трудовых взаимоотношений, по написанию резюме, самопрезентации Формирование знаний о правилах поведения в трудовом коллективе, навыков самопрезентации при трудоустройстве 1 раз в полгода
18 5 Информационная встреча со специалистом Центра занятости населения Просвещение по вопросам ситуации востребованности профессий на рынке труда в городе и другим вопросам, касающихся трудоустройства 1 раз в год
Содержание направлений трудовой деятельности:
Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений и конкуренции; обучение методам поиска работы посредствам современных информационных технологий, упражнение в составлении резюме, приобретение опыта в выработке стратегии поведения при собеседовании, оценивание собственных профессиональных возможностей, ориентирование в нормах и этике трудовых взаимоотношений
Формы работы:
- групповые экскурсии на предприятия города и профессиональные учебные заведения - совместные культурно-досуговые мероприятия предвыпускников детского дома и студентов профессиональных образовательных учреждений - консультации по вопросам профессиональной ориентации - практикум по вопросам этики трудовых взаимоотношений, по написанию резюме, самопрезентации - информационная встреча со специалистом центра занятости населения о ситуации востребованности профессий на рынке труда в городе Примерные темы консультаций – «Ловушки при трудоустройстве», «Как составить резюме», «Самопрезентация в беседе с работодателем».
19
Литература
1. Бобылева И.А. Содержание деятельности Центра поддержки выпускников интернатных учреждений. /Журнал «вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы» №4, 2010 г. стр.36-43 2. Григорьева В.А., Кузьмичева М.Ю., Савина Ю.А. Организация сопровождения выпускников детских домов. Фонд детей и молодежи Финляндии. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия. Петрозаводск 2008г 3. Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч.1,2. г. Смоленск / под ред. И.А. Бобылевой.- М. : благотворитель ный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья», 2010. 4. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/Под научной редакцией Г.В.Семья. М.:СИМС, 1999. 5. И. А. Бобылева. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого
20 обращения, 2007. – 176 с. – (Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация). Москва 2007. 6. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с. 7. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технология постинтернатной адаптации подростков. – М., 2009 – 196 с.


В раздел образования