1
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора КГКУ
Детский дом 10
_________ Т.В. Маразанова
«____»_________2016 года
Краевое государственное казённое учреждение
«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 10»
Комплексная программа
социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей с 16 до 23 лет
«Моя самостоятельная жизнь»
Составили:
Гусакова
Е.Г.
социальный
п ед а го г,
руководитель
Службы
постинтернатного
сопровождения;
Багаева Е.Э. педагог-психолог
город Комсомольск-на-Амуре
Рассмотрено
на заседании методического
объединения
Протокол № _____
«____»_______________ 2016 г.
2
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка
2. РАЗДЕЛ 1. Подготовительно-ориентационный
3. РАЗДЕЛ 2.Социально-психолого - педагогическая диагностика
4. РАЗДЕЛ 3.Профессиональная и трудовая деятельность
5. РАЗДЕЛ 4. Социальное воспитание и обучение
6. Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Постинтернатная адаптация выпускников детских домов является серьезной
проблемой для современного общества и ее решение занимает одну из важных
направлений
в
социальной
политике
нашего
правительства.
Необходимость
3
решения
проблемы
отражена
в
Послании
Президента
Российской
Федерации
Путина В.В. Федеральному собранию.
Несмотря на то, что в интернатных учреждениях педагогический персонал
готовит
воспитанников
к
выпуску,
формирует
социально-правовые,
бытовые,
коммуникативные навыки, они по-прежнему с трудом интегрируются в социум (не
умеют наладить свой быт, нерационально распоряжаются деньгами, неспособны
организовать свой досуг и т.д.).
Это
связано
с
особенностями
жизнедеятельности
детского
дома,
нацеленного не на формирование у воспитанников мотива научиться социальным
навыкам,
а
на
их
пассивное
приобретение,
без
осознания
их
необходимости
приобретения в жизни. У воспитанника, находящегося на полном государственном
обеспечении
не
формируются
качества
самостоятельного
и
ответственного
человека.
Как
показывает
опыт
работы
Службы
-
постинтернатная
жизнь
высвечивает сформированные у большинства выпускников стойкие иждивенческие
установки, затрудняющие процесс адаптации.
Исходя из вышесказанного, мы разработали программу, которая направлена
на:
-
постепенное
формирование
мотива
приобретения
социальных
навыков,
необходимых в самостоятельной жизни;
- расширение представлений о своем месте в современном обществе в качестве
семьянина, работника, потребителя различных услуг;
- создание условий для профессионального самоопределения и становления.
- укрепление прежних и создание новых социальных контактов
- приобретение опыта взаимодействия с государственными институтами.
На
наш
взгляд,
программа
способствует
решению
проблем
социально-
психологического характера:
1.
Снижение у выпускников тревожности по поводу выпуска из детского дома в
профессиональное образовательное учреждение;
2.
Здоровьесберегающее
интегрирование
выпускников
-
студентов
в
новые
группы сверстников;
3.
Постепенное
формирование
чувства
уверенности
в
способности
самостоятельного проживания (как устроиться на работу, как заплатить за
квартиру, куда обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации и др.);
4.
Овладение навыками грамотного взаимодействия с работниками социальных
учреждений
Программа охватывает следующие периоды жизни выпускников –
1)
Их предвыпускное пребывание в детском доме,
2)
Период интеграции выпускников в СПО с проживанием в детском доме
3)
Самостоятельная
жизнь
в
общежитии
или
в
закрепленном
жилье,
с
дальнейшим обучением в СПО, ВПО
4
4)
Период выпуска студентов из СПО и ВПО и их интеграцию в современное
общество
Возраст выпускников : 16-23 года.
Цель: освоение социальных ключевых компетенций выпускников в различных
сферах
жизнедеятельности,
необходимых
для
интеграции
в
современное
общество.
Социальные
ключевые компетенции
Сферы жизнедеятельности
выпускника
усвоение современных способов приобретения
знаний;
сфера самостоятельной
профессионально-обучающей
деятельности
выполнение ролей гражданина, семьянина,
потребителя, работника
сфера гражданско-правовой и
трудовой деятельности
создание и поддержание быта, семейного
устройства, собственного здоровья
сфера личной жизни
разумное использование свободного времени,
культурно-, оздоровительное содержание
досуговых мероприятий, духовно и
интеллектуально обогащающих личность.
сфера досуговой деятельности
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи
:
1.
Создание
эффективного
образовательного
пространства
в
Службе
постинтернатного сопровождения выпускников организации для детей-сирот и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей
Детский
дом
№
10,
за
счет
привлечения к сотрудничеству специалистов различного профиля – педагогов
Детского дома № 10 и СПО, ВПО, психологов, медицинских и юридических
работников и др. и межведомственного взаимодействия
2.
Содействие адаптации выпускников к новым условиям профессионального
образования.
3.
Организация гражданско-правового просвещения выпускников
5
4.
Включение выпускников во взаимодействие с учреждениями социума;
5.
Приобщение к трудовой деятельности
6.
Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Ожидаемые результаты:
1
. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для
самостоятельной жизни;
2. Профессиональная и трудовая самореализация выпускников детского дома;
3. Развитое самосознание, ответственность, умение строить планы
4. Получение новых данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников
5. Умение взаимодействовать в социуме.
Принципы, на основе которых реализуется программа
Принцип гуманизма
Принцип индивидуального личностного подхода
Принцип деятельности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип межведомственного взаимодействия
Методологические основы программы
-
личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса,
обеспечивающий
развитие
возможностей
личности
в
деятельности
(Л.С.
Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);
-
концептуальные
идеи
средового
подхода
к
построению
образовательного
процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности
через
ту
среду,
которая
ее
окружает
(В.А.
Караковский,
Л.И.Новикова,
Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическую основу
программы составили :
гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание
человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в
процессе
взаимодействия
(Ш.А.Амонашвили,
А.С.Макаренко,
И.П.Волков,
И.П.Ильин и др.);
теоретические
положения
в
области
развития
и
воспитания
детей-сирот
в
учреждениях
интернатного
типа
(М.И.Лисина,
В.С.Мухина,
А.
М.Прихожан,
Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);
6
теоретические
положения
возрастной
психологии
о
новообразованиях
подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и
др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);
положения
об
активном
влиянии
социальной
среды
на
развитие
личности
(А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);
концептуальные
положения,
раскрывающие
сущность
и
специфику
социально-
педагогической
деятельности
(Л.А.Беляева,
Ю.В.Василькова,
М.А.Галагузова,
Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);
исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов
(Л.М.Загребельная,
О.Ю.Итальянкина,
К.Р.Мелконян,
Г.В.Семья,
И.И.Шевченко,
Л.М.Шипицына и др.).
Программа основывается на социально - педагогических технологиях:
Технология педагогической поддержки - О.С. Газман
Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и
школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд
Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов –
В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.
Методы работы:
теоретические методы: анализ научной литературы, моделирование процесса
социально-педагогической деятельности
методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование,
психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности);
практические методы: социально - психологическое консультирование,
сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая
игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);
метод социологического анализа по адаптации выпускников;
методы воспитания и коррекции: (методы формирования сознания, организации и
стимулирования деятельности);
Формы работы:
o
индивидуальное консультирование,
o
контактирование по телефону,
o
оказание психологической помощи,
o
занятия-тренинги,
o
занятия- практикумы
o
культмассовые мероприятия
7
o
посещение выпускников на дому
o
информационные встречи
o
круглые столы
o
экскурсии и др.
Условия реализации Программы
Для осуществления данной программы Служба располагает необходимой
научно-методической и материально-технической базой, кадровым и финансово-
экономическим обеспечением.
Научно-методическая база
1. Наличие пакета документации по организации работы с выпускниками.
3. Банк данных выпускников детского дома.
4. Методические разработки.
5.
Участие
Службы
в
семинарах-
совещаниях,
методических
объединениях
городского
и
краевого
уровней
по
вопросам
постинтернатного
сопровождения
выпускников.
Материально-техническая база
Наличие
кабинета
социального
педагога,
кабинет
психолога,
кабинет
Службы
постинтернатного
сопровождения
выпускников,
медицинский
блок
(изолятор, процедурный кабинет), комната психологической разгрузки.
Кадровое обеспечение
o
Социальный педагог – 2 чел.
o
Педагог-психолог – 1 чел
o
Привлеченный к сотрудничеству педагогический персонал детского дома
Финансово-экономическое обеспечение
1. Финансирование оплаты труда сотрудников Службы из бюджета детского дома.
2.Привлечение
внебюджетных
средств
и
спонсорского
финансирования
для
реализации плана мероприятий
Программа имеет следующие разделы:
8
РАЗДЕЛ 1. Подготовительно-ориентационный.
Программа «Школа выпускника» (приложение 1)
Цель
–
накопление
воспитанниками
в
предпостинтернатный период
знаний,
умений и навыков, ориентирующих на организацию самостоятельной жизни
Содержание подготовительно-ориентационной деятельности
№
Тема занятия
Цель
Содержание
Здравоохранение
1
«Как общаться с
медицинским
персоналом»
Приобрести навыки
грамотного взаимодействия с
медсестрой, врачом в случае
болезни
Ролевые игры:
o
Звонок в Скорую помощь
o
Приход в поликлинику
o
Практическое задание
«Симптомы и врач»
2
«Помоги себе сам»
Узнать о медицинской помощи
до прихода врача
o
Аукцион «Знатоки здоровья»
o
Практикумы: «Что лишнее в домашней
аптечке» и «Окажи первую помощь»
o
Гость с беседой «Народная помощь»
3
«Медицинские
учреждения»
Расширить знания о
назначении медицинских
учреждениях
o
Экскурсия в поликлинику № 5
o
Посещение Семейной аптеки
4
«Мои права на
медицинские
услуги»
o
Приобрести знания о
социальных правах на
медицинское обслуживание
детей-сирот
o
Мини лекция о правах на медицинское
обслуживание
o
Презентация «Путёвка в санаторно-
профилактическое учреждение»
Хозяйственно-бытовая деятельность
5
Кулинарное
занятие «Денег
мало, а кушать
хочется»
П р и о б р е т е н и е
о п ы т а
приготовления
сытной
еды
в
условиях
о г р а н и ч е н н о го
запаса продуктов и денег
o
Экскурс в историю
«Происхождение макарон по-
флотски»
o
Практикум «Готовим макароны по-
флотски»
o
Практикум «Что нашли в
холодильнике…»
6
«Доходы и
расходы»
Узнать о понятии «домашний
бюджет», о видах домашних
расходах и научиться
рациональным способам
ведения домашней
бухгалтерии.
o
Вопросник «Мои расходы и
доходы»
o
Ролевая игра «Домашний
бухгалтер»
7
«Жилищно-
коммунальная
система»
Познакомиться со службами
ЖКХ и стоимостью
оказываемых им услуг.
o
Беседа « Я плачу по счетам»
o
Практикум «Оформление
жилищно-коммунальных
квитанций»
8
«Техника
безопасности в
твоем жилище»
Приобрести знания о
соблюдении техники
безопасности при
o
Беседа «Виды чрезвычайных
ситуаций в домашних условиях и
помощь городской аварийной
9
обслуживании сантехники,
электричества, газового
оборудования и т. п.
службы»
o
Практикум «Что делать, если…?»
9
«Мелкий ремонт
квартиры»
Приобрести первый опыт
несложного косметического
ремонта
o
Практикум «Затирка стен и клейка
обоев»
Социально-правовая грамотность
1
0
«Твои законные
права и интересы»
Повысить личную социально-
правовую грамотность как
детей-сирот
o
Викторина «Необходимые
документы после выпуска»
o
Практическое задание «Где я могу
защитить свои права?»
1
1
«Мои социальные
гарантии
Повысить свою социально-
правовую грамотность
o
Обзорная презентация
«Государственная помощь детям-
сиротам»
o
Практикум «Как писать исковые
заявления, жалобы и т. п.»
1
2
«Закон и мы»
Повысить юридическую
грамотность и
ответственность за свое
поведение, разрушение
ложных стереотипов о
криминальной романтике
o
Вопросник
«Преступление и наказание»
o
Тренинг «За что я в ответе?»
1
3
«Мое право на
жилое
помещение»
Приобщение воспитанников к
решению будущих жилищных
проблем
o
Мини-лекция о жилищных правах
выпускников
o
Круглый стол вопросов и ответов
1
4
« Ты перед
выпуском »
Приобретение знаний о
документах, необходимых в
самостоятельной жизни
(паспорт, снилс, медицинский
полис и др.)
o
Беседа «Твои документы на руках»
o
Упражнение «Исключи лишний
документ»
1
5
«Паспорт –
главный
документ»
Приобретение практических
знаний об алгоритме шагов
для восстановления документа
o
Практикум «Если ты потерял
паспорт…»
Профориентация
1
6
«Предприятия
города»
Расширить представления о
ведущих, градообразующих
предприятиях Комсомольска
на Амуре
o
Аукцион «Все, что ты знаешь о
своем профессиональном будущем»
o
Демонстрация фильма о
Судостроительном заводе
1
7
«Профессиональн
ые учебные
заведения нашего
города»
Помочь сориентироваться
выпускнику в выборе того или
иного профессионального
учебного заведения
o
Презентация «Начальное
профессиональное образование для
тебя, выпускник»
o
Опросник Успенского
«Для выявления готовности к выбору
профессии»
1
8
Трудоустройство -
Приобретение опыта
собеседования в
моделируемой ситуации
o
Вопросник «Что ты знаешь о
правилах собеседования?»
o
Практикум «Я на собеседовании»
10
РАЗДЕЛ 2 Социально-психолого - педагогическая диагностика
Цель – выявление факторов, способствующих и затрудняющих процесс адаптации
выпускников
Тематический план мероприятий
№
п\
п
Наименование
направлений деятельности
Содержание деятельности
Сроки
1
Социальная ситуация
выпускника
- система
отношений субъекта в
социальной
действительности,
реализуемой им в
совместной деятельности с
другими людьми.
Выявление основных
параметров самостоятельного
проживания (образование,
работа, возможности
проведения досуга и пр.),
необходимых для;
На основе результатов
диагностики составляется карта
мониторинга социальной
ситуации
Каждые
полгода
2
Возможные отклонения от
социальных норм и правил
и причин, их вызывающих
-Изучение уровня развития
социального поведения
-Выявление причин,
вызывающих отклонение и
уровень отклонения от
социальных норм.
Педагог-психолог
производит анализ его ролевых
предпочтений, степень
усвоения новых социальных
ролей (студента, молодого
родителя и др.)
В течение года
3
Навыки межличностного
взаимодействия
Изучаются
коммуникативные навыки
(умение слушать собеседника,
выражать свои чувства,
сохранять отношения и др.)
В течение года
4
Развитость "социальной
сети" выпускника
Изучение структура сети,
качество эмоциональных
отношений ее агентов,
выявление референтных для
Каждые
полгода
11
выпускника людей
5
Адекватность самооценки
личности
Выявление уровня притязаний и
степень высота самооценки
1раз в год
6
Профессиональное
самоопределение
успешность
профессионального обучения,
активность во время поиска
работы и т.п.)
В течение года
7
Навыки целеполагания
Изучение способности
планировать будущее, строить
разумные краткосрочные планы
1 раз в полгода
8
Эмоциональная
устойчивость
собеседование с выпускником
и представителями его
ближайшего окружения,
наблюдение за его поведением в
условиях трудной жизненной
ситуации
1 раз в полгода
9
Индивидуальные
особенности
Тесты и методики,
определяющие индивидуальные
особенности выпускника
В течение года
Содержание диагностической деятельности по направлениям
Социальная ситуация выпускника
Данная
процедура
осуществляется
с
регулярностью
в
каждые
полгода
сопровождения выпускника, что позволяет увидеть динамику изменений в
его
социальной
ситуации.
На
основе
результатов
диагностики
составляется
карта
мониторинга социальной ситуации по следующим разделам: Останина
Отклонения от социальных норм и правил
Изучение происходит с помощью собеседование с выпускником, наблюдения
за его жизнедеятельностью и контактирования с его ближайшим окружением
(соседями, педагогами ПОУ., сотрудниками общежитий) и специалистами
медицинских учреждений.
Навыки межличностного взаимодействия
Изучение происходит посредством наблюдений, опросов педагогов Детского
дома, ПОУ и теста коммуникативных умений Михельсона
Развитость "социальной сети" выпускника
Изучение осуществляется с помощью Цветового теста отношений (методическая
основа данного теста цветоассоциативный эксперимент. А.М.Эткиндома).
Результаты фиксируются в социальной карте, что позволяет увидеть расширение ее
12
структуры, качество и эмоциональную полярность взаимоотношений с ближайшим
окружением.
Адекватность самооценки личности – Школа самооценки и уровня притязаний
Т.Дембо и С.Я. Рубинштейн
Профессиональное
самоопределение
- собеседование
с
выпускником
и
педагогами ПОУ, наблюдение за его учебной и профессиональной деятельностью
Навыки целеполагания - собеседование с выпускником и представителями его
ближайшего окружения, наблюдение за его поведением, диагностика по методике
«Ценностные ориентации» ав.Милтон Рокич
Эмоциональная устойчивость собеседование с выпускником и представителями
его ближайшего окружения, наблюдение за его поведением в условиях трудной
жизненной ситуации, диагностика по тесту жизнестойкости С.Мадди
РАЗДЕЛ 3. Социальное воспитание и обучение
Цель – сформировать компетентность в вопросах организации различных сфер
жизнедеятельности
Тематический план мероприятий
№
п\
п
Наименование
направлений деятельности
Содержание деятельности
Сроки
1
Индивидуальное
консультирование
социального педагога
Консультативная
деятельность педагога-
психолога, направленная
на оказание помощи
выпускникам ,
педагогическим
работникам
Запросы:
полное отсутствие возможности
проживать в жилом помещении;
утеря необходимых
документов;
материальная сложная
ситуация;
отсутствие регистрации по
месту пребывания
беспокойство, страхи
раздражительность;·
суицидальные мысли; ·
игровая и другие зависимости;·
недовольство семейным
положением, самим собой;
затруднения в общении со
сверстниками; · тревога по
поводу своей внешности и
Постоянно
13
сексуальных отношений
2
Работа над
реконструкцией
социальной сети
создание поддерживающего
социального окружения,
разъяснительная и
мотивирующая работа - с
выпускником о выстраивании
взаимоотношений с его
окружением
1 раз в неделю
3
Коррекция различных
отклонений в поведении
Организация интересного дела;
Спортивно-оздоровительные
мероприятия, культурный досуг,
тренинги с применением
оздоровительных технологий,
встречи со специалистами
краевого молодежного
социального медико-
педагогического центра
1 раз 3 месяца
4
Вхождение в роль
семьянина
мини-лекции на темы «Семья и
брак», «Ответственный шаг в
родительство и др.,
лекции со специалистами
наркодиспансера,
психодиспансера о
разрушающем влиянии
алкоголя, наркотиков,
беспорядочных связей
занятия-практикумы по
усвоению эталонов мужского и
женского типов поведения
1 раз в полгода
5
Формирование
гражданско-правовых
знаний
- круглый стол «Вопросы и
ответы» по правам и гарантиям
в области профессионального
образования, жилищно-
коммунальных вопросов,
трудоустройства, юридической
помощи и др.
- презентации и
информационные встречи по
вопросам защиты прав
выпускников интернатных
учреждений
1 раз в год
14
6
Формирование знаний и
навыков по созданию
собственного жизненного
пространства и быта
-консультирование по вопросам
заполнения счетов и квитанций,
оформление субсидий и др.
- практикумы («Расходы-
доходы», «Как составить
бюджет на месяц» и др.);
- посещение на дому по
решению следующих вопросов:
ведение домашнего хозяйства,
осуществление ремонта,
выполнение обязательств перед
наймодателем и др.
1 раз в год
7
Развитие
коммуникативной сферы
жизнедеятельности
– тренинги, развивающие
коммуникативные навыки в
партнерском взаимодействии,,
техники снижения
эмоционального напряжения,
развитие способности к
эмпатии,
досуговые мероприятия
направленные отработку
навыков общения
1 раз в полгода
8
Формирование знаний о
сохранении психо-
физического здоровья,
гигиене тела
встречи со специалистами
краевого молодежного
социального медико-
педагогического центра (КГКУ
КМСМПЦ) об особенностях
психо-физиологических
изменений происходящих в
организме молодого человека
(группы юношей и девушек);
беседы в небольших группах по
формированию ответственного
партнерства;
- занятия-практикумы со
специалистом салонов красоты;
- культурные и спортивные
мероприятия
1 раз в год
Содержание социального воспитания и обучения по направлениям:
15
Индивидуальное консультирование осуществляется социальным педагогом и
педагогом-психологом
в
затруднительных
жизненных
ситуациях
с
целью
осознания выпускником проявленных им ошибок социального поведения и в
выработке
стратегий
поведения,
способствующих
выходу
из
затруднительной
жизненной
ситуации. Консультация
психолога
необходима
когда
выпускники
ощущают:
беспокойство,
страхи
или
бессилие;
раздражительность;·плохое
настроение,
бессонницу;
суицидальные
мысли;
·игровую
и
другие
зависимости;·чувство неудовлетворения жизнью, работой, семейным положением,
самим собой; чувствуют себя непонятными в своем окружении и семье; страдают
от
недостатка
уверенности
в
себе;
испытывают
затруднения
в
общении
со
сверстниками; сомневаются в своих способностях; боятся будущего, тревожатся
по поводу своей внешности и сексуальных отношений; испытывают дефицит
любви, плохо учатся.
Работа над реконструкцией
или созданием поддерживающего социального
окружения , направлена на нормализацию и обогащение отношений с агентами
социальной сети. Проводится двухсторонняя разъяснительная и мотивирующая
работа - с выпускником о выстраивании взаимоотношений с его окружением и с
его близкими людьми, способными оказать ему моральную поддержку;
Формы работы:
- вечер «Встреча выпускников»,
- тематические мероприятия с молодыми мамами и их детьми («Сказка приходит к
нам», «Я играю с ребенком», Фольклорный праздник и др.) :
- телефонные переговоры с родственниками и другим близким окружением
- совместный досуг с членами семьи, друзьями
- тренинги по развитию коммуникативных навыков с окружающими людьми
Коррекция различных отклонений в поведении происходит за счет:
-компенсации пробелов и недостатков в духовном мире за счет организации
интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.;
- постоянной стимуляции положительных качеств, имеющих социальную
значимость;
-накопления навыков нравственного поведения,
-активизации личностного роста
- создание условий для формирования здоровых привычек
- осознанию ценности своего Я через принятие своего тела разума, эмоций
- тренинговую работу с установками и целеполаганием
16
o
Вхождение в роль семьянина формируется за счет приобретения знаний о семье,
выстраивание «модели семейного поведения», ролей молодого родителя, супруга,
о регулировании семейных отношений.
Формы работы:
-мероприятия общественно-полезной направленности,
- беседы
- занятия-практикумы по формированию социальных норм и правил поведения
- лекции со специалистами наркодиспансера, психодиспансера
- тренинги по усвоению эталонов мужского и женского типов поведения, просмотр
психологических
фильмов,
практикумы,
индивидуальные
консультации,
привлечение агентов социальной сети для сотрудничества в решении проблем
выпускника и к участию в досуговых мероприятиях (друзья, родственники, дети ).
Формирование гражданско-правовых знаний
- консультирование по вопросам защиты прав выпускников интернатных
учреждений
- круглый стол «Вопросы и ответы» по правам и гарантиям в области
профессионального образования, жилищно-коммунальных вопросов,
трудоустройства, юридической помощи и др.
- презентация «Твое право на жилье»
Формирование знаний и навыков по созданию собственного жизненного
пространства и быта
Консультации по вопросам ведения домашнего хозяйства, осуществления
ремонта, выполнения обязательств перед наймодателем, заполнения счетов и
квитанций, оформление субсидий и др.
- практикумы («Расходы-доходы», «Как составить бюджет на месяц» и др.)
- Домашнее визитирование
Развитие коммуникативной сферы жизнедеятельности
Выходя из детского дома, юноши и девушки сталкиваются с задачей построения
взаимоотношений с людьми иного социального круга в условиях не привычных
для них. Направления работы предполагают освоение коммуникативных навыков в
партнерском взаимодействии, отработку навыков общения, активного слушания,
техники снижения эмоционального напряжения, обучение формам поведения и
поиску
конструктивных
путей
решения
в
конфликтных
ситуациях,
развитие
способности к эмпатии.
Формирование знаний о сохранении психо-физического здоровья, о гигиене
-
встречи
со
специалистами
краевого
молодежного
социального
медико-
педагогического
центра
(КГКУ
КМСМПЦ)
об
особенностях
психо-
17
физиологических
изменений
происходящих
в
организме
молодого
человека
(группы юношей и девушек)
-
тренинги,
формирующие
отрицательное
отношение
к
злоупотреблению
алкоголем, наркотиками
- беседы в небольших группах по формированию ответственного партнерства
- занятия-практикумы со специалистом салонов красоты
-
занятия-практикумы
для
укрепления
здоровья
с
применением
психо-
физиологических технологий
- культурные и спортивные мероприятия
РАЗДЕЛ 4. Профессиональная и трудовая деятельность
Цел
ь:
формирование мотива на профессиональное определение и трудовую
деятельность выпускников СПО и ВПО
Тематический план мероприятий
№
п\
п
Наименование
направлений деятельности
Содержание деятельности
Сроки
1
Групповые экскурсии на
предприятия города и
профессиональные
учебные заведения
Изучение истории
предприятий, направление его
видов деятельности, продукции
1 раз в год
2
Совместная культурно-
досуговая и спортивная
деятельность
предвыпускников детского
дома и студентов СПО
Создание сообщества
предвыпускников детского
дома и студентов СПО на
основаниях товарищеского
интереса к друг другу, общего
совместного досуга,
расширения круга позитивного
общения
1 раз в квартал
3
Индивидуальные
консультации по вопросам
профессиональной
ориентации
Формирование ориентации на
ту или иную профессию через
анализ своих способностей
По запросам
4
Практикум по вопросам
следования этике трудовых
взаимоотношений, по
написанию резюме,
самопрезентации
Формирование знаний о
правилах поведения в трудовом
коллективе, навыков
самопрезентации при
трудоустройстве
1 раз в полгода
18
5
Информационная встреча
со специалистом Центра
занятости населения
Просвещение по вопросам
ситуации востребованности
профессий на рынке труда в
городе и другим вопросам,
касающихся трудоустройства
1 раз в год
Содержание направлений трудовой деятельности:
Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности в условиях
рыночных отношений и конкуренции; обучение методам поиска работы
посредствам современных информационных технологий, упражнение в
составлении резюме, приобретение опыта в выработке стратегии поведения при
собеседовании, оценивание собственных профессиональных возможностей,
ориентирование в нормах и этике трудовых взаимоотношений
Формы работы:
- групповые экскурсии на предприятия города и профессиональные учебные
заведения
- совместные культурно-досуговые мероприятия предвыпускников детского дома и
студентов профессиональных образовательных учреждений
- консультации по вопросам профессиональной ориентации
- практикум по вопросам этики трудовых взаимоотношений, по написанию резюме,
самопрезентации
- информационная встреча со специалистом центра занятости населения о
ситуации востребованности профессий на рынке труда в городе
Примерные темы консультаций –
«Ловушки при трудоустройстве»,
«Как составить резюме»,
«Самопрезентация в беседе с работодателем».
19
Литература
1. Бобылева И.А. Содержание деятельности Центра поддержки выпускников
интернатных учреждений. /Журнал «вестник психосоциальной и коррекционно-
реабилитационной работы» №4, 2010 г. стр.36-43
2. Григорьева В.А., Кузьмичева М.Ю., Савина Ю.А. Организация сопровождения
выпускников детских домов. Фонд детей и молодежи
Финляндии. Уполномоченный по правам ребенка в Республике
Карелия. Петрозаводск 2008г
3. Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии,
нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно-практической
конференции. Ч.1,2. г. Смоленск / под ред. И.А. Бобылевой.- М. : благотворитель
ный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья», 2010.
4. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические
технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных
учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/Под
научной редакцией Г.В.Семья. М.:СИМС, 1999.
5. И. А. Бобылева. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений:
Учебное пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого
20
обращения, 2007. – 176 с. – (Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и
социализация). Москва 2007.
6. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.
7. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технология
постинтернатной адаптации подростков. – М., 2009 – 196 с.