Напоминание

Особенности организации учебной практики по ПМ 01. "Проектирование цифровых устройств". (09.02.01 Компьютерные системы и комплексы)


Автор: Бандуркин Антон Владиславович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГОУ ВО МО ГГТУ ПЭК
Населённый пункт: г. Орехово-Зуево
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации учебной практики по ПМ 01. "Проектирование цифровых устройств". (09.02.01 Компьютерные системы и комплексы)
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)
Промышленно-экономический колледж ГГТУ
Особенности организации учебной практики по ПМ

01. «Проектирование цифровых устройств».

(09.02.01 Компьютерные системы и комплексы)

подготовил: Бандуркин А.В.
2016 год
Учебная практика по ПМ 01. «Проектирование цифровых устройств» для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы рассчитана на 108 часов и подготовлена в соответствии с основными положениями разработанными на основании

части 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
и
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих о сновные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования", вступившее в силу с 01 сентября 2013г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 июня 2013 г. Регистрационный N 28785. Положение о практике студентов, о сваивающих о с н о в н ы е профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, определяет порядок организации и проведения практики студентов колледжа, распространяется на студентов колледжа, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее - ОПОП СПО) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО). Видами практики студентов, осваивающих ОПОП СПО, являются: учебная практика и производственная практика (далее - практика). Программы практики разрабатываются и утверждаются колледжем самостоятельно и являются составной частью ОПОП СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО. Ц е л ь ю у ч е б н о й п р а к т и к и
является

получение

первичных

профессиональных

умений

и

навыков
, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.
Задачами
учебной практики является привитие студентам навыков по основным видам обслуживания компьютерных систем и комплексов, слесарных и электрорадиомонтажных работ; подготовка студентов к изучению специальных дисциплин и успешному прохождению практик по профилю специальности и преддипломной; воспитание у студентов чувства ответственности за результаты своей работы, привитие студентам первоначальных навыков выполнения обязанностей ответственного за технику безопасности, состояние оборудования, чистоту и порядок на рабочем месте, обучение студентов основным правилам техники безопасности. Практика для получения первоначальных профессиональных умений и навыков (учебная) может проводиться: - в учебных, учебно-производственных мастерских; - в лабораториях и кабинетах;
В отдельных случаях практика может проводиться в цехах и на участках предприятий (по договору с предприятием). Учебная практика в нашем колледже осуществляется путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением и при обязательном сохранении на протяжении учебного года количества часов на теоретические занятия и на практическое обучение. Практическое обучение первичным профессиональным умениям и навыкам, как правило, проводится преподавателем спец.дисциплин. При проведении практики для получения первичных профессиональных умений и навыков группа делится на подгруппы численностью не менее 8 человек. В результате изучения ПМ 01. «Проектирование цифровых устройств» обучающийся должен:
иметь практический опыт:
 применения интегральных схем разной степени интеграции при разработке цифровых устройств и проверки их на работоспособность;  проектирования цифровых устройств на основе пакетов прикладных программ;  оценки качества и надежности цифровых устройств;  применения нормативно-технической документации;
уметь:
 выполнять анализ и синтез комбинационных схем;  проводить исследования работы цифровых устройств и проверку их на работоспособность;  разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции;  выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств;  проектировать топологию печатных плат, конструктивно- технологические модули первого уровня с применением пакетов прикладных программ;  разрабатывать комплект конструкторской документации с использованием системы автоматизированного проектирования;  определять показатели надежности и давать оценку качества средств вычислительной техники (далее - СВТ);  выполнять требования нормативно-технической документации;
знать:
 арифметические и логические основы цифровой техники;  правила оформления схем цифровых устройств;  принципы построения цифровых устройств;  основы микропроцессорной техники;  основные задачи и этапы проектирования цифровых устройств;  конструкторскую документацию, используемую при проектировании;  условия эксплуатации цифровых устройств, обеспечение их
помехоустойчивости и тепловых режимов, защиты от механических воздействий и агрессивной среды;  особенности применения систем автоматизированного проектирования, пакеты прикладных программ;  методы оценки качества и надежности цифровых устройств;  основы технологических процессов производства СВТ;  регламенты, процедуры, технические условия и нормативы. Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) ПМ 01. «Проектирование цифровых устройств», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код Наименование результата обучения ПК 1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств. ПК 1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции. ПК 1.3. Использовать средства и методы а втомат и зи р о ва н н о го проектирования при разработке цифровых устройств. ПК 1.4 . Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности. ПК 1.5 . Выполнять требования нормативно-технической документации. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Содержание учебной практики



п/п

Наименование разделов и тем

Кол. часов по программе

Сроки

изучения

тем

Вид

занятий

Средства

обучения

Задания для

внеаудиторной

самостоятельной

работы студентов
теоретическ их практиче ских самостоя тельной работы
Раздел 1. Основные понятия по технике

безопасности. Основы пайки.
1. Электробезопасность. Пожарная безопасность. Техника безопасности при производстве электромонтажных работ 6 1 неделя Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 2. Основы пайки. Пайка и лужение проводников. 6 2 неделя Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 3. Пайка паяльником резисторов, диодов, конденсаторов. 6 2 неделя Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 4. Пайка паяльником SMD светодиодов и других безвыводных компонентов. 6 3 неделя Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 5. Пайка паяльником светодиодной ленты. 6 3 неделя Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 6. Пайка микросхем. 6 4 неделя Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 7. Пайка паяльником микросхем в корпусе SOIC для поверхностного монтажа 6 4 неделя Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 8. Особенности демонтажа радиоэлектронных компонентов с печатных плат 6 5 неделя Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 9. Подготовка печатных плат. Монтаж и демонтаж электронных компонентов. 6 Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе.
Раздел

2.

Демонтаж

электротехнических

компонентов

10. С о р т и р о в к а и р а с п р е д е л е н и е эл е к т р о т е х н и ч е с ко го о б о р уд о в а н и я . Подготовка рабочего места. 6 Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 11. Определение работоспособных компонентов оборудования. Демонтаж компонентов. 6 Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 12. Демонтаж и изучение электротехнических компонентов с неремонтопригодного оборудования. 6 Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 13. Пути решения проблем связанных с выходом и з с т р о я н е к о т о р ы х к о м п о н е н т о в электрооборудования 6 Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 14. О с н о в н ы е п р и ч и н ы н е и с п р а в н о с т е й микропроцессорных устройств 6 Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе.
Раздел

3.

Технологии

обработки

видео

и

мультимедиа контента
15. Создание презентации и слайд-шоу средствами PowerPoint и MovieMaker 6 Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 16. С о з д а н и е п р е з е н т а ц и й , с л а й д - ш о у, медиафайлов и другой итоговой продукции из и с х о д н ы х а у д и о , в и з у а л ь н ы х и мультимедийных компонентов. Поиск информации в сети Интернет для создания мультимедийных продуктов. 6 Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 17. Конвертирование файлов с цифровой информацией в различные форматы. 6 Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе. 18. Работа в программе Nero: обработка аудио и видео контента. 6 Практическое занятие Наглядное пособие, карточки, таблицы Подготовить отчет о работе.
ИТОГО

108

Из опыта работы и в результате проведенных опросов наблюдается возросший интерес студентов к практическому применению полученных знаний по профилю специальности на практике в процессе обучения, так и в повседневной жизни. *ДИНАМИКА РОСТА ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ 2014 год 2015 год 2016 год 0 10 20 30 40 50 60 70 80 2014 год 2015 год 2016 год Заинтересованность студентов в получении практических навыков: за 2014 год – 25% за 2015 год – 55% за 2016 год – 75% Наша задача заключается в максимальном приближении теоретического процесса обучения к практическому применению. В процессе прохождения учебной практики по ПМ 01. «Проектирование цифровых устройств» студенты должны освоить основные понятия по технике безопасности (в частности речь идет о электробезопасности; пожарной безопасности; технике безопасности при производстве электромонтажных работ). Студенты познакомятся с основами пайки радиоэлектронных элементов, микросхем, а так же проблемами, сопутствующими в данном виде деятельности. Получат необходимый опыт в определении работоспособности компонентов электрооборудования, радиоэлектронных элементов, причин приводящих к неисправностям и возможности устранения последних. По итогам учебной практики проводится сдача зачета с выполнением практического задания, за счет часов, отведенных на учебную практику по каждой теме раздела, а так же студентом составляется отчет. В качестве приложения к отчету по учебной практике студент оформляет графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.
К началу учебной практики готовится методическое пособие.
Примерная структура методического пособия по УЧЁБНОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ)

ПРАКТИКЕ:
1. Требования стандарта практики. 2. Принципы и цели практики (иметь представление, знать, уметь, иметь навыки). 3. Содержание практики и структура деятельности студента. 4. Контролирующие материалы практики (дневник, характеристика с места практики, различные документы, подтверждающие прохождение практики, отчетный продукт практики). 5. Заключение. 6. Приложение. В Приложении могут входить Инструкция по ТБ, должностные обязанности специалиста (функции, обязанности, права, ответственность), образец Титульного листа дневника практики, отчета практики, Структура дневника практики (содержание практики). Основной проблемой проведения учебной практики остается материально- техническое обеспечение. Имеющееся в наличии оборудование не отвечает требованиям образовательного стандарта, более того, некоторые образцы возрастом старше 25 лет, не отвечают элементарным требованиям безопасности от поражения электрическим током, а некоторые вообще не работоспособны. Мы нуждаемся в срочном обновлении. В перспективе остаются надежды на улучшение сложившейся ситуации, так например мною были поданы заявки на приобретение индивидуальных учебных наборов для студентов по специальности: 09.02.01 «компьютерные системы и комплексы», а так же 13.02.11 «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». Данные наборы обладают модульностью и способны расширяться по мере необходимости. В следующем учебном году в рабочую программу по ПМ01 «Проектирование цифровых устройств» планируется включить в процесс обучения изготовление печатных плат, тем самым студенты получат необходимый навык и понимание процесса изготовления электронных устройств, окажет сильное мотивационное влияние, как на сам процесс обучения, так и на выбор своей будущей профессии. ВЫВОД: Получение практических навыков позволит в перспективе нашим студентам принимать участие в конкурсах по профессиям на одном уровне с другими колледжами и составить им достойную конкуренцию. Таким образом, теоретические знания должны обязательно подкрепляться практикой. В противном случае мы не сможем достичь поставленных целей. Тем более, мы не сможем принимать участие в практиче ских профессиональных конкурсах, где учащиеся должны работать не только головой, но и руками.


В раздел образования