"Развитие кадетского движения в условиях сельской местности"
Автор: Степанов Владимир Васильевич Должность: преподаватель - организатор ОБЖ Учебное заведение: МБОУ "Верхнеачакская СОШ" Ядринского района Чувашской Республики Населённый пункт: д. Верхние Ачаки Наименование материала: Статья Тема: "Развитие кадетского движения в условиях сельской местности" Раздел: среднее образование
Развитие кадетского движения в условиях сельской местности
Степанов Владимир Васильевич - преподавателя – организатора ОБЖ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнеачакская
средняя общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской Республики,
г. Ядрин
Особое место в общей системе формирования духовно-нравственной культуры
школьника занимает сельская общеобразовательная школа, которая вынуждена брать на
себя функции центра образования и воспитания молодежи, проживающей в окружающем
школу социуме. Сельская школа является ведущим фактором нравственного воспитания
подростков. Она обладает арсеналом средств, отсутствующих в городе, среди которых
тесная
органическая
связь
с
природной
средой,
сохранившиеся
традиции,
обычаи,
ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о младших и
людях старшего поколения, направленность на трудовую деятельность.
Все эти особенности приводят к необходимости поиска форм, методов воспитания,
согласованных
с
условиями
сельской
жизни
в
целях
формирования
нравственной
устойчивости подростков.
На примере нашей Верхнеачакской школы я хочу рассказать о развития кадетского
движения в условиях сельской местности.
Педагогический коллектив стремится к
формированию у кадетов:
нравственных
чувств
(долга,
веры,
совести,
ответственности,
патриотизма,
гражданственности);
нравственного облика (милосердия, толерантности);
нравственной
позиции
(способности
к
различению
добра
и
зла,
проявлению
самоотверженной любви);
нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Решение этих вопросов стало более эффективным с появлением в школе кадетского
движения, идея создания которого появилась в 2015 году. В условиях сельской местности
нет возможности принимать в кадетский класс желающих на конкурсной основе, т. к. в
школе нет параллелей. Поэтому решили создать кадетский класс в 6 классе - это
16
мальчиков и 5 девочек.
Главной целью организации и реализации учебно-воспитательного процесса в
социально-педагогическом
пространстве
кадетского
класса
является
формирование
образованной
и
воспитанной
личности;
формирование
профессионально
значимых
качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни
общества;
а
так
же
допрофессиональная
подготовка
обучающихся
к
продолжению
образования в системе учреждений высшего, среднего профессионального образования.
В
связи
с
этим,
в
ходе
реализации
образовательной
программы
были
поставлены
следующие задачи :
1. Воспитание духовно-нравственного и физически здорового человека.
2. Восстановление традиции служения Отечеству, способности и готовности защитить и
отстоять интересы Родины.
3. Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости
выполнения их в жизни.
4. Выработка
устойчивости
в
преодолении
трудностей,
способности
действовать
в
условиях, близких к экстремальным.
5. Воспитание
доброты,
милосердия,
взаимоуважения,
бережного
отношения
к
окружающему миру.
6. Развитие
инициативы,
самостоятельности,
коллективизма,
смелости
в
принятии
решений и настойчивости в их выполнении.
1
Расширение
кругозора
и военная
подготовка
кадет
ведется
по
следующим
направлениям:
духовно-нравственное и патриотическое;
гражданско-правовое;
физическое
развитие
и
спортивно-оздоровительная
работа,
туристская
деятельность.
Планирование работы кадетов
осуществляется по образовательной программе
кадетского класса, которая предполагает активное участие учащихся
в подготовке и
проведении
праздников,
экскурсий,
социально-благотворительных
акций,
спортивных
соревнований, дней экологической культуры и дней здоровья, занятий по профилактике
вредных привычек и иных совместных детско-родительских мероприятий.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание направлено :
на уважение к народным традициям,
воспитание любви и преданности своему Отечеству,
почитания национальных святынь и символов,
уважение к семье и осознание ценности человеческой жизни.
Основными отличительными особенностями кадетского класса являются:
- форма одежды;
- символы;
- устав;
-
специфический уклад жизни (ежедневные утренние осмотры, проведение утренней
поверки, ношение особой формы одежды);
- использование ритуалов общения, принятых в военной среде;
- усиленное занятие спортом, строевые тренировки;
-
в расписании уроков, помимо привычных предметов
появились
дополнительные
занятия
ОБЖ, где изучают основы спасения и пожарного дела, учатся
как сделать
искусственное дыхание или, например, размотать пожарный рукав;
- занятия хореографии;
- кроме этого учащиеся посещают различные кружки по интересам.
Кадеты имеют свои славные традиционные школьные праздники : “Посвящение в
кадеты”, смотр строя и песни, рыцарский турнир, военно-спортивная игра “Зарница”,
месячник оборонно – массовой и спортивной работы. В течение года встречаются с
тружениками тыла, воинами-афганцами, участниками военных действий в Чечне.
Запомнилась кадетам встреча с известным композитором, певцом, ветераном спецназа,
участником военных действий на Северном Кавказе Александром Мингалёвым. Встреча
началась с Урока Мужества,
в ходе которого Александр Егорович рассказал о себе, о
военных событиях на Кавказе. Певец затронул актуальные темы, такие как
борьба с
экстремизмом и терроризмом. Мальчиков он призвал стать настоящими мужчинами, вести
здоровый образ жизни, быть свободными от вредных привычек. Также известный певец,
лейтенант внутренней службы исполнил немало своих военных песен.
Конечно же, особый момент в жизни кадетов - участие в военных парадах в честь Дня
Победы. Юные кадеты уже начали подготовку празднования Дня Победы. И надеемся, что
они покажут на празднике хорошую строевую выправку.
В один из дней наши кадеты принимали у нас в школе гостей – заместителей
директоров
по
УВР
Ядринского
района.
Гостям
они
показали
своё
творческое
выступление «Мы – будущие России»
2
Кадеты Верхнеачакской школы принимали активное участие в районном этапе
«Лыжня России» и показали неплохие результаты.
В рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы между учащимися 5 и 6
классов прошла военизированная эстафета на свежем воздухе. Ребята с большим рвением
прошли станции «Разборка-сборка автомата», «Снайперская стрельба», «Лыжный марш-
бросок». Победителем эстафеты стали мальчики кадетского 6 класса. Почетной грамотой
были награждены также учащиеся 5 класса за стремление к победе.
Одно из ярких районных мероприятий это “Посвящение в кадеты”. Накануне этого
знаменательного
события
кандидаты
в
кадеты
учили
присягу,
проходили
строевую
подготовку, готовили представление команды. Церемония посвящения в кадеты – это
красивый, запоминающийся и волнительный ритуал, как для самих кадет, так и для
родителей
и
учителей.
На
э том
мероприятии присутствовали почетные
гости
и
ядринское
телевидение.
Это
мероприятие проходило в рамках Дня
Героев Отечества.
В торжественной
обстановке будущие кадеты дали клятву
и
92-м девчонкам и мальчишкам было
присвоено почетное звание «Кадет».
В рамках месячника оборонно-
массовой и спортивной работы
в этом
учебном
году
состоялся
районный
интеллектуальный
конкурс «Кадеты
-
эрудиты» для кадетских классов. В
этом конкурсе приняли участие и кадеты
М БОУ
« В е р х н е ач а кс ка я
С О Ш » .
К о н к у р с
п р о ш е л
в
ф о р м е
интеллектуального марафона.
Учащихся
ожидали
интересные
этапы
конкурса:
· «Страницы истории Отечества»;
· «Культура родного края»;
· «Первая помощь»;
· «ПДД»;
· «Гражданская оборона».
По итогам интеллектуального конкурса определились победители и призёры как в
командном зачёте и в личном первенстве. В личном первенстве среди кадетов 5-6 классов
3 место занял Ильин Павел, кадет Верхнеачакской школы.
В течении учебного года
стало заметно, что кадеты крепнут физически, становятся
более выносливыми, стойкими, уверенными в своих силах, морально устойчивыми.
Ежедневные
физические
нагрузки,
здоровый
образ
жизни,
целенаправленная
воспитательная работа в течение года сделали из вчерашних пятиклассников стройных,
подтянутых, практически исчезла заболеваемость. За это время среди кадет не было
травматизма
и
грубых
правонарушений.
Кадетское
воспитание
лучшая
профилактика
социальных негативных явлений малолетних.
Некоторые признаки развития классного коллектива (самоуправление, дисциплина и
взаимная требовательность) и уровня воспитанности обучающихся (отношение к учебе
нравственные качества) проявляются на более высоком уровне по сравнению с прошлым
годом. Высок процент участия кадет 6 класса в общешкольных и районных мероприятиях.
Кадеты
–
будущее
России.
Строевая
подготовка,
спортивные
игры,
конкурсы,
соревнования, может быть и совместные чаепития, зарницы, разные экскурсии в музеи,
3
встречи с ветеранами войн - это лишь малая часть мероприятий кадетских классов. Мы
надеемся, что юные кадеты достойно продолжат славные и добрые дела их предков.
4