Методическое пособие по выполнению практических занятий по дисциплине "Теоретические основы товароведения" специальность 38.02.05
Автор: Маричева Елена Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Уфимский колледж отраслевых технологий Населённый пункт: город Уфа Наименование материала: методическая разработка Тема: Методическое пособие по выполнению практических занятий по дисциплине "Теоретические основы товароведения" специальность 38.02.05 Раздел: среднее профессиональное
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Разработал
преподаватель
______
Е.Н. Маричева
2015
Рассмотрено
на заседании ПЦК пищевых
производств
протокол № ___
от «___»___________20___г.
Председатель ПЦК
_______М.А. Денисенко
Согласовано
старший методист
колледжа
_______ И.В. Улямаева
Методическое пособие предназначено для проведения практических занятий
по дисциплине «Теоретические основы товароведения» для специальности 38.02.05
«Товароведения и экспертиза качества потребительских товаров».
Практические
работы,
включенные
в
методическое
пособие,
служат
для
дополнения
и
углубления
теоретических
знаний
по
основным
категориям
товароведения;
признакам
и
методам
товароведной
классификации
товаров;
свойствам и показателям ассортимента потребительских товаров; характеристикам
потребительских
свойств
товаров;
требованиям,
предъявляемым
к
качеству
потребительских товаров; элементам общего алгоритма оценки уровня качества
товаров; а также получения практических навыков в применении методов оценки
уровня
качества;
классификации
потребительских
товаров;
расчета
основных
показателей
ассортимента
товаров
и
определения
его
структуры;
расчета
и
оформления
документов
для
списания
актируемых
и
нормируемых
товарных
потерь.
2
Содержание
Пояснительная записка
4
Практическое занятие № 1
Построение классификации различных групп
продовольственных и непродовольственных
товаров
5
Практическое занятие № 2
Расчет
основных
показателей
и
структуры
ассортимента
9
Практическое занятие № 3
Построение
развернутой
номенклатуры
потребительских свойств отдельных групп и
видов товаров
14
Практическое занятие № 4
Выбор и применение метода оценки качества
товаров
18
Практическое занятие № 5
Решение
ситуационных
задач
по
расчету
товарных
потерь.
Составление
документов
на
списание
нормируемых
и
актируемых
потерь
23
Литература
30
Пояснительная записка
Целью
практических
работ
по
дисциплине
«Теоретические
основы
товароведения для специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества
3
потребительских товаров» является оказание методической помощи обучающимся
в теоретическом и практическом освоении тем данной дисциплины, а также в
приобретении ими опыта работы с нормативной документацией, классификаторами
продукции, учебной и научно-технической литературой.
Методическое
пособие
поможет
лучше
изучить,
осмыслить,
повторить,
запомнить
материал,
позволит
сориентироваться
в
системе
понятий,
развить
навыки
самостоятельной
учебной
работы.
Представленные
задания
учат
систематизировать
и
анализировать,
сравнивать,
и
обрабатывать
материал,
выдвигать предположения, делать выводы.
Выполнение
практических
работ
помогает
в
усвоении
основополагающих
понятий курса. Задания составлены с расчетом на знания и логическое мышление
обучающихся. Система разноплановых вопросов, схем, таблиц делает приемы и
методы работы разнообразными и интересными.
Выполнять
работы
необходимо
после
ознакомления
с
соответствующими
темами
дисциплины.
В
качестве
дополнительного
источника
информации
приведены определения некоторых понятий и формулы расчётов определённых
показателей.
В результате проведения практических занятий обучающиеся должны:
- уметь:
распознавать квалификационные группы товаров;
применять методы классификации потребительских товаров;
производить
расчеты
основных
показателей
ассортимента
товаров
и
определять его структуру;
применять алгоритм оценки уровня качества товаров;
производить расчеты нормируемых товарных потерь и составлять документы
на списание актируемых товарных потерь.
- знать:
основные понятия товароведения;
объекты,
признаки
и
методы
классификации
продовольственных
и
непродовольственных товаров;
классификацию ассортимента товаров;
виды, свойства и показатели ассортимента;
основополагающие характеристики товаров;
количественные характеристики товаров;
виды потерь, причины их возникновения, порядок списания.
Практическое занятие №1
4
Те ма : построение
классификации
различных
групп
продовольственных
и
непродовольственных товаров.
Цель работы: дополнить и углубить знания обучающихся о понятии, признаках,
принципах
и
правилах
классификации
потребительских
товаров;
приобрести
умения
и
навыки
применения
методов
классификации
при
делении
множества
групп
на
подмножества
продовольственных
и
промышленных товаров.
Классификация
–
разделение
множества
объектов
на
подмножества
по
сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Объект классификации – элемент классифицируемого множества (т.е. товар).
Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому
производится классификация.
Признаки могут иметь качественное или количественное выражение.
Различают два метода классификации: иерархический и фасетный.
Иерархический
метод
классификации
– это
последовательное
разделение
множества
объектов
на
подчиненные
классификационные
группировки (рис. 1).
М
1
2
3
4
1.1
1.2
1.3
1.4
2.1
2.2
2.3
1.1.1
1.1.2
1.1.3
Рис. 1.1 Схема иерархического метода классификации
Фасетный
метод
классификации –
параллельное
разделение
множества
объектов на независимые классификационные группировки (рис. 1.2)
5
Рис. 1.2 Схема фасетного метода классификации
Правила классификации предназначены для выбора разновидностей метода и
признаков,
по
которым
осуществляется
деление
множества
на
подмножества.
Важнейшим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор
разновидности метода классификации в зависимости от её целевого назначения.
Назовем правила классификации объектов:
1.
Деление множества следует начинать с наиболее общих признаков.
2.
На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий
принципиальное значение для этого этапа.
3.
Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большего к
меньшему, от общего к частному.
4.
Необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней, глубины.
Товароведение промышленных товаров.
Задание
1.1 Используя
Общероссийский
классификатор
продукции,
ГОСТ
23251«Обувь.
Термины
и
определения»;
учебники
по
товароведению
непродовольственных
товаров,
каталоги,
альбомы
образцов
построить
классификацию ассортимента кожаной обуви, применяя иерархический и фасетный
методы. При построении учесть количественные и качественные признаки деления
множества.
Ассортимент обуви - состав и соотношение отдельных половозрастных групп
и видов обуви в выпуске продукции предприятия.
Размерный ассортимент обуви – соотношение различных размеров обуви в
партии.
Полнотный
ассортимент
обуви
–
соотношение
различных
полнот
обуви
в
партии.
Обувь
ручного
производства
–
при
ее
изготовлении
отдельных
операций
выполняют ручным способом.
Фасон обуви определяется формой и размерами ее носочной части, формой и
высотой каблука.
Модель
обуви
–
изделие,
которому
присущи
индивидуальные
признаки
конструкции, материалов, внешнего оформления обуви.
Модельная обувь – для кратковременной носки в различных торжественных
случаях, соответствующая требованиям моды.
6
Обувь для активного отдыха – для прогулки, отдыха, занятий физкультурой.
Национальная обувь – имеет различные национальные традиционные элементы
конструкции и отделки.
Летняя обувь – по конструкции и применяемым материалам предназначена для
носки в летний период.
Зимняя обувь - по конструкции и применяемым материалам предназначена для
носки в зимний период.
Весенне-осенняя
обувь
-
по
конструкции
и
применяемым
материалам
предназначена для носки в весенне-осенний период.
Спортивная обувь – для занятий различными видами спорта.
Специальная
обувь
–
для
защиты
ног
от
определенных
видов
опасных
воздействий, при изготовлении которой применяют защитные материалы и детали.
Производственная
обувь
–
для
общих
работ
без
применения
защитных
материалов и деталей.
Ортопедическая обувь – ее конструкция разработана с учетом патологических
отклонений в стопе, голени или бедре.
Профилактическая обувь – обувь, конструкция которой разработана с учетом
предупреждения развития патологических отклонений в стопе.
Кожаная обувь классифицируется ещё по ряду признаков:
по половозрастному назначению;
по сезону носки;
по виду материалов верха и низа обуви;
по методу крепления;
по высоте каблука;
по виду.
Результаты исследований оформить в рабочую тетрадь.
Задание
1.2 Используя
журналы,
каталоги,
плакаты
и
проспекты
фирм,
выпускающих
металлическую
посуду,
натуральные
образцы,
нормативные
документы, учебную литературу по товароведению непродовольственных товаров
построить
классификацию
ассортимента
металлической
посуды,
применяя
иерархический и фасетный методы.
Металлическую посуду распознают:
- по назначению;
- по виду используемого материала;
- по способу изготовления;
- по характеру отделки и защитно-декоративного покрытия.
Товароведение продовольственных товаров.
Задание 1.3 Используя нормативную и учебную литературу по товароведению
продовольственных
товаров,
прайс-листы
хлебопекарных
предприятий,
другие
источники составить классификацию ассортимента хлебных изделий, применяя
иерархический и фасетный методы. При составлении учесть количественные и
качественные признаки деления.
Печеный хлеб – продукт, получаемый выпечкой разрыхленного закваской или
дрожжами теста, приготовленного из всех видов ржаной и пшеничной муки.
7
Общий ассортимент хлеба и хлебных изделий насчитывает несколько сотен
сортов
и
разновидностей,
которые
подразделяются
на
группы
по
следующим
признакам:
по виду муки;
по способу выпечки;
по форме;
по рецептуре;
по назначению;
по способу разделки.
Результаты исследования оформить в рабочую тетрадь.
Задание 1.4 Используя нормативную и учебную литературу по товароведению
продовольственных
товаров,
прайс-листы
молочных
комбинатов
и
заводов,
составить
классификацию
ассортимента
молочных
и
молочнокислых
товаров,
применяя иерархический и фасетный методы. При выполнении задания учесть
количественные и качественные признаки деления.
Молоко- природный продукт, образующийся в процессе лактации животных.
Молоко
используется
непосредственно
как
продукт
питания
и
как
сырье
для
переработки.
Молочные продукты подразделяются:
на виды;
по способу выработки и тепловой обработки;
по содержанию жира и других компонентов.
Вопросы для самопроверки:
1. Определить понятия:
классификация товаров;;
объект классификации;
ступень классификации;
классификационный признак.
2.
Перечислить
методы
классификации.
Указать
преимущества
каждого
метода.
3. Перечислить недостатки фасетного метода классификации.
4. Назвать правила классификации объектов.
8
Практическое занятие № 2
Тема: расчёт основных показателей и структуры ассортимента.
Цель
работы: дополнить
и
углубить
теоретические
знания
обучающихся
о
свойствах
ассортимента
потребительских
товаров,
приобрести
умения
и
навыки расчетов основных показателей ассортимента и его структуры.
Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо или
совокупности признаков (ГОСТ Р 51303).
«Assortment» (франц.) — набор различных видов и сортов товаров.
Свойство ассортимента — особенность ассортимента, проявляющаяся при
его формировании или реализации.
Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение
свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп,
видов и наименований товаров. Единицей измерения показателей ассортимента
является наименование товара или товарный артикул, который может включать
название
вида
или
торговой
марки.
При
формировании
ассортимента
осуществляется регулирование комплекса его свойств и показателей, что требует
понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента
(табл. 2.1).
Широта
ассортимента
—
количество
групп,
видов,
разновидностей
и
наименований
товаров
однородных
и
разнородных
групп.
Это
свойство
характеризуется двумя абсолютными показателями — действительной и базовой
широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.
Действительная
широта (Шд)
—
фактическое
количество
групп,
видов,
разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).
Базовая
широта
(Шб)
—
широта,
принятая
за
основу
для
сравнения.
В
качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и
наименований
товаров,
регламентированное
нормативными
или
техническими
документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально
возможное.
Коэффициент
широты
(К
ш
)
выражается
как
отношение
действительного
количества
видов,
разновидностей
и
наименований
товаров
однородных
и
разнородных
групп
к
базовому.
Общая
широта
—
совокупность
всех
ассортиментных
единиц,
видов
и
разновидностей
товаров
однородных
и
разнородных групп.
Таблица 2.1- Номенклатура свойств и показателей ассортимента
Наименования и условные обозначения
Расчет показателей
свойства
показатели
1
2
3
Широта (Ш):
действительная
базовая
Показатель широты (Ш):
действительный (
Ш
Д
)
базовый (
Ш
б
)
Коэффициент широты
(
К
ш
)
Ш
Д
= д =
∑
m
⋅
П
Д
Ш
б
= б =
∑
˙
m
⋅
П
б
К
ш
=
Ш
Д
Ш
б
100,%
9
Продолжение таблицы 2.1
1
2
3
Полнота (П):
действительная
базовая
Показатель полноты (П):
действительный (
П
Д
)
базовый (
П
б
)
Коэффициент полноты
(
К
п
)
П
Д
=
д
однородной
группы
товаров
П
б
= б однородной группы
товаров
К
п
=
П
Д
П
б
100, %
Глубина (Г
л
)
Показатель глубины:
действительный (
Гл
Д
)
базовый (
Гл
б
)
Коэффициент глубины
(
К
гл
)
Гл
Д
=
n
Д
Гл
б
=
n
б
К
г
=
Гл
Д
Гл
б
100, %
Устойчивость (У)
Показатель устойчивости (У)
Коэффициент устойчивости (
К
у
)
У = у
К
у
=
У
Ш
Д
100,%
Новизна
(обновление)
(Н)
Показатель новизны (Н)
Степень (коэффициент)
обновления (
К
н
)
Н = н
К
н
=
н
Ш
Д
100, %
Структура (С)
Относительный показатель
структуры (
С
i
) отдельных
товаров (i)
C
i
=
A
i
S
i
Ассортиментный
минимум (перечень)
(
А
м
)
Показатель ассортиментного
минимума(
А
м
)
А
м
=м
Рациональность (Р)
Коэффициент рациональности (
К
р
)
К
р
=
∑
(
˙
К
у
⋅
ву+К
н
⋅
вн+К
г
⋅
вг
)
3
Гармоничность (Г)
Коэффициент гармоничности (
К
гар
)
К
гар
=
п
гар
Ш
Д
m - количество однородных групп товаров;
д — количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в
наличии;
б — базовое количество видов, разновидностей и наименований товаров, принятое
за основу для сравнения;
n
—
количество
товаров
разных
наименований
или
торговых
марок
и/или
их
модификации определенного вида;
10
n
гар
— количество товаров разных наименований или торговых марок, одинаковых
с утвержденным перечнем и принятых за образец;
А
i
- количество отдельного товара в натуральном выражении;
S
i
- суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном
выражении;
м
—
минимальное
допустимое
количество
товаров,
определяющих
торговый
профиль организации;
у
—
количество
видов
и
наименований
товаров,
пользующихся
устойчивым
спросом;
н — количество новых видов и наименований товаров;
вг,
ву,
вн
—
коэффициенты
весомости
показателей
глубины,
устойчивости
и
новизны.
Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы
удовлетворять одинаковые потребности.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований
товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть
действительными и базовыми.
Показатель
действительной
полноты характеризуется
фактическим
количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а
базовый — регламентируемым или планируемым количеством товаров.
Коэффициент
полноты (
К
п
)
-
отношение
действительного
показателя
полноты к базовому.
Глубина
—
количество
торговых
марок
товаров
одного
вида,
и/или
их
модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя
служит товарная марка, а при наличии модификаций — одна из них.
Действительная
глубина (
Гл
Д
)
-
количество
торговых
марок
и/или
модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.
Базовая глубина (
Гл
б
) - количество торговых марок и/или модификаций, или
товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для
выпуска и принятых за основу для сравнения.
Коэффициент глубины (
К
гл
) - отношение действительной глубины к базовой.
Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент
конкретного товара.
Устойчивость
ассортимента способность
набора
товаров
удовлетворять
спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие
устойчивого спроса на них.
Коэффициент
устойчивости (
К
у
)
-
отношение
количества
видов,
разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у
потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований
товаров тех же однородных групп (
Ш
Д
).
Новизна
(обновление)
ассортимента
—
способность
набора
товаров
удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых
товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (
К
н
), которая выражается
11
через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований
товаров (или действительной широте).
Обновление — одно из направлений ассортиментной политики организации,
проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка.
Структура
ассортимента
товаров
—
соотношение
выделенных
по
определенному признаку совокупностей товаров в наборе (ГОСТ Р 51303, п. 80).
Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в
общем наборе.
Структура
ассортимента
может
выражаться
как
в
натуральных,
так
и
в
относительных
показателях.
Они
рассчитываются
как
отношение
количества
отдельных
товаров
к
суммарному
количеству
всех
товаров,
входящих
в
ассортимент.
Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, определяет
структуру товарооборота в денежном выражении.
Показатели
структуры
ассортимента
применяются,
если
необходимо
определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки
товаров.
При
анализе
прибыльности
отдельных
видов
товаров
учитывают
структуру товарооборота в денежном выражении.
Задание 2.1 Рассчитать коэффициенты широты и устойчивости ассортимента
товаров магазина «Продукты», если широта фактическая равна 865 наименованиям,
устойчивость - 213 наименованиям. За показатель широты базовой
был принят
ассортимент супермаркета равный 3600 наименованиям. Сделать выводы, оформив
их в рабочую тетрадь.
Задание
2.2
Рассчитать
коэффициент
широты,
устойчивости
и
новизны
ассортимента товаров магазина «Байрам», если широта фактическая равна 1025
наименованиям,
устойчивость
-
250
наименованиям,
новых
товаров
за
анализируемый период поступило 72 наименования. За показатель широты базовой
был принят ассортимент супермаркета «Матрица», равный 2400 наименованиям.
Сделать выводы, оформив их в рабочую тетрадь.
Задание 2.3 В ассортименте магазина «Продукты» имеется 10 наименований
сыров.
Шесть
из
них
относится
к
группе
твёрдых
сычужных.
В
Российских
стандартах предусмотрено 40 наименований таких сыров, ещё 35 поступает по
импорту. Рассчитать коэффициент полноты для твёрдых сычужных сыров, а также
коэффициент широты по группе «Сыры». Сделать анализ полученных показателей,
оформив их в рабочую тетрадь.
Задание
2.4 Рассчитать коэффициент гармоничности универмага по группе
«Радиоэлектронная аппаратура», если ассортимент товаров в его торговом зале
составил 5674 наименования. Согласно утверждённого перечня торговых марок,
количество товаров разных производителей должно быть не менее 3600 видов.
Сделать анализ полученных показателей, оформив их в рабочую тетрадь.
12
Задание
2.5 Рассчитать структуру ассортимента в денежном и натуральном
выражении магазина «Ткани». Данные для расчёта представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2- Структура ассортимента магазина «Ткани» на 01 января
Вид тканей
Структура ассортимента
Средняя цена,
руб./м
Структура
товарооборота, %
в м
в %
Хлопчатобумажные
280
250
Шерстяные
320
500
Льняные
100
300
Синтетические
500
150
Шёлковые
200
400
Итого
1400
100
-
100
* Цены на ткани и их количество — условные.
После произведенных вычислений сделать выводы, оформив их в рабочую
тетрадь.
Задание
2.6 Рассчитать структуру ассортимента в натуральном и денежном
выражении отдела «Кондитерские изделия» продуктового магазина. Данные для
расчета представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3-
Структура ассортимента отдела «Кондитерские изделия» продуктового магазина
на 01 июня.
Вид изделий
Структура ассортимента
Средняя цена
руб./кг
Структура
товарооборота,
%
в кг
в %
1
2
3
4
5
конфеты
180
280
печенье
220
160
карамель
90
80
пряники
160
70
вафли
120
60
итого
770
100
100
* Цены на ткани и их количество — условные.
После произведенных вычислений сделать выводы, оформив их в рабочую
тетрадь.
13
Вопросы для самопроверки:
1. Дать определение понятиям:
- «ассортимент»;
- «товарная номенклатура»;
- «свойство ассортимента»;
- «показатель ассортимента».
2. Дать характеристику показателей ассортимента:
«Коэффициент широты»;
«Коэффициент устойчивости»;
«Обновление».
3.Охарактеризовать
взаимосвязь
структуры
ассортимента
и
структуры
товарооборота.
4.Составить схему взаимосвязи классифицированных ассортиментных группировок
и свойств ассортимента.
Практическое занятие № 3
Тема :
построение
развёрнутой
номенклатуры
потребительских
свойств
отдельных групп и видов товаров.
Цель
работы :
дополнить
и
углубить
знания
обучающихся
о
сущности
потребительской ценности товара, приобрести умение и навыки построения
номенклатуры потребительских свойств продукции и изделий, а так же
усвоить их характеристики.
Номенклатура потребительских свойств и показателей - совокупность
свойств
и
показателей,
обуславливающих
удовлетворение
реальных
или
предполагаемых
потребностей.
По
сути,
эта
номенклатура
и
определяет
качественные характеристики потребительских товаров.
В
пределах
номенклатуры
потребительские
свойства
и
показатели
подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и
удовлетворяемых потребностей (рис.3.1).
Назначение
–
способность
товаров
удовлетворять
физиологические
и
социальные потребности, а также потребности в их систематизации.
Назначение
относиться
к
одному
из
определяющих
свойств
качества
товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, то остальные
свойства утрачивают для него привлекательность.
Надёжность – способность товаров сохранять функциональное назначение в
процессе
хранения
и/или
потребления
(эксплуатации)
в
течении
заранее
оговорённых сроков.
Надёжность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих
при хранении потреблении и эксплуатации товаров. Это свойство не может быть
безгранично. Речь может идти лишь об ограниченном ресурсе надёжности,
измеряемом определённым отрезком времени, в течении которого исходные
14
свойства товара изменяются незначительно, что позволяет их использовать в
соответствии назначением.
Эргономические
свойства
–
способность
товаров
создавать
ощущение
удобства,
комфортности,
наиболее
полного
удовлетворения
потребностей
в
соответствии
с
антропометрическими,
психологическими
и
психолого-
физиологическими характеристиками потребителя.
Эргономика
–
наука,
комплексно
изучающая
человека
в
конкретных
условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда или
эксплуатации либо потребления.
Рис. 3.1 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров
Эстетические
свойства
–
способность
товаров
выражать
в
чувственно-
воспринимаемых
признаках
формы
общественные
ценности
и
удовлетворять
эстетические потребности человека.
15
Эстетические свойства вещей изучает эстетика – наука о сущности и формах
прекрасного в природе, предметах, художественном творчестве и жизни.
Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако
представления о них у разных людей, проживающих в различных регионах земного
шара и в разные эпохи, неодинаково. Неодинаковы эти представления и у людей
одной страны, местности, даже одной семьи. Психологические потребности и их
разновидность
–
эстетические
потребности,
очень
индивидуальны,
что
предопределяет сложность обеспечения эстетических свойств товаров.
Показателями
эстетических
свойств
товаров
могут
служить
внешний
(товарный)
вид,
целостность,
дизайн,
мода,
стиль,
информационная
выразительность, совершенство производственного исполнения.
Экологические
свойства
–
способность
товаров
не
оказывать
вредного
воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потребления.
Все
больше
загрязнение
окружающей
среды
ставит
существование
человечества
на
грань
катастрофы.
В
этих
условиях
резко
возрастает
степень
значимости экологических свойств. Несмотря на это, в действующих нормативных
документах редко устанавливаются показатели экологических свойств товаров, хотя
многие потребительские товары обладают такими свойствами.
Безопасность – состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен
допустимым уровнем (ИСО/МЭК 2).
Применительно к качеству потребительских товаров безопасность может быть
определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества
потребителей при эксплуатации или потреблении товаров.
Безопасность – важнейшее свойство качества, которым должны обладать все
потребительские товары (рис.3.2). В отличие от других потребительских свойств,
ухудшение
или
утрата
которых
приводит
к
потерям
функционального
или
социального
назначения,
превышение
допустимого
уровня
показателей
безопасности
переводит
продукцию
в
категорию
опасной.
Опасная
продукция
подлежит уничтожению, а продукция, утратившая иные потребительские свойства,
или
относится
к
условно
пригодной
и
может
быть
использована
на
промпереработку, или ее утраченные свойства могут быть восстановлены после
соответствующего устранения дефектов.
Товароведение промышленных товаров.
Задание 3.1 Используя нормативную, эксплуатационную, учебную литературу
по
товароведению
построить
номенклатуру
потребительских
свойств
кожаной
обуви.
Потребительские свойства кожаной обуви можно объединить в три группы:
эргономические;
эстетические;
надежности.
Каждая группа свойств подразделяется на подгруппы. Проведя исследования,
оформить их в рабочую тетрадь в виде схемы, дать товароведную характеристику
каждой группе свойств.
16
Задание 3.2 Используя нормативную, эксплуатационную, учебную литературу
по товароведению построить номенклатуру потребительских свойств мебельных
товаров.
Потребительские свойства мебели можно объединить в три группы:
функциональные;
эстетические;
эргономические.
Каждая группа свойств подразделяется на подгруппы. Проведя исследования
потребительских свойств мебельных товаров, оформить их в рабочую тетрадь в
виде схемы, затем дать товароведную характеристику каждой группе и подгруппе.
Товароведение продовольственных товаров.
Задание
3.3 Используя
натуральные
образцы,
учебную,
нормативную
и
технологическую
документацию,
построить
номенклатуру
потребительских
свойств хлебных изделий. Исследования оформить в рабочей тетради, при этом
дать полную характеристику свойств безопасности данного вида продукции.
Задание
3.4
Используя
натуральные
образцы,
учебную,
нормативную
и
технологическую
документацию,
построить
номенклатуру
потребительских
свойств растительных масел. Исследования оформить в рабочей тетради, при этом
дать полную характеристику свойств безопасности данного вида продукции.
Вопросы для самопроверки:
1. Дать определение понятиям:
- «номенклатура потребительских свойств товаров»;
- «безопасность товаров и пищевой продукции»;
2. Перечислить все свойства товаров, относящихся к потребительским.
3. Составить и начертить в тетради схему: «Виды безопасности товаров и природа
воздействий, влияющих на них».
4. Дать определение свойствам:
- назначение;
- надежность.
5. Привести классификацию эстетических свойств товаров.
6. Дать характеристику антропометрическим свойствам товаров. На какие
подгруппы они подразделяются?
17
Рис. 3.2 Виды безопасности товаров и природа воздействий, влияющих на них.
Практическое занятие №4
Тема: выбор и применение методов оценки качества (экспертный).
Цель
работы: получить умения и навыки по выбору и применению методов
оценки качества потребительских товаров, а также экспертной оценки их
эстетических свойств (на примере кожаной обуви).
В
процессе
работы
рассчитывается
суммарный
обобщающий
критерий
по
результатам
оценки
в
баллах
отдельных
свойств
товара.
Оценка
производится
экспертным методом, т.к. эстетические свойства товаров не имеют других форм
оценки, кроме балльной. Структура свойств при эстетической оценке строится по
иерархическому принципу.
Методик экспертных оценок много, и они различаются по степени сложности.
Описанная в данном пособии методика проста и доступна для оценки группой
обучающихся, работающей как комиссия.
18
химиче
ская
термич
еская
против
опожар
ная
Санитар
но-
гигиенич
еская
электро
магнит
ная
магн
итная
электр
ическа
я
механи
ческая
радиац
ионная
Ток
сич
ные
эле
мен
ты
антибиотики
мик
ото
кси
ны
радио
нукл
иды
Удары,
трения,
проколы,
деформа
ция и пр.
Поля:
Высокие
температу
ры
биопов
режден
ия
Горение,
самовозг
орание
зооповреждения
насекомыми
грызунами
микроби
ологичес
кие
радио
изото
пы
прочие
гормональные
препараты
электрические
магнитные
электромагнитные
Безопасность потребительских товаров
Задание 1. Провести экспертную оценку туфель женских модельных на особо
высоком каблуке ПВХ, на подошве ТЭП с верхом из нубука зеленого цвета с
декоративными
перфорациями
по
наружной
боковой
поверхности
(образец
предоставляется преподавателем).
Работу построить в два этапа:
1 этап – определение согласованности мнений «членов комиссии», путем
вычисления коэффициента конкордации (W);
2 этап – оценка конкретных свойств предложенной модели обуви.
Этап
1 .Экспертная
оценка
начинается
с
определения
согласованности
мнений
членов «экспертной комиссии» по вопросу формирования и значимости отдельных
эстетических свойств обуви.
Определить
величину W
можно
методом
предпочтения,
при
котором
рассматриваемые факторы распределяются экспертами по рангам в зависимости от
весомости их в формировании эстетических свойств. Самым маленьким числом,
равным 1 (первое место), обозначается самое важное свойство, а самым большим
числом (последнее место) – наименее важное свойство (по числу показателей табл.
1 оно равно 9). В таблицу 4.1 «эксперты» заносят свои ранги факторов, влияющих
на формирование эстетических свойств обуви.
Коэффициент конкордации W определяем по формуле:
W = 12S / [N
2
(n
3
– n)],
где N – число членов комиссии;
n – число рассматриваемых в табл. 1 факторов, n = 9.
S – сумма квадратов отклонений j-го ранга от значения среднего ранга T.
T – усредненные значения рангов для каждого фактора.
T (как среднюю сумму рангов) определяем по формуле
T = N (n + 1) / 2
По
величине W судят о степени согласованности, компетентности членов
комиссии
по
рассматриваемому
вопросу.
Если W
=
1,
то n
- согласованность
полная, если же W = 0, то согласованность отсутствует. Предельно допустимое
значение W для дальнейшей работы комиссии не должно быть меньше 0,65.
Таблица 4.1-Исходные данные для определения согласованности мнений экспертов
(расчета коэффициента конкордации W)
Наименование показателей
№ экспертов
Сумма ∑
T - ∑
(T - ∑)
2
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1. Соответствие фасона колодки
направлению моды
2. Соответствие конструкции
заготовки направлению моды
19
Продолжение таблицы 4.1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3. Соответствие вида материалов
и отделки низа потребительским
требованиям
4. Соответствие материалов верха
и отделки потребительским
требованиям
5. Соответствие материалов и
отделки подкладки
потребительским требованиям
6. Соответствие фурнитуры
современным приемам
декоративного оформления
7. Художественное оформление и
четкость маркировки
8. Соответствие цвета материалов
потребительским требованиям
9. Качество технологических
операций
ИТОГО:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
S =
Этап
2. При условии доказанной компетентности «комиссии» она приступает к
оценке конкретной модели обуви. В процессе эстетической оценки «эксперты»,
выстраивают эталонный ряд изделий отечественного и зарубежного производства,
ранжируемых по эстетическому уровню на лучшие, хорошие, удовлетворительные
и плохие. Образующаяся при этом балльная шкала (от 0 до 4 баллов) соответствует
структуре эталонного ряда и применяется как средство количественного выражения
результатов экспертизы (табл. 4.2).
Таблица 4.2- Шкала оценки показателей
Показатели
Баллы
Отличные
4-3,5
Хорошие
3-2,5
Удовлетворительные
2
Плохие
1,5-1
Здесь следует учесть, что хотя бы один показатель с плохой оценкой дает
право «комиссии» отклонить рассмотрение данной модели или ее утверждение.
Каждый
«эксперт»,
оценивая
конкретную
модель
обуви,
заносит
свои
результаты
в
карточку,
в
которой
представлены
комплексные
и
структурные
(единичные) показатели качества (табл. 4.3).
Полученные значения оценок по комплексным показателям переносятся в
сводную карточку (табл. 4.4).
При
вычислении
суммы
баллов
следует
среднее
значение
комплексного
показателя умножить на коэффициент весомости. В данном случае коэффициент
весомости принят исходя из равнозначности структурных показателей. То есть
весомость комплексных свойств зависит от числа структурных.
20
Максимальное число баллов может быть равным 48 (высший балл 4 на 12
структурных
показателей).
Критерием
оценки
качества
модели
служит
относительная характеристика – уровень качества, определяемый по формуле
К = Баллы фактические / Баллы максимальные
По хорошим показателям изделие может набрать минимум 30 баллов (2,5 *
12), поэтому предельно допустимый уровень качества может быть равным 0,625
(или 0,63), или 30 / 48.
В результате решение «комиссии» может быть: рекомендовать не закупать (не
производить) данную модель, если она получила уровень качества 0,63 и ниже;
рекомендовать закупать (производить) модель, получившую более высокий уровень
качества;
фиксировать
замечания
по
поводу
исправления
моделей
и
другие
решения.
По результатам оценки туфель женских летних по эстетическим свойствам
сделать выводы и оформить их в рабочей тетради.
Таблица 4.3- Результаты оценки туфель женских модели экспертом №......
Комплексные
*
2. Рациональность формы 2.1. Соответствие модели
назначению
2.2. Эргономическая
приспособленность.
*
*
*
3. Целостность
композиции
3.1. Организованность
объемно-пространственной
структуры
3.2. Колорит модели,
органичность декора
3.3. Соответствие материалов
верха и низа обуви
*
*
*
*
4. Совершенство
производственного
исполнения
4.1. Тщательность
изготовления обуви
4.2. Четкость маркировки и
документации
4.3. Стабильность товарного
вида
4.4 Соответствие эталону-
образцу
*
*
*
*
*
Итого:
*
21
Таблица 4.4 - Сводные результаты оценки туфель женских модели
Комплексные
Вопросы для самопроверки:
1. Дать определение следующим понятиям:
«эксперт»;
«экспертный метод»;
«коэффициент весомости»;
«коэффициент конкордации»;
«качество товаров»;
«требования к качеству»;
«показатели качества»;
«оценка качества».
2. Назвать основные градации качества и дать их определения.
3. Перечислить области применения экспертного метода.
4. По какой формуле вычисляется коэффициент конкордации (W)?
5. По какой форме оцениваются эстетические свойства товаров?
6. Указать основные этапы оценки качества.
22
Практическое занятие №5
Тема: Решение ситуационных задач по расчёту товарных потерь. Составление
документов на списание нормируемых и актируемых потерь.
Цель работы: дополнить и углубить теоретические знания обучающихся о видах и
группах товарных потерь, причинах их возникновения, порядке списания;
приобрести
умения
и
навыки
расчёта
нормируемых
потерь
согласно
установленных норм.
На различных этапах технологического цикла товародвижения отмечаются
разнообразные
потери
сырья,
полуфабрикатов,
энергоносителей,
готовой
продукции, а затем и товаров. Эти потери могут быть измерены в натуральном и
денежном выражении, в зависимости от чего подразделяются на две группы —
товарные и материальные.
Товарные
потери
—
потери,
вызванные
частичной
или
полной
утратой
количественных и качественных характеристик товара в натуральном выражении.
Материальные потери — потери, вызванные частичной или полной утратой
стоимостных характеристик в денежном выражении.
Эти
две
группы
потерь
взаимосвязаны,
но
товарные
потери
являются
первичными, а материальные — вторичными, т. е. следствием товарных потерь.
Товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик товара на
две группы — количественные и качественные (рис. 5.1).
Количественные
потери -
уменьшение
массы,
объёма,
длины
и
других
количественных характеристик товаров.
Потери
этой
подгруппы
вызываются
естественными,
свойственными
конкретному
товару
процессами,
происходящими
при
хранении
и
товарной
обработке.
Поэтому
в
ряде
нормативных
документов
их
ещё
называют
естественными, а по порядку списания — нормируемыми.
Количественные, или естественные, потери относятся к неизбежным. Этим
объясняется установление норм естественных потерь.
Количественные потери в зависимости от причин возникновения делятся на
два вида — естественная убыль и предреализационные потери.
Естественная убыль — количественные потери, вызываемые процессами,
которые свойственны товарам и происходят при их транспортировании и хранении.
Причинами возникновения естественной убыли служат следующие процессы:
усушка;
распыл
(утруска,
распыление);
розлив
(размазывание);
улетучивание
веществ; впитывание жидкой фракции пищевого продукта в упаковку; дыхание
(только
для
товаров,
являющимися
живыми
объектами);
бой
стеклянной
или
раздавливание полимерной тары.
Потери
23
товарные
материальные
количественные
(нормируемые)
качественные
(актируемые)
естественная
убыль
пред реализационные
потери (отходы)
процессы
усушка
микробиологические
распыл
биологические
розлив
биохимические
улетучивание
химические
впитывание
физические
дыхание
физико-химические
бой
Рис.5.1 Классификация товарных потерь
Предреализационные товарные потери ,
или отходы , вызывают процессы
(операции),
связанные
с
подготовкой
товаров
к
продаже.
Эти
потери
бывают
ликвидные и неликвидные. К отходам относятся:
удаление малоценных частей товара, которые могут быть реализованы по
более низкой цене или отправлены на промпереработку;
отделение составных частей товара, не обладающих его функциональным
назначением или утратившим его;
раскрошка товаров при разделении на части;
отделение от основной массы товара его составных компонентов.
В
отличие
от
количественных
качественные
потери
списываются
не
по
нормам, а по актам, поэтому их называют ещё актируемыми.
Качественные
потери
—
потери,
обусловленные
микробиологическими,
биологическими,
биохимическими,
химическими,
физическими
и
физико-
химическими процессами.
Для многих продовольственных и непродовольственных товаров установлены
нормы естественных потерь.
Утвержденные нормы естественной убыли при перевозке, хранении и продаже
товаров и продуктов являются предельными. Списание товаров и продуктов в
24
пределах норм естественной убыли производят в случаях, если при приемке или
инвентаризации выявлена фактическая недостача.
Актируемые потери списываются за счет прибыли торговой организации, а
нормируемые
естественные
потери
—
за
счет
издержек
обращения
или
производства в пределах установленных норм. Сверхнормативные естественные
потери списываются на чистую прибыль организации или за счёт виновных лиц.
Их оформляют «Актом о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей»
(форма ТОРГ-15). В нем указывают наименование товара, его артикул, сорт, цену,
количество и стоимость товара, причину и виновников потерь (приложение А). В
акте также делается запись о возможности дальнейшего использования товаров,
либо об их уничтожении или вывозе на свалку.
Если дальнейшее использование товаров связано со сдачей их в утиль, на
переработку
или
на
откормочные
предприятия,
то
она
оформляется
товарно-
транспортной накладной. Товары, пришедшие в полную негодность, должны быть
уничтожены в присутствии комиссии, составившей акт, или вывезены на свалку по
накладной.
Алгоритм решения задач
(расчет товарных потерь)
1. Рассчитать фактическую убыль массы (
У
ф
) по формуле (если в процессе
хранения не было движения товара) или по инструкции по применению норм
естественной убыли:
У
ф
=[(
m
1
−
m
2
)÷
m
1
]⋅
100
%,
где
m
1
- первоначальная масса партии;
m
2
- конечная масса продукции.
2.
Сравнить с нормами естественной убыли.
3. Сделать выводы.
Задание 5.1 При хранении охлаждённой говядины I категории в универсаме г.
Уфы при температуре
3
−
5
0
С произошло выделение мясного сока из мясной туши.
Через два дня мясо было реализовано в количестве 4,8 т. Какие виды потерь
возникли при хранении? Каковы причины их возникновения? Можно ли их списать
и за чей счет? Есть ли сверхнормативные потери, за чей счет их следует списать?
(если
ответ
положительный,
то
составить
акт
«О
порче,
бое,
ломе
товарно-
материальных ценностей»).
Исходная масса партии — 5 т. Мясо продавалось в разрубку, нормы потерь при
разрубке туши — 0,5%.
Задание 5.2 В рыбный отдел универсама г. Уфы поступила мороженая треска
в количестве 2600 кг. Остаток товара на начало периода составлял 35 кг. За 15 дней
25
было реализовано товара в размере 2541 кг. Остаток составил 92 кг. Определите
размер начисленной естественной убыли.
Задание
5.3
При
проверке
качества
госинспектор
в
магазине
обнаружил
наличие пшеничного хлеба черствого в количестве 50 кг, деформированного — 10
кг, с плесенью — 5 кг, подгорелого — 5 кг. Укажите, каковы причины и по чьей
вине возникли указанные дефекты хлеба. Как необходимо поступить с дефектным
хлебом? Рассчитайте процент потерь ликвидных и неликвидных, если масса партии
хлеба — 1 т. Сделать выводы.
Составить акт «О порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей».
Задание 5.4 При реализации в супермаркете г. Москвы развесных макарон
было обнаружено наличие 10 кг лома и 5 кг крошки при общей массе партии 100 кг.
Рассчитайте процентное содержание лома и крошки. Могут ли за счет указанных
дефектов возникнуть потери, и за чей счет их следует списать?
Составить акт «О порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей».
Задание 5.5 На базу г. Москвы поступило 10 т муки. Через 30 суток хранения
мука
была
реализована
в
количестве
9,998
т.
Рассчитайте
размер
списанной
естественной убыли.
Задание
5.6
На
оптовый
многоэтажный
холодильник
емкостью
свыше
10
тысяч тонн г. Москвы поступила партия мороженой говядины II категории массой 1
т. Через месяц хранения партия была реализована в количестве 995 кг. Рассчитайте
объём фактической убыли массы и сравните с установленными нормами. Каковы
причины убыли массы мяса, какие факторы влияют на ее величину и каков порядок
списания?
Составить акт «О порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей».
Вопросы для самопроверки:
1. Перечислите виды и разновидности потерь.
2. Укажите причины возникновения товарных потерь.
3. Дайте определение понятиям:
- «товарные потери»;
- «материальные потери»;
- «количественные потери»;
- «качественные потери»;
- «актируемые потери».
4. Назовите процессы и операции, вызывающие качественные потери.
5. Укажите порядок списания нормируемых потерь.
Приложение А
26
Выписка из приложения № 4
к Приказу Минэкономразвития России
от 7 сентября 2007 г. № 304
НОРМЫ
ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ОХЛАЖДЕННЫХ МЯСА
И СУБПРОДУКТОВ ПРИ ХРАНЕНИИ В КАМЕРАХ
ХОЛОДИЛЬНИКОВ
В процентах
(к массе охлажденного мяса и субпродуктов)
Вид и категория мяса
Естественная убыль за сутки хранения
1-е
2-е
3-е
4-е
5-е
Говядина в полутушах, четвертинах и отрубах:
Первой категории
0,30
0,15
0,08
0,04
0,04
Второй категории
0,37
0,16
0,07
0,04
0,04
Тощая
0,46
0,19
0,04
0,04
0,04
Баранина и козлятина в тушах:
Первой категории
0,36
0,19
0,08
0,04
0,04
Второй категории
0,43
0,19
0,08
0,04
0,04
Тощая
0,53
0,21
0,05
0,04
0,04
Приложение Б
27
Выписка из приложения № 30
к Приказу Минэкономразвития России
от 7 сентября 2007 г. № 304
НОРМЫ
ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ
В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
Наименование
продуктов
Нормы естественной убыли, % (круглый год)
первая клим. гр.
вторая клим. гр.
третья клим. гр.
первая
группа
магази-
нов
вторая
группа
магази-
нов
первая
группа
магази-
нов
вторая
группа
магази-
нов
первая
группа
магази-
нов
вторая
группа
магази-
нов
Хлеб печеный
0,50
0,50
0,50
0,50
0,53
0,53
Бараночные изделия
0,35
0,35
0,35
0,35
0,40
0,40
Сухари
0,30
0,30
0,30
0,30
0,33
0,33
Пироги и кулебяки
0,45
0,45
0,45
0,45
0,50
0,50
Лаваш и чебурек
0,35
0,35
0,35
0,35
0,40
0,40
Прочие весовые
хлебобулочные
изделия
0,30
0,30
0,30
0,30
0,33
0,33
П р и м е ч а н и я:
Ко
второй
климатической
группе
(соответствует
холодному
умеренному
макроклиматическому району) относятся: Республика Башкортостан, Белгородская
область, Брянская область, Волгоградская область, Москва, Московская область и
т.д.
Нормы,
установленные
для
первой
группы
магазинов,
применяются
в
магазинах
самообслуживания,
включая
универсамы
(супермаркеты),
а
также
в
магазинах
других
типов
при
торговой
площади
более
400
м
2
.
В
остальных
магазинах и палатках применяются нормы, установленные для второй группы
магазинов.
Приложение В
28
Выписка из приложения № 31
к Приказу Минэкономразвития России
от 7 сентября 2007 г. № 304
НОРМЫ
ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ КОНДИТЕРСКИХ И БАКАЛЕЙНЫХ
ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
Наименование товаров
Нормы естественной убыли, % (круглый год)
Первая клим. гр.
Вторая клим. гр.
Третья клим. гр.
первая
группа
магази-
нов
вторая
группа
магази-
нов
первая
группа
магази-
нов
вторая
группа
магази-
нов
первая
группа
магази-
нов
вторая
группа
магази-
нов
Бакалейные товары:
Крупа, включая
зернобобовые и саго
0,14
0,20
0,15
0,21
0,16
0,23
Макаронные изделия
0,21
0,30
0,22
0,31
0,23
0,33
Мука и крахмал
0,14
0,20
0,15
0,21
0,16
0,23
Сахар-песок
0,08
0,12
0,09
0,13
0,10
0,14
П р и м е ч а н и я:
Ко
второй
климатической
группе
(соответствует
холодному
умеренному
макроклиматическому
району)
относятся:
Республика
Башкортостан,
Москва,
Московская
область,
Нижегородская
область,
Новгородская
область,
Новосибирская область и т.д.
Приложение Г
29
Выписка из приложения № 10
к Приказу Минэкономразвития России
от 7 сентября 2007 г. № 304
НОРМЫ
ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ЗАМОРОЖЕННОГО МЯСА
И СУБПРОДУКТОВ НЕБЛОЧНЫХ ПРИ ХРАНЕНИИ В КАМЕРАХ
ХОЛОДИЛЬНИКО С БАТАРЕЙНЫМ И СМЕШАННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ
(в процентах за один месяц хранения)
2-я климатическая группа
(соответствует холодному умеренному
макроклиматическому району)
Наименование мясопродуктов
Кварталы года
I
II
III
IV
Одноэтажные
холодильники
емкостью
300
тонн
и
выше,
и
многоэтажные
холодильники емкостью от 300 тонн до 3000 тонн включительно
Говядина в полутушах, четвертинах и торговых отрубах
Первой категории
0,08
0,18
0,26
0,14
Второй категории и тощая
0,1
0,22
0,32
0,18
Баранина и козлятина в тушах
Первой категории
0,1
0,22
0,32
0,18
Второй категории и тощая
0,11
0,25
0,35
0,19
Многоэтажные холодильники емкостью свыше 10 тысяч тонн
Говядина в полутушах, четвертинах и торговых отрубах
Первой категории
0,05
0,12
0,18
0,1
Второй категории и тощая
0,08
0,18
0,25
0,14
Баранина и козлятина в тушах
Первой категории
0,09
0,19
0,27
0,15
Второй категории и тощая
0,1
0,22
0,3
0,17
Литература
30
Основная:
1. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения - М.: "Норма", 2008.
2.
Николаева
М.А.
Товарная
экспертиза
-
М.:
Издательский
дом
"Деловая
литература", 2009.
3. Ляшко А.А., Ходыкин А.П. Товароведение, экспертиза и стандартизация Учебник
- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009.
4. Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В. Теория товароведения - М.: Издательский центр
"Академия", Мастерство, 2007.
5. Чечеткина Н.М., Путилина Г.И. Товарная экспертиза. Серия Учебник и учебные
пособия. Ростов н/Д: "Феникс", 2010.
Дополнительная:
1. Иванова В.Я. Основы эстетики потребительских товаров: Учебное пособие - М.:
ИТК “Дашков и Ко", 2008.
2.
Колесник
А.А.,
Елизарова
Л.Г.
Теоретические
основы
товароведения
непродовольственных товаров - М.: "Экономика", 2010.
3.
Жиряева
Е.В.
Товароведение
-
СПб.
Питер,
(Серия
"Маркетинг
для
профессионалов"), 2009.
31