Напоминание

"Ради чего Человеку даётся детство?"


Автор: Суслова Елена Николаевна
Должность: воспитатель I-й квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Василёк"
Населённый пункт: МО г. Реутов
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема: "Ради чего Человеку даётся детство?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Василёк»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Ради чего Человеку даётся детство?»




Подготовила и провела Воспитатель I-й квалификационной категории Суслова Е.Н.
Здравствуйте уважаемые взрослые. Сегодня мы поговорим с вами о том, о чём многие из нас уже давно забыли. Как вы думаете, о чём? Конечно же о детстве. О том, ради чего Человеку даётся детство? Детство - явление многогранное и загадочное. Детство наше никуда от нас – взрослых - не уходит. Когда мы выражаем сочувствие и сожаление в отношении человека с нескладным характером, часто находим оправдание в том, что «детство у него было тяжелое». Какое досталось детство каждому из нас, такими мы и стали взрослыми; точнее, действительность прожитого нами детства во многом предопределяет действительность нашей взрослой жизни. Каждый из нас – взрослых – есть то, во что преобразилось в нас наше детство, энергия детства. Именно в детстве происходит проявление, развитие и становление наших скрытых, унаследованных от природы возможностей. Самоценность детства заключается в: - становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов; - развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей; - оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям; -оформлении ребенком образа «Я». Детство определяется как период сотворения ребенком своего «Я», смысл которого заключен в становлении личной, самостоятельной и самобытной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ Я в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем. Психическая жизнь ребенка рождается на наших глазах - она вся как на ладони, выплескивается наружу, вся прочитывается в незамысловатых
действиях, понятных любому взрослому, а тем более любящим и внимательным родителям. Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Лев Николаевич Толстой писал: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня - только шаг. От новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние.» Первоклассник столь отличается от новорожденного, что кажется: это же совершенно разные существа! Тем не менее, они соединены невидимой нитью, на которую изо дня в день нанизываются все новые приобретения, превращающие беспомощный живой комочек в человеческую личность. Педагог Я. Корчак пишет: «детство — долгие, важные годы в жизни человека. Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. …Ребенок строит себя — его все больше и больше; глубже врастает в жизнь» . «Ребенок — это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание. Ребенок и беспредельность. Ребенок и вечность. Ребенок — пылинка в пространстве. Ребенок — момент во времени» . «Ребенок — это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях. В области инстинктов ему недостает лишь одного, вернее, он есть, только пока еще рассеянный, как бы туман предчувствий. В области чувств превосходит нас силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта по меньшей мере равен нам, недостает лишь опыта. Оттого так часто человек зрелый бывает ребенком, а ребенок — взрослым. Вся же остальная разница в том,
что ребенок не зарабатывает деньги и, будучи на содержании, вынужден подчиняться» . Таким образом, детство — это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», «по-правдивому» (Раиса Михайловна Чумичева, д.п.н., проф. декан фак Южного федер университета) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств. «Основная наша ошибка в отношении детей — пишет В.В. Зеньковский — заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, — только еще неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения — это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии.» Такой подход ученый определяет как биологический в понимании детства, не позволяющий раскрыть его своеобразие и задачи. Разделяя взгляды К. Гроса, В.В. Зеньковский утверждает, что «…мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии.» «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» Сухомлинский В. А.
Итак, уважаемые взрослые, давайте детям возможность больше играть, т.к. в игре развиваются не только необходимые для ребёнка знания, умения и навыки, но и продлевается самое ценное для человека это его детство. И «Счастье придет по следам грядущих поколений, которые научатся не забывать собственное детство.» Януш Корчак. Спасибо за внимание. Список использованной литературы: 1. Зеньковский В. В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346 с. 2. Януш Корчак Избранные педагогические произведения М.: Педагогика, 1879г.; 3. «Как любить ребенка» М.: Книга о воспитании, 1990г.; 4. Статьи: Теория и практика (1925); Воспитание воспитателя ребенком (1926);


В раздел образования