Автор: Суслова Елена Николаевна Должность: воспитатель I-й квалификационной категории Учебное заведение: МБДОУ №2 "Василёк" Населённый пункт: МО г. Реутов Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: "Ради чего Человеку даётся детство?" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Василёк»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Ради чего Человеку даётся детство?»
Подготовила и провела
Воспитатель I-й
квалификационной
категории
Суслова Е.Н.
Здравствуйте уважаемые взрослые. Сегодня мы поговорим с вами о
том, о чём многие из нас уже давно забыли. Как вы думаете, о чём? Конечно
же о детстве. О том,
ради чего Человеку даётся детство?
Детство - явление многогранное и загадочное. Детство наше никуда от
нас – взрослых - не уходит. Когда мы выражаем сочувствие и сожаление в
отношении человека с нескладным характером, часто находим оправдание в
том, что «детство у него было тяжелое». Какое досталось детство каждому из
нас, такими мы и стали взрослыми; точнее, действительность прожитого
нами детства во многом предопределяет действительность нашей взрослой
жизни. Каждый из нас – взрослых – есть то, во что преобразилось в нас
наше детство, энергия детства. Именно в детстве происходит проявление,
развитие
и
становление
наших
скрытых,
унаследованных
от
природы
возможностей.
Самоценность детства заключается в:
- становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных,
коммуникативных функциональных органов;
-
развитии
субъектных
средств
регуляции
поведения:
эмоций,
воли
и
способностей;
- оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного
отношения к себе и другим людям;
-оформлении ребенком образа «Я».
Детство определяется как период сотворения ребенком своего «Я»,
смысл
которого
заключен
в
становлении
личной,
самостоятельной
и
самобытной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим
внутренним миром.
Он ищет свой образ Я в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его
окружает,
самостоятельно
ищет
способ
строить
отношения
с
миром
и
предъявляет себя в нем.
Психическая жизнь ребенка рождается на наших глазах - она вся как
на ладони, выплескивается наружу, вся прочитывается в незамысловатых
действиях,
понятных
любому
взрослому,
а
тем
более
любящим
и
внимательным родителям. Путь, который проходит ребенок в первые годы
жизни, поистине грандиозен. Лев Николаевич Толстой писал: «Разве не тогда
я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро,
что
во
всю
остальную
жизнь
я
не
приобрел
и
одной
сотой
того?
От
пятилетнего
ребенка
до
меня
-
только
шаг.
От
новорожденного
до
пятилетнего - страшное расстояние.»
Первоклассник столь отличается от новорожденного, что кажется: это
же совершенно разные существа! Тем не менее, они соединены невидимой
нитью, на которую изо дня в день нанизываются все новые приобретения,
превращающие беспомощный живой комочек в человеческую личность.
Педагог Я. Корчак пишет: «детство — долгие, важные годы в жизни
человека. Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности,
трудности и помехи своей жизни. …Ребенок строит себя — его все больше и
больше; глубже врастает в жизнь» .
«Ребенок — это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь
часть
которых
ты
сумеешь
прочесть,
а
некоторые
сможешь
стереть
или
только перечеркнуть и вложить свое содержание.
Ребенок и беспредельность. Ребенок и вечность.
Ребенок — пылинка в пространстве.
Ребенок — момент во времени» .
«Ребенок — это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и
хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный
и шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в
себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях. В области
инстинктов ему недостает лишь одного, вернее, он есть, только пока еще
рассеянный, как бы туман предчувствий. В области чувств превосходит нас
силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта по меньшей
мере равен нам, недостает лишь опыта. Оттого так часто человек зрелый
бывает ребенком, а ребенок — взрослым. Вся же остальная разница в том,
что ребенок не зарабатывает деньги и, будучи на содержании, вынужден
подчиняться» .
Таким образом, детство — это целый мир, в котором наиболее остро,
ярко и «по-справедливому», «по-правдивому» (Раиса Михайловна Чумичева,
д.п.н., проф. декан фак Южного федер университета) функционируют нормы,
правила,
законы,
ценности,
которые
дети
демонстрируют
взрослым
посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний,
воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд
и чувств.
«Основная наша ошибка в отношении детей — пишет В.В.
Зеньковский
—
заключается
в
том,
что
мы
считаем
детскую
душу
решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе
имеют место те же психические движения, что и у нас, — только еще
неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения — это душа взрослых
в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии.»
Такой подход ученый определяет как биологический в понимании
детства,
не
позволяющий
раскрыть
его
своеобразие
и
задачи.
Разделяя взгляды К. Гроса, В.В. Зеньковский утверждает, что «…мы не
потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы
играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы
дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но
в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются
той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства,
не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем
введения в игру работы фантазии.»
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности.» Сухомлинский В. А.
Итак, уважаемые взрослые, давайте детям возможность больше
играть, т.к. в игре развиваются не только необходимые для ребёнка знания,
умения и навыки, но и продлевается самое ценное для человека это его
детство.
И «Счастье придет по следам грядущих поколений, которые научатся
не забывать собственное детство.» Януш Корчак. Спасибо за внимание.
Список использованной литературы:
1.
Зеньковский В. В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346 с.
2.
Януш Корчак Избранные педагогические произведения М.: Педагогика,
1879г.;
3.
«Как любить ребенка» М.: Книга о воспитании, 1990г.;
4.
Статьи: Теория и практика (1925); Воспитание воспитателя ребенком
(1926);