Методические рекомендации по выполнению практических работ
Автор: Андреева Людмила Георгиевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: "Межрегиональный центр компетенций -Чебоксарский электромеханический колледж" Населённый пункт: Чувашская Республика г.Чебоксары Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методические рекомендации по выполнению практических работ Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Межрегиональный центр компетенций - Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Методические указания
по выполнению практических работ
по учебной дисциплине
ОГСЭ.04 Русский язык и культура речи
специальность
11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт
радиоэлектронной аппаратуры (по отраслям)
базовая подготовка
Чебоксары, 2016
Содержание
Предисловие
Перечень практических работ по учебной дисциплине
Методические рекомендации студентам
Практическая работа № 1
Практическая работа № 2
Практическая работа № 3
Практическая работа № 4
Практическая работа № 5
Практическая работа № 6
Практическая работа № 7
Практическая работа № 8
Практическая работа № 9
Литература
Приложение
ПРЕДИСЛОВИЕ
Содержание практических работ направлено на реализацию Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования и составлено на основе
рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Дидактической целью практических работ является формирование практических умений,
необходимых в последующей учебной деятельности по общеобразовательным и специальным
дисциплинам.
Выполнение студентами практических заданий направлено на решение следующих задач:
- обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по
конкретным темам дисциплины «Русский язык и культура речи»;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
- выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как
самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Состав заданий для практических работ спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время
они могли быть выполнены качественно большинством студентов. (Тексты практических работ
по учебной дисциплине для студентов распечатываются преподавателем на листах формата А4)
Основными задачами методических рекомендаций по выполнению практических работ
являются:
- активизация аудиторной самостоятельной работы студентов в учебном процессе;
- создание условий для оптимизации процесса изучения учебной дисциплины;
- организация аудиторной самостоятельной работы студентов;
- обеспечение контроля за ходом выполнения практических работ в процессе изучения учебной
дисциплины и её результатами;
- управление познавательной деятельностью студентов.
В начале занятия преподавателем объявляется тема и цель практического занятия. Даются
рекомендации
по
информационным
источникам:
курс
лекций,
соответствующие
главы
учебников, учебных и методических пособий, указанных в списке литературы.
Поставленная перед студентами цель может быть представлена как в устной форме, так и
зафиксирована
в
раздаточном
материале.
На
данном
этапе
практического
занятия
студент
должен знать значимость выполняемой работы, её взаимосвязь с задачами других тем курса,
область применения подобных задач в реальной жизни.
Порядок выполнения работы может быть различным. При выполнении заданий студент
может
использовать
лекционный
материал,
методические,
справочные
и
другие
учебные
материалы.
Основным
требованием
при
выполнении
проверочной
работы
является
проявление
максимальной самостоятельности, желательно без использования каких-либо источников или
при помощи преподавателя.
По окончании практического занятия преподавателем подводятся итоги, освещаются все
положительные и отрицательные стороны выполнения практической работы. Такой подход
позволит в дальнейшем совершенствовать навыки выполнения последующих практических
работ.
В ходе освоения учебной дисциплины и выполнения не только самостоятельной внеурочной
деятельности, но и при выполнении практических работ в урочное время
студенты должны знать:
- что такое литературный язык, каковы его признаки; различные типы норм: нормы произно-
шения и ударения, или орфоэпические нормы, нормы словоупотребления, или лексические
нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы;
- основные единицы языка: фонемы, морфемы, слово, словосочетание, предложение, текст;
- различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции
мысли;
- качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления
языковых средств);
- основные орфоэпические нормы;
- особенности русского ударения и произношения;
- лексические и фразеологические единицы языка, типы лексических значений слов: прямые и
переносные, исходные и производные, номинативные, экспрессивные, многозначность слов;
- различные изобразительные средства, среди них наиболее распространены тропы;
- основные способы образования слов в русском языке, особенности профессиональной лекси-
ки и терминов;
- грамматические значения, на основании которых слова группируются в грамматические клас-
сы, разряды, типы; признаки, характеризующие имя существительное, имя прилагательное, гла-
гол , числительное, и т.д.;
- функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; различать
описание научное, художественное, деловое.
должны уметь:
- пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими и другими словарями;
- находить и исправлять в тексте лексические, фразеологические, акцентологические и иные
ошибки;
- уметь продуцировать разные типы речи; создавать тексты учебно-научного и официально-
делового
стилей
в
жанрах,
соответствующих
требованиям
профессиональной
подготовки
студента.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
№№
сам.
работы
Раздел и тема
занятия
Темы практических работ
Кол-во
часов
Провер
очная
работа
по
разделу
«Фонет
ика»1 1
Раздел 1. Фонетика и орфо-
эпия
Тема 1.3. Варианты русского
литературного произношения
Орфоэпичесие нормы
1
3Разде
л 1.
Фоне-
тика
и
орфо-
эпия
Тема
1.3.
Фонети
ческие
сред-
ства
речевой
выразит
ельност
и
2
Раздел 2. Лексика и фразеоло-
гия
Тема 2.4. Употребление про-
фессиональной лексики и
научных терминов в речи
Употребление профессиональной лексики в
речи
1
4
Раздел 2. Лексика и фразеоло-
гия
Тема 2.6. Лексико-фразеоло-
гические нормы
Проверочная работа по разделу «Лексика и
фразеология»
1
5
Раздел 4. Части речи
Тема 4.2. Нормативное упот-
ребление форм слова.
Проверочная работа по разделу «Части
речи»
1
6
Раздел 5. Синтаксис
Тема 5.4. Синтаксическая
синонимия
Проверочная работа по разделу «Синтаксис»
1
7
Раздел 7. Текст и стили речи
Тема 7.3. Функциональные
стили литературного языка
Особенности построения текста разных
стилей.
1
8
Раздел 7. Текст и стили речи
Тема 7.4. Жанры деловой и
учеб-но-научной речи
Создание текстов заявления, доверенности,
расписки, резюме.
1
9
Раздел 8. Обобщение
Тема 8.1. Обобщение прой-
денного
Итоговая работа
2
Итого
10
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
Уважаемые студенты!
По курсу «Русский язык и культура речи» Вы должны выполнить девять практических работ.
Практические работы составлены в соответствии с теоретическим материалом, отражающим
содержание учебной дисциплины.
Цель практической работы:
- выявить уровень знаний, умений, навыков по теме;
- формировать навыки работы со словарями и другой справочной литературой;
-
развивать
познавательный
интерес
к
языку;
воспитывать
трудолюбие,
аккуратность,
творческий подход к выполнению заданий;
- закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче экзамена.
Прежде чем приступить к выполнению работы, вы должны внимательно прослушать
объяснения преподавателя, понять цель работы, прочесть задание. Если вам что-то непонятно –
обязательно
спросите
преподавателя.
Только
когда
вы
полностью
уяснили
задачу,
можно
приступать к практической части работы.
При выполнении практических работ №№ 1,3,7,8 Вы можете использовать следующие
источники:
1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования/Е.С. Антонова, Т.М. Воителева – М.: ИЦ «Академия», 2014
2. Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи. – М.: Форум, 2010
3.
Ожегов.
С.И.
Толковый
словарь
русского
языка/С.Т.
Ожегов,
Н.Ю.Шведова–
М.:
ИТИ
Технологии 2003
4. Розенталь, Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис-Пресс, 2001
5. Ушаков, Д.Н. Орфографический словарь/Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков– М.: Просвещение, 2005
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа № 1
Тема: Орфоэпические нормы.
Цель: сформировать систему знаний по фонетическому уровню языка.
Указания к выполнению работы: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам
теоретического занятия, лингвистическим словарям (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского
языка», Д.Н.Ушаков «Орфографический словарь»), учебникам: Е.С.Антонова«Русский язык и
культура речи» и Н.В.Кузнецова «Русский язык и культура речи».
Количество часов : 1 час.
Форма контроля : проверка работы.
Задание 1. Спишите слова, поставьте в них ударение.
Одновременный, досуг, невролог, фетиш, дефис, наотмашь, тандем, донельзя, мельком, задол-
го, кета, колледж, инструмент, кухонный, пуловер, украинский, рефлексия, искра, ходатайство,
дремота.
Выпишите слова с нейтральной степенью нормированности.
Задание
2. Укажите в каких словах согласный пред Е произносится твердо, а в каких мягко
(слова запишите в таблицу)
твердое произношение
мягкое произношение
Ака де мия,
бар те р,
бизнес ме н , де мократический,
ин те ллект,
ко фе ,
д ете ктив,
ин де ксация,
ин те рвал, п ре сса, п ре ссинг, те рмин, бере т, ин те рвью, де бют, ко де кс, ла зе р, пио не р, мо де ль,
те мп.
Задание
3 .
Распределите нижеследующие слова в три столбика в зависимости от произношения
Е или Ё, или оба варианта.
е
ё
оба варианта
Аф е ра, подопл е ка, деловая см е тка, ман е вры, ист е кший кровью, ист е кший срок, подс е кший,
предр е кший, разноврем е нность, никч е мный, ж е лчный, живорожд е нный, реш е тчатый, быти е
(термин), быти е (жизнь), св е кла, новорожд е нный, безнад е жный, произвед е нный, возбужд е нное
дело, плат е жеспособный, вовл е кший, остри е , бел е сый, бл е клый, осужд е нный, опека, ос е длый
Задание
4.
Подумайте,
произношение
какого
сочетания
букв
может
вызвать
ошибки
при
произнесении
всех
нижеследующих
слов?
Подчеркните
эти
буквы
и,
используя
транскрипционные знаки, покажите, как оно произносится.
Нарочно, невзрачный, нечто, ничто, ничтожный, отличник, отлично, полуночный, потто-
му что, поточный, прачечная, прожиточный, пустячный, скучно, стрелочник, съемочный, тро-
ечник, что, шапочный, яичница, алчный, беззвучный, брачный, двоечник, закадычный, Иль-
инична,
конечно
(синоним
«разумеется»),
конечный,
копеечный,
Кузьминична,
лодочник.
Задание
5. Отметьте (подчеркните) слова с неправильным ударением.
Кварт а л, кат а лог, г е незис, балов а ть, откуп о рить, лилов е ть, лил а , звал а , н а чала
Задание
6. Отметьте слово (подчеркните), в котором допускается два варианта ударения.
Украинский, кухонный, баржа
Вопросы для самопроверки:
1. Что называется фонетикой?
2. Назовите основную единицу фонетики. Дайте ее определение.
3. Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?
4. Каковы основные правила литературного произношения безударных гласных, звонких и
глухих согласных и иностранных слов?
Практическая работа № 2
Тема: Проверочная работа по разделу «Фонетика».
Цель: закрепить владение нормами литературного произношения и ударения.
Указания к выполнению работы:
1.
Перед выполнением проверочной работы внимательно прочитайте тексты заданий.
2. Вспомните необходимый материал соответствующей темы.
3. Выполнять задания можно в любом порядке.
4. При затруднении можно обратиться к справочным материалам.
Количество часов : 1 час.
Форма контроля : проверка работы.
Задание
2. Распределите данные ниже слова на три группы в зависимости от произнесения
буквосочетания ЧН: а) только как [чн]; б) только как [шн]; в) с допустимым вариативным
произношением [чн] и [шн].
А.
Булочная,
горчичник,
лавочник,
конечно,
прачечная,
скучно,
спичечный,
полуночник,
подсвечник, яичница, шуточный, горничная, гречневый, коричневый, копеечный, двоечник,
девичник,
нарочно,
взяточница,
пустячный,
очечник,
порядочный,
Ильинична,
убыточный
Кузьминична, Никитична, молочник, стрелочник.
Б. Шапочный мастер - прийти к шапочному разбору; сердечные капли - сердечный друг;
фарфоровая перечница - чертова перечница.
Задание
3. Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в результате
неправильного произношения слов.
Беспрецендентный, дермантин, дикообраз, перетурбация, подскользнуться, ровесник, подщечи-
на, желантин, скурпулезный, подчерк, юристконсульт, инциндент, компроментировать, экскорт
энтогенез, конкурентноспособный, экскалатор, инугурация, конфиндециальный.
Задание
4.
Напишите
спрягаемые
формы
следующих
глаголов,
поставьте
ударение
и
произнесите.
А. Звонить, зазвонить, перезвонить, созвониться.
Б. Возложить, выложить, положить.
В. Крошить, покрошить, накрошить.
Г. Пилить, перепилить, распилить.
Д. Изменить, отменить, применить, сменить.
Задание
6. Выполните тестовое задание. В каком слове букв больше, чем звуков?
1. язык маячить объём меньше
2. семья проезд повесть есть
3. солнце вьюга ясный подъём
Практическая работа № 3
Тема: Употребление профессиональной лексики в речи.
Цель:
сформировать систему знаний по лексическому уровню языка, закрепить владение
лексическими нормами русского литературного языка.
Указания к выполнению работы: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам
лекции, учебникам: Е.С.Антонова «Русский язык и культура речи» и Н.В.Кузнецова «Русский
язык и культура речи».
Количество часов : 1 час.
Форма контроля : проверка работы.
Задание
1. Выделите специальную лексику, разграничивая термины и профессионализмы,
профессионально-жаргонные
и
просторечные
слова.
Дайте
оценку
их
стилистическому
использованию в контексте.
1. Почему ночью выскочил брак? 2. Допустили нулевые позиции по дизелям, потому что
чугунка половину блоков сумела загнать в брак. 3. Модельный цех в жестком прорыве. Перебой
с чугунами ликвидирован вечером. 4. Печи ремонтировались, но программа «горела», рабочие
не выполняли норм, и заработки их падали. 5. Если зарежем первомайскую программу, то какое
уж там «освоение»! 6. Завод третий день лихорадит коленвал. 7. Нет, она не ошиблась. Ни
пригаров, ни пролысин на детали не было. 8. Мы с вами намечали ставить вторую пескодувку.
9. Как вести расцеховку фондов и материалов? 10. Как у тебя с испытанием новой конструкции?
Сколько часов накрутил? (Николаева Г. Битва в пути.)
Задание
2. Охарактеризуйте в газетных текстах выделенные слова, определите их значение,
стилистическую окраску, подберите к ним общеупотребительные синонимы (за справками
обращайтесь к толковым словарям).
1. Одна из самых лучших брючниц ателье – Анна Серова. 2. Лесничий клеймил на порубку де-
ревья. 3. Видимо, гроссмейстер выходит на чистое первое место. 6. Спортсмен всю осень го-
товил новую произвольную программу и сейчас впервые обкатал ее перед зрителями. 7. В та-
ком положении переключателя стрелка прибора должна выйти из желтого сектора и отклонить-
ся вправо, причем возможен зашкал. 8. На строительстве двух нулей бригада сэкономила пол-
тора месяца. 9. Герой забега счастливо улыбался: «Ох, и не привык я так долго бегать…» Но
тренеры считают, что Олегу всерьез нужно обратить внимание на пятикилометровку, а не
держаться только за свою коронную полуторку. 10.
Шкурование производится при помощи
шкуровки.
Задание
3.
Сравните
предложения,
проанализируйте
стилистическую
правку.
Какие
стилистические недочеты устранил редактор? В случае несогласия с ним дайте свои варианты
стилистической правки.
1. Нами решено сделать строймонтажа на 36 тысяч рублей.
Мы решили выполнить строительно-монтажные работы на 36 тысяч рублей.
2. Перед ним возникал даже такой вопрос: на глянец или на мат клеить пленку?
Он не знал даже, как клеить пленку: на глянцевую или на матовую сторону.
3. Двигатель-пускач трактора подлежит замене.
Пусковой двигатель трактора следует заменить.
4. Здесь же во входном блоке УСО цифровая информация сравнивается и масштабируется
путем умножения на специальные коэффициенты.
Здесь
же
во
входном
блоке
УСО
цифровая
информация
сравнивается
и
приводится
к
определенному масштабу путем умножения на специальные коэффициенты.
5. Рыбновские движенцы стали одними из инициаторов на дорогах страны за формирование
тяжеловесных и длинносоставных поездов.
На
стальных
магистралях
страны
рыбновские
железнодорожники
стали
инициаторами
формирования тяжеловесных и длинносоставных поездов.
6. На Северной железной дороге освоена технология строительства волноотбойных стен из
сборных элементов с последующим их омоноличиванием.
На Северной железной дороге освоена технология изготовления монолитных волноотбойных
стен из сборных элементов.
7.
Опережение
движения
по
маршруту
с
повышенной,
относительно
заданной,
средней
скоростью пенальтизируется.
Опережение движения по маршруту с повышенной, относительно заданной, средней скоростью
наказывается штрафными очками.
Задание
4. Укажите, насколько мотивировано в контексте употребление профессиональной и
профессионально-жаргонной
лексики.
В
случае
необходимости
исправьте
предложения,
заменяя
профессионализмы
и
жаргонизмы
соответствующими
терминами
или
общеупотребительными словами; устраните другие стилистические недочеты в предложениях.
1. Зеленин пришел к выводу, что для пластики необходимо использовать ткани самого паци-
ента, не нарушая их физиологическую целостность. 2. Темы, поднимаемые стенновкой, самые
различные. 3. Было семь вечера, когда мы, группа учителей и учащихся нашей вечерки, прибы-
ли в Хатынь. 4. Главную ставку мы делаем на органику. 5. Люки забиваются каучуком, и без
разблачивания крышек люков невозможно осуществлять контроль. 6. В силу быстрого гниения
фруктов их необходимо часто перетаривать. 7. У нас объявлен общественный смотр по зачист-
ке территории района от металлолома. 8. Нерационально используется грузовой транспорт, за-
наряженный для вывозки пряжи. 9. Отстрел копытных закончен, но до 15 февраля продолжает-
ся охота на белку и лисицу. 10. Туристы сплавляются по реке под руководством опытных ин-
структоров. 11. Защитник Шульженко вышел на фланг и прострелил в штрафную. 12. При по-
шиве необходимо учитывать все особенности покроя, фасона.
Задание
5. В профессиональной речи водителя используются слова «палец», «подушка», «вал»,
«рычаг», «шайба», «шов», «диск», «опора», «ось», «рукав», «рубашка», «ползун», «газ».
Объясните значения этих профессионализмов. При затруднении обратитесь к словарю
Задание
6. Пользуясь энциклопедической и технической справочной литературой, приведите
примеры терминов, узкоспециальной лексики, профессионализмов.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте понятие «лексическая норма».
2. В чем причины речевых ошибок, связанных с профессиональной лексикой?
3. Дайте толкование таким следующим слома: просторечие, жаргонизмы, штампы.
Практическая работа № 4
Тема: Проверочная работапо разделу «Лексика и фразеология».
Цель:
закрепить владение нормами употребления фразеологизмов в зависимости от ситуации и
цели общения.
Указания к выполнению работы:
1.
Перед выполнением проверочной работы внимательно прочитайте тексты заданий.
2. Вспомните необходимый материал соответствующей темы
3. Выполнять задания можно в любом порядке
4. При затруднении можно обратиться к справочным материалам.
Количество часов : 1 час.
Форма контроля : проверка работы.
Задание 1. Что такое лексическое значение слова?
Задание 2. Объясните лексическое значение следующих слов: досуг, дискуссия, псевдоним,
жалюзи, аргумент, атлас.
Какие из перечисленных слов однозначные, а какие многозначные?
Однозначные: _____________________
Многозначные: ____________________
Задание 3. Распределите слова на три группы: общеупотребительные, профессионализмы,
диалектизмы
общеупотребительные
профессионализмы
диалектизмы
Петух, кочет, зубило, волк, бирюк, скальпель, дневник, полотенце, пахать, рушник, скородить,
журавль, кухня, камбуз, журавель, повар, стежка, тропинка, кок.
Задание 4. Составьте словосочетания со следующими паронимами:
удачный – удачливый
соседский – соседний
бережный – бережливый
обидный – обидчивый
понятный – понятливый
романтический – романтичный
идеалистический – идеалистичный
криминальный – криминогенный
Какие слова мы называем паронимами?
Задание 5. Составьте синонимические ряды к словам: обманывать, конечно, глаза.
Задание 6. Объясните значение следующих фразеологизмов: битый час, стереть в порошок,
взять реванш, медвежья услуга, курить фимиам, лить воду на мельницу, мутить воду, ни тпру ни
ну, переливать из пустого в порожнее, птица высокого полета, рассыпаться мелким бесом,
скрежетать зубами, строить воздушные замки, ходячая энциклопедия, крапивное семя, морской
волк, мокрая курица, первый встречный, петь лазаря, с царем в голове.
Задание 7. Выберите из приведенных фразеологизмов антонимичные пары: кот наплакал, слова
не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывать, семи пядей во лбу, дать маху, ходить вокруг да
около, брать быка за рога, попасть в точку.
Задание
8.
В
каких
фразеологизмах
ошибочно
заменены
слова?
Запишите
правильные
варианты.
Заблудился Никита в трех елях.
Ребята пожелали ему ни пуха ни костей.
Не все коту Пасха.
Он был упрямым, хоть палку на голове теши.
Хватить водить меня за уши.
Он сделал работу со смехом пополам.
Он был на восьмом небе от счастья.
Не вешай рук, будь оптимистом.
У него денег – утки не клюют.
Ему следует держать язык за губами.
Задание 9. Исправьте лексические ошибки в предложениях (если они имеются). Укажите их
вид.
Русские войска совершили победу.
Рост преступности заметно вырос в этом году.
Крупные промышленные гиганты прекратили свою работу.
Мы помогаем нашим выпускникам с трудоустройством на работу.
Главный лейтмотив повести – любовь.
Я написал свою автобиографию.
Спросите у меня свои вопросы перед зачетом.
Машина впечатляет внешними габаритами.
Ведущий лидер партии выступил с заявлением.
Советсткие манеры сразу выдавали в нем воспитанного человека.
Практическая работа № 5
Тема: Проверочная работа по разделу «Части речи».
Цель: закрепить владение нормами словоизменения и словообразования.
Указания к выполнению работы:
1.
Перед выполнением проверочной работы внимательно прочитайте тексты заданий.
2. Вспомните необходимый материал соответствующей темы.
3. Выполнять задания можно в любом порядке.
4. При затруднении можно обратиться к справочным материалам.
Количество часов : 1 час.
Форма контроля : проверка работы.
Задание
1.
Спишите
предложение,
вставьте
пропущенные
буквы,
графически
выделите
орфограммы.
П…см…трите, с каким жадн… любопытством наблюдают ж…знь дети и как они метки (в)
своих суждениях.
Над каждым словом в предложении подпишите часть речи и те постоянные и непостоянные
признаки, которые им присуще.
Задание 2. Поставьте имена существительные в скобках в форму Р.п., мн.ч.
Много
(яблоки,
лимоны,
апельсины,
мандарины,
персики,
абрикосы,
ананасы,
помидоры,
баклажаны, арбузы, дыни, тыквы, вишни, черешни, бананы).
Купили по паре (ботинки, сапоги, туфли, кеды, чулки, носки, гольфы, колготки, лосины, брюки,
джинсы).
Много (болгары, татары, чехи, поляки, греки, англичане, молдаване, армяне, грузины, румыны,
французы, якуты).
Задание 3. Выберите правильный ответ.
1) трое юношей 2) три девушки 3) трое студенток
4) 22 ножниц 5) 22 штуки ножниц 6) 22 пары ножниц
7) Обеими руками 8) Обоими руками 9) двестипятидесятилетие города
10) двухсотпятидесятилетие города
Задание 4. Выберите правильный вариант. Обращайте внимание на выделенные слова.
1. Он часто (ложит, кладет) вещи на стол. 2. Он ложится в больницу. 3. Я (ощущу, смогу ощу-
тить) это, когда сам испытаю нечто подобное. 4. Я (побежду, смогу победить, одержу победу). 5.
Я (убежу, убеждю, смогу убедить, сумею убедить) его в правильности решения. 6. Результа-
ты (подытоживовались, подытоживались). 7. После лекции слушатели нередко задерживаются в
аудитории.
8.
После
лекции
слушатели
нередко
остаются
в
аудитории.
9.
После
лекции
слушателей нередко задерживают в аудитории. 10. Он (откликается, откликался) на события
окружающей жизни и (отмечал, отмечает) зарождающиеся в ней явления. 11. Чтобы правильно
(составить, составлять) документы, необходимо тщательно (изучить, изучать) документоведе-
ние. 12. В центре повести представитель (нарождающего, нарождающегося) класса. 13. На со-
брании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников, (отсутствующих,
отсутствовавших) по уважительной причине.
Задание 5. Выберите существительные мужского рода.
1) кофе 2) толь 3) мозоль 4) вуаль 5) шампунь
Задание 6. Укажите номера словосочетаний, образованных в соответствии с современными
нормами русского литературного языка. Составьте сними предложения.
1) черный кофе 2) красная георгина 3) больная мозоль 4) густая тушь 5) старинная зала 6) доро-
гая шампунь 7 густой бакенбард 8) модный туфель 9) модная туфля 10) маринованный иваси
11) маринованная иваси 12) дорогая салями 13) теплый кашне 14) клетчатое каш-не 15) мой
визави 16) моя визави 17) устный хинди 18) письменный хинди 19) зеленый Сочи 20) зеле-
ные Сочи 21) серебряный призер Иванова 22) серебряная призер Иванова 23) знакомая веете-
ринар 24) левый рельс 25) стальная рельса
Практическая работа № 6
Тема: Проверочная работа по разделу «Синтаксис».
Цель: закрепить знания по синтаксическому уровню языка и умения владения нормами
согласования и управления
.
Указания к выполнению работы:
1.
Перед выполнением проверочной работы внимательно прочитайте тексты заданий.
2. Вспомните необходимый материал соответствующей темы
3. Выполнять задания можно в любом порядке
4. При затруднении можно обратиться к справочным материалам.
Количество часов : 1 час.
Форма контроля : проверка работы.
Задание 1. Выберите нужную форму.
1. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, (писала, писали) о
победе над Германией, (вспоминали, вспоминала) героев войны.
2. В конкурсе участвовал...
тридцать
один
школьник. 3. Три скамейки стоял... у стены. 4. Большинство произведений
поэта посвящен... теме любви. 5. Не то снег, не то град выпад... завтра. 6. Любопытство, а не
жажда познания взял... верх.
Задание 2. Поставьте топонимы в нужном падеже.
1. В городе (Москва), из города (Челябинск), к станции (Рига), в деревне (Ивашково). 2.
У реки
(Лена), к реке (Волга), от озера (Ильмень). 3. На улице (Большая Полянка), с улицы (Петровка),
к планете (Марс), над горой (Казбек).
Задание 3. Составьте словосочетания и/или предложения.
Восхищаться
и
преклоняться
(защитники
Отечества),
знать
и
говорить
(немецкий
язык).,
подключение
и
уход
(оргтехника),
уважать
и
заботиться
(старые
соседи),
смотреть
и
наслаждаться (спектакль), увлекаться и играть (теннис), любить и заниматься (спорт), ходить и
тренироваться (спортзал), читать и удивляться (книга).
Задание 4. Исправьте ошибки.
1. Все мы любили и доверяли своему декану. 2. Он сумел доказать и убедиться в правоте своих
аргументов. 3. Врач сострадал и жалел свою пациентку. 4. Она организовала и руководила
всеми
заседаниями
научного
общества. 5. Он очень обрадовался и поздравил команду с
победой. 6. Я наблюдаю и нежно глажу котёнка. 7. Мама посадила и трепетно ухаживала за
фиалками.
Задание 5. Исправьте ошибки, заменив причастные обороты сложноподчинёнными предложе-
ниями с союзным словом который.
1. В 1867 году А. Нобель получил патент на изобретение динамита, принесший ему мировую
известность. 2. Немецкий учёный Вильгельм Рентген был первым из учёных, получившим
Нобелевскую
премию. 3.
Лев
Ландау
был
выдающимся физиком-теоретиком,
внесший
большой вклад в развитие современной физики. 4. Русский академик, лауреат Нобелевской
премии мира, А.Д. Сахаров, участвующий в создании ядерного оружия, позднее боролся за
полное запрещение его использования. 5. Доцент Гришина, участвовавший в международной
конференции по фармакологии, сделал интересный доклад
.
Задание 6. Выберите нужную форму сказуемого.
1 . Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. 2.
"Известия" уже неодно-
кратно (поднимала, поднимали) эту проблему. 3. Озеро Ильмень (расположен, расположено)
недалеко от Новгорода. 4. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 5.
Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.
Задание 7. Выберите нужную форму.
1 . Два
(лучшие,
лучших)
друга
уехали
учиться
в
другой
город.
2. За
три
(последние,
последних) месяца в городе побывали многие артисты. 3. Поступили в продажу две (новых,
новые) модели автомобиля. 4. (Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. 5.
Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнований
Задание 8. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1. Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. 2. Вот присел я
у забора и стал прислушиваться. 3. Солнце село и тусклые тучи висели над темной степью. 4. Че-
рез полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои при-
ключения. 5. Мы стали искать для ночлега место и вдруг увидали спокойный огонь. 6. Кучер
тронул вожжами и тройка унеслась в степь. 7. Начинало темнеть и на небе зажигались звезды.
8. Скворцы вывелись и улетели и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. 9. Вос-
ходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. 10. Раз гуляя по лесу я
чуть-чуть не заблудился но к счастью набрел на толпу и она привела меня к морю.
Задание 9. Замените прямую речь на косвенную, а косвенную на прямую.
Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города».
Молодой человек спросил, как его имя.
Чичиков говорил, что он давно не брал в руки шашек.
Практическая работа № 7
Тема: Особенности построения текста разных стилей
.
Цель: сформировать систему знаний по языковым признакам функциональных стилей речи.
Указания к выполнению работы: выполняя предложенное задание, обратитесь к материалам
теоретического
занятия,
учебникам:
Е.С.Антонова«Русский
язык
и
культура
речи»
и
Н.В.Кузнецова «Русский язык и культура речи» и заполните таблицу:
Количество часов : 1 час.
Форма контроля : проверка работы.
План
характеристики
стиля
Разговорный
Научный
Официально-
деловой
Публицистический Художественный
Цель
(функция)
Сфера
употребления
Жанры
Характерные
черты
Особенности
стиля
Наиболее ха-
рактерные сред-
ства вырази-
тельности
Вопросы для самопроверки:
1. В чём заключается принцип разделения системы языка на стили?
2. Какие элементы языка составляют неповторимость каждого стиля?
3. В чем суть стилистической нормы русского литературного языка?
4. Каково предназначение официально-делового стиля (ОДС)?
5. Какие подстили входят в состав ОДС?
6. Каковы основные требования к текстам научного стиля?
7. Какие подстили входят в состав научного стиля?
8. В чём состоит основная функция публицистического стиля?
9.Какую социальную сферу обслуживает разговорный стиль?
10.Каковы принципиальные отличия организации текстов книжной речи и разговорной?
11.В чём проявляется своеобразие художественного стиля и его принципиального отличия
от функциональных стилей?
Практическая работа № 8
Тема: Создание текстов заявления, доверенности, расписки, резюме.
Цель: сформировать систему знаний по языковым признакам официально-делового стиля,
оформление деловых бумаг: заявления, расписки, автобиографии и т.д; развитие у студентов
самостоятельности, активности и творчества.
Указания к выполнению работы: обратившись к материалам теоретического занятия, учеб-
никам: Е.С.Антонова «Русский язык и культура речи» и Н.В.Кузнецова «Русский язык и куль-
тура речи», вспомните особенности составления текстов официально-делового стиля.
Выполняя задание:
1. Определите жанр будущего текста.
2. Определите тему, основную мысль текста.
3. Составьте текст (черновик).
4. Откорректируйте, перепишите набело, соблюдая требования к оформлению текста данного
функционального стиля.
Количество часов : 1 час.
Форма контроля : проверка работы.
Задание : Используя правила оформления деловых бумаг, составьте тексты расписки, объясни-
тельной записки, доверенности, заявления, автобиографии, резюме
1. Структура расписки:
Наименование документа
ФИО, должность лица, дающего расписку
Наименование
учреждения,
предприятия
(или
лица),
от
которого
получено
что-либо
Наименование полученного с указанием количества и суммы
На
основании
чего
получены
ценности
(документ,
распоряжение,
просьба
и
т.д.)
Подпись получателя
Дата составления расписки.
2. Структура объяснительной записки:
Адресат (кому, где указываются должность, ФИО)
Наименование документа
Дата составления документа
Заголовок к тексту, раскрывающий содержание (если текст большой по объёму)
Содержание документа
Наименование должности, ФИО, подпись заявителя
3. Структура доверенности
Наименование документа
Адресат (должность, звание, ФИО)
Полное название доверяющего учреждения или лица (доверителя)
Срок действия доверенности
Что именно и откуда доверяется получить
На каком основании (название, номер и дата документов)
Дата и подпись того, кто даёт доверенность
Наименование должности ответственного лица, его подпись и печать учреждения, заверяющего
подпись лица, выдавшего доверенность
Дата, когда эта подпись была заверена
4. Структура заявления
Наименование адресата (наименование учреждения или должностного лица с указанием его
фамилии,
инициалов.
Эта
часть
заявления
располагается
по
правой
стороне
листа).
Наименование адресата не отделяется запятой от наименования подателя заявления и перед
словом «заявление» тоже не требуется никакого знака (если не надо закрыть предшествующее
обособление).
ФИО и должность (иногда указывается адрес) заявителя, которые пишутся в родительном
падеже
без
предлога
(эта
часть
тоже
располагается
по
правой
стороне
листа)
Наименование
документа
(пишется
с
маленькой
буквы
посередине
строки;
после
слова
«заявление» ставится точка)
Текст просьбы с кратким её обоснованием (пишется с красной строки)
Подпись заявителя (пишется внизу справа)
Дата (ставится слева под текстом ниже подписи)
5.Структура автобиографии
Наименование (заголовок) документа
ФИО
Дата рождения (число, месяц, год)
Место рождения (село, город, район, край, область, республика)
Родители (их полное имя отчество, чем занимаются)
Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил)
Прохождение службы в армии (для военнообязанных)
Состав семьи (где и кем работают или где учатся члены семьи)
Поощрения, награждения (если имеются)
Подпись (справа)
Дата (слева)
6. Структура резюме
ФИО
Общие
данные
кандидата
(возраст,
адрес
проживания,
контактные
телефоны,
семейное
положение, сведения о детях)
Цель поиска
Сведения о полученном образовании (в обратном хронологическом порядке): названия и адреса
средних школ, даты обучения в них, даты учёбы в высших учебных заведениях и получения
профессии
Сведения о дополнительном образовании (в обратном хронологическом порядке): названия
курсов, даты обучения, полученная специальность, квалификация)
Трудовая биография (в обратном хронологическом порядке): дата работы в каждой должности,
название
фирмы,
должность,
краткое
описание
обязанностей,
причина
увольнения.
Личные
интересы,
увлечения
кандидата
(игра
на
музыкальном
инструменте,
увлечение
искусством, конкретным видом спорта и т.д.)
Вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте ведущие признаки официально–делового стиля.
2. Опишите особенности лексики, грамматики и синтаксиса официально–делового стиля.
3. Приведите примеры канцелярских штампов. Какова их роль в документе?
4. Приведите примеры устойчивых речевых формул, употребляемых в документах.
5. Что противопоказано официально–деловому стилю?
6. Дайте определение слова «документ». Какие вы знаете документы?
7. Назовите основные требования к составлению текста документа.
Практическая работа № 9
Тема:
Итоговая работа.
Цель: систематизировать и обобщить пройденный материал, подготовиться к экзамену.
Указания к выполнению работы:
1.
Перед выполнением проверочной работы внимательно прочитайте тексты заданий к каждому
разделу.
2. Вспомните необходимый материал соответствующих тем пройденных за курс учебной дис-
циплины разделов.
3. Выполнять задания можно в любом порядке.
4. При затруднении можно обратиться к справочным материалам.
Количество часов : 2 часа.
Форма контроля : проверка работы.
1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Задание 1. Составьте по 3-4 предложения со следующими синонимами каждого ряда.
Показать, описать, изображать, обрисовать, представлять, охарактеризовать, нарисовать, создать
образ.
Задание 2. Составьте словосочетания, соединив данные синонимы со словами, стоящими в
скобках.
Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, характер, человек).
Задание
3. В
данных
предложениях
произведите
лексические
замены,
употребив
вместо
неудачно использованных слов синонимы. За справками обращайтесь к толковым словарям и
словарям синонимов.
Мимолетное нахождение денежных средств в банке усложняет документацию. Не секрет, что
молодые
учителя
ощущают
большие
затруднения
в
работе
с
родителями.
Читая
роман,
мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи. Инженеры соорудили линейный
ускоритель. Кровля выполнена плохо. За последние пять лет в селах Ростовской области было
воздвигнуто около трехсот домов.
Задание 4. Укажите речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления
заимствованных слов. Исправьте предложения. Пользуйтесь словарем иностранных слов.
1. Он считался гурманом рыбных блюд. 2. Студенты-заочники ограничены лимитом времени. 3.
Этот внешний антураж вскоре перестаешь замечать. 4. Шансы у обоих спортсменов обоюдные.
5. Древние наши города явились цитаделью русского национального зодчества. 6. Нарушители
подвергаются различным санкцииям воздействия. 7. Все аксессуары внутреннего интерьера
выполнены на высоком художественном уровне. 8. Каждая ваза уникальна, единственна в своем
роде
.
3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Задание 1. От указанных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Рог – …, остров – …, потрох – …, век – …, адрес – …, веер – …, вексель – …, вензель – …, во-
рох – …, шулер – …, доктор – …, профессор – …, штемпель – …, жемчуг – …, цензор – …, рек-
тор – …, фактор – …, лоцман – …, колокол – …, погреб – …, егерь – …, череп – …, трактор –
…, прожектор – …, соус – …, сорт – …, снайпер – …, сторож – …, склад – …, скатерть – …, шо
фер – …, слог – …, швеллер – …, стопор – …, блюдце – …, табель – …, брат – …, трюфель – …,
директор – …, авиаконструктор – …, бульдозер – …, хутор – …, бухгалтер – …, ветер – …,
штабель – …, возраст – …, волос – …, шомпол – …, выбор – …, порох – …, выговор – …, округ
– …, гроб – …, закром – …, джемпер – …, жемчуг – …, компрессор – …, купол – …, почерк –
…, невод – …, свитер – …, борт – …, отпуск – …, сектор – …, якорь – …, договор – …, буфер –
…, желоб – …, клевер – ….
Задание 2. Вместо точек вставьте окончания.
1. В этот знойный день можно было свободно дышать только в прохладном уголк… тенистого
сада. 2. С развитием общественного питания много сделано для того, чтобы наши женщины не
погрязли в домашнем быт…. 3. Полузамерзшие воробьи искали корм в снег…. 4. Дожди
размыли глинистую дорогу, и теперь сапоги вязнут в грунт…. 5. Из-за перегруженности в
работе я был этим летом в отпуск… только две недели. 6. В цех… поражали порядок и чистота,
как будто мы находились в лаборатории. 7. Специалисты нашли много целебных свойств в
мед…. 8. Большая бронзовая люстра висела посередине потолка на массивном крюк…. 9.
Раздавалось громкое мычанье коровы в хлев…. 10. Рыбаки переночевали на мыс…, а на
рассвете ушли в открытое море. 11. Надпись на гроб… грустно повествовала о преждевременно
оборвавшейся жизни. 12. В дым…, вылетавшем из трубы, временами проносились сверкающие
искры. 13. В набитом пищей зоб… попугая мог оказаться исчезнувший алмаз. 14. Повальные
болезни в нашем кра… составляют редкое исключение. 15. Скачки происходили на большом
круг… эллиптической формы.
4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Задание 1. Раскрывая скобки, выберите падежную форму.
1. Никогда еще он не ощущал так горестно (своя беззащитность). 2. До вас никто еще (этот
браслет) не надевал. 3. Здесь (шум) не любят. 4. (Печаль) в ее словах Самгин не слышал. 5.
(Веселье) я не ищу. 6. (Шило) в мешке не утаишь. 7. Он не отвергнул тогда с презрением (эти
сто рублей) . 8. Он давно не видел (Ольга). 9. Женщина не может не понять (музыка) . 10. Не
рой другому (яма). 11. (Отрезанный ломоть) к хлебу не приставишь.
Задание 2. Исправьте предложения, объясните ошибки.
1. Мать сильно беспокоилась за сына. 2. Решимость прогрессивных сил во всех частях света не
допустить новую войну вселяет в нас уверенность в победу дела мира. 3. К концу года вы
должны
будете
отчитаться
о
проделанной
работе.
4.
И
он
настойчиво,
с
непоколебимой
уверенностью в правду своих пророчеств… говорил ей сказки о будущем. 5. Он вслух порицал
поэта в его легкомыслии. 6. Я уж не стыдился ни своего незнания, ни его превосходства передо
мною.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
Акцентологические нормы – нормы постановки ударения.
Богатая речь отличается многообразием на всех уровнях языка, она подразумевает и лекси-
ческое богатство, и синтаксическое, и интонационное.
Выразительная речь – речь, которая способна не только поддерживать внимание или интерес
читателя, но и усиливать эффективность воздействия речи на адресата; это речь, с помощью
которой говорящий достигает своих целей. Поэтому в каждом стиле и жанре существует своя
выразительность.
Лексическая избыточность – это общее название двух стилистических явлений: плеоназма и
тавтологии, обозначающих ненужную, неуместную многословность.
Лексическая
недостаточность – это стилистическая ошибка, состоящая в пропуске слова в
словосочетании.
Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом.
Логическое ударение –это интонационное выделение одного из слов в предложении с целью
придания ему большего смыслового значения.
Логичная речь –это речь, не противоречащая законам логики, законам мышления.
Логичность речи предполагает умение владеть логикой рассуждения, логично мыслить, знать
и уметь применять языковые средства, способствующие смысловой организации высказывания.
Морфема – это минимальные смысловые единицы языка (приставка, корень, суффикс, оконча-
ние). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не
могут.
Морфемный способ словообразования имеет следующие разновидности в зависимости от то-
го, какие морфемы используются для образования слов:
1) суффиксальный
способ
(ведущий
в
русском
словообразовании –
образование
слов
посредством суффикса);
2) префиксальный – образование слов при помощи приставок;
3) префиксально-суффиксальный способ – образование слов при помощи приставки и суффик-
са одновременно;
4) постфиксальный – образование слов при помощи постфикса;
5) префиксально-постфиксальный – образование слов путем присоединения префикса и пост-
фикса одновременно;
6) суффиксально-постфиксальный – образование слов путем присоединения суффикса и пост-
фикса одновременно;
7) префиксально-суффиксально-постфиксальный
–
образование
слов
путем
присоединения
приставки, суффикса и постфикса одновременно;
8) безаффиксный (или бессуффиксный) – образование слов путем отсечения, отбрасывания
окончания и суффикса;
9) сложение – способ образования слов в результате объединения двух или более полных основ
при помощи интерфиксов либо без них.
Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
Орфоэпия – совокупность правил произношения слов и их форм в соответствии с нормами ли-
тературного языка.
Плеоназм – это речевая избыточность, возникающая из-за повторения лексического значения
одного слова другим, целым или какой-либо его частью: например, «внутренний интерьер».
Правильность речи – это прежде всего ее соответствие нормам литературного языка, это
основное условие для овладения всеми остальными качествами хорошей речи.
Предложение – это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощуще-
ний. Оно может содержать сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение.
Речь – это язык в действии, это воплощение и реализация языка, то есть использование всех
элементов языка и связей между ними. Речь служит средством выражением мыслей и чувств
человека.
Слово – назывная единица языка, то есть слово называет предметы, явления, признаки или ука-
зывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется са-
мостоятельно.
Словосочетание – это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы
грамматики. Оно состоит из двух или более слов, между которыми существует смысловая и
грамматическая связь. В словосочетании выделяют главное и зависимое слова.
Стили – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными
функциями языка. В лингвистике изучением стилей занимается такой особый раздел, как сти-
листика.
В зависимости от речевых ситуаций и функций языка выделяются следующие разно-
видности стилей: разговорный стиль (бытовая сфера, функция общения, реже – сообщения); на-
учный (сфера науки, функция сообщения); официально-деловой (сфера права, функция сооб-
щения); публицистический (сфера политики и искусства, функции сообщения и воздействия);
художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия).
Тавтология – это лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания или со-
единения подлежащего и сказуемого в предложении повторяются однокоренные слова.
Точность речи – это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее
знание предмета речи и лексического значения слов он хотел выразить.
Троп – такой оборот речи, в котором слова и выражения употребляются в переносном значе-
нии. Тропы включают в себя следующие разновидности: эпитет, сравнение, метафору, мето-
нимию, синекдоху, аллегорию, гиперболу, литоту, олицетворение, перифразу, иронию, оксю-
морон.
Эпитет – простейшая форма тропа, слово, определяющее какое-нибудь свойство или качество
предмета, понятия или явления
Сравнение – это образное выражение, в основе которого лежит сопоставление каких-либо двух
объектов.
Метафора – выражение или слово, употребленное в переносном значении для создания образ-
ной характеристики, основанной на сходстве предметов (например, «ножка ребенка» — «ножка
стула»).
Метонимия – это замена одного названия другим, при этом эти названия тесно связаны друг с
другом в нашем сознании.
Синекдоха – один из видов метонимии, который заключается в замене названия предмета на-
званием его части, в употреблении единственного числа вместо множественного и наоборот
(например, «Москва» вместо «Россия»).
Аллегория – воплощение какой-либо отвлеченной идеи в конкретных образах.
Гипербола – чрезмерное преувеличение каких-либо свойств изображаемого предмета с целью
усиления впечатления
Литота – в противоположность гиперболе это чрезмерное преуменьшение свойств изображае-
мого предмета.
Перифраза – троп, состоящий в замене названия предмета выражением, описывающим его при-
знаки, но не называющим его (например, «город на Неве» вместо «Санкт-Петербург»).
Ирония – троп, состоящий в употреблении слова в противоположном значении.
Оксюморон – троп, состоящий в соединении несоединимого, например: «сладкая боль».
Фонема – это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексическо-
го значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает
быть только звуком и приобретает значение. Например, звук [в] значения не имеет, но если речь
идет о предлоге «в», то предлог уже имеет значение.
Чистота речи – это одно из проявлений правильности речи, но это качество имеет и самосто-
ятельное значение. Чистая речь — это речь, в которой отсутствует любая нелитературная лек-
сика: слова-паразиты, грубые, жаргонные, просторечные слова, нецензурные выражения и т.
Язык как система имеет свою функцию – он является средством общения.