Напоминание

Проблемы подготовки детей к обучению в школе.


Автор: Баранникова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №19 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы подготовки детей к обучению в школе.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проблемы подготовки детей к обучению в школе: современный

аспект
Проблема преемственности и психологические трудности перехода с дошкольной ступени образования на школьную, необходимость реальной преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования - проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения, стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования. Исследования готовности детей к обучению в школе показали, что она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность. Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (зрительно-моторная координация), физической и умственной работоспособности [2]. Психологическая готовность включает в себя эмоционально- личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности. Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления. Социальная готовность
определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками. Для преобразовательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является важнейшей проблемой, предваряющей построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев. Основные задачи, требующие решения на данном этапе, можно охарактеризовать следующим образом: 1. Определение общих целей образования на каждой из данных ступеней и определение на основе поступательной взаимосвязи преемственных целей (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах). 2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования (её целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) с обоснованием преемственных связей этих параметров на разных возрастных этапах. 3. Построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся с обоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном эт апе, ориент ацию на форсированное о бу ч е н и е («натаскивание») предметным знаниям и умениям, дублирующие школьные программы [1]. Решение всего комплекса задач может быть достигнуто различными путями. Один из них - создание непрерывных школьных программ дошкольного и начального образования либо единым авторским коллективом, либо взаимодействующими коллективами [2]. Существует и другой путь решения поставленных задач - общетеоретическое решение проблемы на основе компонента «готовность к школе». Н.Ф.Виноградова характеризует данный компонент как сформированность на необходимом уровне тех качеств личности ребёнка, которые делают этого ребёнка учеником, т.е. помогают ему учиться. Слово
«учиться» понимается в данном случае в прямом смысле - «учить себя», т.е. владеть учебной самодеятельностью [3]. Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень физического и психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.[4,6] Список литературы 1. Баранов, С. П. Педагогика [Текст]/ С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2011. 2. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К.Ю, Белая. - М, «Сфера», 2005 - 288 с. 3. Бениаминова М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада. – М.: Медицина, 2011. 4. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 240 с.
5. Вьюнова Н.И.. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. - М.: 2003.- 121 стр. 6. Коджаспирова Г.М, Коджаспиров А.Ю. -Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений. – М.:Академия-2001. 7. Козлова С. А. Дошкольная психология: Учеб, пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издат. Центр « Академия», 2011. – 336 стр. [35 - 37, 299 – 306 стр.].


В раздел образования