Автор: Баранникова Марина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ДС №19 г. Челябинска" Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: статья Тема: Проблемы подготовки детей к обучению в школе. Раздел: дошкольное образование
Проблемы подготовки детей к обучению в школе: современный
аспект
Проблема преемственности и психологические трудности перехода с
дошкольной
ступени
образования
на
школьную,
необходимость
реальной
преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования -
проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном
этапе
совершенствования
образования.
Более
того,
вместе
с
ростом
вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей
стране
различных
моделей
обучения,
стали
нарастать
признаки
рассогласования
и
ослабления
преемственности
обучения
на
различных
ступенях общего образования. Исследования готовности детей к обучению в
школе
показали,
что
она
должна
рассматриваться
как
комплексное
образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.
Физическая
готовность
определяется
состоянием
здоровья,
уровнем
морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием
двигательных
навыков
и
качеств
(зрительно-моторная
координация),
физической и умственной работоспособности [2].
Психологическая
готовность
включает
в
себя
эмоционально-
личностную,
интеллектуальную
и
коммуникативную
готовность.
В
эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность
поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки.
Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий
успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения
этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного
возраста
желание
детей
поступить
в
школу,
с
другой
-
развитие
любознательности и умственной активности. Интеллектуальная готовность
предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а
также
основ
словесно-логического
мышления.
Социальная
готовность
определяется
развитием
мотивов
и
элементарных
навыков
общения
со
взрослыми и сверстниками.
Для преобразовательного процесса теоретическая разработка понятия
преемственности является важнейшей проблемой, предваряющей построение
систем
взаимосвязанных
образовательных
звеньев. Основные
задачи,
требующие решения на данном этапе, можно охарактеризовать следующим
образом:
1.
Определение
общих
целей
образования
на
каждой
из
данных
ступеней
и
определение
на
основе
поступательной
взаимосвязи
преемственных целей (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах).
2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной
методической системы образования (её целей, задач, содержания, методов,
средств,
форм
организации)
с
обоснованием
преемственных
связей
этих
параметров на разных возрастных этапах.
3. Построение единой содержательной линии в предметных областях,
согласующейся
с
обоснованием
методической
системы
и
исключающей
необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на
дошкольном
эт апе,
ориент ацию
на
форсированное
о бу ч е н и е
(«натаскивание») предметным знаниям и умениям, дублирующие школьные
программы [1].
Решение всего комплекса задач может быть достигнуто различными
путями.
Один
из
них
-
создание
непрерывных
школьных
программ
дошкольного и начального образования либо единым авторским коллективом,
либо взаимодействующими коллективами [2].
Существует
и
другой
путь
решения
поставленных
задач
-
общетеоретическое решение проблемы на основе компонента «готовность к
школе».
Н.Ф.Виноградова
характеризует
данный
компонент
как
сформированность на необходимом уровне тех качеств личности ребёнка,
которые делают этого ребёнка учеником, т.е. помогают ему учиться. Слово
«учиться» понимается в данном случае в прямом смысле - «учить себя», т.е.
владеть учебной самодеятельностью [3].
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и
достаточный
уровень
физического
и
психического
развития
ребенка
для
освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников.
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен
быть
таким,
чтобы
программа
обучения
попадала
в
«зону
ближайшего
развития»
ребенка.
«Зона
ближайшего
развития»
определяется
тем,
чего
ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при
этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа
решения задачи. Если актуальный уровень психического развития ребенка
такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для
освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически
неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его
«зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный
материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.[4,6]
Список литературы
1.
Баранов, С. П. Педагогика [Текст]/ С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В.
Воликова, В. А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2011.
2.
Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К.Ю, Белая.
- М, «Сфера», 2005 - 288 с.
3.
Бениаминова М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях
детского сада. – М.: Медицина, 2011.
4.
Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд.,
испр. и доп. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 240 с.
5.
Вьюнова
Н.И..
Психологическая
готовность
ребёнка
к
обучению
в
школе. - М.: 2003.- 121 стр.
6.
Коджаспирова Г.М, Коджаспиров А.Ю. -Педагогический словарь для
студентов высших и средних учебных заведений. – М.:Академия-2001.
7.
Козлова С. А. Дошкольная психология: Учеб, пособие для студ. Сред.
Пед. Учеб. Заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издат. Центр «
Академия», 2011. – 336 стр. [35 - 37, 299 – 306 стр.].