Напоминание

Особенности аккомпанирования на фортепиано детскому хору


Автор: Заводюк Татьяна Григорьевна
Должность: преподаватель фортепиано (концертмейстер)
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности аккомпанирования на фортепиано детскому хору
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ОБПОУ «Курский педагогический колледж»

Заводюк Татьяна Григорьевна

преподаватель фортепиано (концертмейстер)

Статья по теме
«
Особенности аккомпанирования на фортепиано

детскому хору
» г.Курск 2016
2
Особенности аккомпанирования на фортепиано детскому хору
Одной из актуальных проблем современного музыкально- педагогического образования является проблема совершенствования подготовки специалистов. Ведь от профессионального уровня учителей музыки во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьника. ОБПОУ «Курский педагогический колледж» в части освоения профессии «Учитель музыки, музыкальный руководитель» разработана рабочая программа профессионального модуля «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность». Одним из вопросов содержания указанной программы является вопрос «Особенности аккомпанемента в условиях различных видов профессиональной деятельности», который включает в себя аккомпанирование детскому хору, ансамблю; аккомпанирование оркестру детских музыкальных инструментов; аккомпанирование солисту (певцу, инструменталисту). При этом большое внимание уделяется умению применять полученные теоретические знания в практической деятельности. Так, с целью овладения профессиональной деятельностью учителя музыки, музыкального руководитель и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся колледжа в ходе освоения профессионального модуля получает практический опыт аккомпанирования различным детским составам исполнителей (солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, хору), ансамблю (оркестру) детских музыкальных инструментов, различным видам ритмических движений и танцам). Действительно, спецификой деятельности аккомпаниатора является м н о г о п р о ф и л ь н о с т ь , р а з н о о б р а з и е в и д о в и составов исполнительских коллективов. Работа с каждым из этих коллективов также
3 специфична и требует от аккомпаниатора специальных знаний, определенных исполнительских умений и навыков. С учетом того, что как при прохождении практики при обучении в колледже, так и в будущей профессиональной деятельности нашим студентам часто приходится аккомпанировать на фортепиано детскому хору, рассмотрим особенности аккомпанирования данной группе исполнителей. Одной из наиболее важных особенностей аккомпанирования хору является наличие поэтического текста в произведении. Ведь в хоровых сочинениях существенная часть музыкального содержания заключается в словесном тексте, организованном звуковысотно и ритмически. А в детском репертуаре, где много песен-историй, сказок, игровых диалогов, особенно велико значение словесного текста. Поэтому при аккомпанированиидетскому хору необходимо следовать логике развития стиха, вокальному дыханию. Кроме того, высокие требования предъявляются к качеству игры аккомпаниатора, так как любые спотыкания, неряшливое, смазанное исполнение отвлекают и сбивают хор. Это особенно важно при работе с хором младших школьников, у которых только формируют ся исполнительские навыки. Аккомпаниатору при исполнении фортепианной партии необходимо уверенно владеть выразительными средствами фортепиано, всем набором пианистических приемов. Аккомпанемент должен быть исполнен точно и грамотно в соответствии с авторским текстом и творческим замыслом. Следовать указанным правилам аккомпаниатору необходимо на любом этапе изучения произведения: при показе, разучивании по партиям, отработке в классе, концертных выступлениях. Кроме того, при аккомпанировании детскому хору надо уметь качественно играть необходимый музыкальный материал в том объеме, который требуется в учебной и концертной работе. А это и классические произведения, специально написанные для хора в сопровождении
4 фортепиано, и переложения, отрывки из опер, и популярные песни из кинофильмов, и народная музыка. При этом, для достижения оптимального звукового баланса следует варьировать фактуруаккомпанемента. Например, при работе с группами на уроках играть более прозрачный аккомпанемент, сохраняя гармоническую основу, ритмическое наполнение и поддерживая эмоциональный настрой, а на сводных репетициях давать более плотную фактуру. Гармоническая поддержка нужна и при разучивании с хором младших школьников произведений a capella, так как у детей данного возраста еще не развит внутренний гармонический слух. Хором младших школьников часто a capella исполняются игровые песни, а также рождественские, пасхальные песни. При этом важно, чтобы мелодическая линия запоминалась в ярком гармоническом окружении, формировались ладо-функциональные представления. Еще одна важная особенность исполнительской работы при аккомпанировании хору связана с объемом исполняемой партитуры, ее многосоставностью и многовариантностью, обусловленной куплетной структурой и повторами. Не следует забывать, что при аккомпанировании хору фортепиано у аккомпаниатора под контролем находится, помимо партии фортепианного сопровождения, партитура хора и строчка словесного текста. При этом, на разных этапах работы над произведением требуется исполнение всего этого материала в различных сочетаниях. Так, при показе произведения играется сводная партитура, показывается общее звучание хора с сопровождением. В этом случае возможно сокращение части объема аккомпанемента. Однако, важно сохранить общее эмоционально-образное наполнение, жанровые и стилистические черты, гармоническую основу и характерную ритмическую пульсацию. Кроме того, при аккомпанировании детскому хору необходимо знать основы и владеть грамотной певческой дикцией и дыханием, уметь голосом
5 показать фразировку, цезуры, произнесение текста. При показе хоровых линий на фортепиано нужно постараться приблизить характер звука к певучему вокальному звучанию, соблюдать певческую фразировку и цезуры. При работе с хором младших школьников требуется не только качественное владение пианистическими приемами, но и знания по теории и истории музыки, понимание специфики хорового звучания, знание системы дирижерских жестов, умение охватить партитуру. Неотъемлемой частью аккомпанирования является умение читать с листа и транспонировать. Особенно часто транспонирование (до нескольких полутонов в обе стороны) применяется на занятиях младшего хора для поиска удобной для детских голосов тесситуры. Так, при смещении на полтона удобно использовать прием мысленной замены ключевых знаков. Вместе с тем, следует учитывать, что записанный нотный текст и исполняемая фактура не всегда буквально соответствуют друг другу. Поэтому следует транспонировать не нотную запись, представляя на месте нотных знаков соседние, а ориентироваться по нотам, как по карте, выделяя гармонические и мелодические комплексы, мыслить структурными единицами и играть их в новой тональности. Для развития вышеописанного навыка необходимо постоянно упражняться, играть несложные пьесы во всех тональностях, варьировать фактуру, нарабатывать аппликатурные позиции. Особое внимание при аккомпанировании хору уделяется соотношению громкости хора и сопровождения. Поэтому необходимо владеть динамикой фортепиано в широком диапазоне. При этом следует учитывать, что в концертной практике звучание сводного детского хора может быть вполне ярким и насыщенным, и фортепиано должно оказать ему достаточную динамическую и тембровую поддержку. Однако, слишком громкое сопровождение может спровоцировать форсированное пение, что очень нежелательно для неокрепших детских голосов.
6 В репертуар хора младших школьников обычно входят удобные для исполнения на фортепиано песни и сочинения классиков, не требующие очень виртуозного и объемного сопровождения. Вместе с тем, объем фактурной работы, транспорт в различные тональности, большое количество изучаемых произведений требует постоянных упражнений, поддержания стабильной исполнительской формы, немалого пианистического мастерства. Еще в начале работы хора над произведением необходимо иметь четкое представление о его жанре, стиле, форме, характере, быть готовым сыграть партитуру целиком, при необходимости транспонировать и уверенно ориентироваться в структуре. Работа с детским хором также включает в себя и педагогические функции, и организаторскую работу, и психологическую направленность, что требует развития внимания, быстроты реакции, памяти, самообладания, ответственности. Так, внимание необходимо при охвате клавиатуры и нот, контроле за собственным исполнением, контакте с хором; мобильность, быстрота реакции – в процессе аккомпанирования, при освоении больших объемов репертуара; память – при запоминании и воспроизведении музыкального текста. Кроме того, должна быть заинтересованность в конечном художественном результате. В заключении хочется отметить, что многим студентам научиться хорошо аккомпанировать бывает труднее, чем научиться хорошо играть на рояле. А еще труднее бывает реализовать полученные знания и умения при аккомпанировании детскому хору. Помочь этому может знание специфики аккомпанирования данному составу исполнителей. При этом всегда следует прислушиваться к собственному сердцу и к сердцам такого замечательного коллектива, как детский хор.


В раздел образования