Особенности аккомпанирования на фортепиано детскому хору
Автор: Заводюк Татьяна Григорьевна Должность: преподаватель фортепиано (концертмейстер) Учебное заведение: ОБПОУ "Курский педагогический колледж" Населённый пункт: г. Курск Наименование материала: статья Тема: Особенности аккомпанирования на фортепиано детскому хору Раздел: среднее профессиональное
Статья по теме « Особенности аккомпанирования на фортепиано
детскому хору »
г.Курск
2016
2
Особенности аккомпанирования на фортепиано детскому хору
Одной
из
актуальных
проблем
современного
музыкально-
педагогического
образования
является
проблема
совершенствования
подготовки
специалистов.
Ведь
от
профессионального
уровня
учителей
музыки
во
многом
зависит
уровень
образованности,
воспитанности
и духовной культуры школьника.
ОБПОУ
«Курский
педагогический
колледж»
в
части
освоения
профессии
«Учитель
музыки,
музыкальный
руководитель»
разработана
рабочая
программа
профессионального
модуля
«Педагогическая
музыкально-исполнительская деятельность». Одним из вопросов содержания
указанной
программы
является
вопрос
«Особенности
аккомпанемента
в
условиях
различных
видов
профессиональной
деятельности»,
который
включает
в
себя
аккомпанирование
детскому
хору,
ансамблю;
аккомпанирование
оркестру
детских
музыкальных
инструментов;
аккомпанирование солисту (певцу, инструменталисту).
При этом большое внимание уделяется умению применять полученные
теоретические знания в практической деятельности. Так, с целью овладения
профессиональной
деятельностью
учителя
музыки,
музыкального
руководитель
и
соответствующими
профессиональными
компетенциями,
обучающийся колледжа в ходе освоения профессионального модуля получает
практический
опыт
аккомпанирования
различным
детским
составам
исполнителей (солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей
(ансамблю, хору), ансамблю (оркестру) детских музыкальных инструментов,
различным видам ритмических движений и танцам).
Действительно,
спецификой
деятельности
аккомпаниатора
является м н о г о п р о ф и л ь н о с т ь ,
р а з н о о б р а з и е
в и д о в
и составов
исполнительских коллективов. Работа с каждым из этих коллективов также
3
специфична и требует от аккомпаниатора специальных знаний, определенных
исполнительских умений и навыков.
С учетом того, что как при прохождении практики при обучении в
колледже, так и в будущей профессиональной деятельности нашим студентам
часто
приходится
аккомпанировать
на
фортепиано
детскому
хору,
рассмотрим особенности аккомпанирования данной группе исполнителей.
Одной
из
наиболее
важных
особенностей
аккомпанирования
хору
является
наличие
поэтического
текста
в
произведении.
Ведь
в
хоровых
сочинениях
существенная
часть
музыкального
содержания
заключается
в
словесном тексте, организованном звуковысотно и ритмически. А в детском
репертуаре, где много песен-историй, сказок, игровых диалогов, особенно
велико значение словесного текста. Поэтому при аккомпанированиидетскому
хору необходимо следовать логике развития стиха, вокальному дыханию.
Кроме
того,
высокие
требования
предъявляются
к
качеству
игры
аккомпаниатора,
так
как любые
спотыкания,
неряшливое,
смазанное
исполнение отвлекают и сбивают хор. Это особенно важно при работе с
хором
младших
школьников,
у
которых
только
формируют ся
исполнительские навыки.
Аккомпаниатору
при
исполнении
фортепианной
партии
необходимо
уверенно владеть выразительными средствами фортепиано, всем набором
пианистических приемов. Аккомпанемент должен быть исполнен точно и
грамотно
в
соответствии
с
авторским
текстом
и
творческим
замыслом.
Следовать указанным правилам аккомпаниатору необходимо на любом этапе
изучения произведения: при показе, разучивании по партиям, отработке в
классе, концертных выступлениях.
Кроме
того,
при
аккомпанировании
детскому
хору
надо
уметь
качественно
играть
необходимый
музыкальный
материал
в
том
объеме,
который требуется в учебной и концертной работе. А это и классические
произведения,
специально
написанные
для
хора
в
сопровождении
4
фортепиано,
и
переложения,
отрывки
из
опер,
и
популярные
песни
из
кинофильмов, и народная музыка.
При
этом,
для
достижения
оптимального
звукового
баланса
следует
варьировать фактуруаккомпанемента. Например, при работе с группами на
уроках играть более прозрачный аккомпанемент, сохраняя гармоническую
основу, ритмическое наполнение и поддерживая эмоциональный настрой, а
на сводных репетициях давать более плотную фактуру.
Гармоническая поддержка нужна и при разучивании с хором младших
школьников произведений a capella, так как у детей данного возраста еще не
развит внутренний гармонический слух. Хором младших школьников часто a
capella исполняются игровые песни, а также рождественские, пасхальные
песни. При этом важно, чтобы мелодическая линия запоминалась в ярком
гармоническом
окружении,
формировались
ладо-функциональные
представления.
Еще
одна
важная
особенность
исполнительской
работы
при
аккомпанировании
хору
связана
с
объемом
исполняемой
партитуры,
ее
многосоставностью
и
многовариантностью,
обусловленной
куплетной
структурой и повторами.
Не следует забывать, что при аккомпанировании хору фортепиано у
аккомпаниатора под контролем находится, помимо партии фортепианного
сопровождения, партитура хора и строчка словесного текста. При этом, на
разных этапах работы над произведением требуется исполнение всего этого
материала в различных сочетаниях.
Так, при показе произведения играется сводная партитура, показывается
общее звучание хора с сопровождением. В этом случае возможно сокращение
части
объема
аккомпанемента.
Однако,
важно
сохранить
общее
эмоционально-образное
наполнение,
жанровые
и
стилистические
черты,
гармоническую основу и характерную ритмическую пульсацию.
Кроме того, при аккомпанировании детскому хору необходимо знать
основы и владеть грамотной певческой дикцией и дыханием, уметь голосом
5
показать фразировку, цезуры, произнесение текста.
При показе хоровых
линий
на
фортепиано
нужно
постараться
приблизить
характер
звука
к
певучему вокальному звучанию, соблюдать певческую фразировку и цезуры.
При
работе
с
хором
младших
школьников
требуется
не
только
качественное владение пианистическими приемами, но и знания по теории и
истории музыки, понимание специфики хорового звучания, знание системы
дирижерских жестов, умение охватить партитуру.
Неотъемлемой частью аккомпанирования является умение читать с листа
и
транспонировать.
Особенно
часто
транспонирование
(до
нескольких
полутонов
в
обе
стороны)
применяется
на
занятиях
младшего
хора
для
поиска
удобной
для
детских
голосов
тесситуры.
Так,
при
смещении
на
полтона удобно использовать прием мысленной замены ключевых знаков.
Вместе
с
тем,
следует
учитывать,
что
записанный
нотный
текст
и
исполняемая фактура не всегда буквально соответствуют друг другу. Поэтому
следует транспонировать не нотную запись, представляя на месте нотных
знаков
соседние,
а
ориентироваться
по
нотам,
как
по
карте,
выделяя
гармонические
и
мелодические
комплексы,
мыслить
структурными
единицами и играть их в новой тональности.
Для
развития
вышеописанного
навыка
необходимо
постоянно
упражняться, играть несложные пьесы во всех тональностях, варьировать
фактуру, нарабатывать аппликатурные позиции.
Особое внимание при аккомпанировании хору уделяется соотношению
громкости хора и сопровождения. Поэтому необходимо владеть динамикой
фортепиано
в
широком
диапазоне.
При
этом
следует
учитывать,
что
в
концертной практике звучание сводного детского хора может быть вполне
ярким
и
насыщенным,
и
фортепиано
должно
оказать
ему
достаточную
динамическую
и
тембровую
поддержку.
Однако,
слишком
громкое
сопровождение
может
спровоцировать
форсированное
пение,
что
очень
нежелательно для неокрепших детских голосов.
6
В репертуар хора младших школьников обычно входят удобные для
исполнения на фортепиано песни и сочинения классиков, не требующие
очень
виртуозного
и
объемного
сопровождения. Вместе
с
тем,
объем
фактурной работы, транспорт в различные тональности, большое количество
изучаемых
произведений
требует
постоянных
упражнений,
поддержания
стабильной исполнительской формы, немалого пианистического мастерства.
Еще в начале работы хора над произведением необходимо иметь четкое
представление о его жанре, стиле, форме, характере, быть готовым сыграть
партитуру
целиком,
при
необходимости
транспонировать
и
уверенно
ориентироваться в структуре.
Работа
с
детским
хором
также
включает
в
себя
и
педагогические
функции, и организаторскую работу, и психологическую направленность, что
требует
развития
внимания,
быстроты
реакции,
памяти,
самообладания,
ответственности. Так, внимание необходимо при охвате клавиатуры и нот,
контроле
за
собственным
исполнением,
контакте
с
хором;
мобильность,
быстрота реакции – в процессе аккомпанирования, при освоении больших
объемов
репертуара;
память
–
при
запоминании
и
воспроизведении
музыкального
текста.
Кроме
того,
должна
быть
заинтересованность
в
конечном художественном результате.
В
заключении
хочется
отметить,
что
многим
студентам
научиться
хорошо аккомпанировать бывает труднее, чем научиться хорошо играть на
рояле. А еще труднее бывает реализовать полученные знания и умения при
аккомпанировании детскому хору. Помочь этому может знание специфики
аккомпанирования данному составу исполнителей. При этом всегда следует
прислушиваться к собственному сердцу и к сердцам такого замечательного
коллектива, как детский хор.