Напоминание

Возрождение традиции хорового пения как одна из проблем современного музыкального образования


Автор: Евдокимова Лариса Ивановна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: ОБПОУ "Курский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: Возрождение традиции хорового пения как одна из проблем современного музыкального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Евдокимова Лариса Ивановна

преподаватель музыки

ОБПОУ «Курский педагогический колледж»

Статья по теме «Возрождение традиции хорового пения как одна из

проблем современного музыкального образования»

2
Возрождение традиции хорового пения как одна из проблем

современного музыкального образования
Одной из задач современных образовательных учреждений является раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. При этом нельзя не согласиться с мнением профессора, зав. кафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курского государственного университета, М. Л. Космовской о том, что «значимость учителя, как личности сильной и определяющей корневые положения мышления детей (особенно при современной занятости родителей), по каждой дисциплине оказывается не просто велика, а глобальна. Однако ни с чем не сравнимо воздействие учителя музыки…» [2]. «Осознавая наше мессианство в каждом учебном заведении, в котором судьбой доводится нам работать, давайте поищем истоки, основополагающие параметры духовно-профессионального рождения музыканта. Где тот момент, когда человек уже не мыслит своей жизни без музыки: и как профессионал, и как любитель-дилетант. Когда-нибудь, в какой-то момент к музыке приходит каждый подросток. Но к суррогату или к высокому, к творческому? В погружении в звуковое пространство, в собственном пении, в инструментальном исполнительстве? То есть становится «человеком музицирующим» по Н. А. Бергер. Момент погружения в звук… Первое ощущение его воздействия… Возможно ли это для ребенка в пении?» [2]. Продолжая размышлять о проблемах современного музыкального образования, следует отметить, что современная система образования ориентирована на поиск новых педагогических технологий. Вместе с тем, не утрачивают своей значимости личностно ориентированные педагогические технологии, которые предусматривают включение учебных задач в контекст
3 жизненных проблем ребёнка, развитие его личности в социальном и культурном пространстве. Особенно ценно использование культурного наследия, традиций и преемственности поколений в музыкальном образовании, которому во все эпохи и в различных культурах уделялось большое внимание. Совершая исторический экскурс, следует отметить, что традиция музыкального образования и воспитаниязародилась еще в эпоху античности, когда большое внимание в обществе уделялось разностороннему развитию человеческой личности. Не теряло оно своей ценности и в эпоху Средневековья, и в эпоху Возрождения (с учетом реалий социальной и культурной жизни тех времён), а в эпоху Просвещения, ознаменованную верой в возможность эстетического развития человечества, стало неотъемлемой частью в воспитании свободной индивидуальности. При этом, особое место в музыкальной культуре различных эпох и народов всегда уделялось хоровой музыке. Традиции и опыт прошлых поколений обусловили исключительное значение хоровой музыки в нашей национальной культуре. Именно хоровое пение на протяжении столетий являлось выражением русского духа, русской художественной натуры, национального характера. Достигалось это преемственностью поколений. Например, в России к началу ХХ века музыкальное воспитание считалось обязательным для всех детей, а не только для музыкально одаренных. Большое внимание музыкальному образованию уделялось в советский период. При этом, в общеобразовательных школах учащиеся в основном приобщались к музыкальному искусству через хоровое пение: как на уроках музыки, так и на занятиях школьных хоров. В школах регулярно проводились конкурсы школьных хоров сельских, городских, республиканских и других уровней. Однако, к концу ХХ века хоровая работа в общеобразовательных школах России потеряла свою массовость. Большое внимание проблеме музыкальных традиций в современном образовании уделяется в Курской области. Так, на проходившей в 2015 г. в Курском государственном университете конференции директор детской
4 школы искусств села Званное Глушковского района Курской области Т. С. Чудная, говоря об утрате традиции домашнего музицирования», с болью отмечает: «неужели за такое относительно короткое время мы смогли потерять то, что так старательно, с любовью формировали и развивали предшествующие поколения. Мы потеряли бесценную культурную традицию не только музыкального воспитания, но просто межчеловеческого общения… Общество потребления и в искусстве стало поглотителем, а не творцом… В нашем селе Званное осталось всего 6–7 старушек, которые поют старинные многоголосные местные песни, никто из молодого поколения не то, что не может петь эти старинные песни, а просто начисто лишен умения просто подстроить второй голос к популярной песне. А ведь раньше это умели делать легко и естественно…»[1]. Опасность утраты традиций в полной мере относится и к хоровому пению в нашей стране. Однако, в настоящее время ситуация со школьными хорами, изменяется в лучшую сторону. Примером тому является состоявшийся в апреле 2016 года во Дворца пионеров и школьников г. Курска конкурс хоров, вокальных ансамблей и солистов академического направления, проходящий в рамках 30-го городского фестиваля детского и юношеского творчества «Наши таланты – родному краю». Участие в конкурсе хоров, вокальных ансамблей и солистов академического направления Центрального округа города Курска приняли 8 школ и 2 учреждения дополнительного образования – Центр детского творчества и Дворец пионеров и школьников г. Курска. По итогам конкурса было отмечено, что хоровое пение – искусство уникальных возможностей, как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала человека. Отрадно, что в городе Курске, и в частности, в Центральном округе учителями школ и педагогами учреждений дополнительного образования сохраняются
5 богатейшие традиции воспитания детей и подростков на примере великолепных произведений русской классики и лучших произведений академической направленности современности. Вместе с тем, проблема мотивации участия школьников в вокально- хоровой деятельности не теряет своей актуальности. И здесь на помощь могут прийти личностно ориентированные технологии, учитывающие индивидуальные особенности ребёнка, его жизненный опыт, социальное и культурное окружение, национальные и семейные традиции. Н ач а т ь м о ж н о с п р о с т о го : п р о в е с т и с р е д и у ч е н и к о в общеобразовательной школы анкетирование по теме «Кто в моей семье пел в хоре?». Среди поставленных перед учениками вопросов могут звучать, например, такие как: «Любят ли в твоей семье петь?», «Поют ли в хоре твои родители, бабушки, дедушки, сёстры, братья или другие родственники?», «Пели ли твои родственники в хоре в детском возрасте?», «Сколько песен они могут вспомнить?» и т.п. При этом, для ответов на перечисленные в анкете вопросы ученикам следует дать несколько дней, за которые они смогут обсудить их со своими родственниками. А традиций хорового пения в Курской области не занимать. Так, в 2015 г. народный самодеятельный коллектив «Вокальная группа «Напев» из г. Щигры Курской области был признан открытием Фестиваля хоровых коллективов людей старшего поколения «Битва хоров», и стал лауреатом I степени. А совсем недавно, в начале с сентября 2016 года, уже на курской земле сошлись в «Поединке хоров» семнадцать лучших творческих коллективов людей «серебряного» возраста из Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири, Северного Кавказа, из Беларуси. Курскую область представлял хор народной песни «Родник жизни» Пристенского районного Дома культуры, которому былвручен специальный диплом в номинации «За преданность и верность хоровому искусству». По мнению председателя жюри, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Т. А. Малышевой, идея проведения такого конкурса
6 заслуживает и поддержки, и внимания. Он направлен не только на сохранение и развитие певческих традиций, а важен для того, чтобы привлечь большое количество людей к творчеству. Хоровое пение – исконно русская традиция. Поддерживать её необходимо всем. А её коллега профессор, лауреат международных конкурсов Д. А. Онегин сильную сторону программ выступлений коллективов усмотрел в идее исполнения произведений о родном крае. Отрадны и слова председателя комитета по культуре Курской области В. В. Рудского, говорившего о Курском крае как о родине великого композитора, создателя хоровых произведений Г. Свиридова и продолжении хоровых традиций молодежью и детьми Курской области. А художественный руководитель Народного хора государственного колледжа имени Гнесиных Ю. Л. Колесник, продолжая тему преемственности хорового пения, отметил, что «молодое поколение, как и пожилое, тоже любит петь хором! А ещё по стране (в Курской области чуть раньше) пошло новое великолепное движение – в знаменательные для страны и народа дни запели сводные хоры из тысяч детских голосов! Не умерло исконно русское творчество. Будем петь! Действительно, курская молодёжь поёт. Большое внимание хоровому пению уделяется в ОБПОУ «Курский педагогический колледж». Смешанный хор Курского педагогического колледжа на протяжении многих лет является участником большинства проходящих в г. Курске музыкальных мероприятий. А в 2016 году Смешанный хор Курского педагогического колледжа стал лауреатом фестиваля «Студенческая хоровая весна». Таким образом, новый уровень работы музыкального руководителя, учителя музыки, преподавателя среднего и высшего звена заключается в повсеместном возрождении традиции хорового пения. Литература: 1 . Инструментальное музицирование в школе: история, теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции с
7 международным участием / Главный редактор М.Л. Космовская. Редколлегия – С.А. Боженов, В.А. Лаптева, О.М. Молодых. – Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2015. – 302 c. 2 . Современное музыкальное образование — 2014: Материалы XIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. И. Б. Горбуновой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 572 с.


В раздел образования