Напоминание

роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста


Автор: Баранникова Надежда Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №177
Населённый пункт: Воронеж Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции

у детей дошкольного возраста

Аннотация.
В работе предложена форма организации работы с родителями в вопросах формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста и обозначена роль семьи в этой проблеме.
Ключевые слова:
коммуникативная компетенция дошкольника, детско- родительские отношения Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответ- ственность за воспитание человека XXI в., всесторонне и гармонично развитого, об- ладающего ключевыми компетенциями, главной из которой является коммуникатив- ная. К старшему дошкольному возрасту, по мнению А. Г. Гогобаридзе, характер вза- имодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствует о становлении началь- ных ключевых компетенций. Автор определяет их как интегративные личностные ха- рактеристики, определяющие способность ребенка к решению разнообразных до- ступных задач жизни и деятельности. Овладение начальными компетенциями поз- воляет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, они универсальны и применимы в различных ситуациях. Так, под коммуникативной компетенцией ряд исследователей (Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева) понимают определенный уровень развития уме- ний и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оцен- ку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить своё поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими. Под
коммуникативной компетенцией
мы понимаем совокупность индивиду- альных качеств личности, способствующих установлению социальных и межлич- ностных связей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен ин- формацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к людям. Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается у детей дошкольного возраста, однако при этом ярко выделяется несоответствие между стремлением и умением общаться. Именно коммуникативная компетенция дошколь- ника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и взрос- лыми. Мы считаем, что эта компетенция должна формироваться в дошкольные годы, и её формирование будет происходить более эффективно в результате повышения воспитательной активности родителей и культуры их общения в семье. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответствен-
ности педагогов и родителей нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» и других.
2
Так, статья 18 Закона РФ «Об образовании» гласит, что родители являются первыми педагогами. О важности проведения психолого-педагогической работы с семьёй свидетель- ствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на раз- витии ребёнка. Анализ ситуации позволил выявить основные трудности, с которыми сталкива- ются родители: 1. Нехватка времени на общение с ребенком (в данном случае, возможно, скрывается неосознанное неумение или нежелание общаться); 2. Недостаточность психологических знаний об особенностях детского разви- тия; 3. Непонимание причин того или иного поведения ребенка; 4. Затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия; 5. Сложности саморефлексии своих отношений с ребенком. Работа с родителями – сложная и важная деятельность педагога, на данном этапе включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков ро- дителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у детей до- школьного возраста. Сюда входит также помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для успешного формирования ком- муникативной компетенции их ребенка. Необходимо обратить внимание родителей на то, что в присутствии родных овладение коммуникативной компетенцией происходит эффективнее, поскольку ре- бёнок чувствует себя более комфортно и уверенно, а также на то, коммуникативная компетенция формируется у детей под воздействием среды и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Уже в первые годы жизни ребенок усваивает про- стейшие правила общения с окружающими. Этот первый опыт приобретается в се- мье, постепенно, под влиянием поведения родителей и других членов семьи, руко- водствуясь их примером. Вследствие этого родители не должны ограничивать круг общения ребенка, напротив – следует стимулировать его желание контактировать с посторонними взрослыми и детьми, чтобы сформировать положительное отноше- ние к ним. Чем чаще ребенок будет общаться с детьми и взрослыми в общественном месте, в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет адаптироваться к новым условиям. Педагог должен сосредоточить родителей на таких моментах, как форма об-
ращения взрослых друг с другом и ребенком, ответная культура общения, на том, чтобы ребенок свободно общался в кругу взрослых и сверстников дома и в обще- ственном месте, был вежливым, предупредительным и ненавязчивым, умел всту- пать в диалог. Очень важно, чтобы ребенок умел слушать другого, был вниматель- ным и уважительным собеседником. Для этого поведение родителей должно быть всегда ровным, требования к ребенку не должны меняться в зависимости от обста- новки или людей, их окружающих. Необходимо донести до родителей тот факт, что коммуникативная компетенция дошкольника формируется в деятельности (игровой, трудовой). Традиционно педагогическая помощь семье оказывается в рамках представ- ленных в таблице блоков (см. ниже), каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности, позволяющие создать систему работы, направленную на фор- мирование коммуникативной компетенции у дошкольников.
Работа с родителями (основные блоки)

Таблица 1

Блоки Основные задачи Формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамот- ности родителей по вопросам фор- мирования коммуникативной компе- тенции у дошкольников Лекции, семинары, практи- ческие занятия, конферен- ции, родительские собрания, консультации и др. Включение ро- дителей в дея- тельность Создание условий для включения родителей в планирование, органи- зацию и контроль деятельности по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников Совместные мероприятия, конкурсы, викторины, сорев- нования, домашние задания и др. Исходя из вышесказанного, мы решили направить свою деятельность на опти- мизацию процесса сотрудничества педагога и родителей в вопросе формирования коммуникативной компетенции у дошкольников посредством организации работы детско-родительской группы в дошкольном образовательном учреждении. Формиро- вание коммуникативной компетенции и взаимосвязь детско-родительских отношений проявляется через • расширение возможностей понимания своего ребенка; • совместную деятельность;
• проживание опыта в группе; • рефлексию и возможность получения обратной связи. Основной идеей данной программы является сотрудничество участников груп- пы, повышение вследствие этого коммуникативной компетенции, а также улучшение детско-родительских отношений. В системе этих отношений родитель выступает ве- дущим звеном и от него в большей степени зависит, как они складываются, поэтому одной из задач группового взаимодействия является формирование навыков со- трудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. При планировании работы детско-родительской группы следует учитывать пер- востепенную роль приобретения опыта взаимодействия родителей с детьми и дру- гими членами группы и отработки навыков общения. Наиболее ценным представля- ется проживание реального опыта взаимодействия родителей с детьми и другими членами группы. Групповая работа предоставляет родителям возможность увидеть своего ребенка в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми, отрефлекси- ровать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком. Помимо этого, совмест- ная деятельность является сама по себе ценностью, поскольку общее дело сплачи- вает её участников, учит пониманию и сотрудничеству, дает возможность проявить себя как индивидуальность и как некую общность («мы - семья»), а также получить новый опыт.
4
Известно, что ведущим типом деятельности у детей дошкольного возраста яв- ляется игра. Она становится условием коммуникативной деятельности ребенка, вы- ступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром, людьми, утверждение «самостоятельности». С учетом этого иг- ра и общение выступают основными содержательными компонентами программы. Игра обеспечивает высокий уровень мотивации для участия в занятиях, при этом её эмоциональный компонент, непосредственность, творчество привлекают не только детей, но и родителей. В содержание программы включены методы, одинаково эф- фективные как для ребенка, так и для взрослого: • сказкотерапия (групповое сочинение, разыгрывание вновь придуманного сю- жета, рисование сказки); • игровая терапия (игровые упражнения и задания, ролевые игры); • арттерапия (работа с рисунком). В последнее время методы работы с семьей завоёвывают все большую попу- лярность. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь (и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свои взаимоотношения с иной точки зрения.
Таким образом,
коммуникативная компетенция дошкольника
определяется как ориентированность ребенка в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте; освоение ребенком человеческих отношений, соци- альных норм поведения, необходимых для продуктивного взаимодействия с другими людьми. Повышая коммуникативную компетенцию дошкольника путем специально организованных психолого-педагогических условий, мы влияем на улучшение ре- альных взаимоотношений, помогаем дошкольнику строить свое общение со сверст- никами и взрослыми людьми.


В раздел образования