роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста
Автор: Баранникова Надежда Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №177 Населённый пункт: Воронеж Воронежская область Наименование материала: статья Тема: роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции
у детей дошкольного возраста
Аннотация. В работе предложена форма организации работы с родителями
в вопросах формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного
возраста и обозначена роль семьи в этой проблеме.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция дошкольника, детско-
родительские отношения
Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответ-
ственность за воспитание человека XXI в., всесторонне и гармонично развитого,
об-
ладающего ключевыми компетенциями, главной из которой является
коммуникатив-
ная.
К старшему дошкольному возрасту, по мнению А. Г. Гогобаридзе, характер вза-
имодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствует о становлении
началь-
ных ключевых компетенций. Автор определяет их как интегративные личностные
ха-
рактеристики, определяющие способность ребенка к решению разнообразных до-
ступных задач жизни и деятельности. Овладение начальными компетенциями поз-
воляет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и
деятельности,
они универсальны и применимы в различных ситуациях.
Так, под коммуникативной компетенцией ряд исследователей
(Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева) понимают определенный уровень развития
уме-
ний и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных
видов
способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им
оцен-
ку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить
своё
поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего
поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими.
Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивиду-
альных качеств личности, способствующих установлению социальных и межлич-
ностных связей, содержанием которых является взаимное понимание и обмен ин-
формацией, основанные на вежливости, тактичности, гуманном отношении к
людям.
Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается у детей
дошкольного возраста, однако при этом ярко выделяется несоответствие между
стремлением и умением общаться. Именно коммуникативная компетенция
дошколь-
ника влияет на его положение в коллективе, на взаимоотношения с детьми и
взрос-
лыми. Мы считаем, что эта компетенция должна формироваться в дошкольные
годы,
и её формирование будет происходить более эффективно в результате
повышения
воспитательной активности родителей и культуры их общения в семье.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответствен-
ности педагогов и родителей нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых
документов, в том числе в Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного
воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» и других.
2
Так, статья 18 Закона РФ «Об образовании» гласит, что родители являются
первыми
педагогами.
О важности проведения психолого-педагогической работы с семьёй свидетель-
ствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации
не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком.
В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может
не
сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на
раз-
витии ребёнка.
Анализ ситуации позволил выявить основные трудности, с которыми сталкива-
ются родители:
1. Нехватка времени на общение с ребенком (в данном случае, возможно,
скрывается неосознанное неумение или нежелание общаться);
2. Недостаточность психологических знаний об особенностях детского разви-
тия;
3. Непонимание причин того или иного поведения ребенка;
4. Затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия;
5. Сложности саморефлексии своих отношений с ребенком.
Работа с родителями – сложная и важная деятельность педагога, на данном
этапе включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков
ро-
дителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у детей до-
школьного возраста. Сюда входит также помощь педагогов родителям в семейном
воспитании для создания необходимых условий для успешного формирования
ком-
муникативной компетенции их ребенка.
Необходимо обратить внимание родителей на то, что в присутствии родных
овладение коммуникативной компетенцией происходит эффективнее, поскольку
ре-
бёнок чувствует себя более комфортно и уверенно, а также на то,
коммуникативная
компетенция формируется у детей под воздействием среды и на каждом
возрастном
этапе имеет свои особенности. Уже в первые годы жизни ребенок усваивает про-
стейшие правила общения с окружающими. Этот первый опыт приобретается в се-
мье, постепенно, под влиянием поведения родителей и других членов семьи, руко-
водствуясь их примером. Вследствие этого родители не должны ограничивать круг
общения ребенка, напротив – следует стимулировать его желание контактировать
с посторонними взрослыми и детьми, чтобы сформировать положительное
отноше-
ние к ним. Чем чаще ребенок будет общаться с детьми и взрослыми в
общественном
месте, в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет
адаптироваться
к новым условиям.
Педагог должен сосредоточить родителей на таких моментах, как форма об-
ращения взрослых друг с другом и ребенком, ответная культура общения, на том,
чтобы ребенок свободно общался в кругу взрослых и сверстников дома и в обще-
ственном месте, был вежливым, предупредительным и ненавязчивым, умел всту-
пать в диалог. Очень важно, чтобы ребенок умел слушать другого, был вниматель-
ным и уважительным собеседником. Для этого поведение родителей должно быть
всегда ровным, требования к ребенку не должны меняться в зависимости от
обста-
новки или людей, их окружающих. Необходимо донести до родителей тот факт, что
коммуникативная компетенция дошкольника формируется в деятельности
(игровой,
трудовой).
Традиционно педагогическая помощь семье оказывается в рамках представ-
ленных в таблице блоков (см. ниже), каждый из которых включает задачи, формы
и
виды деятельности, позволяющие создать систему работы, направленную на фор-
мирование коммуникативной компетенции у дошкольников.
Работа с родителями (основные блоки)
Таблица 1
Блоки Основные задачи Формы
Педагогическое
просвещение
родителей
Повышение педагогической грамот-
ности родителей по вопросам фор-
мирования коммуникативной компе-
тенции у дошкольников
Лекции, семинары, практи-
ческие занятия, конферен-
ции, родительские собрания,
консультации и др.
Включение ро-
дителей в дея-
тельность
Создание условий для включения
родителей в планирование, органи-
зацию и контроль деятельности по
формированию коммуникативной
компетенции у дошкольников
Совместные мероприятия,
конкурсы, викторины, сорев-
нования, домашние задания
и др.
Исходя из вышесказанного, мы решили направить свою деятельность на опти-
мизацию процесса сотрудничества педагога и родителей в вопросе формирования
коммуникативной компетенции у дошкольников посредством организации работы
детско-родительской группы в дошкольном образовательном учреждении.
Формиро-
вание коммуникативной компетенции и взаимосвязь детско-родительских
отношений
проявляется через
• расширение возможностей понимания своего ребенка;
• совместную деятельность;
• проживание опыта в группе;
• рефлексию и возможность получения обратной связи.
Основной идеей данной программы является сотрудничество участников груп-
пы, повышение вследствие этого коммуникативной компетенции, а также
улучшение
детско-родительских отношений. В системе этих отношений родитель выступает
ве-
дущим звеном и от него в большей степени зависит, как они складываются,
поэтому
одной из задач группового взаимодействия является формирование навыков со-
трудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор,
собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в
семье.
При планировании работы детско-родительской группы следует учитывать пер-
востепенную роль приобретения опыта взаимодействия родителей с детьми и дру-
гими членами группы и отработки навыков общения. Наиболее ценным
представля-
ется проживание реального опыта взаимодействия родителей с детьми и другими
членами группы. Групповая работа предоставляет родителям возможность
увидеть
своего ребенка в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми,
отрефлекси-
ровать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком. Помимо этого, совмест-
ная деятельность является сама по себе ценностью, поскольку общее дело
сплачи-
вает её участников, учит пониманию и сотрудничеству, дает возможность проявить
себя как индивидуальность и как некую общность («мы - семья»), а также
получить
новый опыт.
4
Известно, что ведущим типом деятельности у детей дошкольного возраста яв-
ляется игра. Она становится условием коммуникативной деятельности ребенка,
вы-
ступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с
окружающим миром, людьми, утверждение «самостоятельности». С учетом этого
иг-
ра и общение выступают основными содержательными компонентами программы.
Игра обеспечивает высокий уровень мотивации для участия в занятиях, при этом
её
эмоциональный компонент, непосредственность, творчество привлекают не только
детей, но и родителей. В содержание программы включены методы, одинаково
эф-
фективные как для ребенка, так и для взрослого:
• сказкотерапия (групповое сочинение, разыгрывание вновь придуманного сю-
жета, рисование сказки);
• игровая терапия (игровые упражнения и задания, ролевые игры);
• арттерапия (работа с рисунком).
В последнее время методы работы с семьей завоёвывают все большую попу-
лярность. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение
единственности и
уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь (и от
взрослых, и от детей) и взглянуть на свои взаимоотношения с иной точки зрения.
Таким образом, коммуникативная компетенция дошкольника определяется
как ориентированность ребенка в различных ситуациях общения, основанная на
знаниях и чувственном опыте; освоение ребенком человеческих отношений, соци-
альных норм поведения, необходимых для продуктивного взаимодействия с
другими
людьми. Повышая коммуникативную компетенцию дошкольника путем специально
организованных психолого-педагогических условий, мы влияем на улучшение ре-
альных взаимоотношений, помогаем дошкольнику строить свое общение со
сверст-
никами и взрослыми людьми.