Автор: Данилина Екатерина Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №4 Населённый пункт: г.Одинцово, Московская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Логопрограмма Раздел: дошкольное образование
Миндеева Е.О., РГПУ им. А.И.Герцена
кафедра методики обучения географии и краеведению
Формирование исследовательской компетенции через систему учебно-
исследовательской деятельности по географии в профильной школе
Содержание
профильных курсов географии («Глобальная география»,
«Природопользование» и др.)
располагает широкими возможностями для
формирования
и
развития
исследовательской
компетенции,
которая
складывается
из
знаний
(в
данном
случае
в
предметной
области
«география»), исследовательских умений и способности применять их на
практике.
Система
исследовательских
умений,
формируемых
в
процессе
изучения географии, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Система исследовательских умений, формируемых
в процессе профильного обучения географии
Информационно-аналитические
умения
• классифицировать,
анализировать,
сравнивать,
синтезировать,
обобщать
географическую
информацию
(карты, схемы, графики, статистические данные и т.д.);
• работать с печатными и электронными источниками информации (учебной, научной, научно-популярной
литературой, географическими картами, Интернет-ресурсами, ШГИС);
• устанавливать
причинно-следственные
связи
между
географическими
объектами
и
процессами,
протекающими в географической оболочке;
• прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот;
• излагать
суть
экологических
проблем
отдельных
территорий
и
основные
принципы
рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
• применять
простейшие
приемы
анализа
статистических
данных,
сравнивать
полученные
показатели,
рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных,
хозяйственных и социальных проблем;
• проводить измерения, вычисления, обработку результатов;
• проводить нивелирную и глазомерную съемки местности;
• описывать объекты и явления природы; и др.
Ориентационно-
оценочные
умения
• ориентироваться в современных тенденциях географической науки;
• определять цель, и последовательно продвигаться к её достижению;
• определять объект и задачи работы;
• прогнозировать и моделировать географические объекты и процессы;
• формулировать проблему, выдвигать гипотезу исследования в области географии;
• анализировать результаты работы и делать на их основе выводы;
• пользоваться
картой
(ориентироваться
по
карте
и
на
местности,
разрабатывать
маршруты
движения,
измерять
расстояния
по
карте,
определять
по
карте
количественные
и
качественные
характеристики
изображаемых
объектов
и
процессов,
находить
различные
географические
объекты,
использовать
картографические
источники
для
прогнозирования
развития
событий,
для
решения
простейших
производственных и бытовых задач);
• работать со специальным географическим оборудованием (нивелир, термометр, анемометр, психрометр,
барометр, лот, компас и др.);
• проводить наблюдение и ставить эксперимент;
• распознавать в природе, коллекциях, определять по справочникам изученные горные породы и минералы,
растения и животных; и др.
Конструктив
но-
оформительс
кие
умения
• составлять план местности;
• фиксировать и обрабатывать результаты исследования по самостоятельно разработанному алгоритму (в том
числе с использованием современных компьютерных технологий и ГИС);
• выдвигать конструктивные идеи;
• находить новое;
• применять комплексную методику диагностики;
• выявлять противоречия; и др.
Оргнанизационно-
коммуникативные
умения
• самостоятельность в приобретении и систематизации новых географических знаний;
• уверенность в работе с оборудованием и программным обеспечением;
• осуществлять само- и взаимроконтроль за выполнением работы;
• сотрудничать и работать в коллективе;
• докладывать результаты исследования;
• отстаивать свою точку зрения;
• планировать ход исследовательской работы; и др.
В процессе формирования исследовательских умений по географии
выделяют
три
взаимосвязанные
подсистемы:
поиска
информации
(приобретение
знаний
об
объекте),
обработки
поступающей
информации
(использование
знаний
об
объекте)
и
преобразования,
использования
информации (схема 1).
Формирование исследовательских умений
по географии
поиск информации
обработка информации
использование и
преобразование информации
опосредованное
формирование
исследовательских умений
непосредственное формирование
исследовательских умений
(методы-действия)
опрос
тестирование
изучение научно-
популярной литературы
изучение космических
снимков и
географических карт
работа с электронными
ресурсами и др.
эксперимент
сравнительный
констатирующий
обучающий
контролирующий
обследование
мониторинг
анализ и численные расчеты
упорядочивание и
редактирование
графическая и текстовая
фиксация
обобщение и
систематизация
Построение карт при
помощи ГИС
Использование
полученной
информации в
процессе обучения
географии
Оформление
научного отчета и
др.
лабораторный
естественный
формирующий
Схема 1
Система
УИД
Образовательные
экспедиции
(экскурсии)
С
е
з
о
н
н
ы
е
и
с
с
л
е
д
о
в
а
т
е
л
ь
с
к
и
е
п
р
а
к
т
и
к
и
Практикумы
на
местности
УНИО
Практические
работы
исследовательского
характера
Уроки-
исследования
Мини-
исследования
Рис. 1 Система учебно-исследовательской деятельности
по географии
Процесс
формирования
исследовательской
компетенции
строится
на
определенных
механизмах
обучения,
а
в
частности
на
систематическом
включении учащихся в различные формы и виды учебно-исследовательской
деятельности (УИД) по географии (рис. 1). Исследовательская компетенция в
предметной области география формируется у учащихся поэтапно.
Вариант
такого
поэтапного
развития
рассмотрен в таблице
2
. Ка к
в и д н о
и з
приведенной
ниже
таблицы
2
каждый
этап
исследовательской
работы
уч ащ его ся
соответствует
определённому
этапу
У И Д ,
н а
р а з н ы х
этапах
УИД
формируется
определенный
компонент
исследовательской
компетентности
и
целый
ряд
исследовательских
умений.
Формирование
исследовательской
компетенции
нужно
осуществлять
постепенно
на
протяжении нескольких лет обучения. Начиная с предпрофильной ступени
обучения и до окончания школы учащиеся включаются в различные виды
УИД.
Постепенность
овладения
исследовательской
компетентностью
определяет различие методов, организующих и обеспечивающих ее освоение.
Ведущими
методами
обучения,
обеспечивающим
формирование
исследовательской
компетентности
являются
частично-поисковый,
исследовательский и методы географических исследований.
Таблица 2
Этапы развития исследовательской компетенции в процессе формирования
географических знаний
Формируемые
компоненты
исследовательской
компетентности
Этапы УИД по
географии
Этапы исследовательской работы по географии
Развиваемые
исследовательские
умения
МОТИВАЦИОННО-
ПОТРЕБНОСТНЫЙ
Ориентационно-
мотивационный
I МОТИВАЦИЯ
осуществление выбора темы исследования в
соответствие с современными тенденциями
развития географической науки и личными
интересами учащегося; обоснование
актуальности темы;
Ориентационно-
оценочные
Ориентационно-
оценочные
II ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
постановка цели; выдвижение гипотезы.
КОГНИТИВНЫЙ
Системно-
информационный
III ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ
и составление схемы исследования; выбор и
освоение наиболее подходящих
исследовательских методов (в т.ч.
географических);
Ориентационно-
оценочныеи
формационно-
аналитические
IV ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
ПОСРЕДСТВАМ ПОИСКА И ОБРАБОТКИ
ИНФОРМАЦИИ
изучение литературных данных по избранной
теме (посещение библиотек, работа в сети
Интернет и др.); проведение исследований,
фиксация и предварительная компьютерная
обработка экспериментальных данных
Информационно-
аналитические
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-
ПРАКТИЧЕСКИЙ
Алгоритмическая
деятельность
V ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ,
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ
и формулирование выводов;
отработка основных исследовательских умений сформированных в процессе обучения географии
Ориентационно-
оценочныеи
информационно-
аналитические
Составление
нового алгоритма
и творчество
VI ОФОРМЛЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
оформление научного отчета и
презентации
Конструктивно-
оформительские
VII ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
защита учебно-исследовательской
работы (проекта) на школьной, а
затем на районной научно-
практической конференции.
Организационно-
коммуникативные
Эффективным средством формирования исследовательской компетенции
является система учебно-исследовательских заданий (УИЗ), направленных на
формирование исследовательских умений (таблица 2).
Таблица 2
Примеры учебно-исследовательских заданий по географии
Учебно-исследовательские задания
Формируемые исследовательские умения
Создайте карту почвенной эрозии мира. Алгоритм выполнения
работы: Загружаем ГИС Живая география с помощью команд
Файл
– Открыть
–
п а п к а Глобальные
проблемы,
карта
Глобальные
проблемы
мира.
С
помощью
кнопки Состав
отображения
на главной панели инструментов открываем
закладку слои
и
ничего
в
ней
не
меняем,
далее
выбираем
следующую закладку объекты, там сбрасываем все слои, а потом
включаем 4 слоя: 1. береговая линия; 2. зона почвенной эрозии; 3.
океаны
и
моря;
4.
рамка
листа.
Получается
цифровая
тематическая
карта Почвенная
эрозия
мира. По
карте
делаем
выводы, прогнозы, ищем пути решения проблемы. Результаты
работы оформляем в виде таблицы.
анализ
и
синтез,
обобщение
и
с р а в н е н и и
информации; умение работы с электронными картами
ШГИС; устанавливать причинно-следственные связи
между
географическими
объектами
и
процессами,
протекающими в географической оболочке;
прогнозировать
влияние
природных
условий
на
человеческую деятельность и наоборот; излагать суть
экологических
проблем
отдельных
территорий
и
о с н о в н ы е
п р и н ц и п ы
р а ц и о н а л ь н о г о
природопользования
и
охраны
окружающей
среды;
систематизировать
информацию
по
самостоятельно
разработанному алгоритму;
Представьте, что вы решили основать судостроительную верфь,
строящую
атомные
ледоколы
мощностью
75000
л.с.
и
ледопроходимостью
до
2,8
м.
Для
размещения
предприятия
Правительство предложило Вам следующие населенные пункты:
г. Кызыл, г. Северодвинск, г. Аян, г. Таганрог, г. Санкт-Петербург.
С
помощью
электронных
карт
ШГИС
«Живая
география»
« Б а з о в а я
ка р т а
Ро с с и и » ,
« П л о т н о с т ь
н а с е л е н и я » ,
«Промышленность»,
«Транспорт»
выберите
на иб ол е е
оптимальный
вариант,
который
позволит
Вам
производить
продукцию
с
самой
низкой
себестоимостью.
Рекомендуется
применить
прием
наложения
карт.
Напишите
подробное
обоснование своего выбора. Каким предложением Правительства
вы,
как
опытный
руководитель,
воспользуетесь?
Все
свои
соображения
запишите
в
тетрадь
и
будьте
готовы
к
защите
проекта.
анализ
и
синтез,
обобщение
и
с р а в н е н и и
информации;
систематизировать
информацию
по
самостоятельно
разработанному
а л го р и т м у;
уверенность в работе с программным обеспечением;
Примите
участие
в
выставке
“Отходы
и
доходы”
(изготовить
нужные предметы из отходных материалов, проекты переработки
отходов,
экспериментальные
модели
по
утилизации
стекла,
пластика, жести и др. материалов). Возможно изготовление таких
предметов (моделей) прямо на уроке, с использованием заранее
подготовленных материалов. Презентовать свой продукт (проект)
нужно таким образом, чтобы польза его была неоспорима.
выдвижение конструктивных идей; отстаивание свей
точки зрения; работа в коллективе; моделирование;
природоохранные умения; умение кратко и логично
представить полученные результаты; и лр.
Установлено, что 1 т нефти, разлитой по водной поверхности,
образует нефтяное пятно площадью около 6 кв. м. Найти, какую
площадь
акватории
займет
нефтяная
пленка
в
случае
аварии
танкера водоизмещением 5000 т?
прогнозирование;
решение
экологических
задач;
умение находить новую информацию.
Спрогнозируйте
экологические
последствия:
фермер
на
своей
земле произвёл вырубку леса для организации пастбищ. Свои
доводы аргументируйте.
прогнозирование; выявление и объяснение причинно-
следственных связей; и др.
Используя
все
возможные
источники
информации,
определите
наиболее
оптимальные,
с
вашей
точки
зрения,
территории
и
акватории планеты для сооружения электростанций, работающих
на
альтернативных
источниках
энергии.
Свой
выбор
аргументируйте. Результаты работы отразите в виде картосхемы с
приложением в виде таблицы. Создайте свой проект выработки
энергии из неиспользуемого на сегодняшний день ресурса.
синтез
и
обобщение
информации;
объяснение
причинно-следственных связей; работа в коллективе;
формулирование
проблемы,
выдвижение
гипотезы;
выдвижение конструктивных идей; и др.
Формы заданий и уровень их сложности с учетом применения выше
указанных
методов
могут
быть
различны.
Это
могут
быть
задания,
поддающиеся быстрому решению на уроке или дома (мини-исследования),
задания требующие целого урока или нескольких дней (недель, месяцев)
подготовки и проведения глубокого исследования.
Суть исследовательских заданий в профильном обучении географии –
изучение
объектов
с
целью
выяснения
их
свойств,
изучение
явлений,
выявление закономерностей и причинно-следственных связей между ними.
При этом учащиеся проходят основные этапы географического исследования
от
постановки
проблемы
до
применения
полученных
результатов
на
практике.
Интересными
для
учащихся
и
эффективными
с
точки
зрения
формирования
исследовательской
компетенции
являются
практические
работы исследовательского характера по созданию и анализу тематических
цифровых карт с использованием
школьной геоинформационной системы
«Живая
география»,
задания
прогностического
характера,
задания
включающие
проведение
наблюдений,
социальных
опросов,
постановку
экспериментов
(см.
таблицу
2),
а
также
самостоятельное
составление
учащимися аналогичных заданий.
В процессе формирования исследовательской компетенции происходит
постепенная
смена
способов
управления
УИД
учащихся
(прямое
указание→наводящие
вопросы→консультирование
самостоятельного
исследования)
и
увеличение
степени
самостоятельности
учащихся
(исследование, проводимое совместно с учителем→исследование по плану с
подробными
инструкциями→исследование
по
краткому
плану→
самостоятельное исследование.