Автор: Штырь Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Поповская СОШ" Населённый пункт: село Поповка, Корочанский район, Белгородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Игра как средство интерактивного обучения Раздел: дошкольное образование
Игра как средство интерактивного обучения.
Подготовила: Штырь Елена Владимировна воспитатель
дошкольной группы при МБОУ «Поповская СОШ» Корочанского
района
Разделы: Дошкольное образование
Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – явление
не новое. В игре воссоздается предметное и социальное содержание
деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий
формирования личности.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она
рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать
поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.
В то же время, игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям,
стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся
получать и усваивать большее количество информации, способствует
приобретению навыков принятия решений в разнообразных ситуациях,
формирует опыт нравственного выбора, повышает самооценку участников
игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному
делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников
к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью,
Существенно также то, что игра является средством развития умений и
навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно
сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения,
опровергать другие и т. д.) Одновременно с этим она способствует развитию
функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность,
позволяет проверить себя в различных ситуациях. Игры своим содержанием,
формой организации, правилам и результативностью способствуют
формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя
характерные особенности предметов, событий, явлений природы и др., что
влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных
представлений, воображения. Хорошо организованные игры имеют большой
воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные
качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность,
Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать
устойчивый интерес к обучению.
В последние годы среди учеников появилось много детей с ослабленным
здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать
учебные навыки и умения на протяжении всего урока. Чем же увлечь детей,
как заинтересовать? И такой путь я нашла через игру. Именно обучение в
игре и через игру позволило каждому ученику поверить в свои силы. А мне
дало возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а наоборот
развивая их индивидуальные способности.
Буквально с первых дней на уроки к нам «приходила» кукла Минутка. Она
помогала нам быстро подготовить к уроку все необходимое.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадка?
У Минутки в руках часы – циферблат. Пока стрелка пройдет круг, дети
должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку. Элемент
соревнования – «Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?» –
активизирует детей. Они стараются за более короткий срок подготовиться к
уроку. Кукла Минутка помогала нам и в формировании умения
ориентироваться во времени и беречь его. Это игры типа «Что можно сделать
за одну минуту?» (Чтение текста, решение примеров, письмо слов и т. д.)
Одна из важнейших задач – это развитие целенаправленного внимания и
тренировка памяти. Чтобы сосредоточить внимание детей на то, что
необходимо запомнить, заготавливаем яркое, интересное панно, выставляем
его на несколько минут: смотрим, проговариваем, закрываем глаза,
представляем себе увиденное, пишем и проговариваем, сверяем. Эта работа
занимает 2-3 минуты, но повторяется в течение всей недели несколько раз.
Работа по тренировке памяти и развитию внимания проводятся в системе,
игровые задания усложняются. Игра «Успей запомнить за минуту». Эта игра
развивает зрительную память. На доске слова. Нужно запомнить слова,
обозначающие предметы или слова с безударной гласной «о»и т.д.
Хорошая игра для развития речи и памяти – «Добавь следующее». Ученик
называет слово и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает
второе слов, относящееся к этой группе предметов, и называет уже два слова
по порядку. Например:
1. Слон
2. Слон,тигр
3. Слон, тигр, лев
4. Слон, тигр, лев, медведь т. д.
Игры «Кто самый зоркий?», «Что изменилось?» также нацеливают на
тренировку внимания и памяти, а игровые ситуации вовлекают в работу всех
учащихся. Приведу примеры вариантов игры «Кто самый зоркий?» Дан
текст. Задание – тщательно проверить написанное и подчеркнуть все гласные
(или мягкие, твердые согласные, звонкие, глухие, найти слово в котором
звуков больше, чем букв и т. д.) Это обычные задания по тексту, но с
игровым, несомненно, стимулирующим оттенком.
Внимание, наблюдательность, развитие речи у детей развивает игра
«Художник». Ребенок, взявший на себя роль художника, дает устный портрет
кого-нибудь или чего-нибудь, остальные ученики должны быстро определить
о ком или о чем идет речь. Игра «Эхо», учитель называет слова, а дети хором
повторяют их, но не полностью, а только их конец, так, чтобы получилось
слово. Например, смех – мех, крот – рот, и т. д.Большое значение придаю
игровому использованию пословиц, поговорок, позволяющих решать не
только учебные задачи, но и ощутить силу родного языка. Например, если в
пословицы необходимо вставить глаголы, противоположные по смыслу: Чем
зря кричать, лучше… ( помолчать); От лени болеют, от труда…
(здоровеют)
Использую игры – шарады «Отгадай слова»:
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба. (Завязка)
Очень нравятся детям такие задания, в которых им надо найти в тексте слова
с одинаковым произношением, но имеющие разный смысл:
Однажды кот подкрался к попугаю,
– Сейчас тебя я, братец, попугаю!
Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка – здесь, а норки нет
Многие игры содержат материал различной степени трудности. Это дает
возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в
одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний и учебной
подготовленности, Например, учащимся предлагается самостоятельная
работа в форме игры « Кто первый?». Каждый ученик получает карточку с
заданием. Задача у всех одна и та же, но хорошо подготовленным детям
предлагаем решить задачу по ее краткой записи; слабо успевающим –
закончить начатое решение задачи. И т. п.
Дети любят уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки сказки, любят
разгадывать кроссворды, ребусы, решать занимательные задачи. Игровые
формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса
познания, активизируют познавательную деятельность.