"Использование дидактических игр при формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Никитина Альфия Файзулловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №22 "Ивушка" Населённый пункт: р.п.Приютово Белебеевского района республики Башкортостан Наименование материала: методическая разработка Тема: "Использование дидактических игр при формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя младшей
группы №3 Никитиной А.Ф.
Тема: «Использование дидактических игр при формировании
элементарных математических представлений у дошкольников»
2016-2017 (учебный год)
вторая младшая группа
«Игра - это огромное светлое окно, через
которое
в
духовный
мир
ребёнка
в ы лива е т с я
жив ит е льны й
п о т о к
представлений, понятий.
Игра
-
это
искра,
зажигающая
огонёк
пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От
того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к
школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта
играет
математика. Ее
изучение
способствует
развитию
памяти,
речи,
воображения,
эмоций;
формирует
настойчивость,
терпение,
творческий
потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку
ощущение
уверенности
в
своих
силах,
основанное
на
том,
что
мир
упорядочен
и
потому
постижим,
а,
следовательно,
предсказуем
для
человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без
использования
дидактических
игр. Их
использование
хорошо
помогает
восприятию
материала
и
потому
ребенок
принимает
активное
участие
в
познавательном процессе.
Дидактическая
игра
требует
усидчивости,
серьезный
настрой,
использование
мыслительного
процесса.
Игра
–
естественный
способ
развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без
активной
работы
мысли.
Этим
положением
и
объясняется
значение
занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе
игр
и
упражнений
с
занимательным
математическим
материалом
дети
овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста
элементарных
математических
представлений
посредством
дидактических
игр.
Задачи:
проанализировать
психолого-педагогическую
литературу
по
данной
теме.
составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания
по
развитию математических
представлений
у
детей
дошкольного
возраста;
использовать
разработанный
материал
на
занятиях
математики
с
детьми дошкольного возраста;
активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
активизировать
мыслительную
деятельность
(умение
сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
активизация познавательного интереса дошкольников;
развитие
внимания,
памяти,
речи,
воображения,
логического мышления;
ф о р м и р о в а н и е
э л е м е н т а р н ы х
м а т е м а т и ч е с к и х
представлений.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с
предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство
и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети
знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В
таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные
знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены
на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки,
лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида
игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из
отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и
различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также
при
формировании
элементарных
математических
способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное
моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть
развитие
логического
мышления,
а
именно
умение
устанавливать
простейшие
закономерности:
порядок
чередования
фигур
по
цвету,
форме, размеру.
Изучение литературы по теме.
В течение полугода изучить необходимую методическую литературу,
а
так
же
статьи
журналов,
ознакомиться
с
материалами
интернет
источников.
1.
З.А.Михайлова
«Игровые
занимательные
задачи
для
дошкольников»,
М.:
Просвещение 1990.
2.
Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. —
М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
3.
Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»:
Занятия
для
дошкольников
в
учреждениях
дополнительного
образования.
—
М.:
ВАКО, 2005 г. — 208 с.
4.
«Сюжетно
–
дидактические
игры
с
математическим
содержанием»
-
А.
А.
Смоленцева.
5.
Л.
Г.
Петерсон,
Н.
П.
Холина
«Игралочка».
Практический
курс
математики
для
дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6.
Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких
детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7.
Журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад. Всё для воспитателя».
Составление картотеки дидактических игр для детей младшего
дошкольного возраста (в течение полугода).
1.Работа с детьми
Сроки
Содержание работы
Практические выходы
Сентябрь
Формирование
представлений
о
свойствах
предметов
бл иж айшего
окружения:
цвет,
форма,
р а з м е р .
В ы д е л е н и е
п р и з н а ко в
р а з л и ч и я
и
сходства.
Объединение
предметов
в
группу
по
цвету,
форме,
размеру.
Дидактические
игры
по
развитию
представлений
о
в е л и ч и н а х :
« Ук р а с и м
коврик»,
«Домики
д л я
медвежат», «Угостим мышек
чаем», «Цветные кубики».
«Найди пару», «Разложи по
коробочкам».
Октябрь
Выделение
части
группы.
Нахождение
« л и ш н и х »
предметов.
Знакомство
с
понятиями
«один», «много».
д/игра «Что лишнее?», «Что
изменилось?»
Дидактические
игры
по
развитию
количественных
представлений:
«В
лес
за
грибами», «Угости зайчат».
Сравнение групп предметов
по количеству (столько же,
больше, меньше).
Дидактические
игры
по
развитию
равенства
на
основе
сопоставления
двух
Ноябрь
групп предметов: «Угостим
б е л оч е к
г р и б о ч к а м и » ,
«Бабочки и цветы».
Декабрь
Знакомство с
геометрическими фигурами:
круг и квадрат
.
Формирование
пространственных
представлений: на –над
-под, вверху -внизу,
«Ди да кт и ч е с к и е
и г р ы :
Геомет риче ско е
л о т о » ,
«Катится – не катится».
Дидактические
игры
на
р а с п о л о ж е н и е
в
про странстве:
« В о зьм и
и г р у ш к у » ,
« М а г а з и н
игрушек».
2. Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и
демонстрационного материала.
В течение полугода
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
В течение полугода
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль
дидактических
игр
в
воспитании
детей
дошкольного
возраста».
Ноябрь
4.
Рекомендации:
«Формируем
про странственные
представления», «Как научить детей определять свойства
предметов».
Декабрь