Напоминание

"Использование дидактических игр при формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Никитина Альфия Файзулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №22 "Ивушка"
Населённый пункт: р.п.Приютово Белебеевского района республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование дидактических игр при формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Индивидуальный план по самообразованию воспитателя младшей

группы №3 Никитиной А.Ф.

Тема: «Использование дидактических игр при формировании

элементарных математических представлений у дошкольников»



2016-2017 (учебный год)

вторая младшая группа
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка в ы лива е т с я жив ит е льны й п о т о к представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель:
создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
 проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.  составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;  использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;  активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
 активизация познавательного интереса дошкольников;  развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;  ф о р м и р о в а н и е э л е м е н т а р н ы х м а т е м а т и ч е с к и х представлений. Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов. Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки. Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Изучение литературы по теме.

В течение полугода изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников. 1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990. 2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. 3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. 4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. 5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с. 6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004. 7. Журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад. Всё для воспитателя».


Составление картотеки дидактических игр для детей младшего

дошкольного возраста (в течение полугода).

1.Работа с детьми

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь
Формирование представлений о свойствах предметов бл иж айшего окружения: цвет, форма, р а з м е р . В ы д е л е н и е п р и з н а ко в р а з л и ч и я и сходства. Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. Дидактические игры по развитию представлений о в е л и ч и н а х : « Ук р а с и м коврик», «Домики д л я медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики». «Найди пару», «Разложи по коробочкам».
Октябрь
Выделение части группы. Нахождение « л и ш н и х » предметов. Знакомство с понятиями «один», «много». д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?» Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Угости зайчат». Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух

Ноябрь
групп предметов: «Угостим б е л оч е к г р и б о ч к а м и » , «Бабочки и цветы».
Декабрь
Знакомство с геометрическими фигурами: круг и квадрат . Формирование пространственных представлений: на –над -под, вверху -внизу, «Ди да кт и ч е с к и е и г р ы : Геомет риче ско е л о т о » , «Катится – не катится». Дидактические игры на р а с п о л о ж е н и е в про странстве: « В о зьм и и г р у ш к у » , « М а г а з и н игрушек».
2. Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение полугода 2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед. В течение полугода 3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». Ноябрь 4. Рекомендации: «Формируем про странственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». Декабрь


В раздел образования