Напоминание

Традиции этнокультурного образования.


Автор: Нетесова Юлия Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ
Населённый пункт: Томская область, Первомайский район, с. Первомайское
Наименование материала: статья
Тема: Традиции этнокультурного образования.
Раздел: среднее образование





Назад





Традиции этнокультурного образования в системе работы школы.
Сельская школа во все времена занимала особое место, и воспринималась, скорее не как образовательное учреждение, а как мировоззренческий исток народа, общества, государства. Она являлась и является условием и средством возрождения села, духовной силы народа. Дать качественные знания в различных областях науки, привить любовь к родному языку, воспитать учеников на основах народной культуры, вырастить поколение, знающее традиции и обычаи своего народа – вот те основные задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив нашей школы. Реализация цели построения школы, как этнокультурного центра возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование, на это направлена деятельность педагогов, служб управления и методического сопровождения образовательного процесса. Этнокультурный компонент образования представлен в учебном плане, как самостоятельными предметами и спецкурсами, так и примерами включения в базисные предметы этнокультурной составляющей. С 2006 года в школе реализовывалась программа развития «Сельская этнокультурная школа, как открытая социально-педагогическая система» в ходе, реализации которой стало ясно, что основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию ляжет на предметы гуманитарного цикла. Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в воспитании духовно-нравственного здоровья личности. На уроках русского языка и литературы успешно решаются задачи речевого, эстетического, духовно-нравственного развития школьников; формирования у учащихся ценностного отношения к родному языку, осознание ими своей причастности к сохранению чистоты, уникальности, выразительности и музыкальности русской речи. И где, как не на уроках литературы, мы можем говорить о самобытной русской культуре, духовно – нравственных ценностях, которые открываются для нас в православной вере, добре, трудолюбии . Важное значение в этнокультурном образовании школьников имеет и образовательная область «Искусство». На уроках изобразительного искусства, музыки и МХК успешно решаются задачи ознакомления с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием. Программа по технологии знакомит учащихся с традиционным русским рукоделием, русской кухней, современной российской модой и старинным русским костюмом, изделиями русских мастеров. Вариативная часть учебного плана широко используется для предметов и спецкурсов культурологического характера.
Опыт работы в этом направлении представлен нашими педагогами в следующих статьях: -«Вопросы этнокультурного содержания в преподавании курса географии» -«Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством курса «Культурные традиции родного края» - «Курс МХК как средство формирования общекультурных ценностей» - «Этнокультурное содержание в деятельности литературного кружка» - «Этнокультура в музыкальном образовании школьника» В начальной школе – это курс «Народная культура». Образовательно-воспитательными задачами этого курса являются: приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них патриотического чувства формирование уважительного отношения к человеку труда; развитие у детей умственных и физических, музыкальных и поэтических способностей; воспитание у детей любви к родному краю, ощущения исторической преемственности поколений; Итогом работы учителей по данной программе являются: - уроки-праздники, спектакли по фольклорным мотивам, театрализованные представления «Где тепло, там добро», «Сказка о Правде и Кривде», «Русская матрешка», «История русского костюма» и др. - выставки рисунков и поделок: «Деревенька моя», «Природа Сибири» «Слава хлебу на столе!» и др. Наш сегодняшний мир - это не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаяния. И родители, и учителя – все мы беспокоимся за наших детей. Мы переживаем по поводу безнравственности, которая продолжает расти в современном обществе. Нас волнует не только качество образования детей, но и их физическая, психологическая и социальная безопасность. Поэтому в воспитательной системе школы широко используется этнокультурный компонент. Традиции отечественной культуры позволяют прививать нравственные, моральные, этические, эстетические нормы так необходимые человеку в жизни. Дополнительное образование это - работа кружков, мастерских, объединений. В школе после уроков находят себе занятия по душе и юные мыслители, склонные к исследовательской деятельности, и начинающие мастера с «умными руками». Одни создают произведения искусства из ткани, ниток, бумаги. («Изонить», «Солнышко», «Уроки квиллинга», «Флористика», «Рукодельница»), другие работают над проектами, погружаясь в мир энциклопедий, архивных документов, фольклорных сборников («Исследователь, «Поиск», «Умники и умницы»). Наша цель создать условия для максимально возможного привлечения детей к деятельности через которую они познают себя и окружающий мир. В школе установилась традиция проведения театрализованных представлений, школьных капустников, вечеров, праздников, в которых значительное место занимает фольклорная составляющая.
С большим интересом учащиеся, педагоги и родители участвуют в рождественских праздниках, святках с колядованием и ряжеными, «Веселой масленице», «Празднике Покрова», празднике - «Русская краса- длинная коса», «Осенинах», «Новогодней ярмарке», «Богатырских потешках» и других. Уже не первый год в школе существует Центр гражданского образования «Шаги». Центр реализуя задачи по социальному проектированию направляет свою работу и на изучение истории и культуры родного края. Социальные проекты разрабатываемые и реализуемые через Центр имеют практическое значение для села. Реалии сегодняшнего дня таковы, что краеведение становится одной из важнейших форм педагогической деятельности. Одна из традиционных форм работы со школьниками это школьный музей. Мы гордимся своим музеем. Силами музееведов школы собираются, систематизируются и оформляются материалы по направлениям: история образования района, история села, изучение “малой родины”, «наше село в годы войны». На сегодняшний день музей располагает несколькими десятками экспонатов. По инициативе школьников был реализован проект «Боль людская» и установлен «Камень скорби» жертвам репрессий 30-50-х годов. С прошлого года ребята во главе со своим руководителем стали участниками Всероссийского проекта «Память». Силами волонтеров были засняты интервью с ветеранами Великой Отечественной войны. Лучшие из ребят – участников проекта участвовали в раскопках, на местах боевых действий ВОВ под Смоленском. Вопросы краеведения особенно интересны и доступны для научных исследований школьников. На базе музея школы работает кружок «Исследователь». В качестве исследователей дети активно собирают и изучают краеведческий материал, встречая широкую поддержку родителей, жителей села, местных органов самоуправления. На различных уровнях ребята представили свои исследовательские работы: «Нам не надо обелисков славы», «Свидетели трудовой истории края», «Пышка – быль или вымысел», «Во глубине сибирских руд» (декабристы в Сибири), «Судьба семьи переселенцев Витрук» и др. Все формы работы, все создаваемые условия для формирования личности ребенка способствуют развитию патриотических чувств, которые проявляются к своим близким, своему селу, Малой Родине. И если человек научился любить свою Малую Родину, он принимает и большую. Вахты Памяти, уроки мужества, литературно-музыкальные композиций, тематические выставки, «Смотры песни и строя», фестивали «Военной песни», военно-спортивная игра «Зарница» - это традиции, которые сложились в нашей школе за десятилетия. Важность вопроса, о котором мы сегодня говорим, подтверждают новые образовательные стандарты, которые уже сегодня реализуются в начальной школе. Одна из составляющих инновационной образовательной
программы начальной школы есть программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования основная цель которой развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности. Цели сформулированные в программе стандартов второго поколения как в зеркале отражают цели и задачи, которые в нашей школе решаются на протяжении нескольких лет. Мы надеемся, что школа станет более разнообразной, будет лучше учитывать специфику своего местоположения, а стало быть, и будет более эффективной, более способной формировать духовно-нравственную личность главной привычкой которой будет привычка учиться.


В раздел образования