Напоминание

Развитие речи


Автор: Куклева Елена Самбулатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 26 "Рябинка"
Населённый пункт: город Ишимбай, Республика Башкортостан
Наименование материала: занятия
Тема: Развитие речи
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект непосредственной образовательной деятельности

Интегрированная область:
«Коммуникация» (Развитие речи)
Тема:
Знакомство с русской народной сказкой «Два жадных медвежонка».
Интеграция:
«Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура».
Интегрированные задачи:
Образовательные:  1. Знакомить с художественной литературой; 2. Учить сравнивать предметы по размеру, освоить понятия «больше - меньше»; Развивающие:  1. Развивать умение находить предмет по существенным признакам (величине);  2. Активизировать и обогащать словарь, формировать диалогическую речь;  3. Развивать интеллект, память, внимание, мимику, моторику, координацию;  4. Научить формировать из пластилина шар. Воспитательные:  1. Воспитывать нравственность;  2. Воспитывать послушание;  3. Воспитывать щедрость;  4. Воспитывать доброжелательность;  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к окружающим,
Материалы:
игрушки (медведица, два медвежонка, лисица, ёжик); колечки, кубики и др. игрушки разные по величине; гимнастические палки, пластилин, по два треугольника на каждого ребёнка.
Алгоритм проведения:
В гости к детям пришла медведица. Она предложила послушать историю, которая произошла с её медвежатами. Сказка. В ходе инсценировки сказки происходит постоянное сравнение предметов по величине (медвежата дерутся за право обладать большим по величине предметом). Мама медведица просит детей выйти во двор и подумать о своём поведении. Но медвежата продолжают ссориться и незаметно заходят далеко в лес.
Подчёркиваем детям, что в лесу много разных деревьев. (Дети складывают из треугольников ёлочки.) Под ёлкой наши медвежата повстречали ежа. Пальчиковая гимнастика: Л.Корчагина Очень ёж ты хорош, жаль, что в руки не возьмешь! Не возьмёшь, ну и что ж, без иголок я не ёж! Медвежата проголодались. И тут они почувствовали вкусный запах. Медвежата пошли на запах и вдруг увидели на пне головку сыра. (Работа с пластилином. Формирование шара). Что тут началось! Медвежата дрались, ругались, и на их крики, из леса прибежала лиса. (Деление шара на две неравные части, с последующим отщипыванием кусочков пластилина от большей части до постепенного уменьшения объёма сыра до размера горошины). (Продолжение сказки). Остались медвежата с крошечными кусочками. Расплакались. Им стало стыдно за их жадность, и что маму они много огорчали. Решили они вернуться домой. У мамы прощения попросить. А путь домой далёк. Впереди овраг. (Дети прыгают через овраг сделанный из гимнастических палок, потом пробираются через «чащу» - ходьба «зигзагом»). Физ. минутка. Ветер тихо клен качает, Влево вправо наклоняет. Раз наклон и два наклон Зашумел листвою он. Пришли медвежата домой. Перед мамой извинились и решили больше никогда не жадничать. Анализ произведения. Беседа с детьми о вреде жадности. Молодцы ребята! Я рада, что вы правильно всё поняли, и никогда не будете жадничать. 2

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Интегрированная область:
«Коммуникация» (Развитие речи)
Тема:
Волшебное путешествие в страну сказок.
Интеграция:
«Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура».
Интегрированные задачи:
Образовательные:  Совершенствовать речевую деятельность детей путем использования нестандартных технологий в работе со сказкой.  Закреплять знания известных народных сказок, их персонажей, счет предметов, упражнять в названии геометрических фигур.  Учить детей придумывать другой конец к знакомой сказке, меняя персонажей и поступки героев, учить выражать свое мнение. Развивающие:  Развивать глазомер, зрительное восприятие и внимание, остроту зрения, центральную фиксацию взора, творческое воображение, фантазию, логическое и образное мышление, творческие способности детей при выполнении изобразительной деятельности. Воспитательные:  Воспитывать нравственность;  Воспитывать добрые чувства;  Воспитывать справедливость;  Воспитывать эмоциональную отзывчивость к окружающим.
Материалы:
бантики, носики, Книга сказок, Дерево доброты, «сказочные» предметы, геометрические фигуры, корректурная таблица.
Алгоритм проведения:
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся, стали все в круг, улыбнулись: «Ты ладошкой к другу прикоснись и ему приветливо улыбнись». Воспитатель: Скажите пожалуйста, почему я так одета? Наверное, в путешествие собралась. А вы бы хотели со мной путешествовать? (Ответы детей). Вот вас я и приглашаю в волшебное путешествие в страну сказок, но сначала скажите? 3
- Что нужно взять с собой в путешествие, но в рюкзак нельзя положить? (Отвагу, храбрость, внимание) - А какого бы сказочного героя вы бы хотели взять в путешествие? Почему? (Ответы детей) Воспитатель: Хорошо, а чтобы веселее было путешествовать, давайте наденем вот такие бантики, носики и будем, как сказочные герои. «Книгу сказок открываем, С ней путешествие начинаем». Физминутка (Звучит музыка, дети идут в сказочную страну, имитируя лисичку, зайчика, медведя). Воспитатель: Вот мы и в стране сказок, садитесь, отдохните. Посмотрите, это книга необычная, здесь живут сказки. Попробуйте узнать, что это за сказка. ( Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам , дети узнают сказку и сказочных героев). Воспитатель: Пошли дальше. Вот нас лисичка встречает и предлагает поиграть в игру «Дерево доброты». Вы должны вспомнить добрые поступки сказочных героев. Правильный ответ - на дерево повесить листочек (Выставляется дерево. Дети вспоминают и рассказывают о хороших поступках сказочных героев). Воспитатель: Молодцы, вот и вы доброе дело сделали, дерево в листочки одели. Пусть оно растет, зеленеет, и еще одно доброе дело делает - воздух очищает. Воспитатель: Давайте дальше путешествовать, посмотрите, кто сумку потерял, давайте заглянем, что там. Так это же сказочные вещи сказочных героев: (например: туфелька из сказки «Золушка» и т.п.). Эти вещи потеряли сказочные герои, их нужно немедленно вернуть в сказку, а интересно, сколько здесь вещей - посчитайте. ( Счет детьми предметов). Воспитатель: Владельцы этих вещей огорчились, вещи им нужны, они их везде ищут, но что-то напутали. Давайте вместе прочитаем эти объявления. Недаром в народе говорят: «Одна голова хорошо, а две - лучше» А вы, дети, внимательно слушайте и скажите, что напутали в объявлении, и кому это объявление принадлежит. (к картинке со сказочным сюжетом подбирается потерянная вещь) ( Ответы детей) - Договорилась встретиться с принцем, но не могу поехать на бал, потому что потеряла одну теплую, шерстяную перчатку (Ответ детей: туфельку). 4
Воспитатель: Молодцы, теперь давайте немного отдохнем. Физкультминутка «Мы для зайчика все построим хороший дом». Мы для зайчика все построим хороший дом. Вот такой высокий, вот такой широкий. Дверь, чтобы узкая, а порог низкий. 1 - 2 - 3 - работу начали. Воспитатель: Пошли дальше, вот колобок нас встречает. (Показ геометрической фигуры - квадрата). Вы со мной не согласны? А почему? Докажите. ( Ответы детей). ( Показ геометрической фигуры - круга). Воспитатель: Разве это не колобок. А почему, докажите? (Ответы детей). А это колобок? (показ сказочного колобка на фланелеграфе). Докажите. ( Ответы детей). Колобок приготовил вам интересные задания. Посмотрите на таблицу и скажите : - Какие животные были в сказке Колобок? - Сколько человек было в сказке, посчитайте? - Сколько животных мужского рода? - Сколько животных женского рода? - Лиса какая? Волк какой? Колобок какой? - Посчитай, кого больше: сказочных животных или людей - сказочных героев? (Использование корректурной таблицы по теме) Воспитатель: Дети, а вы помните, что случилось с колобком? (его съела лиса). Жаль Колобка, он такой красивый, веселый, румяный. 5
А давайте придумаем другой конец сказки, выберите несколько персонажей из таблицы, и составьте сказку о них со счастливым концом. ( Составление творческих рассказов детей). Воспитатель: Спасибо, вы придумали много сказок. А теперь давайте нарисуем героев любимых сказок и в конце сделаем выставку рисунков. Проводится гимнастика для глаз. 1. «Часики». Пусть глаза смотрят то вправо, то влево, как часики: «тик-так ». Повторить это упражнение 5 раз. 2. «Бабочка». Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка - быстро и легко. Пальчиковая гимнастика «Белка». Сидит белочка рыженькая, Продает грибы опята: Лисичке - сестричке, Воробью, Синичке, Медвежонку толстопятому, Зайчонку усатому. (поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого). Итог занятия. Дети вспоминают все сказки, о которых шла речь на занятии.
Корректурная таблица
6

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Интегрированная область:
«Коммуникация» (Развитие речи)
Тема:
«Путешествие по русской народной сказке Сивка-Бурка»
Интеграция:
«Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», , «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура».
Интегрированные задачи:
Образовательные: 7
 расширять знания детей о русской народной сказке «Сивка – Бурка»;  создавать условия для проявления у детей творческих способностей путём придумывания продолжения сказки «Сивка – Бурка»;  активизировать словарный запас детей прилагательными «добрый», «бескорыстный», «сообразительный», «простодушный», «продуманный», «корыстный»; Развивающие:  развивать способность выделять из прослушанного текста характерные черты героев сказки. Воспитательные:  Воспитывать нравственность;  Воспитывать добрые чувства;  Воспитывать эмоциональную отзывчивость к окружающим.
Материалы:
иллюстрации к русской народной сказке «Сивка – Бурка», картинки с изображением русских народных сказок и их героев, пластилин, доски для лепки.
Формы работы
: 1. подвижная игра «Лошадки», 2. физкультминутка «Ехали – ехали», 3. дидактическая игра «Из какой сказки герой»; 4. иллюстрации к сказке «Сивка – Бурка», 5. картинки с изображением сказочных героев; 6. чтение стихотворения «сказка – ложь, да в ней намек», 7. рассказывание русской народной сказки «Сивка – Бурка», 8. беседа по русской народной сказке «Сивка – Бурка».
Алгоритм проведения:
1. Чтение стихотворения Сказка – ложь, да в ней намек, Ты запомни это: Твой конек – горбунок Есть на свете где–то. 8
Он, о чем ни проси, выполнит желанье, Только ты произнеси Это заклинанье: Сивка – бурка, вещая каурка, Стань передо мной, Как лист перед травой: Сивка – Бурка, вещая каурка, Очень, очень надо Встретиться с тобой! Появляется игрушка Сивка – Бурка 2. Рассказывание русской народной сказки «Сивка – бурка». 3. Беседа по русской народной сказке «Сивка – Бурка». Примерные вопросы по сказке: -назовите героев сказки «Сивка – Бурка»? -назовите главного героя? -кто помогал младшему брату? -чем закончилась сказка? -опишите характер Ивана (добрый, бескорыстный, сообразительный, простодушный) ; -опишите характер царя (хитрый, корыстный, глупый); 4. Физкультминутка «Ехали – Ехали». На лошадке ехали, (дети выполняют легкие приседания, руки вытянуты) В огород заехали. Гоп –гоп гоп! (2раза.) (хлопки: два коротких, один длинный) На машине ехали, (повороты руками, которые держат руль) До угла доехали. 9
Би – би –би! (2раза.) (хлопки: два коротких, один длинный) Паровозом ехали, (руки согнуты в локтях; поочередное движение левой и правой руками вперед – назад) До горы доехали. У –у – у! (2раза.) (хлопки: два коротких, один длинный) 5. Предложить детям придумать продолжение сказки «Сивка – Бурка». 6. Подвижная игра «Лошадки». Дети делятся на две равные группы. Одни изображают лошадок, другие — конюхов. (У конюхов в руках вожжи.) На одной стороне площадки очерчивается конюшня, где находятся лошади. На другой стороне площадки обозначается место для конюхов; площадка — это луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей». По этому сигналу конюхи бегут к конюшне и запрягают лошадей. (Каждый выбирает себе лошадь по собственному желанию или по указанию воспитателя). Запряженные, лошади выстраиваются друг за другом и по сигналу едут тихо, бегут рысью или вскачь. По словам воспитателя «Приехали, распрягайте лошадей! » конюхи останавливают, распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг, а сами возвращаются на свои места. Лошади спокойно пасутся на лугу, щиплют траву. По сигналу «Конюхи, запрягайте лошадей! » каждый конюх ловит свою лошадь, которая убегает, увертывается от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, пары выстраиваются друг за другом, и игра возобновляется. Игра повторяется 3—4 раза, после чего воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню, пусть они отдохнут». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их. В игре следует чередовать бег с ходьбой и разными видами подскоков. 7. Лепка по русской народной сказке «Сивка – Бурка» с использованием разнообразных приемов. 8. Подведение итогов. Рассматривание детских работ из пластилина на нашей выставке посвященной сказке «Сивка – Бурка» и выбор самых выразительных. Объяснить свой выбор. Поблагодарить всех детей за хорошую работу. 10


В раздел образования