Автор: Куклева Елена Самбулатовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с № 26 "Рябинка" Населённый пункт: город Ишимбай, Республика Башкортостан Наименование материала: занятия Тема: Развитие речи Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Интегрированная область: «Коммуникация» (Развитие речи)
Тема: Знакомство с русской народной сказкой «Два жадных медвежонка».
Интеграция: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной
литературы», «Труд», «Художественное творчество», «Здоровье»,
«Безопасность», «Физическая культура».
Интегрированные задачи:
Образовательные:
1. Знакомить с художественной литературой;
2. Учить сравнивать предметы по размеру, освоить понятия «больше -
меньше»;
Развивающие:
1. Развивать умение находить предмет по существенным признакам
(величине);
2. Активизировать и обогащать словарь, формировать диалогическую речь;
3. Развивать интеллект, память, внимание, мимику, моторику, координацию;
4. Научить формировать из пластилина шар.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственность;
2. Воспитывать послушание;
3. Воспитывать щедрость;
4. Воспитывать доброжелательность;
5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к окружающим,
Материалы: игрушки (медведица, два медвежонка, лисица, ёжик); колечки,
кубики и др. игрушки разные по величине; гимнастические палки, пластилин, по
два треугольника на каждого ребёнка.
Алгоритм проведения:
В гости к детям пришла медведица. Она предложила послушать историю,
которая произошла с её медвежатами.
Сказка. В ходе инсценировки сказки происходит постоянное сравнение
предметов по величине (медвежата дерутся за право обладать большим по
величине предметом). Мама медведица просит детей выйти во двор и подумать
о своём поведении. Но медвежата продолжают ссориться и незаметно
заходят далеко в лес.
Подчёркиваем детям, что в лесу много разных деревьев. (Дети складывают из
треугольников ёлочки.) Под ёлкой наши медвежата повстречали ежа.
Пальчиковая гимнастика: Л.Корчагина
Очень ёж ты хорош, жаль, что в руки не возьмешь!
Не возьмёшь, ну и что ж, без иголок я не ёж!
Медвежата проголодались. И тут они почувствовали вкусный запах.
Медвежата пошли на запах и вдруг увидели на пне головку сыра. (Работа с
пластилином. Формирование шара).
Что тут началось! Медвежата дрались, ругались, и на их крики, из леса
прибежала лиса. (Деление шара на две неравные части, с последующим
отщипыванием кусочков пластилина от большей части до постепенного
уменьшения объёма сыра до размера горошины). (Продолжение сказки).
Остались медвежата с крошечными кусочками. Расплакались. Им стало
стыдно за их жадность, и что маму они много огорчали. Решили они вернуться
домой. У мамы прощения попросить.
А путь домой далёк. Впереди овраг. (Дети прыгают через овраг сделанный из
гимнастических палок, потом пробираются через «чащу» - ходьба «зигзагом»).
Физ. минутка.
Ветер тихо клен качает,
Влево вправо наклоняет.
Раз наклон и два наклон
Зашумел листвою он.
Пришли медвежата домой. Перед мамой извинились и решили больше никогда не
жадничать.
Анализ произведения. Беседа с детьми о вреде жадности.
Молодцы ребята! Я рада, что вы правильно всё поняли, и никогда не будете
жадничать.
2
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Интегрированная область: «Коммуникация» (Развитие речи)
Тема: Волшебное путешествие в страну сказок.
Интеграция: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной
литературы», «Труд», «Художественное творчество», «Здоровье»,
«Безопасность», «Физическая культура».
Интегрированные задачи:
Образовательные:
Совершенствовать речевую деятельность детей путем использования
нестандартных технологий в работе со сказкой.
Закреплять знания известных народных сказок, их персонажей, счет
предметов, упражнять в названии геометрических фигур.
Учить детей придумывать другой конец к знакомой сказке, меняя персонажей
и поступки героев, учить выражать свое мнение.
Развивающие:
Развивать глазомер, зрительное восприятие и внимание, остроту зрения,
центральную фиксацию взора, творческое воображение, фантазию, логическое
и образное мышление, творческие способности детей при выполнении
изобразительной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать нравственность;
Воспитывать добрые чувства;
Воспитывать справедливость;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к окружающим.
Материалы: бантики, носики, Книга сказок, Дерево доброты, «сказочные»
предметы, геометрические фигуры, корректурная таблица.
Алгоритм проведения:
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся, стали все в круг, улыбнулись:
«Ты ладошкой к другу прикоснись и ему приветливо улыбнись».
Воспитатель:
Скажите
пожалуйста,
почему
я
так
одета?
Наверное,
в
путешествие собралась. А вы бы хотели со мной путешествовать? (Ответы
детей).
Вот вас я и приглашаю в волшебное путешествие в страну сказок, но сначала
скажите?
3
- Что нужно взять с собой в путешествие, но в рюкзак нельзя положить?
(Отвагу, храбрость, внимание)
- А какого бы сказочного героя вы бы хотели взять в путешествие? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Хорошо,
а
чтобы
веселее
было
путешествовать,
давайте
наденем вот такие бантики, носики и будем, как сказочные герои.
«Книгу сказок открываем,
С ней путешествие начинаем».
Физминутка
(Звучит музыка, дети идут в сказочную страну, имитируя лисичку, зайчика,
медведя).
Воспитатель: Вот мы и в стране сказок, садитесь, отдохните. Посмотрите,
это книга необычная, здесь живут сказки. Попробуйте узнать, что это за
сказка.
( Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам , дети узнают сказку и
сказочных героев).
Воспитатель:
Пошли
дальше.
Вот
нас
лисичка
встречает
и
предлагает
поиграть в игру «Дерево доброты». Вы должны вспомнить добрые поступки
сказочных
героев.
Правильный
ответ
-
на
дерево
повесить
листочек
(Выставляется дерево. Дети вспоминают и рассказывают о хороших поступках
сказочных героев).
Воспитатель: Молодцы, вот и вы доброе дело сделали, дерево в листочки одели.
Пусть оно растет, зеленеет, и еще одно доброе дело делает - воздух очищает.
Воспитатель:
Давайте
дальше
путешествовать,
посмотрите,
кто
сумку
потерял, давайте заглянем, что там. Так это же сказочные вещи сказочных
героев: (например: туфелька из сказки «Золушка» и т.п.). Эти вещи потеряли
сказочные герои, их нужно немедленно вернуть в сказку, а интересно, сколько
здесь вещей - посчитайте.
( Счет детьми предметов).
Воспитатель: Владельцы этих вещей огорчились, вещи им нужны, они их везде
ищут, но что-то напутали.
Давайте вместе прочитаем эти объявления. Недаром в народе говорят: «Одна
голова хорошо, а две - лучше» А вы, дети, внимательно слушайте и скажите,
что напутали в объявлении, и кому это объявление принадлежит. (к картинке
со сказочным сюжетом подбирается потерянная вещь) ( Ответы детей)
- Договорилась встретиться с принцем, но не могу поехать на бал, потому что
потеряла одну теплую, шерстяную перчатку (Ответ детей: туфельку).
4
Воспитатель: Молодцы, теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Мы для зайчика все построим хороший дом».
Мы для зайчика все построим хороший дом.
Вот такой высокий, вот такой широкий.
Дверь, чтобы узкая, а порог низкий.
1 - 2 - 3 - работу начали.
Воспитатель:
Пошли
дальше,
вот
колобок
нас
встречает.
(Показ
геометрической
фигуры
-
квадрата).
Вы
со
мной
не
согласны?
А
почему?
Докажите. ( Ответы детей).
( Показ геометрической фигуры - круга).
Воспитатель: Разве это не колобок. А почему, докажите? (Ответы детей).
А это колобок? (показ сказочного колобка на фланелеграфе).
Докажите. ( Ответы детей).
Колобок
приготовил
вам
интересные
задания.
Посмотрите
на
таблицу
и
скажите :
- Какие животные были в сказке Колобок?
- Сколько человек было в сказке, посчитайте?
- Сколько животных мужского рода?
- Сколько животных женского рода?
- Лиса какая? Волк какой? Колобок какой?
- Посчитай, кого больше: сказочных животных или людей - сказочных героев?
(Использование корректурной таблицы по теме)
Воспитатель: Дети, а вы помните, что случилось с колобком? (его съела лиса).
Жаль Колобка, он такой красивый, веселый, румяный.
5
А давайте придумаем другой конец сказки, выберите несколько персонажей из
таблицы, и составьте сказку о них со счастливым концом.
( Составление творческих рассказов детей).
Воспитатель: Спасибо, вы придумали много сказок. А теперь давайте нарисуем
героев любимых сказок и в конце сделаем выставку рисунков.
Проводится гимнастика для глаз.
1. «Часики». Пусть глаза смотрят то вправо, то влево, как часики: «тик-так ».
Повторить это упражнение 5 раз.
2. «Бабочка». Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка - быстро и
легко.
Пальчиковая гимнастика «Белка».
Сидит белочка рыженькая,
Продает грибы опята:
Лисичке - сестричке,
Воробью, Синичке,
Медвежонку толстопятому,
Зайчонку усатому.
(поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого).
Итог занятия.
Дети вспоминают все сказки, о которых шла речь на занятии.
Корректурная таблица
6
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Интегрированная область: «Коммуникация» (Развитие речи)
Тема: «Путешествие по русской народной сказке Сивка-Бурка»
Интеграция: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной
литературы», , «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность»,
«Физическая культура».
Интегрированные задачи:
Образовательные:
7
расширять знания детей о русской народной сказке «Сивка – Бурка»;
создавать условия для проявления у детей творческих способностей путём
придумывания продолжения сказки «Сивка – Бурка»;
активизировать словарный запас детей прилагательными «добрый»,
«бескорыстный», «сообразительный», «простодушный», «продуманный»,
«корыстный»;
Развивающие:
развивать способность выделять из прослушанного текста характерные
черты героев сказки.
Воспитательные:
Воспитывать нравственность;
Воспитывать добрые чувства;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к окружающим.
Материалы:
иллюстрации
к
русской
народной
сказке
«Сивка
–
Бурка»,
картинки с изображением русских народных сказок и их героев, пластилин,
доски для лепки.
Формы работы :
1. подвижная игра «Лошадки»,
2. физкультминутка «Ехали – ехали»,
3. дидактическая игра «Из какой сказки герой»;
4. иллюстрации к сказке «Сивка – Бурка»,
5. картинки с изображением сказочных героев;
6. чтение стихотворения «сказка – ложь, да в ней намек»,
7. рассказывание русской народной сказки «Сивка – Бурка»,
8. беседа по русской народной сказке «Сивка – Бурка».
Алгоритм проведения:
1. Чтение стихотворения
Сказка – ложь, да в ней намек,
Ты запомни это:
Твой конек – горбунок
Есть на свете где–то.
8
Он, о чем ни проси, выполнит желанье,
Только ты произнеси
Это заклинанье:
Сивка – бурка, вещая каурка,
Стань передо мной,
Как лист перед травой:
Сивка – Бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо
Встретиться с тобой!
Появляется игрушка Сивка – Бурка
2. Рассказывание русской народной сказки «Сивка – бурка».
3. Беседа по русской народной сказке «Сивка – Бурка».
Примерные вопросы по сказке:
-назовите героев сказки «Сивка – Бурка»?
-назовите главного героя?
-кто помогал младшему брату?
-чем закончилась сказка?
-опишите
характер
Ивана
(добрый,
бескорыстный,
сообразительный,
простодушный) ;
-опишите характер царя (хитрый, корыстный, глупый);
4. Физкультминутка «Ехали – Ехали».
На лошадке ехали, (дети выполняют легкие приседания, руки вытянуты)
В огород заехали.
Гоп –гоп гоп! (2раза.) (хлопки: два коротких, один длинный)
На машине ехали, (повороты руками, которые держат руль)
До угла доехали.
9
Би – би –би! (2раза.) (хлопки: два коротких, один длинный)
Паровозом ехали, (руки согнуты в локтях; поочередное движение левой и правой
руками вперед – назад)
До горы доехали.
У –у – у! (2раза.) (хлопки: два коротких, один длинный)
5. Предложить детям придумать продолжение сказки «Сивка – Бурка».
6. Подвижная игра «Лошадки».
Дети делятся на две равные группы. Одни изображают лошадок, другие —
конюхов. (У конюхов в руках вожжи.) На одной стороне площадки очерчивается
конюшня, где находятся лошади. На другой стороне площадки обозначается
место для конюхов; площадка — это луг. Воспитатель говорит: «Конюхи,
вставайте скорей, запрягайте лошадей». По этому сигналу конюхи бегут к
конюшне
и
запрягают
лошадей.
(Каждый
выбирает
себе
лошадь
по
собственному желанию или по указанию воспитателя). Запряженные, лошади
выстраиваются друг за другом и по сигналу едут тихо, бегут рысью или вскачь.
По
словам
воспитателя
«Приехали,
распрягайте
лошадей!
»
конюхи
останавливают, распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг, а сами
возвращаются на свои места. Лошади спокойно пасутся на лугу, щиплют траву.
По сигналу «Конюхи, запрягайте лошадей! » каждый конюх ловит свою лошадь,
которая
убегает,
увертывается
от
него.
Когда
все
лошади
пойманы
и
запряжены, пары выстраиваются друг за другом, и игра возобновляется. Игра
повторяется 3—4 раза, после чего воспитатель говорит: «Отведите лошадей в
конюшню,
пусть
они
отдохнут».
Конюхи
отводят
лошадей
в
конюшню,
распрягают их. В игре следует чередовать бег с ходьбой и разными видами
подскоков.
7.
Лепка
по
русской
народной
сказке
«Сивка
–
Бурка»
с
использованием
разнообразных приемов.
8. Подведение итогов.
Рассматривание детских работ из пластилина на нашей выставке посвященной
сказке «Сивка – Бурка» и выбор самых выразительных. Объяснить свой выбор.
Поблагодарить всех детей за хорошую работу.
10