Напоминание

проект по здоровьесбережению


Автор: Насырова Светлана Ханифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №89 "Крепыш"
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект по здоровьесбережению
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект

в старшей группе «Карапузы»

Тема: «В стране здоровья»
Выполнила: Воспитатель Борисова О.И. 2015 год

Актуальность:
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя". Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения ребенка заботе о своем здоровье и безопасности.
Цель проекта:
Воспитание психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребенка.
Задачи проекта
: - сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей; - формировать начальные представления о здоровом образе жизни; - обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать сознательное отношение к собственному здоровью; - создать развивающую предметную среды ДОУ, благоприятную атмосферу; - развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей; - воспитывать желание быть здоровым; - формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья; - воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умения различать эмоциональные состояния и настроения окружающих людей.
Ожидаемые результаты
: - организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе; - снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей; - сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (умения соблюдать режим дня, знания о правильном питании и витаминах и т.п.);
- активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
Участники проекта
: - Дети; - Воспитатели; - Родители.
Виды деятельности
: игровая, продуктивная, музыкально-художественная, познавательная, конструктивная деятельность; рассматривание иллюстраций, книг; дидактические игры, беседы с детьми, решение проблемных игровых ситуаций, художественное творчество и др.
Интеграция

по

областям:
«Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». Создание тематической развивающей среды, постепенно пополняющейся и обогащающейся по мере освоения темы.
Методы
: словесные, наглядные, практические, игровые.
Длительность проекта
: с октябрь по апрель
Продукты проекта
: - создание альбома «Азбука Здоровья»; - проведение досуга «Быть здоровым – здорово!».
Мотивационный этап
: Проблемная ситуация: В гости приходит грустный Буратино. И делится с ребятами своей проблемой: его выгнали из театра Карабаса-Барабаса, из-за того, что он постоянно болеет и не может принимать участие в спектаклях, где играет главную роль. А произошло это все из-за того, что он не соблюдал режим дня, кушал все подряд, не знал что такое закаливание и как этим заниматься. И практически не занимался спортом. Поэтому он часто болел, и его прогнали из театра. Он просит помочь ему понять, почему он так часто болеет; что ему нужно сделать, чтобы вернуться обратно в театр (так чтобы его взяли). Вопросы для обсуждения:
- Что произошло с Буратино? (выгнали из театра) - Почему с ним это произошло? (потому что он часто болел) - Что ему надо сделать, чтобы его взяли обратно в театр? (научиться быть здоровым, соблюдать все правила ЗОЖ) - Мы можем помочь Буратино? - Что мы можем сделать, чтобы Буратино перестал болеть?
Проблемно-деятельностный этап
: № Организованная образовательная деятельность Организованная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды Взаимодействие с родителями октябрь Тема: «Ценности здорового образа жизни». НОД: «Помоги Буратино с б е р е ч ь з д о р о в ь е » - ф о р м и р о в а т ь у д е т е й первоначальные навыки охраны жизни и здоровья; на основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Утренняя гимнастика Бодрящая гимнастика после сна. Экскурсия в медицинский кабинет. Игровая ситуация: «Помоги Мишке стать здоровым» - создавать привычку к режиму, помочь ему осознать, что Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье, о том, как л ю д и з а н и м а ю т с я спортом, какие виды спорта существуют. Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье: продолжать Анкетирование р о д и т е л е й с ц е л ь ю выявления потребности в оздоровлении детей. К о н с у л ь т а ц и и д л я р о д и т е л е й ( п а п к и - передвижки, индивидуальная беседа) « Р е к о м е н д а ц и и п о с о х р а н е н и ю и укреплению зд о р о в ь я
Игра-путешествие в «Комнату снов», знакомство с куклой- хозяйкой Сплюшкой – беседа о том для чего нужен сон, когда нужно спать. утренняя зарядка, игры и ф и з и ч е с к и е у п р а ж н е н и я вызывают хорошее настроение, а с п о м о щ ь ю с н а восстанавливаются силы. Ч т е н и е худ о ж е с т в е н н о й литературы Чуковский К.И. «Айболит», « Мо й д од ы р » , Шалаева Г.П., Журавлёва О.М., С а з о н о в а О . Г. « П р а в и л а поведения для воспитанных детей», пословицы о здоровье. зн а ком и т ь д е т е й с понятием « Здоровый образ жизни». Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Больница». Подвижные игры детей» ноябрь Тема: «Закаливание». Н ОД : « Д л я ч е го н у ж н о закаливаться?» НОД «Игры и упражнения с водой», «Игры с песком» - положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта. Прогулка «Поиск сокровищ» - п р и в л е ч е н и е д е т е й к оптимальной двигательной активности. Оздоровительно-игровой час - Утренняя гимнастика Бодрящая гимнастика после сна. Беседа «Как я буду заботиться о своем здоровье». Образовательная ситуация: «Как мяч здоровье укрепляет». Рисование: «На з а р я д к у становись». Дыхательная гимнастика: « Г и м н а с т и к а м а л е н ь к и х волшебников» - способствовать Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Поездка на природу». Рассматривание иллюстраций ка к и е в и д ы з а к а л и в а н и я бывают. Подвижные игры К о н с у л ь т а ц и я д л я родителей «Закаливание детей», «Сезонные виды деятельности». Консультация: «Играем вместе с детьми». П р о с м о т р м / ф «Незнайка и его друзья».
р а з в и в а т ь д в и г а т е л ь н у ю а кт ив но с т ь, ф о р м и р о в ат ь к у л ь т у р у д в и ж е н и й , способствовать повышению э м о ц и о н а л ь н о г о т о н у с а , укрепления здоровья. расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Аутотренинг - релаксация для детей « Э т ю д ы д л я д у ш и » - ра с с ла бле ние или р е з ко е снижение тонуса скелетной мускулатуры. декабрь Тема: «Витамины и здоровый организм». НОД: Беседа «Витамины и п о л е з н ы е п р о д у к т ы » - рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Опытно-исследовательская деятельность – определение продуктов на вкус. Рисование: «В нашем саду растут витамины». Утренняя гимнастика Бодрящая гимнастика после сна. Беседа: «О здоровой пище», «Полезное – не полезное». Театрализация: «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке». Ч т е н и е худ о ж е с т в е н н о й л и т е р а т у р ы : Г. З а й ц е в «Приятного аппетита», М. Б е з р у к и х « Р а з г о в о р о п р а в и л ь н о м п и т а н и и » , К.Чуковский «Мойдодыр», В.В.Маяковский «Что такое Д / и : « Ч у д е с н ы й мешочек», «Узнай и н а з о в и о в о щ и » , « Уг а д а й н а в к у с » , «Назови правильно». Сюжетно-ролевые и г р ы « М а г а з и н продуктов», «Аптека». Подвижные игры Консультации: «Что я знаю о витаминах». Э к с к у р с и я в продовольственный м а г а з и н с ц е л ь ю знакомства с профессией п р од а в ц а , з а к р е п и т ь умение узнавать продукты по внешнему виду и названию. Посетить кухню, во время приготовления еды. Узнать из каких продуктов готовится, что в них полезного, а что вредно.
хорошо и что такое плохо», Ю. Тувим «Овощи», загадки об о в о щ а х и ф р у к т а х , К . Чуковский «Федорино горе», Л. З и л ь б е р г « П о л е з н ы е п р од у к т ы » , п о го в о р к и о питании. январь Тема: «Личная гигиена». НОД: «Чтобы быть здоровым» - развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Образовательная ситуация «Отведём Карлсона к врачу». (Пришел в гости Карлсон, который очень любит сладкое. У него забинтована щека - болит зуб. Карлсон просит варенья, тогда всё пройдёт – установление связей: К. не чистит зубы, они заболели, а когда болят надо идти к врачу). НОД: Составление рассказа о том из чего состоит здоровье ( д л я т о г о , ч т о б ы д о м а нарисовать рисунок). Утренняя гимнастика Бодрящая гимнастика после сна. Беседа: «Чистота и здоровье». Театрализация: «Мойдодыр». Игра-импровизация «Доктор Айболит» - формирование навыков личной г и г и е н ы , р а з в и т и е т в о р ч е с к о г о воображения. Чтение стихотворений о спорте, физкультуре. Ч т е н и е худ о ж е с т в е н н о й литературы: Г. Зайцев «Дружи с в о д о й » , К . Ч у к о в с к и й « М о й д о д ы р » , А . Б а р т о « Д е в о ч к а Ч у м а з а я » , стихотворения Э. Мошковской « Д е д у ш к а и м а л ьч и к » - Д/и:«Таня простудилась», « С д е л а е м к у к л а м р а зн ы е п р и ч е с к и » , « В ы м о е м к у к л у » , «Правила гигиены», «Наши помощники», « Ч т о л ю б я т н а ш и зубки?». Игры-соревнования: «Попади в цель», «Кто б ы с т р е е » , « С а м ы й ловкий». Сюжетно-ролевая игра «Космонавты», включающая в себя п о д в и ж н у ю и г р у «Космонавты», «Парикмахерская», «Детский доктор». Р и с о в а н и е « А з б у к а здоровья» - какие есть составляющие у здоровья. Разработать вместе с д е т ь м и « П р а в и л а Чистюли». Познакомить детей с энциклопедией «Моя первая книга о человеке».
Л е п к а « Р а з , д в а , т р и , спортивная фигура замри». знакомимся со словами осанка, сутулая, сгорбленная спина, позвоночник и с приемами и у п р а ж н е н и я м и н а формирование правильной осанки, потешки «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса». февраль Тема: "Врачи наши друзья" НОД: «Айболит в гостях у детей» - продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах. Утренняя гимнастика Бодрящая гимнастика после сна. Беседа: «Мы были в гостях у врача» - кто такой врач, что он делает, какие его основные рабочие интересы. Обыгрывание образовательных ситуаций: к врачу пришел больной, у которого болит голова, нос, ухо, рука, сердце, высокая температура и т.д. Чтение художественной литературы: Е. Шкловский «Как лечили мишку», «Осторожно – лекарство», «Как вести себя во время болезни Дид/игра: «Если кто-то заболел» Дидактическое упражнение: "Если кто-то заболел". Сюжетно ролевая игра: «Аптека», «Поликлиника». Рисунки на тему: Врачи наши друзья" Март Тема: «Спорт». Беседа на тему: «Как спорт Утренняя гимнастика Бодрящая гимнастика после сна. Рассматривание э н ц и к л о п е д и и о строении человека. Рисунки на спортивную тему: «Мы любим спорт».
Апрель влияет на здоровье». НОД: «Зимние виды спорта» - расширение представлений о том, какие виды спорта есть зимой. НОД: «Тело человека» - уточнить, из каких частей с о с т о и т т е л о ч е л о в е к а , рассказать о роли органов чувств. Опытно-исследовательская деятельность – определение частоты сердечных сокращений до и после бега; определение роли отдельных о р г а н о в : пройти с закрытыми глазами, п о с л у ш а т ь , з а ж а в у ш и , попрыгать, побегать не сгибая коленей, взять предмет одной рукой с зажатыми в кулачки пальцами. Беседа «Чтобы сильным быть и л о в к и м , в с е м н у ж н а тренировка». Игровая ситуация – это письма от «Здоровяка», дети решают (сравнивают, анализируют) по содержанию письма, ко го можно назвать зд о р о в ы м , крепким и красивым, и делают вывод, что распорядок дня (режим) и его выполнение помогает быть такими. Ч т е н и е худ о ж е с т в е н н о й литературы: Г. П. Шалаева «Большая книга о спорте».С. Прокофьев «Румяные щечки», Н . С а кс о н с ка я « Гд е м о й пальчик!?», Е. Пермяк «Про нос и язык», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», загадки, К.И.Чуковский «Жил на свете человек»,обсуждение «Как не попасть в скрюченный город». Д/и – «Запомни движение», «По сылка от о б е з ь я н к и » , Рассматривание ф о т о г р а ф и й и иллюстраций д е т е й р а з н о г о в о з р а с т а , обращая внимание на изменение их роста, для того чтобы придти к в ы в о д у : ч т о б ы вырасти большим и крепким, сильным и з д о р о в ы м , н у ж н о х о р о ш о к у ш а т ь , заниматься спортом и заботиться о своем здоровье. Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника»: сюжет «На приеме у врача». Подвижная игра Загадывание загадок о физкультуре и спорту. И г р ы н а фланелеграфе: Одеваем кукол на прогулку (по сезону), в гости, на работу и пр. Организовать семейную фотовыставку «Спорт в нашей семье» Консультация: «Спортивный у го л о к ребенка дома», «Прогулки с детьми в природу». Рисование эмблемы: «Здоровый образ жизни».
«Определение на ощупь», «Кто быстрее оденет шапку» (кто-то двумя руками, кто-то одной), «Определи по звуку, запаху».
Творческий этап
: Сбор продуктов деятельности: Создание альбома «Азбука здоровья»: рисунки: «На зарядку становись», «В нашем саду растут витамины», «Азбука здоровья», «Мы любим спорт»; вклеить в альбом «Правила Чистюли», «Самые полезные рецепты хорошего настроения». Создать семейный фотоальбом «Спорт в нашей семье». Досуг «Быть здоровым - здорово!» - закрепление ранее полученных знания по сохранению и укреплению здоровья; показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма, спортом.
Литература:
1. Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» - М., «Скрипторий 2003», 2010. 2. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011. 3. Музова О.В «Физкультурно-оздоровительная работа Комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст»- Волгоград, Учитель, 2011. 4. Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003. 5. Шебеко Н.В. «Вариативные физкультурные занятия в детском саду»- М., Изд-во Института Психотерапии, 2003. 6. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008. 7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. М.2004


В раздел образования