Автор: Насырова Светлана Ханифовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №89 "Крепыш" Населённый пункт: г.Сургут, Тюменская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: проект по здоровьесбережению Раздел: дошкольное образование
Тема: «В стране здоровья»
Выполнила:
Воспитатель
Борисова О.И.
2015 год
Актуальность:
Каждый
человек
имеет
большие
возможности
для
укрепления
и
поддержания
своего
здоровья,
для
сохранения
трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний
день является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота
о
здоровье
ребенка
-
это
важнейший
труд
воспитателя".
Здоровье
рассматривается
как
полное
физическое,
психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным
в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Общеизвестно, что здоровье нации является одним из
главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России.
Вопросы
формирования
у
дошкольников
основ
здорового
образа
жизни,
потребности
в
ежедневной
двигательной
деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Наряду с работой по закаливанию,
формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения
ребенка заботе о своем здоровье и безопасности.
Цель проекта: Воспитание психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребенка.
Задачи проекта :
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
- обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать сознательное отношение к собственному здоровью;
- создать развивающую предметную среды ДОУ, благоприятную атмосферу;
- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- воспитывать желание быть здоровым;
- формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
- воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умения различать эмоциональные состояния и настроения
окружающих людей.
Ожидаемые результаты :
- организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
- сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (умения соблюдать
режим дня, знания о правильном питании и витаминах и т.п.);
- активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
Участники проекта :
- Дети;
- Воспитатели;
- Родители.
Виды деятельности : игровая, продуктивная, музыкально-художественная, познавательная, конструктивная деятельность;
рассматривание
иллюстраций,
книг;
дидактические
игры,
беседы
с
детьми,
решение
проблемных
игровых
ситуаций,
художественное творчество и др.
Интеграция
по
областям: «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение
художественной литературы».
Создание тематической развивающей среды, постепенно пополняющейся и обогащающейся по мере освоения темы.
Методы : словесные, наглядные, практические, игровые.
Длительность проекта : с октябрь по апрель
Продукты проекта :
- создание альбома «Азбука Здоровья»;
- проведение досуга «Быть здоровым – здорово!».
Мотивационный этап :
Проблемная ситуация:
В гости приходит грустный Буратино. И делится с ребятами своей проблемой: его выгнали из театра Карабаса-Барабаса,
из-за того, что он постоянно болеет и не может принимать участие в спектаклях, где играет главную роль. А произошло это
все из-за того, что он не соблюдал режим дня, кушал все подряд, не знал что такое закаливание и как этим заниматься. И
практически не занимался спортом. Поэтому он часто болел, и его прогнали из театра. Он просит помочь ему понять, почему
он так часто болеет; что ему нужно сделать, чтобы вернуться обратно в театр (так чтобы его взяли).
Вопросы для обсуждения:
- Что произошло с Буратино? (выгнали из театра)
- Почему с ним это произошло? (потому что он часто болел)
- Что ему надо сделать, чтобы его взяли обратно в театр? (научиться быть здоровым, соблюдать все правила ЗОЖ)
- Мы можем помочь Буратино?
- Что мы можем сделать, чтобы Буратино перестал болеть?
Проблемно-деятельностный этап :
№
Организованная
образовательная деятельность
Организованная деятельность в
режимных моментах
Самостоятельная
деятельность детей в
условиях развивающей
среды
Взаимодействие с
родителями
октябрь
Тема:
«Ценности
здорового
образа жизни».
НОД:
«Помоги
Буратино
с б е р е ч ь
з д о р о в ь е »
-
ф о р м и р о в а т ь
у
д е т е й
первоначальные навыки охраны
жизни
и
здоровья;
на
основе
ситуационных
моментов
учить
делать выводы о безопасности
жизнедеятельности.
Утренняя гимнастика
Бодрящая
гимнастика
после
сна.
Экскурсия
в
медицинский
кабинет.
Игровая
ситуация:
«Помоги
Мишке
стать
здоровым»
-
создавать привычку к режиму,
помочь
ему
осознать,
что
Рассматривание
иллюстраций,
фотографий о
здоровье,
о
том,
как
л ю д и
з а н и м а ю т с я
спортом,
какие
виды
спорта существуют.
Рассматривание
иллюстраций,
фотографий о
здоровье:
продолжать
Анкетирование
р о д и т е л е й
с
ц е л ь ю
выявления потребности в
оздоровлении детей.
К о н с у л ь т а ц и и
д л я
р о д и т е л е й
( п а п к и -
передвижки,
индивидуальная
беседа)
« Р е к о м е н д а ц и и
п о
с о х р а н е н и ю
и
укреплению
зд о р о в ь я
Игра-путешествие в «Комнату
снов»,
знакомство
с
куклой-
хозяйкой Сплюшкой – беседа о
том для чего нужен сон, когда
нужно спать.
утренняя
зарядка,
игры
и
ф и з и ч е с к и е
у п р а ж н е н и я
вызывают хорошее настроение,
а
с
п о м о щ ь ю
с н а
восстанавливаются силы.
Ч т е н и е
худ о ж е с т в е н н о й
литературы
Чуковский
К.И.
«Айболит»,
« Мо й д од ы р » ,
Шалаева Г.П., Журавлёва О.М.,
С а з о н о в а
О . Г.
« П р а в и л а
поведения
для
воспитанных
детей», пословицы о здоровье.
зн а ком и т ь
д е т е й
с
понятием
«
Здоровый
образ жизни».
Сюжетно-ролевые
игры:
«Поликлиника»,
«Больница».
Подвижные игры
детей»
ноябрь
Тема: «Закаливание».
Н ОД :
« Д л я
ч е го
н у ж н о
закаливаться?»
НОД «Игры и упражнения с
водой»,
«Игры
с
песком»
-
положительное
значение
для
развития
психики
ребенка,
установления психологического
комфорта.
Прогулка «Поиск сокровищ» -
п р и в л е ч е н и е
д е т е й
к
оптимальной
двигательной
активности.
Оздоровительно-игровой час -
Утренняя гимнастика
Бодрящая
гимнастика
после
сна.
Беседа «Как я буду заботиться
о своем здоровье».
Образовательная
ситуация:
«Как мяч здоровье укрепляет».
Рисование:
«На
з а р я д к у
становись».
Дыхательная
гимнастика:
« Г и м н а с т и к а
м а л е н ь к и х
волшебников» - способствовать
Сюжетно-ролевые
игры:
«Поликлиника»,
«Поездка на природу».
Рассматривание
иллюстраций
ка к и е
в и д ы
з а к а л и в а н и я
бывают.
Подвижные игры
К о н с у л ь т а ц и я
д л я
родителей
«Закаливание
детей»,
«Сезонные
виды
деятельности».
Консультация:
«Играем
вместе с детьми».
П р о с м о т р
м / ф
«Незнайка и его друзья».
р а з в и в а т ь
д в и г а т е л ь н у ю
а кт ив но с т ь,
ф о р м и р о в ат ь
к у л ь т у р у
д в и ж е н и й ,
способствовать
повышению
э м о ц и о н а л ь н о г о
т о н у с а ,
укрепления здоровья.
расслаблению мышц и снятию
нервно-эмоционального
напряжения.
Аутотренинг - релаксация для
детей
« Э т ю д ы
д л я
д у ш и »
-
ра с с ла бле ние
или
р е з ко е
снижение
тонуса
скелетной
мускулатуры.
декабрь
Тема: «Витамины и здоровый
организм».
НОД:
Беседа
«Витамины
и
п о л е з н ы е
п р о д у к т ы »
-
рассказать о пользе витаминов и
их
значении
для
здоровья
человека.
Опытно-исследовательская
деятельность
–
определение
продуктов на вкус.
Рисование:
«В
нашем
саду
растут витамины».
Утренняя гимнастика
Бодрящая
гимнастика
после
сна.
Беседа:
«О
здоровой
пище»,
«Полезное – не полезное».
Театрализация:
«Таблетки
растут на ветке, таблетки растут
на грядке».
Ч т е н и е
худ о ж е с т в е н н о й
л и т е р а т у р ы :
Г.
З а й ц е в
«Приятного
аппетита»,
М.
Б е з р у к и х
« Р а з г о в о р
о
п р а в и л ь н о м
п и т а н и и » ,
К.Чуковский
«Мойдодыр»,
В.В.Маяковский
«Что
такое
Д / и :
« Ч у д е с н ы й
мешочек»,
«Узнай
и
н а з о в и
о в о щ и » ,
« Уг а д а й
н а
в к у с » ,
«Назови правильно».
Сюжетно-ролевые
и г р ы
« М а г а з и н
продуктов», «Аптека».
Подвижные игры
Консультации:
«Что
я
знаю о витаминах».
Э к с к у р с и я
в
продовольственный
м а г а з и н
с
ц е л ь ю
знакомства
с
профессией
п р од а в ц а ,
з а к р е п и т ь
умение узнавать продукты
по
внешнему
виду
и
названию.
Посетить
кухню,
во
время приготовления еды.
Узнать из каких продуктов
готовится,
что
в
них
полезного, а что вредно.
хорошо и что такое плохо», Ю.
Тувим
«Овощи»,
загадки
об
о в о щ а х
и
ф р у к т а х ,
К .
Чуковский «Федорино горе», Л.
З и л ь б е р г
« П о л е з н ы е
п р од у к т ы » ,
п о го в о р к и
о
питании.
январь
Тема: «Личная гигиена».
НОД: «Чтобы быть здоровым»
- развивать у детей понимание
значения
и
необходимости
гигиенических процедур.
Образовательная
ситуация
«Отведём
Карлсона
к
врачу».
(Пришел
в
гости
Карлсон,
который очень любит сладкое.
У
него
забинтована
щека
-
болит
зуб.
Карлсон
просит
варенья,
тогда
всё
пройдёт
–
установление
связей:
К.
не
чистит
зубы,
они
заболели,
а
когда болят надо идти к врачу).
НОД: Составление рассказа о
том
из
чего
состоит
здоровье
( д л я
т о г о ,
ч т о б ы
д о м а
нарисовать рисунок).
Утренняя гимнастика
Бодрящая
гимнастика
после
сна.
Беседа: «Чистота и здоровье».
Театрализация: «Мойдодыр».
Игра-импровизация
«Доктор
Айболит»
-
формирование
навыков
личной
г и г и е н ы ,
р а з в и т и е
т в о р ч е с к о г о
воображения.
Чтение
стихотворений
о
спорте, физкультуре.
Ч т е н и е
худ о ж е с т в е н н о й
литературы: Г. Зайцев «Дружи с
в о д о й » ,
К .
Ч у к о в с к и й
« М о й д о д ы р » ,
А .
Б а р т о
« Д е в о ч к а
Ч у м а з а я » ,
стихотворения
Э.
Мошковской
« Д е д у ш к а
и
м а л ьч и к »
-
Д/и:«Таня
простудилась»,
« С д е л а е м
к у к л а м
р а зн ы е
п р и ч е с к и » ,
« В ы м о е м
к у к л у » ,
«Правила
гигиены»,
«Наши
помощники»,
« Ч т о
л ю б я т
н а ш и
зубки?».
Игры-соревнования:
«Попади в цель», «Кто
б ы с т р е е » ,
« С а м ы й
ловкий».
Сюжетно-ролевая
игра
«Космонавты»,
включающая
в
себя
п о д в и ж н у ю
и г р у
«Космонавты»,
«Парикмахерская»,
«Детский доктор».
Р и с о в а н и е
« А з б у к а
здоровья»
-
какие
есть
составляющие у здоровья.
Разработать
вместе
с
д е т ь м и
« П р а в и л а
Чистюли».
Познакомить
детей
с
энциклопедией
«Моя
первая книга о человеке».
Л е п к а
« Р а з ,
д в а ,
т р и ,
спортивная фигура замри».
знакомимся со словами осанка,
сутулая,
сгорбленная
спина,
позвоночник
и
с
приемами
и
у п р а ж н е н и я м и
н а
формирование
правильной
осанки,
потешки
«Водичка,
водичка»,
«Расти,
коса,
до
пояса».
февраль
Тема: "Врачи наши друзья"
НОД: «Айболит в гостях у
детей» - продолжать
воспитывать у детей понимание
ценности здоровья, потребность
быть здоровыми, закрепить
знания о витаминах.
Утренняя гимнастика
Бодрящая
гимнастика
после
сна.
Беседа: «Мы были в гостях у
врача» - кто такой врач, что он
делает, какие его основные
рабочие интересы.
Обыгрывание образовательных
ситуаций: к врачу пришел
больной, у которого болит
голова, нос, ухо, рука, сердце,
высокая температура и т.д.
Чтение художественной
литературы: Е. Шкловский «Как
лечили мишку», «Осторожно –
лекарство», «Как вести себя во
время болезни
Дид/игра:
«Если кто-то заболел»
Дидактическое
упражнение:
"Если кто-то заболел".
Сюжетно ролевая игра:
«Аптека»,
«Поликлиника».
Рисунки на тему: Врачи
наши друзья"
Март
Тема: «Спорт».
Беседа
на
тему:
«Как
спорт
Утренняя гимнастика
Бодрящая
гимнастика
после
сна.
Рассматривание
э н ц и к л о п е д и и
о
строении человека.
Рисунки на спортивную
тему: «Мы любим спорт».
Апрель
влияет на здоровье».
НОД: «Зимние виды спорта» -
расширение
представлений
о
том,
какие
виды
спорта
есть
зимой.
НОД:
«Тело
человека»
-
уточнить,
из
каких
частей
с о с т о и т
т е л о
ч е л о в е к а ,
рассказать
о
роли
органов
чувств.
Опытно-исследовательская
деятельность
–
определение
частоты сердечных сокращений
до
и
после
бега;
определение
роли
отдельных
о р г а н о в :
пройти
с
закрытыми
глазами,
п о с л у ш а т ь ,
з а ж а в
у ш и ,
попрыгать, побегать не сгибая
коленей,
взять
предмет
одной
рукой
с
зажатыми
в
кулачки
пальцами.
Беседа «Чтобы сильным быть
и
л о в к и м ,
в с е м
н у ж н а
тренировка».
Игровая ситуация – это письма
от
«Здоровяка»,
дети
решают
(сравнивают,
анализируют)
по
содержанию
письма,
ко го
можно
назвать
зд о р о в ы м ,
крепким и красивым, и делают
вывод,
что
распорядок
дня
(режим)
и
его
выполнение
помогает быть такими.
Ч т е н и е
худ о ж е с т в е н н о й
литературы: Г.
П.
Шалаева
«Большая
книга
о
спорте».С.
Прокофьев
«Румяные
щечки»,
Н .
С а кс о н с ка я
« Гд е
м о й
пальчик!?», Е. Пермяк «Про нос
и язык», С. Маршак «Почему у
человека две руки и один язык»,
Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра»,
загадки,
К.И.Чуковский
«Жил
на
свете
человек»,обсуждение
«Как не попасть в скрюченный
город».
Д/и
–
«Запомни
движение»,
«По сылка
от
о б е з ь я н к и » ,
Рассматривание
ф о т о г р а ф и й
и
иллюстраций
д е т е й
р а з н о г о
в о з р а с т а ,
обращая
внимание
на
изменение
их
роста,
для того чтобы придти
к
в ы в о д у :
ч т о б ы
вырасти
большим
и
крепким,
сильным
и
з д о р о в ы м ,
н у ж н о
х о р о ш о
к у ш а т ь ,
заниматься
спортом
и
заботиться
о
своем
здоровье.
Сюжетно-ролевая
игра:
«Поликлиника»:
сюжет
«На
приеме
у
врача».
Подвижная игра
Загадывание загадок о
физкультуре и спорту.
И г р ы
н а
фланелеграфе: Одеваем
кукол
на
прогулку
(по
сезону),
в
гости,
на
работу и пр.
Организовать
семейную
фотовыставку
«Спорт
в
нашей семье»
Консультация:
«Спортивный
у го л о к
ребенка дома», «Прогулки
с детьми в природу».
Рисование
эмблемы:
«Здоровый образ жизни».
«Определение на ощупь», «Кто
быстрее оденет шапку» (кто-то
двумя
руками,
кто-то
одной),
«Определи по звуку, запаху».
Творческий этап :
Сбор продуктов деятельности: Создание альбома «Азбука здоровья»: рисунки: «На зарядку становись», «В нашем саду
растут витамины», «Азбука здоровья», «Мы любим спорт»; вклеить в альбом «Правила Чистюли»,
«Самые полезные рецепты
хорошего настроения». Создать семейный фотоальбом «Спорт в нашей семье».
Досуг «Быть здоровым - здорово!» - закрепление ранее полученных знания по сохранению и укреплению здоровья;
показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма,
спортом.
Литература:
1.
Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» - М., «Скрипторий 2003», 2010.
2.
Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011.
3.
Музова О.В «Физкультурно-оздоровительная работа Комплексное планирование по программе под редакцией М.А.
Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст»- Волгоград, Учитель,
2011.
4.
Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003.
5.
Шебеко Н.В. «Вариативные физкультурные занятия в детском саду»- М., Изд-во Института Психотерапии, 2003.
6.
Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008.
7.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. М.2004