Напоминание

Дети шестого года жизни


Автор: Троценко Елизавета Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 27 "Микки-Маус"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: презентация
Тема: Дети шестого года жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дети шестого года жизни Воспитатель - Троценко Елизавета Игоревна МБДОУ № 27 «Микки-Маус»
Особенности развития ребенка шестого года жизни
Грядут перемены:  Мама, наблюдающая своего ребенка каждый день, общающаяся с ним ежедневно, конечно же, не замечает тех изменений, какие с ним постепенно происходят. И только обратив мысленный взгляд на несколько лет назад, мама видит, сколь разительные перемены произошли с ее малышом... которого уже и малышом-то называть как будто не с руки.  Особенно видны эти перемены, если включить снятый несколько лет назад домашний видеофильм. У ребенка и лицо стало другое, и изменился голос, и весь он стал какой-то другой - не узнать.  Теперь он большой, теперь он многое умеет и с гордостью и со всеми основаниями называет себя дошкольником.
Психическое развитие  Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.
Физическое развитие  На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят существенные изменения. Масса тела ребенка увеличивается примерно на 200 г в месяц, длина тела — на 0,5 см. К 6 годам рост детей достигает в среднем 116 см, масса тела — 21,5 кг, окружность грудной клетки — 56-57 см.  Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Значительно увеличивается подвижность детей, они успешно овладевают основными движениями
Развитие различных видов деятельности  Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. В сюжетно- ролевых играх дети отображают события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки их личного опыта. В совместных играх формируется система взаимоотношений между детьми, их взаимные привязанности, симпатии и антипатии. Наряду с игрой продолжают развиваться продуктивные виды деятельности. В рисунках, постройках дети воплощают свои замыслы, доводят их до конца. Возникают устойчивые, сложные и расчлененные композиции.
Развитие эмоционально- волевой сферы  В этом возрасте у детей существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Это положительно отражается на всех сторонах их развития. Особенно важное значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Дети шестого года жизни понимают смысл задачи, поставленной воспитателем, самостоятельно выполняют указания, направленные на способ выполнения задания. На этой основе шире становятся возможности обучения.
Что должен знать ребенок шестого года жизни:
Что должен знать и уметь дошкольник:  ♦ нормально развивающийся в физическом отношении шестилетний ребенок становится весьма подвижным; ему очень нравятся игры, которые связаны с прыжками, бегом, с метанием тех или иных предметов или специально предназначенных для бросания спортивных снарядов - вроде мяча, колец, диска, копья и т.п.; ребенок этого возраста может начинать осваивать настольный теннис, бадминтон, футбол и даже большой теннис; однако ребенок не потерял еще интерес и к сосредоточенным, тихим играм в песочнице; правда его уже не увлекают ведерко, совочек и формочки; его игры в песке изменились: теперь ребенок строит дороги и мосты для игрушечных машинок, роет тоннели, возводит из песка города и крепости и потом штурмует их с игрушечными солдатами;
 ♦ ребенок на шестом и седьмом годах жизни может продемонстрировать значительную выносливость; он может достаточно долго и активно, не жалуясь на усталость, помогать маме по дому, по хозяйству; с ним можно отправиться в поход по магазинам или на рынок; ребенок даже может маме помочь кое-что поднести и не будет хныкать и жаловаться; ребенок указанного возраста способен довольно бодро прошагать два-три километра или даже больше; а устав, он не будет проситься на руки, поскольку давно уже мыслит себя взрослым;
 ♦ ребенка шести-семилетнего возраста отличает хорошее владение своим телом; ребенок может казаться нескладным и может быть худым, но у него хорошо развиты мышечная система и вестибулярный аппарат; даже с закрытыми глазами ребенок прекрасно ощущает свое тело в пространстве; он с легкостью перепрыгивает через довольно широкие канавы и ямы, также он уверенно перепрыгивает через невысокие барьеры вроде скамеечки, он может быстро, не теряя равновесия, ходить по узкой доске или бревнышку, может легко лазать по «шведской» стенке и даже по деревьям, по заборам;
 ♦ ребенок может демонстрировать отличную координацию движений: может бросать мяч точно в руки, с ловкостью ловить мяч, летящий не точно в руки, может бросать камешки точно в цель, может набрасывать кольцо на колышек; с закрытыми глазами ребенок может не только достать рукой себе до кончика носа или до макушки, но и уверенно ориентироваться в знакомом пространстве - например, в своей комнате или в кухне;
 ♦ ребенок шестого и седьмого годов жизни уже уверенно обиходует себя: он умывается, чистит зубы, моет руки после улицы и перед едой, пользуется туалетом, достаточно аккуратно вытирается после посещения туалета, сам подмывается, сам одевается и раздевается, самостоятельно готовится ко сну;
 владея пятью тысячами слов, ребенок может быть неплохим рассказчиком; он легко пересказывает сказки и рассказы, какие ему читала мама; более того: зачастую он дополняет эти сказки и рассказы подробностями, какие придумал сам, то есть к делу подключается его фантазия (об этой особенности детей шести- семилетнего возраста хорошо написано у С.Т. Аксакова в «Детских годах Багрова- внука»);
 ♦ ребенок легко запоминает новые слова; отличается хорошей памятью на слова из иностранных языков - поэтому вполне может изучать иностранные языки;  ♦ если с ребенком постоянно занимались, он уже достаточно неплохо рисует и лепит, знает довольно много стихов и песен; любит музыку и неплохо поет - достаточно неплохо для того, чтобы слушающие могли угадать исполняемую им мелодию; очень многие дети в этом возрасте не только знают графику букв, но и довольно уверенно умеют читать;
 ♦ дети данного возраста в большинстве своем общительны; с одинаковым интересом они общаются и играют с ровесниками, с младшими и старшими детьми; в отношениях с младшими детьми ребенок шестого-седьмого годов жизни чувствует себя несомненным лидером и едва не наставником, что ему явно льстит (примечательно, что в некоторых ситуациях ребенок уже ощущает ответствен ность за малыша - например, помогает ему отыскать утерянную игрушку, успокаивает, если он плачет, приглядывает за ним, если он балуется); в отношениях со старшими детьми ребенок шестого-седьмого годов жизни - ведомый; он старается многое перенять у старших детей;


В раздел образования