Автор: Нуриева Лиза Кашфелбаяновна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ Школа №141 Населённый пункт: Г.Уфа Республики Башкортостан Наименование материала: Методическая разработка Тема: Модульная программа по теме "Тепловые явления" Раздел: среднее образование
Методическая разработка по физике
Модульная программа
по теме «Тепловые явления»
Разработала учитель физики
МБОУ Школа №141 г. Уфы
Нуриева Л.К.
Нуриева Л.К
.
Физика 8 класс
(24 часа)
Комплексная
дидактическая цель:
Знать : понятия - внутренняя энергия; работа как способ изменения внутренней энергии; тепло -
передача
(теплопроводность,
конвекция,
излучение);
количество
теплоты;
удельная
тепплоёмкость вещества; удельная теплота сгорания топлива; температура плавления и
кристаллизации; удельная теплота плавления; температура кипения и конденсации;
удельная теплота парообразования; влажность воздуха;
формулы для вычисления количества теплоты (при изменении температуры, при
изменении агрегатных состояний веществ, при сгорании топлива).
Уметь :
-
применять
основные
положения
МКТ
для
объяснения
внутренней
энергии,
теплопроводности, конвекции, испарения, плавления, кристаллизации;
- пользоваться термометром, калориметром, психрометром. Читать графики изменения
температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании;
- решать качественные задачи, расчётные задачи с применением формул:
Q=cm(t
2
–t
1
); Q=qm; Q=λm ; Q=Lm .
Практические умения: применять изученные явления в тепловых двигателях и других
технических устройствах.
M
Q
- Входной контроль (1 ч.).
M
1
– Тепловое движение. Температура. (1ч)
М
2
- Внутренняя энергия тел и способы ее изменения. (2ч)
М
3
- Виды теплопередачи. (2ч)
М
4
- Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. (1ч)
C
1
- Решение задач. (1ч)
JI
1
- Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды
разной температуры». (1ч)
Л
2
- Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». (1ч)
М
5
- Энергия топлива. Необратимость тепловых явлений. Закон сохранения и
превращения энергии в механических и тепловых процессах. (2ч)
М
6
- Промежуточный контроль. (1ч)
М
7
- Изменения агрегатных состояний веществ. (5ч)
C
2
- Решение задач. (2ч)
M
8
- Тепловые двигатели. (2ч)
М
9
- Выходной контроль. (1ч)
М
10
-Коррекция ошибок. (1ч)
Модульная программа по теме
«Тепловые явления»
М7. – Изменение агрегатных состояний вещества.
М7.I –Плавление. Кристаллизация
(литература: Пёрышкин А.В."Физика-8",
В.И. Лукашик "Сборник задач по физике 7-9",
Е.М.Гутник «Тесты по физике для 7-8кл)
№
УЭ
Учебный материал с указанием цели и заданий (объявляется
учащимся)
Руководство по
усвоению
учебного материала
0.
1.
Интегрирующая цель:
После изучения темы вы должны
понимать и знать :
систему понятий - плавление, отвердевание, испарение,
кипение, конденсация, возгонка, сублимация, их объяснение на
основе молекулярно-кинетических представлений, температура
плавления и температура кипения, удельная теплота плавления и
кристаллизации, удельная теплота парообразования и
конденсации, зависимость температуры кипения от внешнего
давления, абсолютная и относительная влажности воздуха,
насыщенный и ненасыщенный пар, точка росы;
формулы для расчёта количества теплоты, необходимого для
плавления, парообразования (выделяющееся при
отвердевании и конденсации).
уметь : решать расчётные и качественные задачи.
Формирование понятий, изучаемых в данном модуле, имеет
важное мировоззренческое и политехническое значение.
Цель : назвать агрегатные состояния вещества и объяснить их
на основе молекулярного строения вещества.
Прочитайте §12 и ответьте на вопросы:
1) Чем определяется то или иное агрегатное
состояние вещества?
2) Каковы особенности молекулярного строения газов,
жидкостей и твёрдых тел?
(взаимоконтроль)
Выпишите в тетрадь следующую схему переходных
процессов.
2.
3.
Не приходилось ли вам наблюдать возгонку? Спросите об этом
маму. (Подсказка: дело было зимой!)
Цель : познакомиться с процессами плавления и отвердевания.
Прочитайте §13.
Выпишите в тетрадь определения: плавление, температура
плавления, отвердевание (кристаллизация), температура
отвердевания.
Внимательно изучите таблицу №3 и ответьте на вопросы:
1) В кастрюле с водой плавает кусок льда, и никаких
заметных изменений не происходит. Какова температура
воды и льда?
2) Температура плавления газовой горелки 500°С. Из каких
металлов нельзя делать посуду для приготовления пищи? А
из каких можно?
3) Какой металл расплавится в ладони ?
(взаимоконтроль)
Вещества отвердевают при той же температуре, при
которой плавятся.
Выполните упражнение 11 (1-3).
(самоконтроль) .
Цель : изучить графики плавления и отвердевания
кристаллических тел.
Прочитайте §14. Перечертите в тетрадь рисунок 16.
Обратите особое внимание на то, что в течение всего времени
плавления температура плавления льда не менялась (участок ВС),
хотя горелка продолжала гореть ( т.е. энергия поглощалась). Так
же во время кристаллизации температура воды не меняется
(уч. EF), хотя энергия выделяется.
Выучите наизусть!
Запомните!
Запомните!
4.
5.
Ответьте на вопросы:
1) Графики каких процессов изображены на рис.1? Чем они
отличаются?
2) Какие процессы изображены на рисунке 2?
(взаимоконтроль)
Цель : объяснить процессы плавления и отвердевания на
основе молекулярного строения веществ.
Прочитайте первые три абзаца §15 и ответьте на следующие
вопросы:
1) На что расходуется энергия топлива при плавлении
кристаллического тела, нагретого до температуры
плавления?
2) Тающий лёд принесли в помещение, температура в
котором 0°С. Будет ли в этом помещении лёд
продолжать таять?
(взаимоконтроль)
Прослушайте сообщение (или презентацию) одноклассника об
аморфных телах.
Цель : усвоить физический смысл удельной теплоты плавления.
Прочитайте стр. 43-44 §15. Выпишите в тетрадь
определение удельной теплоты плавления (стр. 43).
Ответьте на вопросы:
1) Удельная теплота плавления льда 3,4*10
5
Дж/кг, что
это значит?
2) Для плавления 1 кг алюминия при температуре
плавления (660
0
С) требуется 3,9*10
5
Дж энергии. Какое
количество теплоты выделится при его кристаллизации?
3) Имеются 1кг льда при 0
0
С и 1кг воды при 0°С. У льда или
у воды больше внутренняя энергия? Почему?
(взаимоконтроль)
Цель : получить формулу для расчёта количества
Выучите наизусть!
6.
7.
теплоты, необходимого для плавления или выделяющегося
при кристаллизации.
Прочитайте стр.44 §16: Внимательно рассмотрите
таблицу №4.
Буквой λ (лямбда) обозначают удельную теплоту плавления,
измеряют в Дж/кг.
Итак:
m=Q/λ
λ=Q/m
Разберите (устно) пример, предложенный в §15 (стр.46). Далее
выполните упр.12(5).
Цель : выходной контроль.
Вопрос (стихотворение) для самоконтроля. З.Александров.
Капель.
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна.
Идёт апрель, звенит капель.
В лесу у нас весна.
По снегу капельки стучат:
"Подснежник, хватит спать!"
А шубки белок и зайчат
Сутра мокры опять.
Жемчужинки слетают вниз:
"А ну, ловите нас!"
Весь в дырочках от светлых брызг
Под ёлкой хрупкий наст.
Но всё же март, а не апрель...
Чуть солнышко зайдёт,
Смолкает звонкая капель
И вновь на ветках лёд.
О каких явлениях написано в стихотворении?
На листочке выполните тестовые задания 1,2,5.
I в-стр. 13-14,
II в -стр. 15-16.
Прочитайте
все
цели
данного
модуля,
сопоставьте
их
с
комплексной дидактической целью и сделайте вывод о том, какую
часть работы вы выполнили.
Выучите наизусть!
Внимание!
Q=Qнагр.+Qпл.
Q=λm
Д/з. §12,13,14,15, учить,
Упр.12(3-5) – 1 уровень сложности
№1090, 1092 – 2 уровень сложности
№1095– 3 уровень сложности
(решить)
Выполните рефлексию.
РЕФЛЕКСИЯ .
Попробуйте оценить свою работу на уроке.
1.
Как усвоил материал? (Дело)
... усвоил весь материал -
... усвоил частично –
... надо ещё работать -
2. Как я работал? (Я)
... со всем справился, удовлетворён -.
..- допустил ошибку –
... не справился -
3. Как работала группа? (Мы)
... все дружно -
... не все ответили –
... вяло, неинтересно -
СПАСИБО!