Напоминание

Модульная программа по теме "Тепловые явления"


Автор: Нуриева Лиза Кашфелбаяновна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Школа №141
Населённый пункт: Г.Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Модульная программа по теме "Тепловые явления"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка по физике
Модульная программа

по теме «Тепловые явления»
Разработала учитель физики МБОУ Школа №141 г. Уфы Нуриева Л.К.

Нуриева Л.К
.
Физика 8 класс
(24 часа) Комплексная дидактическая цель:
Знать
: понятия - внутренняя энергия; работа как способ изменения внутренней энергии; тепло - передача (теплопроводность, конвекция, излучение); количество теплоты; удельная тепплоёмкость вещества; удельная теплота сгорания топлива; температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления; температура кипения и конденсации; удельная теплота парообразования; влажность воздуха; формулы для вычисления количества теплоты (при изменении температуры, при изменении агрегатных состояний веществ, при сгорании топлива).
Уметь
: - применять основные положения МКТ для объяснения внутренней энергии, теплопроводности, конвекции, испарения, плавления, кристаллизации; - пользоваться термометром, калориметром, психрометром. Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании; - решать качественные задачи, расчётные задачи с применением формул: Q=cm(t 2 –t 1 ); Q=qm; Q=λm ; Q=Lm .
Практические умения:
применять изученные явления в тепловых двигателях и других технических устройствах. M Q - Входной контроль (1 ч.). M 1 – Тепловое движение. Температура. (1ч) М 2 - Внутренняя энергия тел и способы ее изменения. (2ч) М 3 - Виды теплопередачи. (2ч) М 4 - Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. (1ч) C 1 - Решение задач. (1ч) JI 1 - Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». (1ч) Л 2 - Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». (1ч) М 5 - Энергия топлива. Необратимость тепловых явлений. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. (2ч) М 6 - Промежуточный контроль. (1ч) М 7 - Изменения агрегатных состояний веществ. (5ч) C 2 - Решение задач. (2ч) M 8 - Тепловые двигатели. (2ч) М 9 - Выходной контроль. (1ч) М 10 -Коррекция ошибок. (1ч) Модульная программа по теме «Тепловые явления»

М7. – Изменение агрегатных состояний вещества.

М7.I –Плавление. Кристаллизация
(литература: Пёрышкин А.В."Физика-8", В.И. Лукашик "Сборник задач по физике 7-9", Е.М.Гутник «Тесты по физике для 7-8кл) № УЭ Учебный материал с указанием цели и заданий (объявляется учащимся) Руководство по усвоению учебного материала 0. 1.
Интегрирующая цель:
После изучения темы вы должны
понимать
и
знать
: систему понятий - плавление, отвердевание, испарение, кипение, конденсация, возгонка, сублимация, их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений, температура плавления и температура кипения, удельная теплота плавления и кристаллизации, удельная теплота парообразования и конденсации, зависимость температуры кипения от внешнего давления, абсолютная и относительная влажности воздуха, насыщенный и ненасыщенный пар, точка росы; формулы для расчёта количества теплоты, необходимого для плавления, парообразования (выделяющееся при отвердевании и конденсации).
уметь
: решать расчётные и качественные задачи. Формирование понятий, изучаемых в данном модуле, имеет важное мировоззренческое и политехническое значение.
Цель
: назвать агрегатные состояния вещества и объяснить их на основе молекулярного строения вещества. Прочитайте §12 и ответьте на вопросы:
1) Чем определяется то или иное агрегатное

состояние вещества?

2) Каковы особенности молекулярного строения газов,

жидкостей и твёрдых тел?
(взаимоконтроль) Выпишите в тетрадь следующую схему переходных процессов.
2. 3. Не приходилось ли вам наблюдать возгонку? Спросите об этом маму. (Подсказка: дело было зимой!)
Цель
: познакомиться с процессами плавления и отвердевания. Прочитайте §13. Выпишите в тетрадь определения: плавление, температура плавления, отвердевание (кристаллизация), температура отвердевания. Внимательно изучите таблицу №3 и ответьте на вопросы:
1) В кастрюле с водой плавает кусок льда, и никаких

заметных изменений не происходит. Какова температура

воды и льда?

2) Температура плавления газовой горелки 500°С. Из каких

металлов нельзя делать посуду для приготовления пищи? А

из каких можно?

3) Какой металл расплавится в ладони ?
(взаимоконтроль)
Вещества отвердевают при той же температуре, при

которой плавятся.
Выполните упражнение 11 (1-3). (самоконтроль) .
Цель
: изучить графики плавления и отвердевания кристаллических тел. Прочитайте §14. Перечертите в тетрадь рисунок 16. Обратите
особое внимание
на то, что в течение всего времени плавления температура плавления льда не менялась (участок ВС), хотя горелка продолжала гореть ( т.е. энергия поглощалась). Так же во время кристаллизации температура воды не меняется (уч. EF), хотя энергия выделяется. Выучите наизусть! Запомните! Запомните!
4. 5. Ответьте на вопросы:
1) Графики каких процессов изображены на рис.1? Чем они

отличаются?

2) Какие процессы изображены на рисунке 2?
(взаимоконтроль)
Цель
: объяснить процессы плавления и отвердевания на основе молекулярного строения веществ. Прочитайте первые три абзаца §15 и ответьте на следующие вопросы:
1) На что расходуется энергия топлива при плавлении

кристаллического тела, нагретого до температуры

плавления?

2) Тающий лёд принесли в помещение, температура в

котором 0°С. Будет ли в этом помещении лёд

продолжать таять?
(взаимоконтроль) Прослушайте сообщение (или презентацию) одноклассника об аморфных телах.
Цель
: усвоить физический смысл удельной теплоты плавления. Прочитайте стр. 43-44 §15. Выпишите в тетрадь определение удельной теплоты плавления (стр. 43). Ответьте на вопросы:
1) Удельная теплота плавления льда 3,4*10

5

Дж/кг, что

это значит?

2) Для плавления 1 кг алюминия при температуре

плавления (660

0

С) требуется 3,9*10

5

Дж энергии. Какое

количество теплоты выделится при его кристаллизации?

3) Имеются 1кг льда при 0

0

С и 1кг воды при 0°С. У льда или

у воды больше внутренняя энергия? Почему?
(взаимоконтроль)
Цель
: получить формулу для расчёта количества Выучите наизусть!
6. 7. теплоты, необходимого для плавления или выделяющегося при кристаллизации. Прочитайте стр.44 §16: Внимательно рассмотрите таблицу №4. Буквой λ (лямбда) обозначают удельную теплоту плавления, измеряют в Дж/кг. Итак:
m=Q/λ

λ=Q/m
Разберите (устно) пример, предложенный в §15 (стр.46). Далее выполните упр.12(5).
Цель
: выходной контроль. Вопрос (стихотворение) для самоконтроля. З.Александров. Капель. На солнышке согрелась ель, Подтаяла сосна. Идёт апрель, звенит капель. В лесу у нас весна. По снегу капельки стучат: "Подснежник, хватит спать!" А шубки белок и зайчат Сутра мокры опять. Жемчужинки слетают вниз: "А ну, ловите нас!" Весь в дырочках от светлых брызг Под ёлкой хрупкий наст. Но всё же март, а не апрель... Чуть солнышко зайдёт, Смолкает звонкая капель И вновь на ветках лёд.
О каких явлениях написано в стихотворении?
На листочке выполните тестовые задания 1,2,5. I в-стр. 13-14, II в -стр. 15-16.

Прочитайте все цели данного модуля, сопоставьте их с комплексной дидактической целью и сделайте вывод о том, какую часть работы вы выполнили. Выучите наизусть! Внимание! Q=Qнагр.+Qпл.
Q=λm

Д/з. §12,13,14,15, учить, Упр.12(3-5) – 1 уровень сложности №1090, 1092 – 2 уровень сложности №1095– 3 уровень сложности (решить) Выполните рефлексию.
РЕФЛЕКСИЯ
. Попробуйте оценить свою работу на уроке. 1. Как усвоил материал? (Дело) ... усвоил весь материал - ... усвоил частично – ... надо ещё работать - 2. Как я работал? (Я) ... со всем справился, удовлетворён -. ..- допустил ошибку – ... не справился - 3. Как работала группа? (Мы) ... все дружно - ... не все ответили – ... вяло, неинтересно - СПАСИБО!


В раздел образования