"МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ"
Автор: Теблева Елена Викторовна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ГБПОУ МО "Можайский техникум" Населённый пункт: г. Можайск, Московская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ" Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МОЖАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Выступление на методическом объединении
на тему:
«МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»
Разработчик:
мастер производственного обучения
Теблева Е.В.
2
Оглавление
Введение................................................................................................................... 4
1. Определение и классификации методов обучения...........................................4
2. Словесные методы обучения..............................................................................4
3. Наглядные методы обучения.............................................................................. 4
4. Практические методы обучения.........................................................................4
5. Применение методов обучения на практике.....................................................4
Заключение...............................................................................................................4
Список использованной литературы..................................................................... 4
3
Введение
Методика
преподавания
–
важнейший
элемент
образовательной
системы.
При
обучениии
какому-либо
предмету
используются
все
компоненты
методической
системы,
однако
выбранного
метода
или
методов обучения зачастую зависит конечный результат: усвоен материал
или нет. Поэтому педагогу крайне важно в начале обучения знать, по
какому пути он и его учебный коллектив пойдут.
Актуальность
данной
работы
состоит
в
следующем:
видов
и
классификаций
методов
в
педагогике
накопилось
немало,
и
всем
им
соответствуют свои формы, приёмы и средства обучения. Чтобы обучение
было максимально эффективным, надо выбрать правильный и подходящий
метод (или методы), следовательно, их надо знать досконально.
Целью этого исследования является изучение видов и классификаций
методов обучения и их применения на практике.
Задачи,
которые
необходимо
решить
для
достижения
цели
работы,
следующие:
1.
изучить теоретические материалы по теме исследования;
2.
проанализировать
информацию
и
сделать
выводы
относительно
характера того или иного метода;
3.
проследить, каким методам, какие приёмы соответствуют.
При написании данной работы применялись следующие методы:
1.
метод анализа научной литературы
2.
метод классификации.
4
1. Определение и классификации методов обучения
Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы
учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по
решению
различных
дидактических
задач,
направленных
на
овладение
изучаемым материалом.
Широко
распространенными
являются
также
термины
«приёмы
обучения» и «средство обучения» как составные части понятия «метод
обучения». Приём обучения - это составная часть или отдельная сторона
метода обучения; это определённые способы взаимодействия педагога и
обучающегося. А средство обучения – это различные объекты, которые
используются
в
качестве
носителей
информации
и
инструмента
для
реализации основной цели обучения.
Не
менее
сложным
и
вызывающим
дискуссии
является
вопрос
о
классификации методов обучения. Современные исследования показывают,
что
наименование
и
классификация
методов
обучения
характеризуются
большим разнообразием в зависимости от того, какой на основе чего их
разрабатывают.
Некоторые учёные (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и
др.) считали, что классификацию методов обучения необходимо делать
исходя из источников знаний. На этой основе они обозначили три группы
методов
1
:
1.
словесные;
2.
наглядные;
3.
практические.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из
характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению
1
Харламов И.Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 1999. – 111 с.
5
изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие
методы
2
:
1.
объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;
2.
репродуктивный;
3.
проблемное изложение изучаемого материала;
4.
частично-поисковый, или эвристический метод;
5.
исследовательский метод.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три
основные группы
3
:
1.
методы
организации
и
осуществления
учебно-познавательной
деятельности;
2.
методы
стимулирования
и
мотивации
учебно-познавательной
деятельности;
3.
методы
контроля
и
самоконтроля
за
эффективностью
учебно-
познавательной деятельности.
Также существует классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они
исходили
из
того,
что
если
методы
обучения
выступают
как
способы
организации
упорядоченной
учебной
деятельности
учащихся
по
достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то,
следовательно, их можно подразделить на следующие группы
4
:
1.
методы приобретения новых знаний;
2.
методы формирования умений и навыков по применению знаний на
практике;
3.
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами
обучения и помогает пониманию их функционального назначения.
Каждая
из
этих
классификаций
имеет
определенное
основание
и
позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения.
2
Там же, 111 с.
3
Харламов И.Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 1999. – 111 с.
4
Там же, 111 с.
6
Далее в работе будет более подробно рассмотрена классификация Е.И.
Перовского, Е.Я. Голанта, Д.О. Лордкипанидзе и др., т.к. она является одной
из самых распространённых.
2. Словесные методы обучения
Словесные
методы
обучения
называют
ещё
вербальными
(от
лат.
verbalis
–
устный,
словесный).
Их
можно
признать
самыми
древними:
передача
информации
от
человека
к
человеку
посредством
устной
речи
применялась ещё на заре человечества.
К основным словесным методам относятся рассказ, объяснение, беседа,
лекция, дискуссия, работа с книгой. Сразу следует отметить, что в чистом
виде
эти
методы
обычно
не
используются,
чаще
можно
встретить
их
сочетание.
Рассказ
–
это
последовательное
изложение
информации
в
форме
монолога. Если педагогу не удаётся только с помощью сообщения тех или
иных фактов объяснить учебный материал, то он дополнительно использует
метод объяснения. Этот метод связан с истолкованием различных свойств
объясняемого предмета, с доказательством тех или иных его качеств.
Беседа,
в
отличие
от
рассказа,
-
диалогический
метод
обучения,
в
котором педагог с помощью наводящих вопросов побуждает учащихся к
самостоятельному
анализу
рассматриваемого
предмета
и
явления
и,
как
следствие, к самостоятельно сделанным выводам относительно изучаемого
объекта.
Вопросы
могут
быть
направлены
конкретному
ученику
(индивидуально), группе учащихся (групповая беседа) или всему коллективу
(фронтальная беседа). Также беседы в зависимости от подготовленности
учащихся, содержания учебного материала, от конкретных задач занятия
выделяют вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний;
синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные. Отдельной
разновидностью
беседы
является
собеседование.
Следует
отметить,
что
беседа как метод действительно эффективен в случае, если тема занятия
7
несложная или же относится к жизненному опыту любого человека, чтобы
выводы было несложно сделать.
Лекция – это способ изложить необходимый учебный материал в форме
монолога. Сразу надо сказать о различии рассказа и лекции. Лекция имеет
более строго выдержанную композицию, высокой логичностью и связностью
материала. Выделяется три вида лекций: научно-популярные, академические
и
обзорные.
Лекция
отличается
ограниченностью
связи
преподавателя
и
обучаемого, у последнего активность во время лекции минимальна. Чаще
такой метод используют на занятиях в высших учебных заведениях.
Главной
функцией
дискуссии
как
метода
обучения
выступает
мотивировка познавательного интереса: суть метода заключается в развитии
способности отстаивать свою точку зрения, опирающуюся на собственное
мнение или мнение иных авторитетных лиц.
Работа с книгой (любым источником необходимой в процессе обучения
информацией) отличается тем, что обучающийся в любое удобное время
может
без
помощи
педагога
заняться
изучением
материалов.
Различают
следующие виды конспектирования:
1.конспектирование;
2.тезирование (составление тезисов);
3.реферирование;
4.составление плана текста;
5.цитирование;
6.аннотирование;
7.рецензирование;
8.составление справки;
9.составление формально-логической модели;
10.составление тематического тезауруса;
11.составление матрицы идей;
12.пиктографическая запись.
На практике самыми распространёнными словесными методами являются
8
беседа и работа с учебником, т.к. они, с одной стороны, позволяют педагогу
самому выбрать самую необходимую информацию для усвоения, а с другой,
даёт обучаемым возможность самостоятельно изучить учебный материал и
самому выявить основные темы и идеи.
3. Наглядные методы обучения
К наглядным методам обучения относятся такие методы, при которых
используются наглядно-чувственные способности учащихся к познанию: им
демонстрируют
различные
иллюстрации,
изображения,
схемы,
таблицы,
графики, диаграммы. Наглядные методы всегда используются в сочетании со
словесными
и
практическими
методами.
К
этим
методам
относятся
два
основных: метод демонстрации и метод иллюстрации.
Главное отличие этих двух методов в том, что метод демонстрации
используется для показа динамики изучаемого явления, а метод иллюстрации
– для изучения внешнего вида, свойств или иных характеристик изучаемого
предмета.
В качестве наглядных материалов используются:
1.
иллюстрации;
2.
различные объекты;
3.
схемы, чертежи, диаграммы, таблицы;
4.
видео;
5.
карты;
6.
опыты.
При
использовании
наглядных
методов
есть
несколько
важных
моментов:
1.
демонстрируемый
объект
должен
быть
хорошо
виден
всем
обучающимся;
2.
желательно, чтобы демонстрируемый объект воспринимался не только
с помощью зрения, но и с помощью других органов чувств;
9
3.
объекты должны быть отобраны с учётом интересов учащихся;
4.
словесные объяснения должны сопровождать демонстрацию объектов.
На практике наглядные методы всегда идут в сочетании со словесными
или
практическими,
давая
учащимся
более
полную
картину
изучаемого
объекта или явления, помогая полнее сформировать необходимые знания,
умения и навыки.
4. Практические методы обучения
Практические методы обучения основаны на практической деятельности
обучающихся. Эти методы обучения настроены на развитие практических
умений и навыков. Они характеризуются активной деятельностью учащихся.
К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения делятся на:
устные, письменные, графические и учебно-
трудовые.
Устные
упражнения
в
первую
очередь
направлены
на
развитие
мышления, памяти, устной речи, мыслительных способностей.
Письменные упражнения хороши для развития навыков письменной
речи,
для
закрепления
знаний,
полученных
из
лекций,
из
демонстраций
материалов и других видов учебной деятельности.
К
письменным
упражнениям
примыкают
графические,
которые
направлены на систематизацию знаний в результате создания карт, чертежей,
схем, таблиц.
Особую
группу
составляют
учебно-трудовые
упражнения,
которые
нужны для применения теоретических знаний в трудовой деятельности. Они
способствуют лучшему овладению навыками обращения с орудиями труда,
лабораторным
оборудованием,
развивают
конструкторско-технические
умения.
Для достижения лучшего результата рекомендуется при выполнении
любых упражнений применять комментирование.
10
Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися
знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем,
безусловно, их достоинство.
Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после
изучения крупных разделов, тем.
5. Применение методов обучения на практике
Технологические карты приготовления блюд, викторины, конкурсы, работа с интерактивной
доской. Практическая работа в пищевом блоке.
Исходя из специфики предмета, педагогу приходится обращаться как
старым, давно зарекомендовавшим себя методикам, так и новым, ещё не до
конца изученным.
При обучении специальности «повар» используются практически все
вышеуказанные методы: проводятся лекции, инструктажи, работа с книгой
совместно с применением наглядных методов, однако особенности предмета
вызывают
потребность
в
большем
применении
практических
методов
работы.
Обучение в пищевом блоке проводится в звеньевой (или бригадной)
форме, т.к. такая организация производственного обучения открывает больше
возможностей для улучшения качества обучения и приобретения учащимися
профессиональной
самостоятельности
посредством
повышения
их
заинтересованности в конечном результате своего труда.
Большое
внимание
уделяется
поисковым
методам
работы,
которые
основаны
на
общедидактических
словесных
методах:
педагог
намеренно
отходит от технологической карты блюда при его приготовлении и предлагает
учащимся определить, чего не хватает.
Важным
дидактическим
условием
формирования
профессиональной
компетентности
являются
конкурсы
профессионального
мастерства.
Это
стимулирует
обучающихся
к
профессиональному
росту.
Этой
же
цели
посвящено проведение викторин как на темы, касающиеся только поварского
11
дела,
так
и
на
межпредметные
темы
(связь
кулинарии
с
математикой,
историей, гигиеной).
Современные
технические
возможности
также
позволяют
разнообразить традиционные методы обучения. Занятия с использованием
интерактивной
доски
приводит
к
индивидуальной,
самостоятельной,
групповой
деятельности
обучающихся.
Лекция
мастера
становится
не
единственным методом изучения предмета.
К нему примыкает метод проектов, цель которого – создать комфортные
условия
для
формирования
общих
и
профессиональных
компетенций.
В
результате использования такого метода, учащиеся самостоятельно ищут и
анализируют
необходимую
информацию
и
в
итоге
развивают
навыки
мышления, анализа, построения гипотез. Урок-проект состоит из двух частей:
практической
и
теоретической;
в
первой
части
обучающиеся
готовят
доклады,
рефераты,
проводят
исследовательскую
работу,
а
во
второй
проводится практическая работа (приготовление и подача блюд).
12
Заключение
В результате исследования было выяснено, что метод обучения как
способ достижения цели представляет собой систему последовательных и
упорядоченных
действий
учителя,
организующего
с
помощью
определенных
средств
практическую
и
познавательную
деятельность
учащихся по усвоению социального опыта, составляющего источник и
аналог состава содержания образования.
Деятельность
педагога
в
учебном
процессе,
с
одной
стороны,
о бу с л о вл е н а
ц е л ь ю
о бу ч е н и я
(с од е р ж а н и е м
о б р а з о в а н и я ) ,
закономерностями
усвоения
и
характером
познавательной
деятельности
учащихся,
а
с
другой
-
сама
обусловливает
деятельность
учения,
реализацию закономерностей усвоения и результат усвоения.
Виды содержания образования, его функции в формировании личности,
способы его обусловливают, и методы обучения данному виду содержания
или
его
части.
Таким
образом,
методы
обучения
не
изобретаются,
не
конструируются,
а
выводятся
как
следствие
объективных
свойств
содержания образования и способов его усвоения.
Каждый из методов отличается сочетанием деятельности педагога и
учащихся, а также способами их деятельности.
Вышеописанную
классификацию
часто
критикуют
из-за
якобы
недостаточной
самостоятельности
обучающихся
в
образовательном
процессе, однако здесь рационально сочетаются деятельность учителя и
ученика, где учитель имеет возможность поделиться своими знаниями с
учеником, а тот, в свою очередь, имеет возможность отработать на практике
полученные знания.
13
Список использованной литературы
1.
Булатова О.С. Педагогический артистизм. М., 2001.
2.
Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К.Бабанского. –
М.: Педагогика, 1981.
3.
Голуб Б.А. Основы общей дидактики. - М., 1999.
4.
Данилов М. А. и др. Дидактика / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н.
Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова; Акад.
пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. – М.: Изд-во Акад.
пед. наук, 1957. – 517 с.
5.
Жуков В.К. Педагогика и психология: учебное пособие / В.К.Жуков,
В.И.Андреев,
Л.В.Капилевич
–
Томск:
Изд-во
Том с ко го
политехнического университета, 2008. – 139 с.
6.
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.
М., 2002.
7.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы
специалиста образовательного учреждения. – М., 2004.
8.
Крившенко Л.П. Педагогика. Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2005.
9.
Крысько В.Г. Психология и педагогика: Вопросы - ответы. Структурные
схемы. Учебное пособие. - М.: Юнити, 2004.
10.Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М.,
2004.
11.Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебник. - М.: Педагогическое общество
России, 2004.
12.Прокопьев
И.И.
Педагогика.
Основы
общей
педагогики.
Дидактика.
Учебное пособие. - М.: ТетраСистемс, 2002.
13.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика: Учебное
пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М., 2001.
14