Напоминание

"Современные технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья "


Автор: Суханова Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад компенсирующего вида №342
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Доклад
Тема: "Современные технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья "
Раздел: дошкольное образование





Назад





ДОКЛАД


Выполнила: г. Екатеринбург МБДОУ компенсирующего вида Детский сад №342 Суханова Светлана Борисовна воспитатель 1 кв. категории
«Современные технологии в комплексной реабилитации детей с

ограниченными возможностями здоровья. (ОВЗ)»
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН показали, что в среднем по России 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 25-40% детей нуждается в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте. По утверждению специалистов Научного центра здоровья детей РАМН, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны обучаться и воспитываться в специальных условиях. Обучение и воспитание должны отвечать требованиям государственного стандарта образования. В соответствии с нормативными документами Российской Федерации (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон «Об образовании») необходимо дать детям данной категории равные возможности для возрастных норм развития. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной реабилитации позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В последнее время очень большое значение придается реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество для того, чтобы они могли вести полноценный образ жизни и чувствовать себя равноправными гражданами в дальнейшем. Для обеспечения их успешной реабилитации необходимо уже с дошкольного детства осуществлять комплексное сопровождение и использование современных технологий.
Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация играет роль « трамплина» при адаптации, социализации и дальнейшей интеграции ребенка в общество; она же сопровождает его обучение, являясь поддержкой, необходимой для его успешного образования. Комплексная реабилитация в образовательном учреждении компенсирующего вида должна быть направлена на достижения каждым ребенком максимально возможного уровня личностного развития, образования, жизненной компенсации, интеграции в социум. Дети с особыми образовательными потребностями, нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого- п е д а г о г и ч е с к у ю и с о ц и а л ь н у ю п о м о щ ь , п р и ч е м п о м о щ ь индивидуализированную. Наш детский сад компенсирующего вида №342 посещают дети со сложными комбинированными нарушениями. Такими как:  ДЦП;  гипертензионно-гидроцефальный синдром;  церебростенический синдром;  синдром двигательных расстройств;  Синдром Дауна;  РЦОН (резедуальная церебро-органическая недостаточность);  ММД (минимальная мозговая дисфункция);  ОПЦНС (органическое поражение центральной нервной системы).
Сопутствующие нарушения психофизического развития:
 тяжелое нарушение речи;  нарушение слуха;  нарушение зрения;  нарушение интеллекта. Проявления общей моторной недостаточности у детей с нарушениями в развитии вариативны и качественно неоднородны. - У одних детей наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений одной половины тела. -У других детей наблюдается двигательная гиперактивность, которая проявляется в беспокойстве, быстром темпе движений, большом количестве лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов. Физическое воспитание, обеспечивает развитие двигательного аппарата, укрепляет здоровья, повышает работоспособность организма,
способствует сглаживанию и преодолению множества отклонений, поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических взглядов и организма в целом. Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая. Автором, как одним из специалистов детского сада компенсирующего вида, в сотрудничестве с Уральской государственной Медицинской Академией, разработана Модель по особенностям организации работы детей с ОВЗ, которая объединяет в единое целое (формы, методы, направления, технологии), создает условий для организации комплексной реабилитации по физическому воспитанию. Модель организации работы с детьми ОВЗ, направленная на максимальную коррекцию (исправление), реабилитацию (восстановление) и компенсацию нарушенных психофизических функций детей с ОВЗ, социальную адаптацию и интеграцию их в общество, подготовку к школьному обучению.
Цель

Модели
организации работы
:
Содействие разумному физическому развитию ребенка, повышение общей жизнестойкости организма; предупреждение и преодоление различных отклонений в двигательном развитии ребенка с ограниченными возможностями через коррекционную работу в дошкольном учреждении.
Особенности Модели
организации работы
:
• оздоровительная направленность, играющая важную роль в реабилитации детей с ОВЗ; • направленность на коррекцию общего физического развития детей, коррекцию развития моторики, психокоррекцию; • ориентация на ведущие виды деятельности, специфические для дошкольного возраста (эмоциональное общение, предметно-манипулятивная и игровая деятельности); • комплексный подход к коррекции и реабилитации детей с ОВЗ, реализуемый в процессе медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка; • систематическое, поэтапное усвоение программного содержания (не ребенка подстраиваем под программу, а программу под ребенка); • индивидуальный темп освоения каждым ребенком программы по физическому воспитанию (каждого ребенка сравниваем не со сверстниками, а
с самим собой в развитии, следующий этап обучения и воспитания строится на основе усвоенного содержания предыдущего этапа); • создание специальных условий макро- и микросреды в ДОУ для реализации коррекционно-развивающего и оздоровительно- профилактического направлений деятельности. Модель воспитания и обучения детей-инвалидов базируется на следующих принципах:
1.Принцип компетенции.
Вся работа должна проводиться профессионально грамотно. Развитие познавательной деятельности, коррекцию речи проводят учителя-дефектологи, учителя-логопеды. Занятия по физическому воспитанию проводят инструкторы, прошедшие специальную подготовку в кабинетах ЛФК при МГДБ №5.
2.Принцип взаимосвязи в работе специалистов.
Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для укрепления их работы. В свою очередь он дает рекомендации по своему разделу работы и контролирует правильность их выполнения.
3.Принцип

сочетания

индивидуального

подхода

с

групповыми

формами работы.
Контингент детей-инвалидов крайне неоднороден. В то же время подготовка детей к обучению в классе и к жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность. Это определяет необходимость сочетания значительно дифференцированных индивидуальных программ развития с такими программами фронтальной работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми.
4.Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка

при определении объема и характера проводимых с ними занятий.
Органические поражения центральной нервной системы, имеющие место у многих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто сопровождаются колебаниями внутричерепного давления, повышенной метеочуствительностью и как следствие колебаниями эмоционального состояния, работоспособности и внимания.
Нужно

учитывать и то, что педагогический процесс осуществляется наряду с лечением. Проведение лечебных мероприятий требует значительного количества времени и сил ребенка. Кроме того, некоторые медицинские препараты и процедуры оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка. В связи с этим в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий.
5.Принцип

приоритетного

формирования

качеств

личности,

необходимых для дальнейшей успешной социальной адаптации.
Весь лечебно-педагогический процесс строится таким образом, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция, оптимизм, коммуникативность, уверенность в своих силах.
6.Сочетание

в

коррекционном

процессе

работы

по

развитию

нарушенных

функций

и

формирования

приемов

их

компенсации.

Чем

тяжелее

патология,

тем

больше

акценты

смещаются

в

сторону

создания компенсаторных средств.
Это означает, что нужно формировать функциональные системы за счет более активного развития сохранных функций. Усилия тренировка нарушенных функций, попытки развивать те функции, возможности развития которых чрезвычайно ограничены у данного ребенка, часто приводят к формированию комплексов неполноценности и негативному отношению к определенным видам деятельности. Содержание всех направлений Модели организации работы с детьми ОВЗ являются, взаимосвязаны и использованы в тесном содружестве со специалистами (учителем логопедом, музыкальным работником), с медицинским персоналом (врачом-неврологом, психиатром, ортопедом), воспитателями. Осуществление взаимодействия и координации между специалистами МБДОУ – детский сад компенсирующего вида «342: участие в психолого- медико-педагогических консилиумах, семинары – практикумы; выступление на педагогических советах; консультациях; круглые столы, ведутся тетради взаимосвязи специалистов с педагогами, для более успешного освоения программного материала ДОУ.
Такая совместная работа психолого-медико-педагогического состава позволяет, находятся в тесном взаимодействии, благодаря которому, обеспечивается разработка вопросов комплексного сопровождения образования лиц с ОВЗ, а так же наиболее полно и объективно выявить индивидуальные особенности детей, дать конкретные рекомендации по непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах для данного ребенка. Работа всех специалистов МБДОУ начинается со знакомства заключения городской медико-психолого-педагогической комиссии, затем составляются планы реабилитации, индивидуального коррекционного сопровождения детей с ОВЗ. Я, как один из специалистов детского сада компенсирующего вида, знакомлюсь с картой здоровья, формой заболевания у детей, степенью тяжести (с учетом рекомендаций каждого специалиста), получаю консультацию у врача невролога, ортопеда и хирурга о противопоказаниях и рекомендациях данного ребенка. - Провожу диагностическое обследование (мониторинг) физических качеств и умений, учитывая индивидуальные особенности ребенка и противопоказания врачей (это позволяющей отслеживать малейшие улучшения динамики в психофизическом развитии детей); - Определяю индивидуальный коррекционный маршрут обучения ребенка с ограниченными возможностями по развитию двигательных качеств в соответствии способностям и возможностям ребенка. - Создаю условия макро- и микросреды в ДОУ для реализации коррекционно-развивающего и оздоровительно-профилактического направления деятельности, и выбираю наиболее приемлемые для каждого ребенка современные и традиционные методы и приемы по коррекции двигательных нарушений. - Вся коррекционная работа по развитию двигательных качеств проводится поэтапно, от простого к сложному. Система организации работы помогает автору организовать коррекционную работу проблемного ребенка поэтапно, направлена на максимальную коррекцию нарушений двигательных функций. Учитываю индивидуальный темп освоения каждым ребенком программы по физическому воспитанию (каждый следующий этап обучения и воспитания строится на основе усвоенного содержания предыдущего этапа). Моторное развитие ребенка с ОВЗ не просто замедлено, но и качественно нарушено на каждом этапе. В основе физического воспитания детей с ОВЗ лежит последовательная стимуляция моторного развития с учетом качественных специфических нарушений, характерных для разных
клинических форм заболеваний. Поэтому развитие общих движений необходимо проводить поэтапно в ходе специальных упражнений с учетом степени сформированности основных двигательных функций. Поэтапность работы по коррекции определенных двигательных функций позволяет проследить (увидеть) постепенное развитие ребенка и оказывать правильную комплексную коррекционную помощь. В своей Модели по организации коррекционной работы автор использует, современные технологии, которые применяю в непосредственно образовательной и свободной деятельности при взаимосвязи с педагогами и специалистами. Современные технологии воспитания, безусловно, максимально адаптируют ребёнка на каждом этапе его развития к нынешним условиям жизни, реальным возможностям и перспективам, потребностям общества .
- Технология интеграции
(Проводя интегрированное занятие, мы с педагогами сочетаем в нем несколько направлений: - накопление социального опыта и познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть); - реализация этого опыта в условиях самостоятельной деятельности (сделать, создать); - развивается наглядное образное мышление: пространственное, композиционное. Таким образом, использование различных интегрированных занятий позволило обеспечить эффективность обучения . -
Здоровьясберегающая

технология
(закаливание, физкультурные занятия, динамические паузы, утренняя гимнастика; дыхательная гимнастика, игровые упражнения на коррекцию плоскостопия и формирование осанки, гимнастика после сна). З доровьесберегающая технология включает использования инновационных форм работы с детьми с проблемами в здоровье, а именно релаксация, элементы психогимнастики, элементы логоритмики, тренирующая игровая дорожка, игроритмика, игровой стретчинг (комплекс упражнений для растягивания определенных групп мышц, связок, сухожилий, снижает мышечное напряжение) и др. -
Игровая технология
(технология имитационного моделирования жизненно-важных ситуаций, подвижные игры, оздоровительные игры, игры с элементами соревнования, игры - забавы, игры-путешествия и др.). Игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических, умственных, эмоциональных норм, правил поведения, этических ценностей общества. При правильном подборе комплекса игр, гарантируется эффективность воспитательного воздействия на личность ребенка. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную, развивающую, воспитательную
направленность, а используемые в комплексе современные технологии сформировали бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, корректировали и компенсировали психофизические функции ребенка с ОВЗ.
Использую в Модели по организационной работы с детьми ОВЗ

коррекционные методы:
 Индивидуальный метод;  Индивидуально-групповой (по 2-3 ребенка);  Коллективно – индивидуализированный метод;  Метод предметно-практического взаимодействия;  Метод повторно-кольцевого построения;  Игровой метод.
Инновационные методы:
 Метод музыкально-ритмической терапии;  Метод аналогии с животным и растительным миром;  Метод «театра физического воспитания»;  Метод цветовой терапии. Данная Модель эффективна для детей с особыми образовательными потребностями, так как она сочетает все требования концептуальной модели коррекционной направленности физического воспитания и принципы комплексной реабилитации: -Поэтапность, -Комплексность; -Индивидуальность, -Последовательность, -Наглядность, -Доступность, -Систематичность (многократное повторение), -Целенноправл система организации работы енность Эффективность Модели организации работы с детьми ОВЗ заключается в соблюдении определенных условий:  организация комплексной реабилитации с учетом индивидуально - дифференцированного подхода к детям:  формируются группы или подгруппы детей на основе состояния их здоровья и темпов физического развития;  внимательно наблюдаю за самочувствием каждого ребенка в процессе его деятельности в условиях детского учреждения,  варьируют нагрузку и содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка; Так же, одним из важных условий является создание необходимой развивающей предметной среды для развития двигательных качеств и умений
у детей-инвалидов. При правильно подобранной и оформленной среде у ребенка появляется желание выполнять игровые действия, добиваться результата, мыслить и творить, возникает интерес к новым усилиям и достижением. Важнейшим условием комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями является взаимодействие детского сада с семьей. Цель этого условия: привлечь внимание родителей (законных представителей) к проблемам, связанным со здоровьем детей, их эмоционального благополучия, своевременным и полноценным психическим и физическим развитием и подготовке к социуму в воспитании детей с ОВЗ. Деятельность детского сада компенсирующего вида невозможна без поиска путей взаимодействия ДОУ с родителями в интересах развития личности ребенка-инвалида. Перед нами стояли задачи:  оказание психолого-педагогической помощи родителям детей- инвалидов;  взаимодействие структур управления в вопросах создания условий по улучшению качеств жизни и образования ребенка с ОВЗ. Нами создана система в которой каждая семья, воспитывающая ребенка- инвалида охвачена патронажем, информирована о деятельности нашего детского сада, проходит курс комплексной реабилитации в соответствии с возрастом и диагнозом ребенка. Вам представлена последовательность изучения ребенка с ОВЗ и его семьи.  первичный прием родителей без ребенка (прочитать на слайде цель и задачи)  знакомство с ребенком  комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка- инвалида  составление плана взаимодействия (нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения слуха и т.д.)  психолого-педагогическая диагностика. Основные направления работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, является:  формирование позитивных установок в сознании родителей;  оптимизация детско-родительских отношений;  совершенствование коммуникативных форм поведения;  формирование навыков адекватного общения с окружающим миром. Особое внимание уделяется приемам формирования умений и навыков у детей-инвалидов в условиях семьи, так как родители зачастую используют:
указания, угрозы, физические наказания и т.д. Наша цель объяснить родителям, что следует использовать игровые приемы, поощрения.  привлечение внимания  словесное указание  демонстрация  словесная подсказка  физическая подсказка  похвала Таким образом, все перечисленные технологии, методы и приемы комплексной реабилитации, дополняя, и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка с проблемами в развитии. Помогают решить все поставленные перед нами задачи и цели, обогащают двигательный опыт ребенка, развивают его двигательные умения, навыки и физические качества. Используя современные технологии в комплексной реабилитации детей с ОВЗ, мы оказываем огромную помощь ребенку в укреплении здоровья, корректируем различные нарушения в физическом и психическом развитии, готовим к социальной адаптации и интеграции их в общество.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники