Напоминание

Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы


Автор: Капустина Татьяна Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: Управления образования Прокопьевского муниципального района
Населённый пункт: г.Прокопьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы. Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федерального государственного образовательного стандарта. Новый стандарт – высокая планка качества школьного образования. Формируется новый подход, который направлен на развитие способностей каждого ребёнка, готовности его к жизни в современном обществе. В профессиональной жизни педагогов уже утвердилось понятие «инновации». В современном словаре по педагогике мы найдем следующее определение: "Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их э ф ф е к т и в н о с т и " . Актуальность инновационного обучения состоит в соответствие концепции гуманизации образования. Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи. Так что же такое инновационный урок? Инновационный урок-это динамичная, вариативная модель организации обучения учащихся за определённый период времени. Учитель стремится к прогрессу, стремится по-новому изменить свою деятельность. Именно этот процесс является инновацией. Инновационная деятельность учителя связана с применением новых технологий педагогической науки и практики в образовательном процессе. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, игровые технологии, создание ситуации успеха на уроке и другие. Без процесса информатизации и коммуникативных технологий сейчас невозможно представить современный урок. Использование ИКТ технологий позволяют расширить возможности учебной информации, активно вовлечь учащихся в учебный процесс, качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, приобщить их к достижениям информационного поля. Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ИКТ.
Одним из современных инновационных подходов является и проблемное обучение, поскольку оно направлено на включение ученика в поисковую, творческую деятельность и предполагает использование активных методов обучения. Проблемное обучение обостряет внимание, развивает творческое воображение, сообразительность и является актуальным в условиях введения новых образовательных стандартов. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках большое внимание должно уделяться развитию видов деятельности учащихся проектных и исследовательских работ. Проектная технология делает учебный предмет творческим и целенаправленным, а учащиеся учатся подходить к знаниям ответственно и целеустремлённо. Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах , в парах и т.д. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология их обсуждения в коллективе. Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. Успех в учени и - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Ситуация успеха – э т о целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в учебной деятельности. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Только положительная мотивация даёт энергию для преодоления трудностей школьника. На фоне этого состояния могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно могут применяться следующие приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления), мозговая атака, групповая дискуссия, кластеры, синквейн, «продвинутая лекция», эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, лингвистические карты, работа с тестами. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и
нетрадиционные формы домашнего задания
,
которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Итак, в основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Каждый учитель должен стать новатором, успешным, как и его учащиеся. Ведь именно инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы н а п р а в и т ь з н а н и я н а р а з в и т и е с п о с о б н о с т и у ч е н и к а к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. Использованная литература 1. Бахмутский А.Е. «Школьные технологии» М., 2004 г. 2. Кзензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии» М., 2000 г. 3. Перова Т.Ю. Жанры проблемного монолога на современном уроке: монография/ Т.Ю.Перова, О.В.Гордеева - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК,2014г. 4. Тростенцова Л.А.«Урок русского языка на современном этапе» М., 1998г. 5. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2003 г.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники