Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы
Автор: Капустина Татьяна Николаевна Должность: методист Учебное заведение: Управления образования Прокопьевского муниципального района Населённый пункт: г.Прокопьевск Наименование материала: Статья Тема: Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы Раздел: среднее образование
Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы.
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования
является
введение
федерального
государственного
образовательного
стандарта.
Новый
стандарт
–
высокая
планка
качества
школьного
образования. Формируется новый подход, который направлен на развитие
способностей
каждого
ребёнка,
готовности
его
к
жизни
в
современном
обществе. В профессиональной жизни педагогов уже утвердилось понятие
«инновации». В современном словаре по педагогике мы найдем следующее
определение: "Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую
деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания,
имеющие
целью
повышение
их
э ф ф е к т и в н о с т и " .
Актуальность
инновационного
обучения
состоит в соответствие концепции гуманизации
образования. Основными
целями
инновационного
обучения
являются:
развитие
интеллектуальных,
коммуникативных,
лингвистических
и
творческих способностей учащихся. Данными целями определяются и задачи
инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса;
создание
обстановки
сотрудничества
ученика
и
учителя;
выработка
долговременной
положительной
мотивации
к
обучению,
включение
учащихся
в
креативную
деятельность;
тщательный
отбор
материала
и
способов его подачи.
Так
что
же
такое
инновационный
урок?
Инновационный
урок-это
динамичная,
вариативная
модель
организации
обучения
учащихся
за
определённый период времени. Учитель стремится к прогрессу, стремится
по-новому
изменить
свою
деятельность.
Именно
этот
процесс
является
инновацией. Инновационная деятельность учителя связана с применением
новых
технологий
педагогической
науки
и
практики
в
образовательном
процессе. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
развивающее
обучение,
проблемное
обучение,
развитие
критического
мышления, дифференцированный подход к обучению, игровые технологии,
создание ситуации успеха на уроке и другие. Без процесса информатизации и
коммуникативных технологий сейчас невозможно представить современный
урок. Использование ИКТ технологий позволяют расширить возможности
учебной
информации,
активно
вовлечь
учащихся
в
учебный
процесс,
качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, приобщить
их
к
достижениям
информационного
поля.
Практика
показывает,
что
учащиеся охотно идут на занятия с использованием ИКТ.
Одним
из
современных
инновационных
подходов
является
и
проблемное обучение, поскольку оно направлено на включение ученика в
поисковую,
творческую
деятельность
и
предполагает
использование
активных
методов
обучения.
Проблемное
обучение
обостряет
внимание,
развивает
творческое
воображение,
сообразительность
и
является
актуальным
в
условиях
введения
новых
образовательных
стандартов.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный
характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках
большое внимание должно уделяться развитию видов деятельности учащихся
проектных и исследовательских работ.
Проектная технология делает учебный
предмет творческим и целенаправленным, а учащиеся учатся подходить к
знаниям
ответственно
и
целеустремлённо.
Одним
из
современных
требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим
используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок -
исследование» просматривается основная задача - исследование языкового
материала на основе текстов. Урок на основе групповой технологии может
представлять собой работу в микрогруппах
,
в парах и
т.д. Опыт показывает,
что
групповая
работа
особенно
эффективна,
если
учителем
организован
процесс
распределения
учебных
заданий
и
продумана
технология
их
обсуждения в коллективе.
Исследовательский
урок – это форма обучения
школьников
на
основе
познания
окружающего
мира,
организации
исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского
урока
–
использование,
развитие
и
обобщение
опыта
учащихся
и
их
представлений о мире. Успех в учени
и -
единственный источник внутренних
сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Как создать на уроке
ситуацию
успеха
для
каждого
ученика? Ситуация
успеха –
э т о
целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается
возможность достичь значительных результатов в учебной деятельности. Это
результат
продуманной,
подготовленной
стратегии,
тактики. Только
положительная
мотивация
даёт
энергию
для
преодоления
трудностей
школьника.
На
фоне
этого
состояния
могут
формироваться
устойчивые
чувства удовлетворения. При использовании инновационных технологий в
обучении
русскому
языку
и
литературе
успешно
могут
применяться
следующие
приемы:
ассоциативный
ряд,
опорный
конспект,
ИНСЕРТ
(интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления),
мозговая
атака, групповая
дискуссия,
кластеры, синквейн,
«продвинутая
лекция»,
эссе,
ключевые
термины,
перепутанные
логические
цепочки,
дидактическая игра, лингвистические карты,
работа с тестами. Большое
значение
для
раскрытия
творческого
потенциала
ученика
имеют
и
нетрадиционные
формы
домашнего
задания ,
которые
призваны,
с
одной
стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с
другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому
найти решение нестандартного вопроса, задания.
Итак, в основе современного образования лежит активность как учителя, так
и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности,
умеющей
учиться,
совершенствоваться
самостоятельно,
и
подчиняются
основные задачи современного образования. Каждый учитель должен стать
новатором, успешным, как и его учащиеся. Ведь именно
инновационный
подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы
н а п р а в и т ь
з н а н и я
н а
р а з в и т и е
с п о с о б н о с т и
у ч е н и к а
к
самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной
деятельности в новой ситуации.
Использованная литература
1.
Бахмутский А.Е. «Школьные технологии» М., 2004 г.
2.
Кзензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии» М., 2000 г.
3.
Перова Т.Ю. Жанры проблемного монолога на современном уроке:
монография/ Т.Ю.Перова, О.В.Гордеева - Новокузнецк: МАОУ ДПО
ИПК,2014г.
4.
Тростенцова Л.А.«Урок русского языка на современном этапе» М.,
1998г.
5.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2003 г.