Напоминание

Роль игры в адаптационный период


Автор: Малмыгина Лидия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: п.Октябрьский, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Роль игры в адаптационный период
Раздел: дошкольное образование





Назад




Малмыгина Лидия Владимировна Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Радуга» Роль игры в адаптационный период Проблемы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но острота их не слабеет. Это связано со многими моментами нашей жизни: переменился детский сад, меняются дети и их родители. Вокруг ребенка вращаются трудности адаптации к детскому саду. Прямо на него нацелены переживания родителей и профессиональный взгляд педагогов. В период адаптации непосредственно образовательная деятельность не проводится. Главная форма детской активности – игра. Игра как форма организации жизни и деятельности является условием и критерием быстроты и степени приспособления ребенка к новому окружению. Игра – самая естественная и любимая деятельность детей. Игра сопровождает детей в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. Забавные хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками поднимают настроение, помогают забыть минуты расставания с родителями, сближают детей. Подвижные игры, упражнения двигательного характера снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении. Такие упражнения, как «Полетаем, как самолетики», «Полетаем, как птички», «Попрыгаем, как зайчики». Игра дает возможность ребенку осваивать реальность через действия в условных обстоятельствах, восстановлять фрагменты реальной жизни взрослых. Условность ситуации импонирует малышу, так как не требует исполнения точных действий с настоящими предметами, что, в свою очередь, не сковывает детскую активность. К тому же возникновение в деятельности малыша первых предметов замещения позволяет ему мыслить и действовать обобщенно, а не конкретно, как в практических действиях с предметами. Игры быстро втягивают детей в свой ритм и задают положительный эмоциональный настрой. Они сближают детей. Игра «Давайте познакомимся!», «Здравствуйте, ладошки» эту игру лучше проводить утром, «Раздувайся, пузырь!», «Мы на луг ходили», «Лови-лови!», «Зайка беленький сидит», «Чей голосок?» В адаптационный период активно использовались физические упражнения и игры, которые проводились по несколько раз в день. Игры: «Раздувайся, пузырь!» , «Лови-лови!», «Найди игрушку», «Виноградная гроздь» .
Главная

задача

игр

в

этот

период
– формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок увидел в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение началось на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, проявлением заботы к каждому малышу.
Чтобы дети не чувствовали себя обделенным вниманием воспитатели предлагали различные игры. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбирались с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: "Выдувание мыльных пузырьков" (на прогулке), "Пришел Петрушка", "Догонялки", "Хоровод", "Солнечные зайчики". В особом индивидуальном подходе и внимании нуждались застенчивые, робкие дети, чувствовавшие себя дискомфортно в группе. Для облегчения их душевного состояния, поднятия настроения использовали пальчиковые игры. Таким образом, успешная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада будет эффективной, если создать эмоционально благоприятную среду в группе, обеспечить индивидуальный подход, различную игровую деятельность, сотрудничество с родителями.
М.Картушина
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз) Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши) Здравствуйте, ножки! (топают ногами) Топ, топ, топ! Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки) Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают пальчиками по щечкам) Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх! Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево) Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами) Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево) Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами) Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью) Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем) Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой) Здравствуйте!
М.Красева
Прыгает заинька, - прыгают на месте Прыгает беленький, Зайка – прыг, зайка – скок, Слышен зайкин голосок. - Холодно заиньке, - «дрожат» Холодно белому, Как же быть мне зимой, Замерзает хвостик мой. - показывают «хвостик» - Голодно заиньке, Голодно белому, - «жалуются»
Кто б меня покормил, Прыгать больше нету сил. - Ах, ты наш заинька! - гладят зайчика Ах, ты наш беленький! Приходи в детский сад, Погости ты у ребят. Я пеку, пеку, пеку - «пекут пирожки» Всем друзьям по пирожку: Пирожок для мышки, - поочередно загибают Для заиньки-малышки, пальчики И для киски пирожок. Мишка, съешь и ты, дружок! Пирожок тебе, лиса. Очень вкусная игра! - хлопают в ладоши
Игра: Раздувайся, пузырь!
Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: “Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!” Ребенок называет свое имя. Взрослый ласково повторяет его, берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но громко, предлагает и ему присоединиться и дать руку. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они захотят быть в коллективе. Дети образуют длинную цепочку. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. “Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый.— А теперь давайте сделаем маленький кружок”. Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают “раздувать пузырь”: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук “ф-ф-ф-ф”. Эти действия повторяются два—три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова: Раздувайся, пузырь, Оставайся такой, Раздувайся большой, Да не лопайся!!!
Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: “Лопнул пузырь!” Все хлопают в ладоши, произносят слово “Хлоп!” и сбегаются к центру. После этого игра повторяется. Закончить ее можно так. Когда “пузырь лопнет”, воспитатель говорит: “Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...” Дети разбегаются в разные стороны.
Игра: Лови-лови!
К палочке длиной 0,5 или 0,75 м на шнурке прикрепляется легкий и удобный для хватания предмет — мягкий поролоновый мячик, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям поймать предмет на шнурке. Заинтересовав их самой задачей — ловить мячик, взрослый предлагает детям встать в кружок, а сам же становится в центре. “Лови-лови!” — говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу “Беги на место!” рассыпается. Дети садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.
Игра: Найди игрушку.
Ведущий (сначала воспитатель, потом кто-то из детей) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, и предлагает остальным найти ее. Сначала говорится: “Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке”; затем: “Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати”. После того как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.) . Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения (“там моют посуду”), через действия (“лежит тихо, закрыв глаза”) и т. д.
Затем можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т. д.— и знакомиться с людьми, работающими там).
Игра «Виноградная гроздь»
Способствует почувствовать принадлежность к группе, объединению коллектива. Прошу вас взять ленту в руки и закрыть глаза. Звучит спокойная музыка. Представьте, что вы ягодки на виноградной лозе. Почувствуйте тепло ягод, которые рядом с вами. Когда я позвоню в колокольчик, вы откроете глаза. Воспитатель звонит в колокольчик и держит виноградную лозу. Посмотрите наша группа состоит из разных людей. Как эта виноградная лоза состоит из разных ягод. Теперь каждый по очереди отпустит ленту, оторвет одну ягодку, назовет своё имя. Ягодки держатся все вместе, так и вы будите достигать успеха, держась вместе. Возьмитесь за ленту, закройте глаза и когда я позвоню в колокольчик, откроете глаза.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники