Приобщение старших дошкольников к двигательной активности
Автор: Бондаренко Оксана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ ЦРР - детский сад № 5 г.Россоши Населённый пункт: Воронежская область Наименование материала: Статья Тема: Приобщение старших дошкольников к двигательной активности Раздел: дошкольное образование
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ
РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ ФГОС ДО
Бондаренко Оксана Владимировна,
воспитатель МКДОУ ЦРР – детский сад № 5 г.Россоши
Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Высокий
уровень двигательной активности – важнейшее условие не только физического, но и
умственного развития детей. Однако в детском саду образовательный процесс, не
связанный
с
усвоением образовательной
области
«Физическое
развитие»,
чаще
организован
так,
что подача
новых
знаний
происходит
на
фоне
минимальной
двигательной активности. Постоянно возрастающие требования к уровню умственного
развития
и
образованности
детей,
необходимость
усваивать
большое количество
информации в условиях острого дефицита времени привели к поиску новых форм
организации
образовательной
работы,
среди
которых наибольшее
распространение
получили технологии, основанные на основе интеграции образовательных областей.
Исходя из поставленной цели – объединить различные виды деятельности детей в
целостный педагогический процесс – были определены следующие задачи:
- формирование осознанного отношения к физической активности на основе освоения
представлений и знаний о физической культуре;
- формирование практических умений и навыков на основе усвоения норм и правил
окружающего мира;
-
повышение
уровня
физической
подготовленности
на
основе совершенствования
двигательных умений и навыков, а также развития двигательных качеств и способностей;
- воспитание потребностей в физическом совершенствовании на основе формирования
интересов и мотивов к занятиям с физическими упражнениями.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной
дидактики: образование должно быть не большим по объему, но емким.
Отличительные особенности интегрированных занятий:
- четкость, комплексность;
- логическая взаимообусловленность, взаимосвязь предметов;
- использование динамических пауз;
- использование большого количества разнообразного наглядного материала, атрибутов,
нестандартного оборудования.
Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, а
интегрированные
занятия
представляют
собой
объединение
нескольких
видов
деятельности.
Занятия
такого
характера
вызывает
интерес, способствует
снятию
перенапряжения,
перегрузки
и
утомляемости
за
счет переключения
детей
на
разнообразные виды деятельности. В своей работе я использую следующие формы
работы с дошкольниками: занятия, праздники, досуги, викторины, развлечения. Я стараюсь
создавать у детей устойчивую потребность в сохранении своего здоровья, формируя
ценностное
отношение
к
нему.
Отдаю
предпочтение
интегрированным
занятиям
по
различным образовательным областям, сочетающим в себе познавательную, речевую
деятельность
и
двигательную активность.
Эти
занятия
позволяют
эффективно
формировать поведенческие навыки и потребность в здоровом образе жизни.
Планирование
и
проведение совместной деятельности осуществляется с учетом
принципов комплексности и тематичности.
Увлекательны и интересны досуговые формы: праздники, развлечения, викторины. Их
задача – не только дарить радость от встреч с любимыми произведениями, с героями
детских
книг,
решать
задачи
речевого
развития, развития творчества, нравственных
качеств, но и физического развития детей. Даже если вслушаться в название физкультурно-
литературных досугов: «Путешествие по сказкам», «Поможем Федоре», «Путешествие за
капелькой солнца», «Спасаем доктора Айболита», «Проделки старухи Шапокляк», то
можно понять, с каким интересом и увлечением дети принимают участие в таких
мероприятиях.
При проведении непосредственно образовательной деятельности по образовательной
области «Физическая культура», я использую пройденный материал по образовательным
областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Какая бы ни была тема,
форма занятий: путешествия и приключения их структура является неизменной. В
вводной части - создаётся проблемная ситуация, раскрывается сюжет. Это повышает
мотивацию к решению поставленных перед детьми задачи. В этой части использую
различные
виды
ходьбы,
бега,
прыжки,
в
некоторых
случаях
сопровождаемые
речевыми
комментариями,
счетом.
Обязательной
частью
каждой
игры-путешествия является
самомассаж, который также сопровождается речевой деятельностью. Если сюжет НОД
имеет
природоведческий
характер,
то
я использую
приемы,
активизирующие
экологическое мышление и творческое воображение. Так на занятии «Путешествие в
осенний
лес»
мы
обобщили
и систематизировали
представления
о
времени
года,
устанавливали причинно-следственные связи между природными явлениями, выявляли
причины происходящих изменений, закрепляли правила поведения в природе. Прежде, чем
отправиться в путешествие, дети выполнили массаж спины «Дождик», самомассаж
«Чтобы ушки не болели», упражнение на дыхание «Ветер», различные виды ходьбы и
бега. Преодолевая «Полосу препятствий» дети развивали навык подлезания правым и левым
боком, упражнялись в ползании по гимнастической скамейке на животе и с мешочком на
спине на четвереньках. Прибыв на «Лесную полянку» дети закрепили знания о разных
видах деревьев в играх: «Шишки-желуди», «Волшебные листья», выполнили ОРУ с
листьями, пальчиковую гимнастику «Осенние листья»
-
развивая общую и
мелкую
моторику. Обнаружив «мусор» на «Поляне», ребята вспомнили правила поведения в
природе и убрали его в эстафете «Кто быстрее». Выполнив релаксационное
упражнение
«Теплый ветер» и пройдя по «Волшебному мостику» - массажеру, дети закончили свое
«путешествие» и вернулись в группу.
Проводя НОД с элементами математики, дети закрепляют понимание отношений
между числами натурального ряда, закрепляют умение раскладывать число на два меньших
и составлять из двух меньших - большее. Дети учатся построению двойками, тройками,
четверками по заданному числу или по карточке, построению в один или два круга по хлопку,
карточке. В игре «Чья команда быстрее построится»
-
дети берут карточку с цифрой и
строятся друг за другом от 1 до 10 и т.д.
Пристальное внимание уделяю формированию у детей привычки к здоровому
образу жизни, формирую знания об организме, правилах здорового питания, элементарной
первой медицинской помощи. Путешествуя с детьми по стране «Носарии», дети закрепляли
знания об анатомо-физиологическом строении носа, выполнили массаж носа «Улитка»,
ритмическую гимнастику «Паровоз». Рассматривая иллюстрации разных видов носов,
определяли, чей он, для чего необходим, кто и как его использует. Дети выполнили
комплекс упражнений «Забавные животные», пальчиковую гимнастику «Какая у кого
песня». Встретившись с Буратино, объяснили ему значение словосочетаний: «не вешай
нос», «совать
свой нос
в чужие дела», «весна на носу», подобрали соответствующие
картинки. Дети научили Буратино ухаживать за своим носом,
составили «Правила здорового носа», познакомили с самомассажем «Носик-носик».
Возвращаясь из страны «Носарии», дети упражнялись в перешагивании через
набивные
мячи, в прыжках на двух ногах, с продвижением вперед и прыжках на правой и левой
ноге.
Интегративный подход в организации различных видов деятельности помогает
повысить мотивацию детей к различным видам деятельности, способствует укреплению
здоровья,
совершенствует
основные
движения
и
их координацию,
препятствует
утомляемости и перенапряжению, оптимизирует процессы познания.