Народная культура и традиции как средство развития и воспитания творческих и познавательных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью
Автор: Андриянова Екатерина Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа-интернат № 1 им.К.К.Грота Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: Народная культура и традиции как средство развития и воспитания творческих и познавательных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью Раздел: среднее профессиональное
«Народная культура и традиции как средство развития
и воспитания творческих и познавательных
способностей у детей с интеллектуальной
недостаточностью»
Знакомство с обычаями, традициями россиян, помогает воспитать у
детей интерес к истории русского народа, любовь к его культуре, помогает
сохранить
наследие
прошлых
веков.
Поэтому
познание
детьми
культуры
русского народа, его фольклора, находит отклик в детских сердцах, оказывает
положительное влияние на эстетическое и эмоциональное развитие детей,
позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка, сформировать
общую
духовную
культуру.
И
начинать
приобщение
к
ценностям
и
традициям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детство —
это
время,
когда
возможно
подлинное
искреннее
погружение
в
истоки
национальной культуры.
Интегрированный подход в ознакомлении детей с народной культурой,
включающий сведения об истории и культуре России, народных традициях,
во все виды детской деятельности является наиболее оптимальным.
1. Игровая деятельность является ведущей в ознакомлении
воспитанников с народной культурой. Ознакомление детей с народными
играми совмещает в себе также развитие познавательных способностей,
продуктивной, художественно-речевой и музыкальной деятельности. Кроме
того, она позволяет познакомить детей с фольклором.
Отбор игр должен строиться на принципах учета возрастных
особенностей детей, интегративности, системности и последовательности
содержательного компонента.
Используя народную игру как эмоционально-образное средство
влияния, воспитатель пробуждает детей к активному выполнению игровых
действий, творческому преобразованию знакомой игры в новую, развивает
интерес к фольклору.
Народные игры являются одним из средств нравственно-
патриотического воспитания воспитанников. В них отражаются
национальные устои, образ жизни людей, их труд, особенности быта,
представления о нравственных качествах: о чести, смелости, мужестве.
Кроме того, в процессе игры воспитывается желание обладать силой,
ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Самобытность народных игр заключена в том, что они, построены на
глубоко нравственной основе. Играя, воспитанники ощущают гармонию с
окружающим миром. У них формируется устойчивое, заинтересованное,
уважительное отношение к культурному наследию родной страны, создается
эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию народные игры доступны ребенку, лаконичны и
выразительны. Они способствуют активизации работы мысли, расширению
кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Именно поэтому
игра признана ведущей деятельностью у детей младшего школьного возраста.
В ходе игры воспитатель привлекает внимание воспитанников к ее
содержанию, следит за точностью выполнения движений, соблюдения
правил, приучает оказывать поддержку товарищу, добиваться совместного
(командного) достижения общей цели и при этом испытывать радость. В
конце игры важно отметить поступки тех детей, которые проявили смелость,
ловкость, выдержку и взаимопомощь. Необходимо помнить, что главная
задача деятельности педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей
желание играть самостоятельно и активно.
Использование народных игр в совокупности с другими
воспитательными средствами представляет собой основу формирования
гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное
богатство и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу важно
понять, что впечатления детства неизгладимы и глубоки. Они образуют
фундамент для развития его нравственных чувств.
Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей
незабываемые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на
подлинные жизненные ценности.
«У медведя во бору»
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают
"медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это
берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и
старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом
и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
« Горелки»
Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно,
взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором
громко говорят или распевают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги!!!
Другой вариант:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара, беги!
В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки
и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой -
справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара,
встретившись, вновь возьмется за руки.
Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в
первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.
«Мороз - Красный нос»
По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном
из них собираются игроки.
Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:
Я Мороз - Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!
Играющие в ответ скандируют:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и
«заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.
По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в
«замороженном» положении на последующие туры. В этом случае
выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения
Мороза
« Гуси»
По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых
собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг,
символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и
заводит диалог с «гусями»:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк
их ловит». Пойманный игрок становится «волком».
« Колечко-колечко»
Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек
лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки
сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им
колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие
должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда
водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть,
должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если
удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал.
Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются
сомкнутыми.
2. Дети получают огромное удовольствие от рисования, лепки, игры с
конструктором, выполнения поделок и прочих игр, связанных с воплощением
их творческих идей.
Кроме того, польза от творчества является просто неоценимой, ведь у
детей развивается и мелкая моторика, и сенсорное восприятие, воображение
и пространственное мышление, совершенствуются целые группы навыков и
формируется эмоциональная оценка происходящего.
Вместе с интеллектуальным развитием, через детское творчество к
ребенку
приходит
и
духовное
осознание,
происходит
знакомство
с
прекрасным, предметы анализируются с художественной стороны. Ребёнок
понимает, что такое «красиво» или «некрасиво», «ровно» или «неровно»,
учится высказывать свои мысли и мнение, формирует культурное восприятие
.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с
которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются
не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них
лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции
отклонений в развитии.
Эта специфическая деятельность имеет коррекционную
направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики,
координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою
деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает
внимание, воображение, сенсорику.
Художественно-ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по
законам красоты. А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом
и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно
создает художественные образы в своем воображении, одновременно
участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.
Во время занятий творческим трудом решаются следующие задачи:
- Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов
цвета, формы и величины;
- Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности
сравнивать и обобщать;
- Знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями
декоративно-прикладного искусства.
- Воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам
искусства; развитие интереса к духовному миру человека;
- Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности
применять полученные знания в повседневной жизни.
Примерные темы отдельных конкурсов:
- изготовление самодельных игрушек;
- изготовление из природного материала елочных игрушек;
- изготовление матрешки из пластилина
- на лучшее панно из засушенных листьев и цветов;
- на лучшую композицию из разных материалов
- аппликация «Русская народная изба»
- на лучшую расписную ложку
и другие конкурсы.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Программные задачи
Виды детской
деятельности
1.
Теремок
Знакомить с традиционно-
бытовой культурой русского
народа, с жилищем наших
предков, традициями
строительства избы. Расширять
словарный запас: изба, сруб,
рубить, конек, крыльцо.
Воспитывать уважение и
восхищение мастерством
человеческих рук.
Коммуникативная,
Игровая,
музыкально-
художественная
2.
Русская матрешка
Знакомить с народной игрушкой
– матрешкой. Ввести в активный
словарь лова: матрешка,
расписная, деревянная.
Развивать интерес к народной
игрушке, воображение, желание
украсить ее
Игровая,
Коммуникативная,
Музыкально-
художественная
3
Золотое веретено
Знакомить с женским народным
ремеслом – прядением,
орудиями труда; прялкой,
веретеном. Учить работать в
парах. Расширять словарный
запас: прялка, веретено, пряха.
Развивать интерес к старине,
бережное отношение к
предметам старины
Игровая,
Коммуникативная,
Познавательно-
исследовательская
4
Глиняный человек
Формировать интерес к
русскому прикладному
искусству – глиняной игрушке.
Активизировать слова: глина,
глиняный, тяжелый, бьется.
Развивать желание самим
создавать и творить по мотивам
русского народного творчества
Игровая,
коммуникативная,
чтение
художественной
литературы,
познавательно-
исследовательская
5
Путешествие в
прошлое ручки
Знакомство с историей ручки,
процессом преобразования ее
Коммуникативная,
игровая, чтение
человеком. Учить понимать
назначение и функции ручки, ее
необходимость в жизни
человека. Развивать интерес и
желание знать прошлое человека
художественной
литературы,
познавательно-
исследовательская
6
Путешествие в
прошлое часов
Знакомить с историей прошлого
часов. Активизировать в речи
слова: циферблат, часы, маятник,
часовщик. Воспитывать
уважение к труду человека-
изобретателя, творца, созидателя
Коммуникативная,
Игровая, чтение
художественной
литературы
7
Из прошлого ложки
Знакомить с кухонной
утварью,ее возникновением и
использованием. Упражнять в
ведении диалога. Развивать
интерес к ремеслам наших
предков.
Коммуникативная,
Музыкально-
художественная,
игровая
8
Устное народное
творчество –
потешки, считалки,
небылицы
Знакомить с устным народным
творчеством: потешками,
считалками, небылицами; дать
почувствовать добрый юмор,
задор небылиц. Учить считалки,
практически применять их в
игровых ситуациях.
Коммуникативная,
игровая,
музыкально-
художественная
9
Как рубашка в поле
выросла
Знакомить с технологией
изготовления крестьянами
одежды. Расширять словарный
запас: трепало, мялка, лен.
Воспитывать уважение к
нелегкому труду крестьян
Коммуникативная,
игровая,
познавательно-
исследовательская.
чтение
художественной
литературы
10
«Госпожа Честная
Масленица»
Знакомить с традициями
русского народа (обрядовым
праздником Масленица).
Развивать речь, заучивая
заклички, поговорки.
Воспитывать интерес и
уважение к традициям русского
народа
Коммуникативная,
Игровая,
музыкально-
художественная
11
«Фока воду кипятит
и как зеркало
блестит»
Знакомить с историей
возникновения чайника, его
предшественником – самоваром.
Игровая,
коммуникативная,
чтение
Расширять словарный запас:
самовар, чайник, чаепитие.
Воспитывать культуру
поведения за столом через игру
«Напоим куклу чаем»
художественной
литературы
Список литературы по методической разработке
1.
Аникина Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: МГУ 2006,
118с.;
2.
Антонов Г.В. Социология семьи. Учебно-методическое пособие.
Волгоград: Издательство «Учитель» 2008, 216 с.;
3.
Батурина Г.А. Нравственное воспитание школьника на народных
традициях. М.: 2006, 110с;
4.
Ворошилов О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные
мероприятия с младшими школьниками . Волгоград: 2007, 167с;
5.
Герасимов С.А. Педагогические средства воспитания толерантности у
детей школьного возраста. Архангельск, 2009, 204с.;
6.
Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: учебное пособие. М.: МПСИ; 2010.
160с;
7.
Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном
учреждении: планирование, развивающие программы, методическое
обеспечение. Волгоград: «Учитель», 2012, 311с.;
8.
Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с младшими
школьниками, Волгоград: «Учитель», 2012, 166с;
9.
Койчуева А.С. Формирование ценностных ориентаций личности в
контексте этнической культуры народов Северного Кавказа, М.:
Финансы и кредит, 2008, 205с.;
10.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.:
2004, 302с.;
11. Купач Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания
школьников на культурно-исторических традициях. М.: «Прометей»,
2010, 126с.;
12. Овсянникова О.А. Формирование толерантных отношений школьников
к сверстникам средствами искусства. Диссертация канд.пед.наук.,2008.
Екатеринбург, 185с.;
13.Усова А.П. Русское народное творчество в образовательном
учреждении. М.: «Идея-Пресс»,2010, 78с.