Напоминание

Народная культура и традиции как средство развития и воспитания творческих и познавательных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью


Автор: Андриянова Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа-интернат № 1 им.К.К.Грота
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Народная культура и традиции как средство развития и воспитания творческих и познавательных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью
Раздел: среднее профессиональное





Назад





«Народная культура и традиции как средство развития

и воспитания творческих и познавательных

способностей у детей с интеллектуальной

недостаточностью»
Знакомство с обычаями, традициями россиян, помогает воспитать у детей интерес к истории русского народа, любовь к его культуре, помогает сохранить наследие прошлых веков. Поэтому познание детьми культуры русского народа, его фольклора, находит отклик в детских сердцах, оказывает положительное влияние на эстетическое и эмоциональное развитие детей, позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка, сформировать общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям и традициям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Интегрированный подход в ознакомлении детей с народной культурой, включающий сведения об истории и культуре России, народных традициях, во все виды детской деятельности является наиболее оптимальным.
1.
Игровая деятельность является ведущей в ознакомлении воспитанников с народной культурой. Ознакомление детей с народными играми совмещает в себе также развитие познавательных способностей, продуктивной, художественно-речевой и музыкальной деятельности. Кроме того, она позволяет познакомить детей с фольклором. Отбор игр должен строиться на принципах учета возрастных особенностей детей, интегративности, системности и последовательности содержательного компонента. Используя народную игру как эмоционально-образное средство влияния, воспитатель пробуждает детей к активному выполнению игровых действий, творческому преобразованию знакомой игры в новую, развивает интерес к фольклору. Народные игры являются одним из средств нравственно- патриотического воспитания воспитанников. В них отражаются национальные устои, образ жизни людей, их труд, особенности быта, представления о нравственных качествах: о чести, смелости, мужестве. Кроме того, в процессе игры воспитывается желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Самобытность народных игр заключена в том, что они, построены на глубоко нравственной основе. Играя, воспитанники ощущают гармонию с окружающим миром. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культурному наследию родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры доступны ребенку, лаконичны и выразительны. Они способствуют активизации работы мысли, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью у детей младшего школьного возраста. В ходе игры воспитатель привлекает внимание воспитанников к ее содержанию, следит за точностью выполнения движений, соблюдения правил, приучает оказывать поддержку товарищу, добиваться совместного (командного) достижения общей цели и при этом испытывать радость. В конце игры важно отметить поступки тех детей, которые проявили смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Необходимо помнить, что главная задача деятельности педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей желание играть самостоятельно и активно. Использование народных игр в совокупности с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу важно понять, что впечатления детства неизгладимы и глубоки. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств. Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей незабываемые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности.
«У медведя во бору»
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, И на нас рычит. После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу. «
Горелки»
Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором
громко говорят или распевают: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо - Птички летят. Колокольчики звенят! Раз, два, три - беги!!! Другой вариант: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги! В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.
«Мороз - Красный нос»
По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки. Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит: Я Мороз - Красный нос, Всех морожу без разбора. Разберусь со всеми скоро, Кто сейчас решится В дальний путь пуститься! Играющие в ответ скандируют: Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз! И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза «
Гуси»
По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и
заводит диалог с «гусями»: - Гуси, гуси! - Га-га-га! - Есть хотите? - Да-да-да! - Так летите же домой! - Нам нельзя: Серый волк под горой Не пускает нас домой! - Ну, летите, как хотите, Только крылья берегите! «Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком». «
Колечко-колечко»
Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.
2.
Дети получают огромное удовольствие от рисования, лепки, игры с конструктором, выполнения поделок и прочих игр, связанных с воплощением их творческих идей. Кроме того, польза от творчества является просто неоценимой, ведь у детей развивается и мелкая моторика, и сенсорное восприятие, воображение и пространственное мышление, совершенствуются целые группы навыков и формируется эмоциональная оценка происходящего. Вместе с интеллектуальным развитием, через детское творчество к ребенку приходит и духовное осознание, происходит знакомство с прекрасным, предметы анализируются с художественной стороны. Ребёнок понимает, что такое «красиво» или «некрасиво», «ровно» или «неровно», учится высказывать свои мысли и мнение, формирует культурное восприятие . Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них
лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику. Художественно-ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности. Во время занятий творческим трудом решаются следующие задачи: - Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины; - Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать; - Знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно-прикладного искусства. - Воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека; - Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни. Примерные темы отдельных конкурсов: - изготовление самодельных игрушек; - изготовление из природного материала елочных игрушек; - изготовление матрешки из пластилина - на лучшее панно из засушенных листьев и цветов; - на лучшую композицию из разных материалов - аппликация «Русская народная изба» - на лучшую расписную ложку
и другие конкурсы.
Тематическое планирование



п/п

Тема

Программные задачи

Виды детской

деятельности
1. Теремок Знакомить с традиционно- бытовой культурой русского народа, с жилищем наших предков, традициями строительства избы. Расширять словарный запас: изба, сруб, рубить, конек, крыльцо. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. Коммуникативная, Игровая, музыкально- художественная 2. Русская матрешка Знакомить с народной игрушкой – матрешкой. Ввести в активный словарь лова: матрешка, расписная, деревянная. Развивать интерес к народной игрушке, воображение, желание украсить ее Игровая, Коммуникативная, Музыкально- художественная 3 Золотое веретено Знакомить с женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда; прялкой, веретеном. Учить работать в парах. Расширять словарный запас: прялка, веретено, пряха. Развивать интерес к старине, бережное отношение к предметам старины Игровая, Коммуникативная, Познавательно- исследовательская 4 Глиняный человек Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке. Активизировать слова: глина, глиняный, тяжелый, бьется. Развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества Игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, познавательно- исследовательская 5 Путешествие в прошлое ручки Знакомство с историей ручки, процессом преобразования ее Коммуникативная, игровая, чтение
человеком. Учить понимать назначение и функции ручки, ее необходимость в жизни человека. Развивать интерес и желание знать прошлое человека художественной литературы, познавательно- исследовательская 6 Путешествие в прошлое часов Знакомить с историей прошлого часов. Активизировать в речи слова: циферблат, часы, маятник, часовщик. Воспитывать уважение к труду человека- изобретателя, творца, созидателя Коммуникативная, Игровая, чтение художественной литературы
7
Из прошлого ложки Знакомить с кухонной утварью,ее возникновением и использованием. Упражнять в ведении диалога. Развивать интерес к ремеслам наших предков. Коммуникативная, Музыкально- художественная, игровая 8 Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы Знакомить с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами; дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц. Учить считалки, практически применять их в игровых ситуациях. Коммуникативная, игровая, музыкально- художественная 9 Как рубашка в поле выросла Знакомить с технологией изготовления крестьянами одежды. Расширять словарный запас: трепало, мялка, лен. Воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян Коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская. чтение художественной литературы 10 «Госпожа Честная Масленица» Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником Масленица). Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа Коммуникативная, Игровая, музыкально- художественная 11 «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Знакомить с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром. Игровая, коммуникативная, чтение
Расширять словарный запас: самовар, чайник, чаепитие. Воспитывать культуру поведения за столом через игру «Напоим куклу чаем» художественной литературы
Список литературы по методической разработке

1. Аникина Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: МГУ 2006, 118с.; 2. Антонов Г.В. Социология семьи. Учебно-методическое пособие. Волгоград: Издательство «Учитель» 2008, 216 с.; 3. Батурина Г.А. Нравственное воспитание школьника на народных традициях. М.: 2006, 110с; 4. Ворошилов О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками . Волгоград: 2007, 167с; 5. Герасимов С.А. Педагогические средства воспитания толерантности у детей школьного возраста. Архангельск, 2009, 204с.; 6. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: учебное пособие. М.: МПСИ; 2010. 160с; 7. Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение. Волгоград: «Учитель», 2012, 311с.; 8. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с младшими школьниками, Волгоград: «Учитель», 2012, 166с; 9. Койчуева А.С. Формирование ценностных ориентаций личности в контексте этнической культуры народов Северного Кавказа, М.: Финансы и кредит, 2008, 205с.; 10.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: 2004, 302с.; 11. Купач Т.Ю. Педагогические основы социального воспитания школьников на культурно-исторических традициях. М.: «Прометей», 2010, 126с.; 12. Овсянникова О.А. Формирование толерантных отношений школьников к сверстникам средствами искусства. Диссертация канд.пед.наук.,2008. Екатеринбург, 185с.; 13.Усова А.П. Русское народное творчество в образовательном учреждении. М.: «Идея-Пресс»,2010, 78с.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники