Напоминание

О необходимости введения в общеобразовательных учреждениях учебного предмета "Психология"


Автор: Кандакова Виктория Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 4" г. Чебоксары
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: О необходимости введения в общеобразовательных учреждениях учебного предмета "Психология"
Раздел: среднее образование





Назад





О необходимости введения в общеобразовательных учреждениях учебного

предмета «Психология»

педагог-психолог

МАОУ «Лицей № 4» г. Чебоксары

Кандакова В.В.
Рабочая программа по психологии для 7 класса может быть основана на стандарте основного общего образования по обществознанию, 2004г. Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально - трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной

целью

школьного

образования
является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило
цель
обучения психологии:  Освоение основных знаний по психологии;  Овладение умением находить сведения о мире профессий, используя различные источники информации;  Развитие мышления, потребности в получении психологических знаний;  Воспитание ответственности за свои решения, уважение к труду и различным видам деятельности;  Стремление учащихся к активному самопознанию, научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях;  Формирование готовности использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования. В организации учебной деятельности рекомендуется реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения
:  Приобретение знаний: по психологии, о мире профессий самооценки, интересы и склонности в выборе профессии, профессионально важные качества, профессия и здоровье, общие и специальные способности, мотивы выбора профессии, навыки самопрезентации.  Овладение способами деятельностей: приводить примеры различных жизненных ситуаций, описывать действие людей в данной ситуации, находить конструктивные методы решения данной ситуации.  Освоение компетенций: п о з н а в ат е л ь н о й , и н ф о р м а ц и о н н о й , коммуникативной, рефлексивной, социально- трудовой.
Компетентностный подход
определяет следующие особенности предъявления содержания образования: обеспечивать формирование компетенций. Представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков наблюдения психологического поведения общества, дидактические единицы, которые содержат теоретические знания психологических процессов. Это содержание обучения является
базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. Также представлены дидактические единицы, отражающие формирование готовность использовать приобретенные знания, оценивать собственные действия, члена семьи и гражданина и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях образования, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная

ориентация
образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития психологических процессов, открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный

подход
отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности обучающихся, рабочая учебная программа может предусматривать обучение в объеме 1 часа в неделю. Данная программа не предполагает выполнение учащимися домашнего задания. В результате изучения психологии ученик должен:  быть информированным о мире профессий;  научиться ориентироваться в жизненных ситуациях;  осознать свои профессиональные интересы и склонности;  прфессиональное самоопределение. С учетом уровневой специфики обучающихся должна быть выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).


В раздел образования