Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка." Практикум


Автор: Кусскаева Светлана Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гимназия№2 город Нерюнгри РС(Я)
Населённый пункт: город Нерюнгри РС(Я)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка." Практикум
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель русского языка и литературы
Кусскаева Светлана Васильевна
«
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка.» Практикум
Здоровый ребенок – здоровая нация. И именно учитель в современных условиях может в полной мере способствовать сохранению здоровья подрастающего поколения. Сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни-
ортобиотика
.
Оптимизм- главный критерий ортобиоза.
• философия оптимизма как жизненного путеводителя; • знание и соблюдение гигиенических правил; • формула выживаемости - знание универсальных средств самосбережения; • технология сдерживания угасания жизни; • семья как цитадель ортобиоза. Ортобиоз - рациональный образ жизни; системообразующее условие долголетней работоспособности человека. Обращаясь к данной науке, на уроках русского языка и литературы я широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм, так как они формируют у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре.
Диктанты(5 кл.)

Умейте купаться.
В жаркий летний день часто возникает желание искупаться, поплавать в чистой прохладной воде. Вода - одна их тех стихий , которые давно известны человеку. Несмотря на это, люди продолжают тонуть в реках. Купайтесь, но помните некоторые правила поведения на воде. Купание нужно начинать в безветренную солнечную погоду, когда вода достаточно прогрелась. Купаться можно утром и вечером и только в безопасных, специально отведенных местах. Нельзя купаться одному, так как в случае беды никто не сможет вам помочь. Чтобы не случилось несчастья, знайте и соблюдайте эти простые правила. Будьте осторожны на воде. (99слов)
Виды спорта.
Спорт вообще бывает разный. В одних видах спорта важна ловкость, в других – сила, в третьих – смелость, а в четвёртых – логика. Каждый выбирает такой спорт, который больше ему подходит. Есть командные игры: хоккей, футбол, волейбол. Есть игры, в которые играют два или четыре игрока: боулинг и теннис. А есть и такие виды спорта, где участники соревнуются друг с другом: плавание, лёгкая атлетика, гимнастика. В одиночных видах спорта надо рассчитывать только на себя и на свои возможности, а в командных – уметь взаимодействовать с другими игроками. Это важное качество!
Диктант с элементом сочинения (7 кл.).
Еще в детстве Руаля Амудсена, норвежского полярника, захватила мечта покорить белое безмолвие вечных снегов, созданных как будто для того, чтобы стать преградой на пути
человека. Начиная с 15 лет, Руаль живет как спартанец : строгая диета, изнурительные физические упражнения, включающие в себя продолжительные лыжные прогулки, сон на свежем воздухе даже в суровые зимние ночи… Юноша закалял не только тело, он готовил свой дух к тяжелым испытаниям.
Как вы понимаете слова: « Юноша закалял не только тело, он готовил свой дух к

тяжелым испытаниям».

Изучение официально-делового стиля. Составление инструкций, памяток по

сохранению здоровья и личной безопасности. (5-7 кл.).
Составьте 10 простых правил «Как сберечь воду в вашем доме». Составьте 10 простых правил «Как вести себя на воде». Составьте 10 простых правил «Как сберечь воду в вашем доме». Составьте 10 простых правил «Как вести себя в лесу». Составьте памятку добрых дел. Составьте памятку «Как правильно питаться»
Официально-деловой стиль в 6 классе можно изучать на примере составления

памяток и инструкций по сохранению здоровья и личной безопасности.

Подготовка к ГИА в 9 классе. Изложение с элементом сочинения.Почему нужно

беречь воду
? Вода – наше главное богатство, ее ни чем нельзя заменить. Ведь человеческий организм больше чем наполовину состоит их воды. Человеку невозможно жить без воды. Вода-это питание, умывание и купание, мытье посуды, уборка в доме и на улице, полив растений, уход за животными. Кроме того вода вырабатывает энергию, является дорогой для кораблей и лодок, на производстве используется для охлаждения и промывания. Если без пищи человек может прожить больше месяца, то без воды всего несколько дней. Животные не могут прожить без воды больше десяти дней, не говоря о рыбах и животных, живущих в воде. Растения без воды вянут и погибают. Поэтому очень важно беречь воду, расходовать ее экономно, не загрязнять. Например, на мытье горы посуды под сильной струей воды мы тратим около 100 литров воды. За час из открытого крана выльется около 1000 литров воды. Чтобы наполнить ванну хотя бы наполовину, нужно 150 литров воды. Очень опасны загрязненные водоемы. Во-первых, в них гибнут рыбы и птицы, во -вторых, вода, испаряясь из такого водоема, образует облака и выпадает на землю кислотными дождями. Такие дожди опасны для всего живого. Давайте будем беречь воду, закрывать краны, экономно расходовать ее на свои нужды, не засорять водоемы, чтобы нам не пришлось когда-нибудь остаться без воды.
Каков твой вклад в сохранение водного богатства?

Уроки развития речи

в 5-6 классах.

Притча с продолжением
Однажды шли три странника. В пути их застала ночь. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил: “Кто вы?” - Здоровье, Любовь и Богатство. Впустите нас переночевать. - Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьей, кого из вас впустить. Больная мать сказала: “Давайте впустим Здоровье”. Дочь предложила впустить Любовь, а жена — Богатство. Пока они спорили, странники исчезли…
Продолжи притчу. Кого бы впустил в дом ты и почему?

Сочинение -рассуждение с опорой на текст притчи.
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее. Счастье говорит: — Я важнее!
— Почему? — Без меня людям плохо. Они всегда ищут меня. Обо мне все только и говорят. Каждый хочет быть счастливым. — Каждый также хочет быть здоровым. — Про здоровье мало кто говорит, а вот про счастье все подряд. — Ты считаешь, что здоровье не нужно людям? — Счастье важнее! Без него человек не может. Смотри, вон идет мальчик. Давай у него спросим, что для него главнее — счастье или здоровье? Они обратились к мальчику. — Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье? — Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик. — Ты счастливый? — О! Да, я счастливый! — Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее. — А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье. — Да, я здоров! — Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
Как ты понимаешь слова «Счастье» и «Здоровье»

Сочинение - рассуждение с опорой на текст «Зрение и собака»
Жил на свете человек. И был у человека верный друг — собака. Но пришла болезнь к человеку, стало у него быстро ухудшаться зрение. С каждым днём оно становилось всё хуже, и ослеп человек. И возроптал, потому как трудно стало ему жить на свете. Он цеплялся за предметы, спотыкался и падал. И пришла на помощь к человеку собака. Она стала водить его по улицам, предупреждать об опасности. Человек холил и лелеял собаку, и каждый день возносил ей хвалу. Но пришёл конец жизненного собачьего пути. И остался человек один, без поддержки. И стал он опять натыкаться на опасные предметы и калечиться, падая на улице. Понял человек, что трудно ему теперь будет без собаки. Понял и смирился. И стал он напрягать своё зрение, пытаясь разглядеть хотя бы свет. Ему это удалось. И стал он тренировать зрение, чтобы видеть предметы. И постепенно вернулось зрение к человеку. И возроптал человек, что потерял столько времени. И проклял собаку, которая, по его мнению, мешала ему прозреть.
Как ты думаешь, что позволяет человеку преодолевать тяжелые испытания?

Изучение синтаксиса и пунктуации, публицистического стиля в 8 классе
Использование текстов для анализа, рассказывающих детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
Развитие речи на уроках русского языка и литературы
. Введение рубрики урока «Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?» Знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В. Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»; Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом; английский поэт Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом Мини-диспуты по анализу афоризмов, пословиц и поговорок на тему «Здоровье», «В здоровом теле здоровый дух», «Отдых – это перемена занятий» и т.д.

Вопросы для мини-диспутов. Основные принципы психологии здоровья,

сформулированные известным врачом Николаем Михайловичем Амосовым
1.Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их ничем нельзя. 2.Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. 3.Необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней; 4.Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать; 5.Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично. 6. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум рост в сантиметрах минус 100. 7. Говорят, что здоровье - счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь - она уж точно несчастье.


В раздел образования