"Система работы на уроке физической культуры с сильными и слабыми обучающимися как средство повышения качества обучения учащихся".
Автор: Решетняк Наталья Александровна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МАОУ "Светлоярская СШ№2 имени Ф.Ф. Плужникова" Населённый пункт: Волгоградская область п.г.т. Светлый Яр Наименование материала: статья Тема: "Система работы на уроке физической культуры с сильными и слабыми обучающимися как средство повышения качества обучения учащихся". Раздел: полное образование
Тема:
«Система работы на уроке физической культуры с сильными и слабыми
обучающимися как средство повышения качества обучения учащихся».
Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения
занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу,
учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и
проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков
стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее
удовлетворение. Как добиться этого, если в классе 27 человек с разным
уровнем физической подготовленности?
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом
воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не
могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что
им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду
недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты,
выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведённые данные позволяют
дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов
для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание
программ для уроков физической культуры и занятий разными видами
спорта, более точно определять дозировку физической нагрузки. Важность
этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют
различный уровень двигательной подготовленности, типологические и
личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы
внешней среды. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е.
выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например,
по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе
индивидуального подхода. Это касается ребят подготовительной
медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств
вместе со всеми. По результатам предварительного учёта, который позволяет
мне как учителю и учащемуся видеть объективную картину исходных
показателей физической подготовленности, происходит условное
дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного
учета выставляются только положительные - это точка отсчета для
определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я
подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю
индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности
ученики- это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления
материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих
отделениях, участвуют в судействе и т.д. Упражнения детям этой группы
подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в
то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для
меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха,
чтобы к занятиям физической культурой появился интерес, а, значит, будут
успехи и награды за их труд. Так, серьезную проблему для большинства
мальчиков представляет подтягивание из виса. Поэтому, в зависимости от
степени развития силовых способностей каждого ученика, я использую
подводящие упражнения: отжимание от пола, подтягивание из виса лежа,
подтягивание из виса с помощью товарища. Достижение определенных
результатов при условии систематических занятий дает основание мне для
выставления ученику высокой оценки. Проводя работу по формированию
навыков самоконтроля в процессе двигательной активности, стараюсь
принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в
зависимости от этого давать домашние задания, привлекать ребёнка к
дополнительной внеклассной работе, а это: участие в городских
Спартакиадах, конкурсах, различных спортивных мероприятиях. Особенно
кропотливо веду работу с детьми, отстающими в физическом развитии,
двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята
поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной
деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю
им командование отделением или даже всем классом, например, при
проведении ОРУ. Привлекаю их к участию во внутришкольных
соревнованиях и индивидуально подхожу к каждому ребёнку вместе с
родителями.