Формирование культуры безопасного образа жизни в дошкольном образовательном учреждении
Автор: Дудко Оксана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №414 Населённый пункт: Свердловская область, город Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: Формирование культуры безопасного образа жизни в дошкольном образовательном учреждении Раздел: дошкольное образование
О. А. Дудко,
воспитатель МБДОУ детского сада
комбинированного вида №414
Формирование культуры безопасного образа жизни
в дошкольном образовательном учреждении
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная
жизнь мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы» В.А. Сухомлинский.
Сегодня
под
здоровым
образом
жизни
мы
понимаем
активную
деятельность
людей,
направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа
жизни
должно
начинаться
уже
в
детском
саду.
Вся
жизнедеятельность
ребенка
в
дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Основой
являются
еженедельные
познавательные,
физкультурные
и
интегрированные
занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью
оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в
сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому
очень
важно
правильно
сконструировать
содержание
воспитательно-
образовательного
процесса
по
всем
направлениям
развития
ребенка,
отобрать
современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к
ценностям здорового образа жизни.
На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и
оздоровления
детей.
Создана
необходимая
макро
и
микро
среда.
В
детском
саду
функционируют спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп,
музыкальный зал.
Для
развития
физических
качеств,
формирования
двигательных
умений
и
навыков,
воспитанию
потребности
в
самостоятельных
занятиях
физическими
упражнениями
в
каждой
группе
оборудованы
физкультурные
уголки:
в
них
есть
все
необходимое
физкультурное
оборудование
для
самостоятельной
двигательной
деятельности
детей,
атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна,
оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
В
систему
работы
с
детьми
входит
и
активное
использование
технологии
обучения
здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время
пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы
организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции,
театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
На
музыкальных
занятиях
дети
изучают
не
только
элементы
классического
танца,
танцевальные движения и этюды, но и упражнения на развитие своего тела.
Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых
решаются
оздоровительные,
развивающие
и
воспитательные
задачи.
Во
время
физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый ребенок»,
целью
которого
является
профилактика
простудных
заболеваний,
плоскостопия
и
нарушений
осанки.
Педагогом
по
физкультуре
на
занятиях
активно
используется
музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр
физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению
своего здоровья.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания
детей используются различные методические приемы. После дневного отдыха проводится
гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание,
как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка
и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального
здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения
режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к
детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки ,
молоко.
Для
профилактики
острых
респираторных
заболеваний
в
питание
детей
включаются
зелёный
лук,
чеснок,
что
позволяет
добиться
определённого
снижения
заболеваемости.
Регулярно
проводятся
плановые
медицинские
осмотры
детей
с
привлечением
специалистов
центральной
поликлиники.
Результаты
обследования
учитываются медицинской сестрой, воспитателем.
Одним
из
обязательных
условий
воспитания
культуры
здоровья
ребенка
становится
культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом
образе
жизни
у
детей
используются
как
традиционные,
так
нетрадиционные
формы
работы
с
родителями,
такие
как
информационные
бюллетени,
рекламные
буклеты,
тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть
не буду», «Как я расту», проводятся консультации, родительские собрания , спортивные
семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в
ДОУ.
Основные задачи работы с детьми:
1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой
части существования.
5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов
интеграции разных видов деятельности.
6) Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению
оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Предполагаемые результаты
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его
сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической
подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе
жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического
воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного
возраста.
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно
из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и
экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его
законные права – право на здоровый рост и развитие.