Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
Автор: Степанова Надежда Леонидовна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ "Верхнеачакская СОШ" Ядринского района Чувашской Республики Населённый пункт: Наименование материала: статья Тема: Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Раздел: среднее образование
Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании
подрастающего поколения
Степанова Надежда Леонидовна - учитель музыки муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Верхнеачакская средняя общеобразовательная школа»
Ядринского района Чувашской Республики, г. Ядрин
Духовно-нравственное воспитание учащихся - первостепенная задача современной
образовательной системы.
Основой
разработки
и
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности,
систему
базовых
национальных
ценностей,
принципы
духовно-нравственного
развития
и
воспитания личности.
Духовно-нравственное
воспитание
является
важнейшей
стороной
формирования
и
развития личности ребёнка. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной
культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к
искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала
учащихся, стимулирования его развития.
Педагог призван формировать у учащихся нравственные ориентиры, без которых знания
могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного
воспитания обучающихся на уроках и во внеурочное время.
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта
хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую
необходимость
осмысления
основ
традиционной
народной
культуры,
тысячелетнего
опыта
освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям.
Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений
играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-
нравственных качеств подрастающих поколений. В них сосредоточены такие гуманистические
ценности, которые не подвержены старению. В тоже время они создают этническую специфику
народов, украшают их духовный облик. Сейчас важно не растерять те ценности в духовной
культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса, т.к. в
воспитании подрастающих поколений невозможно обойтись без использования опыта народа в
этой области, его педагогических традиций.
Значимость нравственного и эстетического воспитания отмечалась исстари, во все времена.
Каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигает
те или иные формы, средства и методы воспитания образования, которые соответствуют социально
экономическим условиям развития общества.
Центром активной общественной и культурной жизни нашего села всегда была школа. Ее
можно назвать даже координатором и главным двигателем прогресса в сельской местности,
Верхнеачакская
школа,
которая
знает,
чего
она
хочет,
объединившись
с
другими
учреждениями
(сельской
библиотекой,
сельским
домом
культуры,
музеем
натурального
хозяйства), опираясь на таких могучих воспитателей как труд, искусство, культура, спорт, туризм,
народные
традиции,
значительно
осовременивает
образовательную
работу
и
разряжает
социальную напряженность в деревне. Ведь школа для села – это не только образовательный, но и
культурный центр всего села.
До сих пор в нашей сельской местности
традиционными
остаются
такие народные
чувашские праздники, как Сурхури (Рождество), Саварни (Масленица), Акатуй (Праздник плуга),
праздник коллективного труда Ниме, участниками которых являются все, от мала до велика.
Здесь исподволь, ненавязчиво учащиеся впитывают народную культуру, соответственно,
нормы народного этикета.
1
В нашей школе тоже
стало традицией проведение праздников с элементами народных
обрядов: осенью «Осень, осень, в гости просим» - праздник урожая, зимой – «Святки», весной –
«Масленица». Такие мероприятия способствуют пробуждению у школьников интереса к истории
своего
народа,
его
культуре, быту,
обычаям
и
традициям.
А
это
в
свою
очередь, помогает
оградить
учащихся
от
дурного
влияния
негативных явлений
действительности,
от
отрицательных образцов поведения людей. Достижение положительных результатов во
многом
зависит от профессионального мастерства педагогов,
уровня
их
знания
народных
традиций.
Духовно-нравственное
воспитание
является
важнейшей
стороной
формирования
и
развития
личности
ребёнка.
Поэтому
целостная
система
образования
должна
включать
не
только
обучающий
компонент,
но
и
систему
нравственного
просвещения
и
воспитания
школьников.
На уроках культуры родного края, музыки, изобразительного искусства учителя знакомят
детей
с
культурно-историческими
знаниями,
народными
промыслами,
произведениями
изобразительного и музыкального искусства своего народа и других народов.
Учащиеся
школы
занимаются
исследовательской
работой
по
этнокультурному
направлению, по сохранению и бережному отношению к традициям своего народа. Собранные
материалы об истории села, о знаменитых людях нашей местности ребята ежегодно защищают
на школьной научно – практической конференции, на районном конкурсе «Будущие лидеры
Отечества». Лучшие работы участвуют на научно – практической конференции «Excelsior».
В школе часто организовываем встречи с людьми старшего поколения, проживающими на
территории нашего хозяйства «Ленинская искра». Учащиеся узнают у бабушек и дедушек об их
увлечениях, любимых занятиях, с удовольствием разучивают их любимые песни.
Духовно –
нравственное воспитание ребят на основе фольклорного краеведческого материала
осмысленно
п р и в и в а е м
л ю б о в ь
и
у в а ж е н и е
к
н а р о д н о й
п е с н е .
Только через знакомство с произведениями фольклора и их исполнение можно привить любовь к
родным напевам и поэзии, старинным обычаям, обрядам и праздникам.
Так и передаётся красота – из рук в руки, так хранится народное богатство, в этом сила
чувашской земли, кладезь народной мудрости, забывая о которых, мы разрываем связь времён
и поколений.
Каждый год в общий годовой план работы Верхнеачакской школы включаем проведение
народного праздника Масленицы, активное участие на празднике Акатуй, интересно планируем
проведение предметной недели чувашского языка. Особо ценным является опыт привлечения в
этнотеатрализацию
вместе
с
детьми
родителей,
учителей
и
просто
взрослых,
что
вполне
соответствует старинной народной традиции: праздник - всем миром.
В сотрудничестве с музеем Натурального хозяйства д. Верхние Ачаки педагоги прививают
интерес учащимся к культурному наследию
чувашского
народа.
Посещая музей, учащиеся
погружаются в старину. Во время посещения музея обучающиеся усваивают нехитрые правила
поведения, узнают новые слова (экспонат, экспозиция, экскурсовод и т.д.), знакомятся с бытом
чувашского народа, узнают историю своей местности, учатся аккуратно обращаться с музейными
предметами, делятся своими впечатлениями об увиденном.
В экспозиции музея натурального хозяйства чувашского крестьянина
размещены
предметы чувашского быта: прялки, утюги, ухваты. В сундуке хранятся рушники, вышивки,
скатерти, одежда. Стоят стол и скамейки
сделанный из липы.
Все
предметы являются
подлинными - собранными с местного населения.
Музей основан в 1983 по инициативе председателя ОПХ «Ленинская искра» А. П. Айдака.
Этот музей посетило более 16 тысяч человек из России, Турции, США, Германии, Словакии и др.
стран.
В
2004
году
занял
первое
место
в
республике
в
конкурсе
в
номинации
«Самый
гостеприимный музей» [1, с. 156]. Уникальность этого музея в том, что экспонаты музея не лежат
«мертвым грузом», а часто демонстрируются в действии: например чувашские
костюмы и
предметы
чувашского
быта
мы
используем
на
фольклорных
праздниках,
досугах,
при
разыгрывании этнографических спектаклей. И как интересно ребятам,
напевая колыбельную
песню, покачивать детскую люльку, подвешенную к потолку.
2
Учащиеся нашей школы часто в этом музее выступают в роли
экскурсоводов. Они
знакомят гостей с обычаями чувашского народа, что позволяет им заглянуть в удивительный мир
бытовых традиций.
Когда перебираешь документы и фотографии событий нашей местности, всё больше и
больше узнаешь о культурной и общественной жизни нашей малой Родины. Надеемся, что
молодое поколение будет продолжателями традиций наших предков.
Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к
прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ -
народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.
В
последние
годы
мы
по-новому
относимся
к
старинным
праздникам,
традициям,
фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ
оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому для учителей стала актуальна
проблема - найти такие формы и средства приобщения учащихся
к истокам национальных
культур.
С
помощью
народного
наследия
у
чащихся
воспитывается
дружелюбие,
доброжелательность, чувство сопереживания, формируется чувство любви и привязанности к
родному краю.
Полученные результаты дают нам основание утверждать, что внедрение этнокультурного
компонента в воспитание школьников повышает эффективность воспитательно-образовательного
процесса нашей школы.
Духовно - нарвственное воспитание учащихся,
гуманизма, патриотизма, то есть
уважения к предкам – дело благородное и ответственное. И школа, и семья должны стремиться к
объединению
усилий
в
решении
главной
задачи
современности
–
воспитании
личности,
способной сберечь и преумножить лучшие традиции своего народа, сохранить то целительное
зерно, из которого произрастает человеческая душа.
Заложенные в традициях народной культуры высокая духовность и нравственность
выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации
бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и
бережного отношения к природе.
Воспитательная
роль
народной
культуры
и
прежде
всего
–
культуры
традиционной
проявляется через воздействие на каждого обучающего, таким образом она активно влияет на весь
уклад жизни и общества.
Следование канонам традиционной культуры развивает у учащихся чувство собственного
достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой
цивилизации.
Успешная
и
наиболее
полная
реализация
преобразующего,
созидательного
и
воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих
этому
условиях:
сохранение,
возрождение,
в
целом
и
ее
традиционной
составляющей
–
особенности;
воспитание
населения,
особенно
учащихся,
на
материалах
наследия
народной
культуры,
путем
ненавязчивых
форм
приобщения
к
его
богатству;
активное
участие
всех
желающих в любых формах народного творчества.
Традиции
народной
культуры
являются
наиболее
благоприятными
средствами
для
раскрытия творческих способностей учащихся.
Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала
каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все
то,
что
нам
сейчас
так
необходимо.
А
отсюда
необходимость
популяризации,
всяческого
поощрения использования традиций народной культуры в духовно – нравственном воспитании
учащихся.
Литература:
1.
Муравьев В. В. Краткая Ядринская энциклопедия. Чувашская Республика / В. В. Муравьев,
Н. А. Долгова, 2006 – 156 с.
3