Напоминание

"Уж небо осенью дышало..."


Автор: Брухальская Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад с. Новая Порубежка"
Населённый пункт: С. Новая Порубежка, Пугачевский район, Саратовская область
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи
Тема: "Уж небо осенью дышало..."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Новая Порубежка Пугачевского района Саратовской области»
Открытое занятие по развитию речи

в старшей группе

Тема: «

Уж небо осенью дышало…

»
Подготовила: Брухальская Ольга Васильевна 2016 год

Тема

: «Уж небо осенью дышало»

Виды детской деятельности
: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цели
: учить детей понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека. Активизировать словарь детей, обогащать лексику сравнениями, закрепить правильное произношение звуков «ш» и «с». Развивать ассоциативное и образное мышление детей. Учить составлять рассказы с опорой на предыдущий опыт. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на пейзаж, стихи, классическую музыку, красоту русской природы, учить соотносить увиденное и услышанное с собственным настроением и опытом восприятия окружающего мира. Воспитывать чувство прекрасного.
Предварительная работа
: прослушивание музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года», рассматривание пейзажей осенней природы, прогулки в осенний парк.
Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень»: Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах- Это платье золотое У березы на плечах. Пролетают паутинки, С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетают журавли Все летит. Должно быть, это
Пролетает наше лето.
Педагог
: О каком времени года говориться в этом стихотворении? (Осень) Природа ликует, но и немного грустит об ушедшем лете. Вокруг все словно застыло в ожидании зимы, которая вот - вот придет и усыпит природу до весны. Волшебница Осень согласилась поиграть с вами, спрятавшись в картине художника М. Нестерова «Осенний пейзаж». Посмотрите на картину и давайте составим рассказ. Жила – была волшебница, и звали ее …(осень). Она была могущественной и …(капризной). Часто меняла свое …(настроение). Дотронется она до листьев и они из зеленых превращаются в …(дети перечисляют цвета, глядя на картину). Покрутит палочкой над головой и налетит …(ветер), сорвет с деревьев …(наряд) и унесет …(далеко – далеко).
Педагог:
Ребята, как вы думаете, какое настроение у осени.
Дети
: Грустное, печальное, тоскливое, мрачное, иногда веселое и озорное.
Педагог
: Вот она какая разная, осень! То – яркая, цветная, нарядная, то – тихая и грустная. Одна осень – радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – скромная и неприметная собой, в опадающей листве, с тихим плачем мелкого дождя. Чтение стихотворения З. Федоровской: «Осень» Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и зардели клены, В пурпуре осины, только дуб зеленый. Утешает осень: «Не жалейте лета! Посмотрите, роща золотом одета!»
Педагог
: Попробуйте, ребята, догадаться, какая осень в этой загадке. Пришла без краски и без кисти И перекрасила все листья.
Дети:
Золотая, ранняя осень. А теперь давайте поиграем.
Чтение чистоговорки со звуками «ш» и «с»

Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш и дождь шуршит, И мышь шурша в нору спешит.
Игра: «Подбери действие»
- Листья осенью что делают? (Желтеют, опадают, летают и т.д.) - Давайте покажем, как листья летают. (Показ руками). - Дождь осенью стучит, идет, моросит. (Показ пальчиками, как дождь барабанит по стеклам). - Птицы осенью улетают. (Показ руками, как летят птицы). - Деревья осенью роняют листья. (Показ, как падают листья). - Ветер качает деревья. (Показ). - Звери готовятся к зиме, меняют шубки. (Показ).
Игра: «Подбери признак».
- Листья осенью какие? (Желтые, красные, багряные, золотые). - Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные). - Дождь осенью какой? (Холодный, моросящий). - Осенняя погода какая? (Пасмурная, дождливая, хмурая, холодная). - Деревья осенью какие? (Ранней осенью – с разноцветными листьями, поздней- голые).
Динамическая пауза.
Музыкальное произведение П.И Чайковского «Времена года».
Педагог
: Представьте себе, что вы – осенние листочки. Ветер сорвал вас с веточки и прежде, чем упасть на землю, вы затеяли танец: то покружитесь, то отлетите чуть в сторону. Кто - то кружится в паре, кто - то устроил веселый, дружный хоровод. (Дети выполняют движения под музыку).
Педагог:
Молодцы, ребята! А теперь постарайтесь самостоятельно составить рассказ об изменчивой осенней погоде по опорным словам: «осень», «ветер», «листья», «птицы», «дождь».
(Дети составляют рассказ об осени).
Педагог:
Следующее задание называется: «
Дорисуй грибок
». Перед вами листы бумаги, цветные карандаши. Приложите ладошку к листу, обведите ее и дорисуйте каждый пальчик так, чтобы он превратился в грибок. Ведь осень – это грибная пора. Все ли грибы на вашем рисунке съедобные?
Педагог:
Ребята, волшебница Осень прощается с вами и желает вам успехов! Мы должны любить и беречь природу, уметь любоваться ею в любое время года. Послушайте стихи о красоте русской природы осенью: Лес точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы светлою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца, Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца. И. Бунин


В раздел образования