Автор: Брухальская Ольга Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад с. Новая Порубежка" Населённый пункт: С. Новая Порубежка, Пугачевский район, Саратовская область Наименование материала: конспект занятия по развитию речи Тема: "Уж небо осенью дышало..." Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с.
Новая Порубежка Пугачевского района Саратовской области»
Открытое занятие по развитию речи
в старшей группе
Тема: «
Уж небо осенью дышало…
»
Подготовила:
Брухальская Ольга Васильевна
2016 год
Тема
: «Уж небо осенью дышало»
Виды детской деятельности
: игровая, коммуникативная, продуктивная,
восприятие художественной литературы.
Цели
: учить детей понимать и оценивать природные явления, их влияние на
эмоциональное состояние человека.
Активизировать словарь детей, обогащать лексику сравнениями, закрепить
правильное произношение звуков «ш» и «с».
Развивать ассоциативное и образное мышление детей.
Учить составлять рассказы с опорой на предыдущий опыт.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на пейзаж, стихи,
классическую музыку, красоту русской природы, учить соотносить увиденное
и услышанное с собственным настроением и опытом восприятия
окружающего мира.
Воспитывать чувство прекрасного.
Предварительная работа
: прослушивание музыкального произведения
П.И.Чайковского «Времена года», рассматривание пейзажей осенней
природы, прогулки в осенний парк.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень»:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березы на плечах.
Пролетают паутинки,
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли
Все летит. Должно быть, это
Пролетает наше лето.
Педагог : О каком времени года говориться в этом стихотворении? (Осень)
Природа ликует, но и немного грустит об ушедшем лете. Вокруг все словно
застыло в ожидании зимы, которая вот - вот придет и усыпит природу до
весны.
Волшебница Осень согласилась поиграть с вами, спрятавшись в картине
художника М. Нестерова «Осенний пейзаж». Посмотрите на картину и
давайте составим рассказ.
Жила – была волшебница, и звали ее …(осень). Она была
могущественной и …(капризной). Часто меняла свое …(настроение).
Дотронется она до листьев и они из зеленых превращаются в …(дети
перечисляют цвета, глядя на картину). Покрутит палочкой над головой и
налетит …(ветер), сорвет с деревьев …(наряд) и унесет …(далеко – далеко).
Педагог: Ребята, как вы думаете, какое настроение у осени.
Дети : Грустное, печальное, тоскливое, мрачное, иногда веселое и озорное.
Педагог : Вот она какая разная, осень! То – яркая, цветная, нарядная, то –
тихая и грустная. Одна осень – радостная, пышно убранная, богатая урожаем
и другая – скромная и неприметная собой, в опадающей листве, с тихим
плачем мелкого дождя.
Чтение стихотворения З. Федоровской: «Осень»
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зардели клены,
В пурпуре осины, только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите, роща золотом одета!»
Педагог : Попробуйте, ребята, догадаться, какая осень в этой загадке.
Пришла без краски и без кисти
И перекрасила все листья.
Дети: Золотая, ранняя осень.
А теперь давайте поиграем.
Чтение чистоговорки со звуками «ш» и «с»
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш и дождь шуршит,
И мышь шурша в нору спешит.
Игра: «Подбери действие»
- Листья осенью что делают? (Желтеют, опадают, летают и т.д.)
- Давайте покажем, как листья летают. (Показ руками).
- Дождь осенью стучит, идет, моросит. (Показ пальчиками, как дождь
барабанит по стеклам).
- Птицы осенью улетают. (Показ руками, как летят птицы).
- Деревья осенью роняют листья. (Показ, как падают листья).
- Ветер качает деревья. (Показ).
- Звери готовятся к зиме, меняют шубки. (Показ).
Игра: «Подбери признак».
- Листья осенью какие? (Желтые, красные, багряные, золотые).
- Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные).
- Дождь осенью какой? (Холодный, моросящий).
- Осенняя погода какая? (Пасмурная, дождливая, хмурая, холодная).
- Деревья осенью какие? (Ранней осенью – с разноцветными листьями,
поздней- голые).
Динамическая пауза.
Музыкальное произведение П.И Чайковского «Времена года».
Педагог : Представьте себе, что вы – осенние листочки. Ветер сорвал вас с
веточки и прежде, чем упасть на землю, вы затеяли танец: то покружитесь, то
отлетите чуть в сторону. Кто - то кружится в паре, кто - то устроил веселый,
дружный хоровод.
(Дети выполняют движения под музыку).
Педагог: Молодцы, ребята! А теперь постарайтесь самостоятельно составить
рассказ об изменчивой осенней погоде по опорным словам: «осень», «ветер»,
«листья», «птицы», «дождь».
(Дети составляют рассказ об осени).
Педагог: Следующее задание называется: « Дорисуй грибок ».
Перед вами листы бумаги, цветные карандаши. Приложите ладошку к листу,
обведите ее и дорисуйте каждый пальчик так, чтобы он превратился в грибок.
Ведь осень – это грибная пора. Все ли грибы на вашем рисунке съедобные?
Педагог: Ребята, волшебница Осень прощается с вами и желает вам успехов!
Мы должны любить и беречь природу, уметь любоваться ею в любое время
года. Послушайте стихи о красоте русской природы осенью:
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы светлою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И. Бунин