Напоминание

Содержание и формы работы педагога по воспитанию у детей толерантного, доброжелательного отношения к сверстникам


Автор: Рычина Наталия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №171
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Содержание и формы работы педагога по воспитанию у детей толерантного, доброжелательного отношения к сверстникам
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов: « Содержание и формы работы педагога по воспитанию у детей толерантного, доброжелательного отношения к сверстникам». Подготовила воспитатель Рычина Н.П.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечить оптимальные условия для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т.е. защищать права ребенка на любом этапе его развития и формировать у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщать к общечеловеческим ценностям. Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, доброжелательные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. Что же такое «толерантность»? Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и процесс этот продолжается до сих пор. Толерантность многолика. Она проявляется, в том числе в понятиях, близких детскому восприятию, а именно: в миролюбии, заботе, понимании, сочувствии, поддержке, терпимости, приятии, дружелюбии. Каковы формы и содержание работы педагога по воспитанию у детей этих нравственных ценностей? Основных форм работы с детьми по воспитанию толерантности и дружелюбия две – занятия и деятельность вне занятия. Содержание работы – это методы и приемы – очень разнообразны: 1.Психогимнастика – психгимнастика по методике М.И.Чистяковой помогает детям преодалевать барьеры в общении, лучше понять самого себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Пример: я не буду приводить примеры, т.к. Ситникова Елена Викторовна подробно знакомила всех нас с этим методом в своем докладе, а так же конспекты по «Психогимнастике М.И. Чистяковой» есть у всех на группах. 2.Игротерапия – это особым образом подобранные игры, рассчитанные на период дошкольного детства . С их помощью решаются задачи более простого и легкого налаживания взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, коррегируются типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии семейных отношений(страх, тревога, агрессия,
неадекватная самооценка). А так же эти игры помогают в период адаптации детей к дошкольному учреждению. Например: когда образуется новая садовская или ясельная группа все педагоги сталкиваются с рядом проблем (раскрепощение детей, объединение в группу и т.д.), которые помогают решить игры такие как: «Кто позвал?», «Паровозик», «Иголочка и ниточка», «Что слышно?», «Кто за кем?», «Веселый клоун», «Холодно-горячо» и многие другие. 3.Арттерапия – это буквально лечение искусством. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование, пассивный элемент арттерапии – чтение, активный элемент – придумывание историй. Арттерапия снимает у ребенка разные проявления нестабильности настроения, ситуативной тревоги, любые другие естественные проявления трудностей бытия. Но особенно полезна и необходима арттерапия всем детям, имеющим личностные проблемы, а именно – общения. Пример: ребенок боиться незнакомых людей. В этом случае можно сочинить сказку о том, как ребенок боялся незнакомых людей, и как потом оказалось, что человек, которого он сначало так панически боялся, оказался добрым и могущественным волшебником. Или взрослый предлагает детям нарисовать красивых бабочек, которых они могут подарить своим друзьям, а может быть, тем, кто сейчас в ссоре – они помогут помириться. 4.Психодрама . В ходе психодраматической терапии раскрываются внуртиличностные особенности и переживания, комплексы и фобии, скрытые влечения личности. Элементы психодрамы мы можем увидеть в занятиях «Азбуки общения» Л.М.Щепициной. К примеру, для высвобождения агрессии поотношению к источнику проблемы используются различные предметы, отождествляемые с этим источником. Упражнение «Бой подушками» помогает ребенку снять злость и агрессию по отношению к отцу, который часто и незаслуженно бил его ремнем. 5.Решение проблемных задач, практических ситуаций – это метод используется при обучении детей преодалению конфликтности в общении со сверстниками. Так как не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя дети хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. Пример: на летней прогулке Артурчик пробежал по песочнице и сломал замок из песка, который строил Костя. Костя расплакался, а Артурчик - рассмеялся. Я собрала детей вокруг себя и спросила у них : Как
поступил Артурчик? Что чувствовал Костя, когда Артурчик разломал его постройку? (обиду, досаду) Как бы вы поступили на месте Кости? Какие советы вы можете дать Артурчику? Играй дружно, не обижай товарища; не ссорься с товарищем; если сломал нечаянно постройку , то не смейся , а помоги построить новую! 6.Тренинг социальных навыков ребенка – метод направлен на приобретение умений детей конструктивно общаться, развитие дружеских взаимоотношений. Особенно он актуален для детей седьмого года жизни, которым предстоит адаптироваться к новым условиям школьной жизни. Пример: игра «Слепой и повадырь» учит детей устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к движениям портнера, доброжелательно общаться друг с другом; Коллективное рисование «Волшебного леса» - для выполнения детям необходимо обмениваться карандашами,т.к. каждому дан только один карандаш. Развивается наблюдательность по отношению к сверстникам, умение понять их чувства, желания; дети учаться договариваться, формируются дружеские взаимоотношения. 7.Мимические и пантомимические этюды – учат выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Пример: покажите хитрую лису Алису, злого Карабаса Барабаса, мудрую черепаху Тартилу ит.д. 8.Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций – закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Пример: этюд «Я так устал», «Остров плакс», «Страх»; игра «Подарок для любимой мамы» 9.Психомышечная тренировка – учит снятию психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера. 10. Беседы - нравственного и этического содержания А так же: дискуссии, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий,
диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме; обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них; упражнения в выражении эмоционального состояния другого человека или животного с помощью ролевой гимнастики; релаксация; соствление писем заболевшим детям; «Мастерская добрых дел» (ручной труд); самостоятельная художественно-творческая деятельность; бытовая деятельность; дежурство, трудовые поручения; ежедневные обучающие занятия (математика, художественный труд, познавательное развитие, развитие речи). Все перечисленные методы и приемы помогают решать поставленные перед педагогом задачи по воспитанию у детей толерантного и доброжелательного отношения к сверстникам в интересной, занимательной форме. А теперь я хочу познакомить вас с методическими разработками, которые используют в воспитательной работе педагоги нашего МДОУ. 1. «Толерантность и правовая культура дошкольников», Москва, 2008г., авторы Т.В.Макарова, Г.Ф.Ларионова. 2. «Уроки добра», Москва, 2005 г., автор С.И.Семенака, 3. «Игротерапия общения», Москва, 2005г., автор М.А.Панфилова 4. «Занятия по психогимнастики с дошкольниками», Москва, 2008г., автор Е.А.Алябьева, 5. «Формирование психологического здоровья дошкольников», Ростов-на-Дону, 2007г., автор М.Ю.Стожарова 6. «Психогимнастика» Москва, 1990г., автор М.И.Чистякова
7. «Учимся сочувствовать, сопереживать» Москва, 2003г., М.И.Семенака 8. «Тропинка к своему Я», авторы О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина. Опираясь в своей воспитательной деятельности на методические рекомендации, используя все перечисленные формы и содержание работы вы придете к следующим результатам: активизируется интерес дошкольника в начале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу; исчезнут в поведении агрессивные тенденции и появиться доброжелательность; у детей начнется формирование навыков и норм поведения в общении с сверстниками и взрослыми, что приведет к осознанию и накоплению своего жизненного опыта.


В раздел образования