Автор: Рычина Наталия Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №171 Населённый пункт: Оренбург Наименование материала: Конспект Тема: История возникновения книги Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №171
»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Направления деятельности: «Игровая, коммуникативная,
трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Образовательные области « Познание», «Коммуникация, «Развитие речи»,
«Физическое развитие».
Тема: «История возникновения книги»
Возрастная группа старшая
Подготовила:
Рычина Наталия
Петровна,
воспитатель первой
квалификационной
категории
МБДОУ № 171
г.Оренбург
Задачи:
Познавательное развитие:
-познакомить с историей появления первых книг, их эволюции в разные
времена;
-формировать
элементарные
представления
о
материалах,
используемых
человеком для записи своих мыслей, действий;
-продолжать
учить
исследовать
материалы
(камень,
глину,
бумагу)
с
помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, делать
выводы с помощью педагога. Поддерживать интерес к опытнической работе.
- воспитывать интерес к истории человечества на примере появления книги,
-познакомить детей с отдельными составными частями книги;
-учить по рисунку на «переплете» определять содержание книги
-учить детей ориентироваться в мире книг;
-познакомить детей с библиотекой, ее устройством, с работой библиотекаря;
-привлечь
детей
в
ходе
НОД
к
созданию
мини-музея
«Истории
возникновения книги»;
Речевое развитие:
-обогащать словарь детей;
-совершенствовать
диалогическую
форму
речи.
Поощрять
попытки
высказывать свою точку зрения;
-развивать умения отвечать на вопросы
-развивать
мелкую
моторику
рук
через
практические
задания
с
глиной,
бумагой, камнем; через печатанье знакомых гласных букв;
Социально-коммуникативное развитие:
-расширять представления о правилах поведения в общественных местах
-учить бережному обращению к книге
-воспитывать интерес и любовь к чтению книг
Художественно-эстетическое развитие:
-развивать
эмоциональную
восприимчивость
к
эстетической
стороне
окружающей
действительности,
произведениям
искусства,
музыкальным
произведениям;
Физическое развитие:
-Продолжать формировать правильную осанку
- повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение
утомляемости
Возраст: 5-6 лет
Оборудование
и
материалы:
экран,
проектор,
слайд-шоу
«История
возникновения книги»,черный ящик с 3-4 книгами разного жанра, 3 больших
плоских
камня,
9
маленьких
заостренных
камня,
заостренные
палочки,
влажные
салфетки,
9
глиняных
дощечек;
листы
бумаги,
гусиные
перья,
чернила
в
чернильницах,
фартуки
по
количеству
детей,
бейджики;
оборудование
для
мини-музея,
оборудование
для
библиотеки,
ворота
с
надписью «Детская библиотека», записи музыкальных произведений, значки
по количеству детей «знатоки истории книги»
Предварительная работа: чтение, знакомство с различными жанрами
литературы;
знакомство
с
правилами
пользования
книгой;
в
процессе
экспериментирования учились делать элементарные выводы.
Ход НОД:
Сегодня день у нас особый!
Я познакомлю вас, друзья,
С предметом, без которого,
Прожить на свете нам нельзя!
(Звучит музыка из «Что? Где? Когда?», показываю черный ящик)
- Что в нем лежит, поможет отгадать вам моя подсказка-загадка
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
-верно, книга.
(показываю книгу)
-Но ведь эта загадка не только о книге, но и о том, как она «устроена».
Давайте рассмотрим ее и поймем, из каких частей она состоит. Вспомним
загадку: не куст, а с листочками…. Почему так сказано о книге
-ответы детей
-Да,
в
книге
много
листочков
–
страниц,
и
все
они
скреплены
вместе.
Страницы, как будто куст, «растут» из одного корня. И то место, где страницы
закреплены,
так
и
называется
– корешок.(дети повторяют
хором) Его
накрепко сшивают нитками, старательно смазывают клеем. Что бы страницы
не рассыпались, не разлетелись, их одевают в «рубашку» - переплет(дети
повторяют хором). Посмотрите внимательно на переплет. Может он вам
подсказать, о чем говориться в книге?
(показываю книгу сказок)
- ответы детей.
- Конечно, по рисунку на переплете мы, даже не умея читать, можем понять,
каково содержание этой книги. А еще на переплете может быть указана
фамилия автора и обязательно название книги.
Задание: внимательно посмотрите на переплет, как вы думаете о чем
эта книга?(3-4 книги)
- ответы детей
- Молодц ы! А вы любите слушать чтение книг? Какие книги вы любите
больше всего?
- Сказки, рассказы, стихи.
В.- Верно, мы любим книгу потому, что каждый раз, когда мы ее открываем,
узнаем что- то интересное, новое, а в сказках - волшебное.
Как же появилась первая книга? Хотите узнать?
Проходите в наш волшебный кинозал
И садитесь по местам.
Вы тихонечко сидите
и внимательно глядите.
(дети рассаживаются на стульчики возле экрана)
Слайд №1
Давным-давно с незапамятных времен люди рассказывали друг другу
удивительные истории, делились тем, что сами знали, а вот записывать свои
мысли не умели – потому что не знали как и на чем это можно сделать.
Слайд №2
Первые книги были из камня. Люди выбивали на поверхности камня
силуэты людей, животных, растений, тем самым рассказывая друг другу о
своих историях. На создание такой книги у людей уходило много времени.
Работа была очень тяжелая. Как вы думаете, почему? Сейчас мы попробуем
ответить на этот вопрос.
Проходите за столы, рассаживайтесь. Это – наша с вами мастерская.
Здесь мы будем проводить опыты. Надеваем фартуки. Что вы видите перед
собой? (ответы детей)
-Да,
верно.
Перед
вами
лежат
небольшой
плоский
камень
и
маленькие
заостренные камни. Рассмотрите большой камень и маленькие камни, какие
они: твердый или мягкий? Как вы узнали, что он твердый? Как вы думаете,
легко
ли
будет
выбить
полоску
на
большом
камне?
Я
вам
предлагаю
попробовать выбить на камне полоску. (работа детей)
Скажите,
что
у
вас
получилось?
Почему
не
получилось
выбить
полоску? Легко ли вам было работать? (тяжело)
Какой вывод мы с вами можем сделать : камень прочный и на нем
тяжело выбивать полоску. И все же люди с большим трудом, но писали на
камне.
- Поднимите большой камень. Какой он – легкий или тяжелый? Как вы
думаете, легко ли было пользоваться и хранить каменную книгу?
В.- Верно. Хранить и пользоваться такой книгой было неудобно .
В.-Ребята, обратите внимание на эти картины в нашей мастерской. Что
изображено на первой картине? (каменная книга) Свои камни положите на
полочку под первой картиной (помогаю детям) и проходите в наш кинозал.
Хотите узнать, что же потом люди придумали для написания книг?
Слайд №3
Прошло
100
лет
и
люди
придумали
писать
на
глине.
Из
глины
раскатывали прямоугольники (дощечки)
и, пока они
высыхали, на них
писали
заостренными
палочками.
Потом
глиняные
дощечки
сушили
на
солнце, собирали вместе и хранили. Как вы думаете, глиняные книги были
прочными? Удобно ли было писать на них и хранить? Чтобы ответить на эти
вопросы, мы пройдем в нашу мастерскую и проведем опыт.
-
Нажмите
на
глину.
Какая
она
по
прочности:
мягкая
или
твердая?
(мягкая)Мягче глина или камень?
Посмотрите на свои пальцы? Что вы заметили? (они испачкались)
Попробуйте написать букву А на глиняных дощечках (работают) Легко ли это
было сделать? Почему? У меня в руках высушенная дощечка из глины. Я ее
брошу на пол. Как вы думаете, что с ней произойдет? (предположения детей)
Давайте проверим (бросаю на пол дощечку) Сломалась? Почему? Что можно
сказать о прочности глины?
Делаем вывод: глина мягкий материал, она пачкает руки. Писать на ней
удобно, но высушенная глиняная дощечка при падении ломается – она не
прочная, значит хранить и пользоваться
неудобно. Вот мы и ответили на
вопросы.
В.-Ребята,
найдите
картину
в
нашей
мастерской,
где
изображена
глиняная книга:
отнесите и положите
свои работы на полочку под ней.
Вытрите руки о влажные салфетки.
Книги из камня тяжелые, книги из глины не прочные – такой вывод
сделали люди и стали дальше искать подходящий материал. Смогли ли они
найти его мы узнаем, посмотрев дальше наш фильм.
Слайд №4
Прошло много лет, а люди все думали из чего же сделать книгу, что бы
было удобно писать на этом материале ,а книгу легко можно было читать и
хранить. И вот люди придумали бумагу!
Вначале на бумаге писали гусиным пером и чернилами. Ребята, как вы
думаете, если перо «гусиное», значит от кого его брали? (от гуся) Верно
(показываю перо, даю потрогать) Какое оно? (мягкое, а кончик твердый) Вот
этим
кончиком
и
писали,
обмакивая
его
в
чернила
(повторение
детьми
хором). Чернила – это краска для письма. Хотите попробовать написать
знакомы гласные буквы
на бумаге гусиным пером и чернилами? Тогда
пройдем в нашу мастерскую.
Что лежит у вас на столе? (бумага) Возьмите гусиное перо в руки,
обмокните в чернила, снимите лишнее чернило о край баночки и пишите
(дети пишут ) Скажите, на бумаге писать легче, чем на камне и глине? Бумага
тяжелая или легкая? (легкая) Она пачкает руки? (нет) Как вы думаете, книга
из бумаги будет легкая или тяжелая, удобно будет пользоваться и хранить ее?
Какой же вывод можно сделать о бумаге: на бумаге писать лучше всего – она
не пачкает руки как глина, буквы хорошо видны, писать легко, книга будет
легкая: пользоваться и хранить удобно. Верно! Возьмите свои листа бумаги и
положите
на
полочку
возле
картины,
где
изображена
книга
из
бумаги.
Посмотрите, ребята, у нас получился небольшой музей истории книги. Сюда
можно пригласить ребят и рассказать и показать, как появилась книга. Мы это
обязательно
сделаем,
ну
,а
сейчас
продолжим
смотреть
фильм
в
нашем
кинозале.
Слайд №5
Затем появились первые печатные станки, на которых книги печатали:
одну страницу, другую. Страницы потом сшивали, одевали в переплет, и
получалась книга.
Слайд №6
И сейчас книги так делают, только станки стали более удобными.
Слайд №7
Вот какая длинная история у книги, которую вы часто держите в руках!
Как вы думаете. легко ли или сложно изготовить книгу? Это было сложно.
Во
все
времена
люди
ценили
книги
и
берегли
их
как
самые
ценные
сокровища. И мы тоже будем беречь книги,потому что делать их сложно.
Люди
берегли
книги
и
создавали
для
них
библиотеки(повторение
хором
детьми).
Библиотека
–
это
дом,
где
живут,
хранятся
книги.
Вы
хотите
побывать в библиотеке? (да)
Я вас приглашаю на экскурсию.
(проходим в библиотеку, встречает библиотекарь)
Б.- Здравствуйте, дети! (здравствуйте)
Б.- Вы знаете, куда вы пришли? (в библиотеку)
Б.-
Верно!
Что
такое
библиотека?
(дом,
где
живут
книги)
Я
работаю
библиотекарем:
выдаю
детям
книги,
записываю
в
карточку
(показываю
карточку)имя ребенка, который взял книгу, название книги и день , когда ее
надо вернуть. Сегодня какой день недели? (среда) До пятницы вы вместе с
Наталией Петровной или мамой почитаете книгу, а потом принесете
ее
назад в библиотеку. Я ее поставлю на полочку для того, чтобы другие дети
смогли ее
тоже взять и почитать, посмотреть иллюстрации.
В нашей
библиотеке есть свои правила. Посмотрите на картинки и расскажите их.
( библиотекарь показывает иллюстрации, а дети проговаривают правила)
- Нельзя рвать страницы у книги.
Нельзя пачкать книгу.
Нельзя рисовать на книге.
Брать книгу можно только чистыми руками.
-Молодцы. Вижу, что вы готовы побывать в библиотеке. Пойдемте за мной.
Библиотекарь - Посмотрите, ребята,
Ровными рядами книги на полках стоят
Ждут своих читателей, о многом рассказать хотят!
О заморских странах, о славных богатырях,
О далеких звездах и ракетах, что на луну летят!
-Здесь стоят книги сказок. А на этой полочке расположились рассказы. Вот
здесь – стихи.
А здесь – энциклопедии. Знаете, что это такое? Энциклопедия – это книга, в
которой собраны короткие рассказы обо всем на свете. Пройдите, посмотрите
и выбирите себе любую книгу.
Б.- Вы, ребята, не теряйтесь,
поскорее выбирайте книгу ту, что захотите,
В руки взять и почитать.
( дети 2-3 мин. рассматривают книги, выбирают)
Б.- Выбрали, ребята, книгу? А теперь подойдите ко мне, я запишу вас: кто
какую книгу взял и когда ее надо вернуть.
(записывает )
Б.- Вам понравилось в библиотеке? Приходите еще, я вас жду! До свидания!
(дети благодарят и уходят)
В.- Вот и закончилась наше путешествие. Вам было интересно? Что нового
вы узнали о книге? Какие материалы использовались для создания книги? Из
какого материала книга самая удобная для написания, чтения и хранения?
Где живут и хранятся книги?
Да, я вижу, что вы много узнали об истории возникновения книги, поэтому
хочу подарить вам значки «Знатоки истории возникновения книги». Мы
вернемся в групповую комнату, позовем ребят в наш мини-музей
и вы
расскажите им обо всем, что узнали здесь. Хорошо?
(дети уходят в группу)