Напоминание

История возникновения книги


Автор: Рычина Наталия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №171
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Конспект
Тема: История возникновения книги
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №171 »
Конспект

непосредственно образовательной деятельности
Направления деятельности: «Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная. Образовательные области « Познание», «Коммуникация, «Развитие речи», «Физическое развитие». Тема: «История возникновения книги» Возрастная группа старшая
Подготовила:
Рычина Наталия Петровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 171 г.Оренбург
Задачи: Познавательное развитие: -познакомить с историей появления первых книг, их эволюции в разные времена; -формировать элементарные представления о материалах, используемых человеком для записи своих мыслей, действий; -продолжать учить исследовать материалы (камень, глину, бумагу) с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, делать выводы с помощью педагога. Поддерживать интерес к опытнической работе. - воспитывать интерес к истории человечества на примере появления книги, -познакомить детей с отдельными составными частями книги; -учить по рисунку на «переплете» определять содержание книги -учить детей ориентироваться в мире книг; -познакомить детей с библиотекой, ее устройством, с работой библиотекаря; -привлечь детей в ходе НОД к созданию мини-музея «Истории возникновения книги»; Речевое развитие: -обогащать словарь детей; -совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения; -развивать умения отвечать на вопросы -развивать мелкую моторику рук через практические задания с глиной, бумагой, камнем; через печатанье знакомых гласных букв;
Социально-коммуникативное развитие: -расширять представления о правилах поведения в общественных местах -учить бережному обращению к книге -воспитывать интерес и любовь к чтению книг Художественно-эстетическое развитие: -развивать эмоциональную восприимчивость к эстетической стороне окружающей действительности, произведениям искусства, музыкальным произведениям; Физическое развитие: -Продолжать формировать правильную осанку - повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомляемости Возраст: 5-6 лет Оборудование и материалы: экран, проектор, слайд-шоу «История возникновения книги»,черный ящик с 3-4 книгами разного жанра, 3 больших плоских камня, 9 маленьких заостренных камня, заостренные палочки, влажные салфетки, 9 глиняных дощечек; листы бумаги, гусиные перья, чернила в чернильницах, фартуки по количеству детей, бейджики; оборудование для мини-музея, оборудование для библиотеки, ворота с надписью «Детская библиотека», записи музыкальных произведений, значки по количеству детей «знатоки истории книги» Предварительная работа: чтение, знакомство с различными жанрами литературы; знакомство с правилами пользования книгой; в процессе экспериментирования учились делать элементарные выводы. Ход НОД:
Сегодня день у нас особый! Я познакомлю вас, друзья, С предметом, без которого, Прожить на свете нам нельзя! (Звучит музыка из «Что? Где? Когда?», показываю черный ящик) - Что в нем лежит, поможет отгадать вам моя подсказка-загадка Не куст, а с листочками Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. -верно, книга. (показываю книгу) -Но ведь эта загадка не только о книге, но и о том, как она «устроена». Давайте рассмотрим ее и поймем, из каких частей она состоит. Вспомним загадку: не куст, а с листочками…. Почему так сказано о книге -ответы детей -Да, в книге много листочков – страниц, и все они скреплены вместе. Страницы, как будто куст, «растут» из одного корня. И то место, где страницы закреплены, так и называется – корешок.(дети повторяют хором) Его накрепко сшивают нитками, старательно смазывают клеем. Что бы страницы не рассыпались, не разлетелись, их одевают в «рубашку» - переплет(дети повторяют хором). Посмотрите внимательно на переплет. Может он вам подсказать, о чем говориться в книге? (показываю книгу сказок) - ответы детей.
- Конечно, по рисунку на переплете мы, даже не умея читать, можем понять, каково содержание этой книги. А еще на переплете может быть указана фамилия автора и обязательно название книги. Задание: внимательно посмотрите на переплет, как вы думаете о чем эта книга?(3-4 книги) - ответы детей - Молодц ы! А вы любите слушать чтение книг? Какие книги вы любите больше всего? - Сказки, рассказы, стихи. В.- Верно, мы любим книгу потому, что каждый раз, когда мы ее открываем, узнаем что- то интересное, новое, а в сказках - волшебное. Как же появилась первая книга? Хотите узнать? Проходите в наш волшебный кинозал И садитесь по местам. Вы тихонечко сидите и внимательно глядите. (дети рассаживаются на стульчики возле экрана) Слайд №1 Давным-давно с незапамятных времен люди рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что сами знали, а вот записывать свои мысли не умели – потому что не знали как и на чем это можно сделать. Слайд №2 Первые книги были из камня. Люди выбивали на поверхности камня силуэты людей, животных, растений, тем самым рассказывая друг другу о
своих историях. На создание такой книги у людей уходило много времени. Работа была очень тяжелая. Как вы думаете, почему? Сейчас мы попробуем ответить на этот вопрос. Проходите за столы, рассаживайтесь. Это – наша с вами мастерская. Здесь мы будем проводить опыты. Надеваем фартуки. Что вы видите перед собой? (ответы детей) -Да, верно. Перед вами лежат небольшой плоский камень и маленькие заостренные камни. Рассмотрите большой камень и маленькие камни, какие они: твердый или мягкий? Как вы узнали, что он твердый? Как вы думаете, легко ли будет выбить полоску на большом камне? Я вам предлагаю попробовать выбить на камне полоску. (работа детей) Скажите, что у вас получилось? Почему не получилось выбить полоску? Легко ли вам было работать? (тяжело) Какой вывод мы с вами можем сделать : камень прочный и на нем тяжело выбивать полоску. И все же люди с большим трудом, но писали на камне. - Поднимите большой камень. Какой он – легкий или тяжелый? Как вы думаете, легко ли было пользоваться и хранить каменную книгу? В.- Верно. Хранить и пользоваться такой книгой было неудобно . В.-Ребята, обратите внимание на эти картины в нашей мастерской. Что изображено на первой картине? (каменная книга) Свои камни положите на полочку под первой картиной (помогаю детям) и проходите в наш кинозал. Хотите узнать, что же потом люди придумали для написания книг? Слайд №3 Прошло 100 лет и люди придумали писать на глине. Из глины раскатывали прямоугольники (дощечки) и, пока они высыхали, на них
писали заостренными палочками. Потом глиняные дощечки сушили на солнце, собирали вместе и хранили. Как вы думаете, глиняные книги были прочными? Удобно ли было писать на них и хранить? Чтобы ответить на эти вопросы, мы пройдем в нашу мастерскую и проведем опыт. - Нажмите на глину. Какая она по прочности: мягкая или твердая? (мягкая)Мягче глина или камень? Посмотрите на свои пальцы? Что вы заметили? (они испачкались) Попробуйте написать букву А на глиняных дощечках (работают) Легко ли это было сделать? Почему? У меня в руках высушенная дощечка из глины. Я ее брошу на пол. Как вы думаете, что с ней произойдет? (предположения детей) Давайте проверим (бросаю на пол дощечку) Сломалась? Почему? Что можно сказать о прочности глины? Делаем вывод: глина мягкий материал, она пачкает руки. Писать на ней удобно, но высушенная глиняная дощечка при падении ломается – она не прочная, значит хранить и пользоваться неудобно. Вот мы и ответили на вопросы. В.-Ребята, найдите картину в нашей мастерской, где изображена глиняная книга: отнесите и положите свои работы на полочку под ней. Вытрите руки о влажные салфетки. Книги из камня тяжелые, книги из глины не прочные – такой вывод сделали люди и стали дальше искать подходящий материал. Смогли ли они найти его мы узнаем, посмотрев дальше наш фильм. Слайд №4 Прошло много лет, а люди все думали из чего же сделать книгу, что бы было удобно писать на этом материале ,а книгу легко можно было читать и хранить. И вот люди придумали бумагу!
Вначале на бумаге писали гусиным пером и чернилами. Ребята, как вы думаете, если перо «гусиное», значит от кого его брали? (от гуся) Верно (показываю перо, даю потрогать) Какое оно? (мягкое, а кончик твердый) Вот этим кончиком и писали, обмакивая его в чернила (повторение детьми хором). Чернила – это краска для письма. Хотите попробовать написать знакомы гласные буквы на бумаге гусиным пером и чернилами? Тогда пройдем в нашу мастерскую. Что лежит у вас на столе? (бумага) Возьмите гусиное перо в руки, обмокните в чернила, снимите лишнее чернило о край баночки и пишите (дети пишут ) Скажите, на бумаге писать легче, чем на камне и глине? Бумага тяжелая или легкая? (легкая) Она пачкает руки? (нет) Как вы думаете, книга из бумаги будет легкая или тяжелая, удобно будет пользоваться и хранить ее? Какой же вывод можно сделать о бумаге: на бумаге писать лучше всего – она не пачкает руки как глина, буквы хорошо видны, писать легко, книга будет легкая: пользоваться и хранить удобно. Верно! Возьмите свои листа бумаги и положите на полочку возле картины, где изображена книга из бумаги. Посмотрите, ребята, у нас получился небольшой музей истории книги. Сюда можно пригласить ребят и рассказать и показать, как появилась книга. Мы это обязательно сделаем, ну ,а сейчас продолжим смотреть фильм в нашем кинозале. Слайд №5 Затем появились первые печатные станки, на которых книги печатали: одну страницу, другую. Страницы потом сшивали, одевали в переплет, и получалась книга. Слайд №6 И сейчас книги так делают, только станки стали более удобными. Слайд №7
Вот какая длинная история у книги, которую вы часто держите в руках! Как вы думаете. легко ли или сложно изготовить книгу? Это было сложно. Во все времена люди ценили книги и берегли их как самые ценные сокровища. И мы тоже будем беречь книги,потому что делать их сложно. Люди берегли книги и создавали для них библиотеки(повторение хором детьми). Библиотека – это дом, где живут, хранятся книги. Вы хотите побывать в библиотеке? (да) Я вас приглашаю на экскурсию. (проходим в библиотеку, встречает библиотекарь) Б.- Здравствуйте, дети! (здравствуйте) Б.- Вы знаете, куда вы пришли? (в библиотеку) Б.- Верно! Что такое библиотека? (дом, где живут книги) Я работаю библиотекарем: выдаю детям книги, записываю в карточку (показываю карточку)имя ребенка, который взял книгу, название книги и день , когда ее надо вернуть. Сегодня какой день недели? (среда) До пятницы вы вместе с Наталией Петровной или мамой почитаете книгу, а потом принесете ее назад в библиотеку. Я ее поставлю на полочку для того, чтобы другие дети смогли ее тоже взять и почитать, посмотреть иллюстрации. В нашей библиотеке есть свои правила. Посмотрите на картинки и расскажите их. ( библиотекарь показывает иллюстрации, а дети проговаривают правила) - Нельзя рвать страницы у книги. Нельзя пачкать книгу. Нельзя рисовать на книге. Брать книгу можно только чистыми руками. -Молодцы. Вижу, что вы готовы побывать в библиотеке. Пойдемте за мной.
Библиотекарь - Посмотрите, ребята, Ровными рядами книги на полках стоят Ждут своих читателей, о многом рассказать хотят! О заморских странах, о славных богатырях, О далеких звездах и ракетах, что на луну летят! -Здесь стоят книги сказок. А на этой полочке расположились рассказы. Вот здесь – стихи. А здесь – энциклопедии. Знаете, что это такое? Энциклопедия – это книга, в которой собраны короткие рассказы обо всем на свете. Пройдите, посмотрите и выбирите себе любую книгу. Б.- Вы, ребята, не теряйтесь, поскорее выбирайте книгу ту, что захотите, В руки взять и почитать. ( дети 2-3 мин. рассматривают книги, выбирают) Б.- Выбрали, ребята, книгу? А теперь подойдите ко мне, я запишу вас: кто какую книгу взял и когда ее надо вернуть. (записывает ) Б.- Вам понравилось в библиотеке? Приходите еще, я вас жду! До свидания! (дети благодарят и уходят) В.- Вот и закончилась наше путешествие. Вам было интересно? Что нового вы узнали о книге? Какие материалы использовались для создания книги? Из какого материала книга самая удобная для написания, чтения и хранения? Где живут и хранятся книги?
Да, я вижу, что вы много узнали об истории возникновения книги, поэтому хочу подарить вам значки «Знатоки истории возникновения книги». Мы вернемся в групповую комнату, позовем ребят в наш мини-музей и вы расскажите им обо всем, что узнали здесь. Хорошо? (дети уходят в группу)


В раздел образования