Развитие восприятия и понимания речи у детей раннего возраста, имеющих двигательные нарушения в условиях Центра раннего вмешательства.
Автор: Карпенко Ольга Юрьевна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: ОКУ "Курский областной центр психолого - педагогического, медицинского и социального сопровождения Населённый пункт: Курск Наименование материала: статья Тема: Развитие восприятия и понимания речи у детей раннего возраста, имеющих двигательные нарушения в условиях Центра раннего вмешательства. Раздел: дошкольное образование
Развитие восприятия и понимания речи у детей раннего возраста,
имеющих двигательные нарушения
в условиях Центра раннего вмешательства.
учитель-дефектолог Областного казенного учреждения
"Курский областной центр психолого - педагогического, медицинского
и социального сопровождения"
Карпенко О.Ю.
Основную массу детей раннего возраста с двигательной патологией
составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). У детей с ДЦП
задержано
овладение
всеми
двигательными
навыками:
с
трудом
и
значительным опозданием формируется функция удержания головы, навыки
самостоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.
Двигательные
нарушения
оказывают
неблагоприятное
воздействие
на
формирование
психических
и
речевых
функций.
В
раннем
возрасте
нарушения
познавательной
деятельности
у
детей
с
двигательной
церебральной патологией имеют следующие специфические особенности:
дисгармоничный,
неравномерный
характер
нарушений
отдельных
психических
функций;
повышенной
утомляемости,
истощаемости
всех
психических процессов; сниженным запасом знаний и представлений об
окружающем мире. Речевое развитие детей с двигательными нарушениями
находится на доречевом уровне развития, понимание речи также значительно
нарушено.
В
ноябре
2012
на
базе
Областного
бюджетного
образовательного
учреждения для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико
-
социальной
помощи
"Курский
областной
центр
психолого
-
медико
-
социального сопровождения" создана служба "Центр раннего вмешательства
по
сопровождению
детей
в
возрасте
от
0
до
3
-
лет
с
ограниченными
возможностями здоровья" (ЦРВ). Сопровождение семьи в Службе ранней
помощи
предполагает
семейно
-
центрированный
подход,
который
дает
возможность учитывать не только особенности ребенка, но и семьи: работать
в системе "ребенок - родитель" и активно вовлекать родителей в работу по
развитию ребенка. Работа специалистов направлена на адаптацию родителей
к нарушениям развития ребенка, принятие своего ребенка и поддержание
активной позиции в его развитии и воспитании.
Первичная оценка состояния и развития ребенка осуществляется в ходе
междисциплинарного
осмотра
специалистов
ЦРВ.
Комплексное
междисциплинарное взаимодействие определяется не только ролью каждого
из профессионалов, во время проведения оценивания, но и позитивными
преимуществами
для
специалистов,
родителей
и
ребенка
перед
другими
способами диагностики нарушенного развития в младенческом и раннем
возрасте.
Психолого
-
педагогическое
сопровождение
осуществляется
с
обязательным участием специального педагога (учителя - дефектолога).
С
2012-2015
уч.г.
на
индивидуальное
сопровождение
учителем
дефектологом
было
принято
15
детей
раннего
возраста
с
двигательной
церебральной патологией. У детей отмечалась задержка моторного развития:
отсутствие попыток принять вертикалью позу 15 детей (100%), отсутствие
оптической опоры рук, позы на животе, невозможность приподняться на
вытянутых руках у 12 детей (80%), сидеть в стуле непродолжительное время -
до
1-3
минут
у
10
детей
(70%).
Нарушение
познавательного
развития
проявлялось
в
том,
что
у
12
детей
(80%)
отсутствовали
готовность
к
совместной
деятельности
со
взрослым,
стремления
к
подражанию,
эмоциональные реакции были бедными, маловыразительными. Зрительно-
моторная
координация
была
недостаточной:
они
не
могли
совершать
простейших манипуляций с предметами, были нарушены функции хватания,
наблюдался
значительно
сниженный
интерес
к
предметам
–
игрушкам.
Реакция на речевое общение неполноценна: 10 детей (70%) не понимали
обращенную
к
ним
речь,
не
отвечали
даже
простейшим
действием
на
словесную
инструкцию,
отмечалось
снижение
потребности
в
речевом
общении и низкая голосовая активность, речедвигательные (дизартрические)
расстройства.
После
определения
дальнейшего
маршрута
ребенка
и
разработки
индивидуально
–
ориентированной
программы
специальный
педагог
осуществлял
коррекционно
–
развивающую
работу,
в
которую
входило:
подбор инструментария к занятиям, обучение ребенка, обучение родителей
общению с ребенком и контролю достижений ребенка.
Родители детей, имеющих двигательные нарушения, особое внимание
уделяют медикаментозному лечению и развитию двигательной сферы детей
(массажи, ЛФК, специальные тренажеры, лечебные костюмы "Адели" и пр.),
не придавая особое значение - восприятию умения устанавливать контакт,
вступать в общение со взрослым. Дети раннего возраста с двигательными
расстройствами
часто
кажутся
неспособными
к
ответным
реакциям
и
родители
не
придают
этому
должного
значения.
Развитие
у
матерей
способности понимать своих детей, правильно взаимодействовать с ними,
выяснять
как
много
ребенок
воспринимает
и
развивать
ребенка
в
этом
восприятии
является
важной
задачей
для
всех
специалистов
ЦРВ.
Как
известно, чтобы ребенку научиться понимать значение "посланий" взрослого,
ему
просто
необходимо
получать
реакцию
взрослого
на
прочтение
этих
"посланий".
Учитель
–
дефектолог
Центра
раннего
вмешательства
объяснял
родителям,
что
для
развития
понимания
речи
необходимо
постоянно
разговаривать
с
детьми
и
жестикулировать
нужным
образом,
даже
если
ответы
детей
отсутствуют
или
их
трудно
разобрать,
что
многие
дети
в
дальнейшем
будут
использовать
альтернативную
форму
коммуникации,
поэтому
важно
обращать
внимание
на
жесты
и
другие
знаки,
которые
сопровождают речь.
Работа специального педагога по развитию восприятия и понимания
речи начиналась с развития реакции на голос и на выражение лица, здесь
важным
являлось
реакция
ребенка
на
тон
голоса
и
выражение
лица,
передающие как минимум два разных эмоциональных состояния. Следующей
задачей - выработка реакции ребенка на свое имя, как известно, ребенок с
двигательными нарушениями не способен повернуться на отклик взрослого,
поэтому реакция детей была часто замедленная и не активная. Важным стало
обратить
внимание,
настроить
родителей
обязательно
дать
малышу
достаточно времени, чтобы ответить на их зов прежде, чем они его повторят.
Работа
по
заданиям,
которые
выполняются
по
словесной
или
жестовой
подсказке, н-р, хлопать в ладоши, делать "ладушки" и пр., а также задания на
реакцию соответствующими жестами на слова "пока-пока", "иди на ручки"
являются достаточно сложными для детей с двигательными расстройствами.
Поэтому придумывались такие индивидуальные игровые приемы, которые
подходят для ребенка с ограниченными двигательными способностями, хотя
естественные жесты продолжают разучиваться, т.к. они помогают понять
детям значение соответствующих слов. Кроме того, проводилась работа по
идентификации предметов и людей. Дети, которые не могут показать рукой
использовали взгляд как "индикатор" понимания. Если ребенок мог опустить
или подтолкнуть предмет к взрослому, то разучивались просьбы "дай мне",
"кати
мне".
На
этом
этапе
важно
было
стимулировать
родителей
к
поддержанию
разговора
с
ребенком.
Необходимым
явилось
обучение
родителей
пониманию
того,
что
в
процессе
проявления
привязанности
(объятия,
поцелуи)
к
детям,
нужно
пытаться
создать
ситуацию,
чтобы
ребенок
действовал
также.
В
процессе
обучения
выполнению
простых
команд,
важным
направлением
работы
-
обучение
детей
пониманию
языковых концептов, выраженных в простых командах, н-р, "туда", "сюда",
"там" и пр.. Кроме того, обращалось внимание на то, в каком положении
находится
ребенок,
т.к.
правильно
выбранное
положение
имеет
много
возможностей
для
наблюдения
за
тем,
как
ребенок
выполняет
команды.
Итогом начального этапа восприятия и понимания речи является узнавание
знакомых предметов (как минимум 10) и развитие адекватной оценки на
вопросы
"да"
и
"нет".
При
идентификации
предметов
допускалось
прикосновение
к
предмету,
указывание,
передачу
и
взгляд.
При
анализе
оценки на вопросы "да" и "нет", дети обучались вокализациям простого
гласного звука, и этот звук воспринимался как - "да", а даже незначительный
поворот головы как - "нет".
По итогам работы были достигнуты следующие результаты: у 2 детей
(20%) выработалась реакция на голос, 6 детей (45%) стали отзываться на свое
имя,
4
ребенка
(35%)
научились
выполнять
действия
по
словесной
инструкции:
хлопать
в
ладоши
и
др.
игры,
3
ребенка
(30%)
научились
узнавать предметы – игрушки (мячик, машина, мишка и пр.), тянуться к ним
и брать в руки.
В процессе работы с детьми и их родителями применялись следующие
игры:
1.
Игра «Мамина песенка»
Иногда у мамы нет времени поиграть с малышом, поэтому напевать
песенки, простые стихи или просто разговаривать с ребенком можно делая
что- то рядом или в другой комнате.
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка,
Вкусные два пряничка.
В небесах высоко
Ярко солнце светит.
До чего же хорошо
Жить на белом свете!
Если вдруг грянет гром
В середине лета,
Неприятность эту
Мы переживем.
2.
Игра «Позову»
Ребенок лежит на диване или на кровати, мама должна
расположиться рядом справа или слева от ребенка, но так, чтобы он ее
не видел. Мама нежно и ласково нараспев зовет малыша по имени.
Необходимо внимательно наблюдайте за ребенком, если он только
прислушивается к голосу мамы, а не пытается его найти, нужно
повернуть его голову к маме. Малышу необходимо предоставить
возможность увидеть маму и еще раз услышать, как она ласково и
нежно зовет его.
Повторять эту игру нужно с разных сторон и повторять несколько
раз, все меньше и меньше помогая малышу. Кроме того, звать малыша
можно, то голосом нормальной громкости, то шепотом.
3.
Игра «Где мой малыш? Вот он!»
Играть в эту игру нужно втроем, положить малыша на диван или
большую кровать. По очереди звать ребенка по имени, нараспев,
ласково произнося его имя. Когда малыш повернет голову в сторону
взрослого, спросить: «Где мой малыш? Вот он!», затем похлопать его
ладошкой по груди. Играя в эту игру, родители научать своего малыша
эмоционально реагировать на его имя.
4.
Игра «Похлопаем в ладоши»
Ребенок сидит перед взрослым, лицом к лицу. Мама напевает
стихи и одновременно хлопает в ладоши, побуждая малыша повторять
движения за ней:
Хлопну я в ладоши,
Буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши,
Будем мы хорошие!
Ладушки, ладушки
Испечем оладушки,
Испечем оладушки.
Мы для нашей бабушки.
5.
Ладушки, ладушки,
6.
Маленькие ладушки,
7.
Рученьки - крошки
8.
Хлопают в ладошки
9.
10.Ручками мы хлопнем-
11.Хлоп - хлоп - хлоп.
12.Ручками мы хлопаем-
13.Хлоп - хлоп - хлоп.
14.
15.Игра «Кто спрятался?»
16.
В эту игру можно играть на полу, удобно расположив
ребенка. Для игры нужна игрушка (собачка, зайчик, машинка, мяч и
др.) и прозрачный платок. Маме нужно показать игрушку, напевая
четверостишия и выполнять движения, соответствующие словам
стихотворения, а потом спрятать под платок игрушку на глазах ребенка
и спросить: «Где мячик? Найди!» Каждый раз, когда малыш снимет
платочек, нужно дать ему возможность рассмотреть, потрогать
игрушку.
17.
У меня собачка -
18.
Пуговкою нос.
19.
Если вдруг я не права,
20.
Громко лает-
21.
Вот она.
22.
23.
Машина, машина,
24.
Ты нас покатай,
25.
Машина, машина,
26.
Быстрей проезжай!
27.
Би - би - би, Би - би - би.
28.
Зайка к (имя ребенка)
подбежал.
29.
Возле (имя ребенка)
прыгать стал:
30.
Прыг - скок, прыг -
скок.
31. Ай, да мячик, ай, да
мячик,
32. Как легко, легко он
скачет,
33. Бом - бом, бом - бом!
34.
35.Литература:
36.1.Джонсон-Мартин Н. М., Дженс К. Г., Аттермиер С. М., Хаккер Б.
Дж. Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего
возраста с особыми потребностями" - Спб., 2005.
37.2.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией.
– Спб., 2006.
38.3. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.,
2009.
39.4. Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии / Сб.
статей. – М., 2003.
40.5.Служба ранней помощи справочно - методические материалы по
организхации Служб ранней помощи/ Отв. ред. М.М. Цапенко. – М.,
2011.
41.6. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе
ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / Под общ.ред.
Ю.А. Разенковой. – М., 2012.
42.
43.
44.
45.
46.