Автор: Семёнова Ирина Васильевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ № 18 Населённый пункт: РБ г. Салават Наименование материала: конспект мероприятия, направленного на сенсорное развитие детей Тема: "Путешествие в сказку" Раздел: дошкольное образование
Цель: сенсорное развитие детей
Задачи
Образовательные: обогащать знания детей об органах чувств (осязание,
обоняние, зрение, слух, вкус)
Развивающие: в форме игры привлечь детей к простейшей исследовательской
деятельности; развивать восприятие окружающего пространства на
полисенсорной основе (осязание, слух, обоняние, вкус); развивать логическое
мышление;
Воспитывающие: Прививать детям чувство доброты, дружеские
взаимоотношения между сверстниками, воспитывать коммуникативные
качества в совместной игре
Под музыкальное вступление песни дети вбегают в зал и исполняют 1
куплет песни «Если все вокруг подружатся», муз. Архиповой. Садятся на
стульчики.
Ведущий: Да, дружба делает настоящие чудеса, они уже спешат нам
навстречу.
(звучит сказочная музыка)
Ведущий: Ой, ребята, та-ра-ра,
На горе стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе – воронок.
Ворон в ту трубу трубит,
Детям сказку говорит… (обращает внимание детей на письмо,
находящееся на дубе в центральном оформлении)
-А что это за письмо? (читает)
«Кто не побоится в опасный путь пуститься,
Шкатулку доброты отыскать,
Ключи от дружбы собрать,
Того ждут чудеса!»
- Ребята! Я думаю, нам пора в путь! Давайте отправимся в сказку и добудем
ключи от шкатулки доброты.
(Звучит резкая, тревожная музыка, дети изображают ссору)
Ведущий:Подождите, не ссорьтесь! Если вы не будете дружить, вы никогда
не добудете шкатулку. А теперь, в путь!
Под весёлую музыку дети обходят зал и садятся на стульчики.
Ведущий: Посмотрите! (обращает внимание детей на избушку, стоящую в
углу зала)
Узнаёте? Чья это избушка? Попросим её: «Избушка, избушка, стань к лесу
задом, а к нам передом.
Раздаётся скрип, избушка поворачивается.
Баба-Яга: Что за мода у людей? (из окошка)
Стали хуже дикарей!
Будут мимо проходить,
Так начнут избу крутить!
Убирайтесь подобру,
Выйду –уши надеру!
Раздаётся скрип, избушка отворачивается.
Ведущий: Дети, давайте её ласково попросим: «Ну, избушка, будь добра,
Повернись опять сюда!» (Дети повторяют слова)
Избушка поворачивается, вываливается из дверей Баба-Яга.
Баба-Яга: Это кто пришёл сюда?
Дети: Здравствуй, Бабушка-Яга!
Баба – Яга: Как ко мне сюда попали?
Вас сюда не приглашали!
Ведущий: Баба-Яга, не сердись! А лучше помоги нам найти ключи от
дружбы! Кощей Бессмертный их по всему волшебному лесу разбросал…
Баба –Яга: Был у меня такой, да потеряла я его, только помню, что огурцы
тогда солила. У кого нос покрепче?
Задание на развитие обоняния:
Ведущий предлагает троим детям узнать по запаху из трёх бочонков,
прикрытых марлей содержимое
1)
мёд
2)
кокосовая стружка
3)
солёные огурцы
Один из детей находит ключ под бочонком с огурцами, отдаёт его ведущему.
Ведущий: Спасибо, Баба-Яга, за ключ, а нам пора идти дальше.
Баба-Яга: Подождите, возьмите котомку- самовязку да гусли волшебные. Они
вам помогут! (отдаёт ведущему)
Ведущий: Спасибо, до свидания! По тропинке мы пойдём, хоровод свой
заведём.
Баба- Яга прощается с детьми и заходит в избушку. Дети берутся за руки и
исполняют орнаментальный хоровод.
Под музыку из-за полянки появляется Леший.
Леший: Вы зачем сюда пришли?
Как дорогу-то нашли?
Ведущий: Дедушка Леший, здравствуй!
Не сердись ты на нас понапрасну!
Кощей шкатулку доброты украл, ключи по лесу разбросал!
Идём мы в царство Кощея, помоги нам отыскать ключи, скорее!
Леший: Вас к Кощею не пущу! Я с Кощеюшкой дружу!
Ишь, чего вы захотели! Позову-ка я метели,
Чтоб они вас закружили и в сугробы превратили!
(выполняет образные движения руками под музыку)
Девочки в белых платьях исполняют танец «Метелица»
Ведущий: Э! Так, Леший, не пойдёт, так совсем нас заметёт!
От тебя не будет толку, полезай скорей в котомку!
(Леший влезает в котомку, прыгает по залу)
Леший: Ой-ой-ой, простите!
Ой-ой-ой, пустите!
Не хочу в котомку я,
Отпустите вы меня! (вылезает)
Ведущий: Отпустим, если ключ отдашь!
Леший(вылезая из котомку): Ладно, отдам! Но только возьмёт его тот, кто
хорошо слушать умеет! Есть у меня волшебный мешочек, разными голосами
поёт. Узнаете ли их?
Задание 1 на развитие слухового восприятия:
Ведущий предлагает трём детям послушать звуковой отрывок.
При каждом встряхивании мешочка включается отрывок с
натуральными звуками природы:
1)
сверчок
2)
голоса птиц
3)
ручеёк
Леший: Молодцы, справились! Дал бы я ключ, да обронил его в туесок, когда
засыпал ручеёк звонкими камешками да песочком, если поможете засыпать
ручейки правильно, то и ключ отыщется.
Дети делятся на две команды по шесть человек. Каждому выдаётся
стаканчик с крышкой. В стаканчике находится несколько камешков или
песок.
Задание 2 на развитие слухового восприятия
Дети добегают до тазика с водой, встряхивают стаканчик, определяя по
звуку камешки и песок и высыпают содержимое стаканчика в тот тазик,
за которым находится картинка с изображением песочка или камешков.
В одном из стаканчиков дети находят ключ, отдают его ведущему.
Ведущий: Спасибо, дедушка Леший за ключ! (вешает его на кольцо с другим
ключом). А нам пора идти дальше!
Леший: Идите, а я спать пойду! (уходит за полянку)
Ведущий: Нам нужно торопиться! По лесной дорожке поскачут наши ножки.
Дети двигаются по залу поскоками.
Подгруппа девочек исполняет «Танец Цветов».
Ведущий: Здравствуйте, цветочки! Мы ищем ключи от шкатулки дружбы,
которые Кощей Бессмертный разбросал по лесу, вы их не видели случайно?
Цветы: Есть у нас один ключ, но только тот его возьмёт, кто все цвета знает!
Ведущий: Наши дети все цвета знают!
Цветы: А это мы сейчас проверим! По цветной дорожке к цветному лукошку
дорогу найди и ключ собери!
Задание на развитие зрительного восприятия
Дети делятся на команды по шесть человек. Дорожка из ярких лент в
виде извилистой дорожки (лабиринта) ведёт к лукошкам, в которых
находятся разрезные картинки – пазл разного цвета. Необходимо взять
пазл, который совпадает с цветом лукошка и ленты, вернуться обратно.
В конце игры-эстафеты дети собирают пазл «ключ».
Цветок(отдавая ключ детям): Молодцы, вот ваш ключ! (садятся на
стульчики)
Ведущий: Спасибо, вот сколько у нас уже ключей (показывает детям ключи
на связке)Давайте пойдём дальше! По тропинке мы пойдём, всё метёлкой
подметём, может быть на тропинке мы ещё ключи найдём.
Дети двигаются по залу танцевальным шагом «Метёлочка»
Под припев песни «Соловей-разбойник» в зал входит взрослый в костюме
Соловья-разбойника.
Соловей-разбойник: Вы чего сюда пришли?
Как дорогу –то нашли?
Ведущий: Соловеюшка-разбойничек, здравствуй!
Не сердись ты на нас понапрасну!
Лучше помоги нам Кощея одолеть, шкатулку вызволить!
Соловей-разбойник: Я сейчас как засвищу,
Вас к Кощею не пущу!
Ведущий: Ой вы, гусли, заиграйте!
Громко в струны приударьте!
Коли нету нам с ним сладу –
Пусть он пляшет до упаду!
Ведущий кладёт гусли перед Соловьём-разбойником на ковёр. Соловей-
разбойник начинает плясать.
Дети выполняют танцевальную импровизацию «Русский перепляс»,
русская народная мелодия «Полянка» с ускорением.
Соловей-разбойник: Ой-ой, не могу!
Я сейчас упаду, вы заморите меня…(падает)
Ведущий: Пожалеем мы тебя, если только ты поможет,
Отыскать наш ключик сможешь…(поднимает гусли, убирает на
журнальный столик в углу зала)
Соловей-разбойник: Видел я как ключ упал, на тропинку он попал, а на
какую, я не помню…(чешет затылок)
Ведущий: Ничего, дети его найдут!
Вносятся три ящика: 1) с мелким строительным материалом- кубики,
призмы; 2) с галькой; 3) с крупным речным песком, в одном из которых на
дне спрятан ключ.
Задание на развитие осязания:
Трое детей подходят к ящикам, оформленных по бокам искусственной
травкой (тропинки), им завязывают маску на глаза, с помощью рук дети
ищут ключ, находят и отдают его ведущему.
Соловей-разбойник: Нашли всё-таки! Да ладно, берите, для хороших людей
ничего не жалко! А Кощею я ничего про вас не расскажу, больно вредный он!
Счастливого пути! (уходит из зала).
Ведущий: До свидания! Поспешить нам надо только, а поможет в этом
полька.
Дети двигаются по залу шагом польки
Вдруг в зал вбегают Кикиморы (девочки), дети разбегаются и садятся на
стульчики.
Ведущий: Как детей вы напугали, что-то вас мы не признали. Кто вы?
Кикиморы: Мы, кикиморы, большие озорницы!
Везде бывали, всё видали!
Ведущий: Так вы, наверное, и наш ключ где-нибудь встречали?
Кикиморы: Уж не тот ли, который мы в источник со сладкой водой обронили?
Ведущий: Не беда, дети его найдут. Ведите нас к источнику!
Кикиморы вносят «источники» (надувные шары с висящими на них голубыми
нитями из полиэтилена, перед ними ставятся маленькие столики со
стаканчиками, в которых налита вода
1) солёная
2) пресная
3) сладкая
Задание на развитие вкусовых анализаторов
Ведущая выбирает троих детей и предлагает попробовать воду и
определить, в каком источнике сладкая вода. Дети определяют и находят
ключ, подвешенный на одной из нитей источника, отдают ключ
ведущему.
Ведущий: Спасибо, Кикиморы вам за помощь! А не подскажите ли, где нам
найти Кощея Бессмертного, он украл шкатулку доброты, а нам она очень
нужна, ведь без дружбы никому не прожить!
Кикиморы: Конечно, идите за нами, а не то собьётесь с пути.
Дети за Кикиморами лёгким бегом оббегают зал змейкой и садятся на
стульчики. В зал входит Кощей Бессмертный (взрослый в костюме).
Кощей Бессмертный: Наконец-то вы пришли,
И дорогу всё ж нашли!
Ведущий: И ключи все собрали, отдавай нам шкатулку доброты!
Кощей Бессмертный: Да я разве против?
Под сказочную музыку в зал вкатывается столик со скатертью-
самобранкой, под ней –шкатулка.
Кощей: Ну-ка, скатерть- самобранка, ты пошире развернись,
Нам, шкатулка, покажись!
Под музыку взрослый за кулисой тянет за леску, привязанную к одному из
углов скатерти, угол разворачивается, появляется шкатулка.
Ведущий: Сейчас я открою шкатулку и доброта вернётся к людям, и это –
настоящее чудо!
Ведущий пробует открыть шкатулку, но у него ничего не получается.
Ведущий: Что же это? Все ключи собрали, а шкатулка не открывается! Это
ты, Кощей Бессмертный схитрил?
Кощей Бессмертный: Ха-ха-ха! Как бы ни так! Есть у меня ещё один
заветный ключик дружбы! Вы доказали, что можете хорошо видеть, нюхать,
слышать, ощущать, различать на вкус, а можете ли вы дружить?
Ведущий: Конечно! Ребята, давайте покажем, какие мы дружные, станцуем
танец дружбы!
Дети исполняют танец на песню «Друзья», гр. «Барбарики»
Кощей: Подумаешь, танец, за танец я вам ключ не отдам. Только тот ключ
возьмёт, кто сумеет отгадать, что в шкатулке…
Ведущий: Интересно, что же там может быть. Ребята, как вы думаете, что же
может быть в шкатулке доброты, что называют большим, любящим, добрым
и чего нет у злого Кощея? (дети: сердце).
Кощей: Отгадали всё-таки! Там большое доброе сердце, я его спрятал, от того
и злой! (хмурится) И мне не нужны друзья
Ведущий: Отдавай, Кощей Бессмертный, ключ!
Кощей: Да берите, всё равно я вас всех рассорю! (отдаёт ключ ведущему)
Ведущий под сказочную музыку открывает шкатулку, достаёт из неё
сердце.
Ведущий: Вот оно, большое и доброе. Давайте отдадим его Кощею
Бессмертному и он сразу станет добрым! (отдаёт сердце Кощею).
Кощей Бессмертный: Ой, что со мной (начинает плакать) Какие вы все
хорошие, дружные, а у меня совсем нет друзей (плачет).
Ведущий: Не расстраивайся, Кощей Бессмертный, мы будем твоими
друзьями, ведь у тебя теперь есть большое, любящее сердце.
Дети исполняют 2 куплет песни «Если все вокруг подружатся», муз.
Архиповой, в проигрыше песни танцуют с Кощеем.
Кощей Бессмертный: Ну и чудеса, у меня появились друзья!
Ведущий: Да, дружба умеет делать настоящие чудеса, даже злого Кощея
превратила в доброго друга.
Кощей Бессмертный: А всех друзей, которые пришли в гости, угощают. И вас
я угощу сладкими конфетами. (угощает детей) Приходите ещё ко мне в
гости.
Ведущий: Спасибо, Кощей Бессмертный! Нам пора в обратную дорогу, до
свидания! (Кощей машет рукой на прощание и выходит из зала).
Дети под весёлый марш обходят зал и останавливаются в кругу.
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в сказку, и я думаю, что оно
вам понравилось! Наступает час прощания, скажем сказке
Дети: До свидания!
Под музыку дети выходят из зала.