Автор: Никипелова Татьяна Васильевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Плотавская СОШ Корочанского района Белгородской области" Населённый пункт: с. Плотавец Корочанского района Белгородской области Наименование материала: конспект Тема: Урок-путешествие по теме: "Причастие" 7 класс Раздел: среднее образование
Урок – путешествие по теме: «Причастие» 7 класс.
(закрепление изученного материала)
Цель:
закрепить знания, полученные при изучении темы «Прича-
стие»;
продолжить формирование орфографических умений и навы-
ков;
продолжить работу по выработке навыков нахождения нужной
гласной и написания Н и НН в суффиксах причастий, по выра-
ботке умений различать причастия и отглагольные прилагатель-
ные, находить и обособлять причастный оборот;
заинтересовать учащихся уроками русского языка и продол-
жить работу по обогащению словарного запаса.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
Учитель: Дорогие ребята, на прошлых уроках вы познакомились с необычной ча-
стью речи , называемой причастием. Эта часть речи необычна потому, что признаки,
которыми она обладает, берёт у двух частей речи и объединяет в себе, поэтому
она двойственна. Эту двойственность заметили учёные и филологи, занимающиеся
изучением морфологии, и дали ей название причастие, то есть причастная к име-
ни, а конкретно к имени прилагательному и глаголу. Выдающийся учёный России
М.В.Ломоносов утверждал, что причастие заключает в себе силу и глагола, и имени
прилагательного.
Давайте отправимся в небольшое путешествие по стране, в которой живут
причастия, и поближе познакомимся с
ними. В обычной речи они встречаются
крайне редко, зато, если нужно что – то выразить яркими и возвышенными словами,
показать или возвеличить силой голоса, то они тут как тут, а именно, они встреча-
ются там, где нужен пафос, обличительность, торжественность, это самый главный и
возвышенный момент их использования, вот и живут они на самой вершине горы.
Образуются причастий очень сложно, поэтому и путь у нас к ним будет не из лег-
ких. Но уж очень хочется забраться на этот пик самой высокой горы в этой стране,
чтобы мы могли подружиться с причастиями и смело использовать их в своей речи.
Нас ждут трудные испытания, в которых нужно проверить свои силы и знания.
Устроим соревнования. Для этого разделимся на две команды (класс делится на две
половины, каждая из них выбирает себе капитана). И хотя это игра командная, все
же у каждого будет возможность проявить себя. Особенно активные участники в
конце игры получат индивидуальные бонусы, которые смогут обменять на дополни-
тельные баллы к своим оценкам по темам, пройденным на одном из последующих
уроков.
Задание 1. «Выступление теоретиков» (капитаны выбирают листки с задания-
ми и выбирают теоретиков из своих команд ).
Лист 1 . Расскажите о признаках глагола у причастий (вид, время, возвратность) и
о синтаксической роли в предложении.
Лист 2 . Расскажите о признаках прилагательного у причастий (изменение по па-
дежам, числам, родам) и о синтаксической роли в предложении.
Задание 2. «Обвал вопросов»
(тестирование).
1. Найдите словосочетание с причастием:
а) глиняная ваза;
б) пораженный красотой;
в) дремучий лес;
г) маслянистая жидкость.
2. Укажите действительное причастие настоящего времени:
а) пилящий;
б) брошенный;
в) гонимый;
г) движимый.
3. Найдите действительное причастие прошедшего времени:
а) заступившийся;
б) испорченный;
в) колотый;
г) ненавидимый.
4. Найдите страдательное причастие настоящего времени:
а) пересмотревший;
б) слушающий;
в) рассматриваемый;
г) реявший.
5. Найдите причастие, в котором пишется буква –И-:
а) слыш..мый;
б) исполня..мый;
в) рису..мый;
г) реша..мый.
6. Найдите причастие , в котором пишется буква Я:
а) трепещ..щий;
б) сража..щийся;
в) прос..щийся;
г) пряч..щийся.
7. Найдите причастие, в котором пишется буква Ю:
а) жажд..щий;
б) стро..щийся;
в) дыщ..щего;
г) стел..щийся.
8. Найдите страдательное причастие прошедшего времени:
а) жаждущий;
б) борющийся;
в) молотый;
г) строящийся.
9. Укажите глагол, от которого нельзя образовать действительное причастие на-
стоящего времени:
а) нести;
б) спеть;
в) читать;
г) мыть.
10. Укажите глагол, образующий и действительные и страдательные причастия:
а) рычать;
б) стучать;
в) вручать;
г) скучать.
Задание 3. «Подвесной мост».
Учитель :
При выполнении это задания нужно знать его условие .
Чтобы пере-
браться через расщелину, нужно ответить на ряд вопросов. Каждый правильный от-
вет – это дощечка на подвесном мосту. Придется постараться всем участникам ко-
манд при преодолении препятствия. Чтобы вспомнить об отличии глаголов от от-
глагольных прилагательных, воспроизведите нашу таблицу-подсказку (к доске выхо-
дят по одному человеку от каждой команды, один представитель пишет отличитель-
ные черты причастия, другой – отглагольных прилагательных):
Причастие
Отглагольное прилагательное
1. Значение прямое
2. Имеет зависимые слова
3. Сочетается с существительным в тво-
рительном падеже
1. Значение переносное
2. Нет зависимых слов
3. Не сочетается с существительным в
творительном падеже
Задание 4. «Цифровой диктант»
Учитель: Участники справились с заданием, но возникла необходимость закрепить
этот материал со всеми командами . Условие: цифрой 1 будем обозначать причастие,
2 – глагольные прилагательные.
( учитель диктует словосочетания, ученики делают соответствующие цифровые за-
писи в тетрадях).
Примеры: мороженые фрукты, замороженное мясо, плетеная корзина, заплетённые
волосы, пущенная мною стрела, пропеченный пирог, печеные яблоки, испечённый
пирог, пуганая ворона, запуганный ребенок, золоченая цепь, позолоченные серьги,
сказанное слово, пересказанный текст, позолоченные буквы.
Задание 5. «Водопад суффиксов» (ученикам раздаются распечатанные тексты, сре-
ди слов с пропущенными буквами им нужно найти и выписать в тетради только при-
частия, вставив недостающие буквы в суффиксах).
Учитель: А теперь вам предлагается интересное задание, будьте внимательны при
его выполнении. Вам предлагаются рецепты из «Книги о вкусной и здоровой пище
людоеда» Г. Остера.
Рецепт 1.
Кваше(Н,НН)ые девочки.
Отобрать грязных, растрепа(Н,НН)ых девочек-плакс, умыть, причесать и плот-
но набить ими прочную деревя(Н,НН)ую кадку. Соль можно не сыпать - девочки
сами наплачут полную кадку соле(Н,НН)ых слез.
Рецепт 2. Консервирова(Н,НН)ые грязнули.
Взять несколько вываля(Н,НН)ых в грязи мальчиков, добавить к ним одну из-
маза(Н,НН)ую вареньем девочку, посадить их всех в стекля(Н,НН)ую непрозрачную
банку, плотно закрыть крышкой и поставить в темное место, чтоб никто никогда не
смог их увидеть. Конервирова(Н,НН)ые грязнули приятно украшают любой стол.
Рецепт 3. Компот из испорче(Н,НН)ых мальчиков.
Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для
этого нужно как следует обработать порче(Н,НН)ых мальчиков, предварительно вы-
нув из них душу.
Рецепт 4. Кривляка в собстве(Н,НН)ом платьице.
Снять
с
кривляющейся
девочки
сандалики
и
уложить
ее
на
блюдо,
вымаза(Н,НН)ое горчицей. Сандалики можно съесть потом, на закуску.
Рецепт 5. Распуще(Н,НН)ые девчонки.
Распустить на сковородке сливочное масло и выпустить на нее совершенно
распуще(Н,НН)ых девчонок. После того, как они минут 15 побегают по сковородке,
их можно подать к столу, предварительно изрубив…лимо(Н,НН)ую корку и посыпав
ею девчоночьи головы.
Задание 6. «Плато отдыха» (физкультминутка)
Учитель : Мы прошли нелёгкий путь, выполнили немало заданий, чтобы отправить-
ся дальше, нам нужно немножко отдохнуть. Здесь отдохнем и поиграем в снежки
(«снежок» - это может быть маленький мячик или самодельный снежок из бумаги).
Условие: Команды становятся друг против друга на расстоянии 1,5 - 2 метров. Пер-
вый участник, кидая «снежок» своему противнику из другой команды, называет
имя существительное. Соперник, поймавший «снежок», должен назвать подходящее
по смыслу причастие. Если он этого быстро сделать не может, значит, его выбили, он
выбывает из игры. Задача для каждой команды – выбить как можно больше против-
ников.
Задание 7. «Мини-диктант»
Учитель: А теперь присядьте на свои рабочие места и выполните следующее зада-
ние (учащиеся записывают текст, расставляя знаки препинания)
Текст: Пасмурные, влажно обвисшие ели расступились, и глазам стало жарко
от рдяной яркости палой листвы. Пахнуло расклеванной дроздами рябиной, разбух-
шей дубовой бочкой, банным распаренным веником. Еще четыре дня назад вон тот
лес, зубчато восходящий по правой стороне, зеленел спутанно и непроницаемо.
Елки, слившиеся с курчавым березняком и синеватой листвою дубов, выделялись
своими вершинами. Они отщепились от порусевших берез и бронзовеющих дубов.
Задание 8. «Распадок заблуждений»
Учитель: Мы поднялись довольно высоко и перед нами тупик, огромные каменные
ворота закрыты. Открыть их можно только в том случае, если мы исправим ошибки
не только орфографические, но и пунктуационные в тетрадях учеников
(текст с
ошибками распечатан в 2-х экземплярах и роздан командам, на задание отведено 5
минут):
Пример: 1)Я люблю переливающимися всеми оттенками красок весну.
2) Мы любовались, плывущими по небу, облаками.
3) На дорожках парка, устланные желтыми листьями, играли тени.
4) Не отшлифованный алмаз резко отличается от самого лучшего граненого стекла.
5) У вбежавшего мальчишки был очень неряшливый вид.
6) Он сдал, несделанные тщательно, чертежи.
7) Сегодня афиши нерасклеены.
8) Не прочитанная статья была отложена.
Задание 9. «Подъем к пику горы»
Учитель: В одной из пещер мы нашли два фрагмента древнего кроссворда. Каждая
команда будет решать свою половину, а задание мы решим вместе, и оно поможет
нам соединить две части.
Задание: Выберите из 3 предложенных вариантов то слово, которое обладает на-
званным признаком.
По горизонтали:
3 . Слово, которое является причастием: занятный, закрытый, приятный.
4 . Дей-
ствительное причастие: читаемый, принятый, видевший.
7 . Причастие прошедшего
времени: привыкающий, высказавший, поднимаемый.
10 . Несклоняемая форма при-
частия: разобран, думающий, вышедший. 11 . Форма причастия, которая в предложе-
нии всегда выступает в роли сказуемого: уставший, вывернут, меняемый. 12 . Прича-
стие,
образованное
от
глагола I
спряжения: стелющий, просящий, уносящий.
13 .
Причастие, образованное от глагола II спряжения: бегущий, дышащий, несущий.
По вертикали:
1. Страдательное причастие: думающий, слышимый, варивший. 2 . Причастие настоя-
щего времени: забывший, покрытый, грядущий. 5 . Причастие, образованное от пере-
ходного глагола: указанный, прыгавший, убежавший. 6 . Причастие, образованное от
непереходного глагола: свисавший, списавший, принесший. 8 . Причастие, выступаю-
щее в роли определения: Забытый мною ключ лежал на столе. Двери дома откры-
ты настежь. Сидящий повернул голову в мою сторону.
9 . Причастие, которое при-
обрело значение имени существительного и в предложении чаще выступает в роли
подлежащего: водимый, сжавший, будущее.
3. Подведение итогов.
(дети, принимающие активное участие в игре, получают
оценки).
Учитель: Сегодня вы совершили увлекательное путешествие, участвовали в восхо-
ждении на пик знаний в стране частей речи. Молодцы ребята, вы хорошо поработа-
ли, прошли нелёгкие испытания, преодолели серьезные препятствия, подружились
с новой частью речи причастием и её признаками.
4. Домашнее задание.
Учитель: Домашнее задание, как вы поняли, будет необычное, оно будет продол-
жением нашего путешествия. По мере нашего путешествия природа постепенно
менялась, плавно переходя от смешанных лесов к снежным вершинам. Вам встре-
чались перевалы и расщелины, и водопады, и пещеры. И домашним заданием будет
написать сочинение-миниатюру о горных картинах, возникающих в вашей памяти
и оставляющих какое- то впечатление в подсознании. В этом сочинении нужно ис-
пользовать причастия и причастные обороты.