Лепка как один из способов развития речи детей с ОНР
Автор: Киселева Марина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №23 Населённый пункт: Санкт - Петербург Наименование материала: статья Тема: Лепка как один из способов развития речи детей с ОНР Раздел: дошкольное образование
Лепка из соленого теста, как один из способ развития речи детей с ОНР
Значение лепки для всестороннего развития и воспитания дошкольника очень
велико. Лепка имеет большое значение для умственного развития детей. В свою
очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связано с развитием
речи. На занятиях лепкой у детей в большей мере развивается мелкая моторика.
Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые
движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение
многих звуков, развивают речь ребенка. У детей с плохо развитой речью
наблюдается в разной степени общая моторная недостаточность. Проведенные
опыты и обследование большого количества детей выявили следующую
закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и
речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений
пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при
этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение,
формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук,
приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Занятия лепкой
одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе
обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с соленым тестом
ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация
деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое
подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным
персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая
ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи,
способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
На занятиях лепкой я знакомлю детей с новыми словами
(ДЕЙСТВИЯ:прищипывать, отщипывать, расплющивать, раскатывать,
надрезать, надавливать, закручивать, отделять, ПРЕДМЕТЫ: каркас, форма,
барельеф, ПРИЗНАКИ:заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д, учу
понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомиться
с названиями предметов, их признаками и действиями, которые он производит с
предметами.
Важным этапом в развитии понимания речи необходимо, чтоб ребенок научился
понимать все, что находится вокруг него, все, что он делает и, как делает. На
занятиях значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания
речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет
большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.
Лепка благоприятна для развития речи и тем, что при осуществлении легко
можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой
активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную
направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить
стек, кисть или доску, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять
речевую инициативу.
В своей работе я использую такие методы, как:
• Речь воспитателя – эталон для подражания (речь взрослого должна отвечать
тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи грамотно построена,
доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений)
• Обследование предметов (1. Восприятие детьми целостного облика предмета.
2. Вычленение основных частей этого предмета, и определение их внешних
признаков (форма, величина, соотношение частей и т. д.) 3. Определение
пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше,
ниже; слева, справа и т. д.) 4. Выделение более мелких частей предмета и
установление их пространственного расположения по отношению к основным
частям. 5. Повторное целостное восприятие предмета.)
• Проговаривание всех действий (Пример: Это кошечка. Сегодня мы будем
лепить такую кошечку. Давайте посмотрим, что нам нужно слепить. Это
головка. Головка у кошечки круглая. Вот такая круглая головка (очерчивающий
жест). Я показываю круглую головку. Мы будем лепить круглую головку. Все
дети видят головку? И т. д)
• Воспроизведение всех своих действий в воздухе (пример: Давайте с вами
покажем, как мы будем лепить головку, туловище, хвостик, круговыми
движениями, раскатывающими и т. д.)
• Сравнение действий детей (пример: Настя слепила пирожное с листочками, а
Коля с розочками, а Степа решил слепить бублик и т. д.)
• Вопросы к детям (Пример: Амина, что ты лепишь? Яблоко. Какой оно формы?
Круглой. Егор, а что лепишь ты? Огурец. Какого он цвета? Зеленого
Целесообразно повторять ответ ребенка, включив его в предложение: Амина
лепит яблоко, оно круглое)
• Индивидуальный подход на занятиях (Исходя из индивидуальных
особенностей детей)
• Таким образом в заключении можно с уверенностью сказать, что занятие
лепкой являются одним из средств развития речи.