Напоминание

Лепка как один из способов развития речи детей с ОНР


Автор: Киселева Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №23
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Лепка как один из способов развития речи детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад





Лепка из соленого теста, как один из способ развития речи детей с ОНР
Значение лепки для всестороннего развития и воспитания дошкольника очень велико. Лепка имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связано с развитием речи. На занятиях лепкой у детей в большей мере развивается мелкая моторика. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. У детей с плохо развитой речью наблюдается в разной степени общая моторная недостаточность. Проведенные опыты и обследование большого количества детей выявили следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с соленым тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. На занятиях лепкой я знакомлю детей с новыми словами (ДЕЙСТВИЯ:прищипывать, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надрезать, надавливать, закручивать, отделять, ПРЕДМЕТЫ: каркас, форма, барельеф, ПРИЗНАКИ:заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д, учу понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомиться с названиями предметов, их признаками и действиями, которые он производит с предметами. Важным этапом в развитии понимания речи необходимо, чтоб ребенок научился понимать все, что находится вокруг него, все, что он делает и, как делает. На занятиях значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Лепка благоприятна для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить стек, кисть или доску, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу. В своей работе я использую такие методы, как:
• Речь воспитателя – эталон для подражания (речь взрослого должна отвечать тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи грамотно построена, доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений) • Обследование предметов (1. Восприятие детьми целостного облика предмета. 2. Вычленение основных частей этого предмета, и определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей и т. д.) 3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа и т. д.) 4. Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям. 5. Повторное целостное восприятие предмета.) • Проговаривание всех действий (Пример: Это кошечка. Сегодня мы будем лепить такую кошечку. Давайте посмотрим, что нам нужно слепить. Это головка. Головка у кошечки круглая. Вот такая круглая головка (очерчивающий жест). Я показываю круглую головку. Мы будем лепить круглую головку. Все дети видят головку? И т. д) • Воспроизведение всех своих действий в воздухе (пример: Давайте с вами покажем, как мы будем лепить головку, туловище, хвостик, круговыми движениями, раскатывающими и т. д.) • Сравнение действий детей (пример: Настя слепила пирожное с листочками, а Коля с розочками, а Степа решил слепить бублик и т. д.) • Вопросы к детям (Пример: Амина, что ты лепишь? Яблоко. Какой оно формы? Круглой. Егор, а что лепишь ты? Огурец. Какого он цвета? Зеленого Целесообразно повторять ответ ребенка, включив его в предложение: Амина лепит яблоко, оно круглое) • Индивидуальный подход на занятиях (Исходя из индивидуальных особенностей детей) • Таким образом в заключении можно с уверенностью сказать, что занятие лепкой являются одним из средств развития речи.


В раздел образования