Автор: Фанта Евгения Викторовна Должность: учитель химии Учебное заведение: МОБУ СОШ №8 Населённый пункт: город Таганрог Ростовской области Наименование материала: статья Тема: Мотивация к обучению или как заставить учиться Раздел: среднее образование
Наш большой недостаток в том,
что мы слишком быстро опускаем руки.
Наиболее верный путь к успеху –
все время пробовать еще один раз.
Томас Эдисон
Мотивация к обучению – верный путь к успеху
Современная школа, родители сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к
учебе у ребенка. Эта проблема возникла не сейчас, и вряд ли настанут времена, когда она
исчезнет совсем. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так,
чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того,
сколько
усилий
надо
будет
для
этого
приложить?
Как
сформировать
мотивацию
к
обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно, скучно на том или
ином предмете? Прежде чем ответить на множество вопросов надо разобраться, а что
такое мотивация, почему ее нет или происходит ее снижение и потеря у школьников, как
формируется и работает мотивация к обучению, и что учитель можете сделать, чтобы
ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость по
предмету. Решение этой проблемы не может носить односторонний характер, только
комплекс
мер,
сотрудничество
педагога
и
родителей
сможет
дать
положительные
результаты. Школа ни в коей мере не отстраняется от этой проблемы, главная задача
каждого педагога на уроке – мотивировать ученика, подвигнуть на самостоятельное,
осознанное обучение, обучение не на оценку, а на результат - присутствие багажа знаний,
умений и навыков,
которые ему пригодятся в жизни. Понимание родителями этой
проблемы, правильное воспитание в семье намного облегчат задачу педагогов в школе.
Одна
из
основных
проблем
современной
педагогики
–
отсутствие
желания
и
интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация к учебному процессу
исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.
Почему это происходит, кто виноват и в чем причины. В интернете, да и книжных
магазинах
имеется
большое
разнообразие
информации
на
эту
тему,
да
и
у
каждого
родителя есть свое мнение по этому поводу. Однако вопрос остается актуальным и по сей
день во многих семьях. Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних
успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что
интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с
себя
ответственность
на
плечи
школы.
Другие
же
предлагают
радикальные
способы
решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов,
телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4 баллов,
среди
таких
родителей
встречаются
и
такие,
кто
прибегает
к
старым
проверенным
методам, например, ремень, ибо, как считают они «Битиё первично, сознание вторично».
Применение
таких
методов
формирования
мотивации
к
обучению
у
школьника
весьма спорна. Мнений много, и каждый имеет право на свое мнение. Так что же такое
мотивация?
Мотивация от английского «movere» - «двигать» – это то, что двигает человеком,
заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и
идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных,
спортивных и творческих успехов. Мотивация к обучению запрограммирована в нас от
природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском
гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна
правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать
задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И,
конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если
ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные
требования,
система
вознаграждения
лопается.
То
же
самое
происходит,
если
успех
становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника
желание учиться будет практически невозможно.
Каждый
из
нас
наблюдал
такое
явление
у
своего
ребенка:
первый
раз,
сумев
правильно выполнить поставленную задачу – принести ту игрушку, которую просили,
сложить пазл, построитьфигуру на песке и пр., он радовался и был очень горд собой, а на
четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Он покарил «ту вершину» и она
ему совершенно неинтересна. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И
зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в
домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и
формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают
разные
способы
усиления
мотивации
к
познанию.
У
каждого
из
этих
способов
в
зависимости
от
стиля
воспитания
разные
результаты,
в
каждом
из
них
есть
положительные
и
отрицательные
стороны
но,
самое
главное,
это
стимулирует
к
самосовершенствованию в течение всей жизни
Важным
фактором
формирования
мотивации
к
обучению
является
школьная
успеваемость.
Но
для
многих
школьников
и
их
родителей
время,
отведенное
для
выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям
приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки,
ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш,
либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение,
и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы,
находится
под
постоянным
давлением
взрослых
и,
как
следствие,
полностью
теряет
интерес
и
желание
учиться.
Родителям
все
сложнее
находить
доводы
для
усиления
мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: в школе мне
плохо. Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей.
Школьные
успехи
и
неудачи
–
это
не
показатель
исключительно
умственного
развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений,
навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень
сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к
обучению
часто
ведет
к
стойкой
неуспеваемости
и
интеллектуальной
пассивности.
Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении
.
К
сожалению,
исходя
из
практических
наблюдений,
ежегодно
у
большинства
учащихся стремление к учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в
такую
категорию
детей
попадали,
в
основном,
подростки
–
в
связи
с
переходным
периодом, то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в
начальной школе. В чем причина или скорее всего причины?
На мотивацию к обучению огромное влияние оказывает атмосфера в семье, ребенок
из
неблагополучной
семьи,
как
правило,
привыкает
к
высокому
эмоциональному
отрицательному накалу. Во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, он
уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не
хватает на это энергии. Но даже в благополучной семье могут быть такие «подводные
камни» как отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня,
безнадзорность в быту, дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-
то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы
на учебу
.
Часто в семьях не предъявляют систематических требований, т.е. родительский
контроль присутствует от случая к случаю. А такие неправильные методы воспитания как
подавление
личности,
угрозы,
физическое
насилие
или
наоборот
заласкивание,
чрезмерная опека имеют место во многих семьях. Родители зачастую не понимают, что
они как раз и являются
причиной отсутствия у ребенка мотивации, сравнивая его с
другими
детьми,
называя
неудачником
или
наоборот,
«зачем
стараться,
я
вот
и
без
образования неплохо в жизни пристроился, главное деньги, а не учеба» и пр., пр.
Напрасно думать, что существует «золотой» рецепт, узнав который, родители в
одночасье
смогут
устранить
проблему,
рецепта
такого,
к
сожалению,
не
существует,
каждый ребенок индивидуален. Но некоторые практические советы все, же могли бы
помочь родителям в их нелегком труде.
1)
Выяснить,
что
является
причиной
низкой
мотивации:
неумение
учиться
или
ошибки
воспитательного
характера.
Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не
влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется.
Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие
дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось,
третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к
р е з у л ь т а т у ,
в е р и т ь
в
с е б я
и
с в о и
с и л ы
и
т о г д а
р е з у л ь т а т
н е
з а с т а в и т
с е б я
ж д а т ь .
2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки
учебной деятельности и произвольного поведения, или и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их
н е о б х о д и м о
п р о с т о
у в и д е т ь
и
п р и з н а т ь с я
с е б е ,
ч т о
« я
д е л а ю
ч т о - т о
н е
т а к » .
3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители
контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки,
какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про
первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно
вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в
первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда
р е б е н о к
н е
м о ж е т
с е с т ь
з а
у р о к и
в о в р е м я
–
п р и у ч а й т е
к
с а м о к о н т р о л ю .
4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом)
сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую
ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их».
Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют
родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво
мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды).
5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу
«Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка
с
классом,
оценит
это
как
«плохо».
Для
избежание
таких
случаев,
важно
иметь
постоянный
контакт
со
школой
и
интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ
врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание
учиться.
6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у
детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и
пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив
достижения
успеха,
а
мотив
избегания
неудачи,
что
напрямую
ведет
к
низкой
учебной
мотивации.
7)
Очень
важным
моментом
в
учебной
мотивации
является
адекватная
самооценка
ребенка.
Дети
с
заниженной
самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно
не
видят
границы
своих
способностей,
не
привыкли
видеть
и
признавать
своих
ошибок.
Поэтому,
очень
важно
–
адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много
значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже,
когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к
л и ч н о с т и
–
п о п р о б у й т е
с
т а к и м
б а г а ж о м
в ы ж и т ь
и
д о б и т ь с я
ж и з н е н н о г о
у с п е х а .
8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к
добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное,
привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать
в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который
каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными
походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная
задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.
9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.
Важно
объяснить
ребенку,
что
процесс
формирования
умения
учиться
процесс
длительный,
но
необходимый.
Для
подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для
п о д р о с т к а
в а ж н о
п о д н и м а т ь
т е м у
п р о ф е с с и о н а л ь н о г о
о п р е д е л е н и я .
10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на
месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего
р е б е н к а ,
т о
н е п р е м е н н о
б у д е т
в з л е т .
11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не
секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того
или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым
достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок
должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как
узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка,
которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот
момент
очень
важно,
чтобы
родители
не
дергали,
не
понукали
свое
чадо,
не
раздражались.
В
противном
случае
с ф о р м и р о в а т ь
у
ш к о л ь н и к а
ж е л а н и е
у ч и т ь с я
у
В а с
н е
п о л у ч и т с я .
12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны
постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем
более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который
и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и
у н и ч т о ж и т е
в е с ь
и н т е р е с
к
у ч е б е ,
к о т о р ы й
у
н е г о
б ы л .
13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло
на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя
ч у в с т в о в а л ,
а
в о з м о ж н о ,
о п я т ь
ж е ,
о ц е н к а
у ч и т е л я
б ы л а
н е а д е к в а т н о й .
Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы
сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий,
о щ у щ е н и й
и
е г о
ц е л е й .
14)
Очень
важный
период
в
жизни
школьника
переход
в
среднее
звено.
Появляются
новые
предметы,
учителя
и
обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте он
особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому
пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в
д а л ь н е й ш е й
ж и з н и .
15) Сдача ЕНТ – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам
подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать. Ваша задача – помочь
определиться с выбором, сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы.
Поговорите с ребенком, выясните, какие курсы лучше посещать. Уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим,
н е
п од а вл я й т е
е го
и н и ц и ат и ву
и
з а р о ж д а ю щ и й с я
и н т е р е с
к
от в ет с т в е н н о с т и
з а
с в о й
в ы б о р .
Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную
информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию,
ребенок
сможет
вырасти
целеустремленным
чел овеком,
способным
на
ответственные
р е ш е н и я .
Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка.
Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а
сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно
расширится.
Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и
нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.