Автор: Дулап Елена Витальевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №112 "Золотая рыбка" Населённый пункт: город Вологда Наименование материала: статья Тема: Учимся отгадывать загадки Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №112 «Золотая рыбка»
Город Вологда
Тема: «Учимся отгадывать загадки».
Подготовила: учитель-логопед
Высшей категории
Дулап Елена Витальевна
2016
1
Загадка, как средство обучения.
Человек начал создавать загадки в глубокой древности.
Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно
и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль.
Немаловажная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях,
бывальщинах и других фольклорных жанрах.
С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры, загадка
начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности,
сообразительности человека.
Она становится дидактическим средством - средством обучения детей.
Что такое загадка?
В литературной энциклопедии загадка характеризуется как «замысловатое
поэтическое описание», какого-либо предмета или явления, испытывающее
сообразительность отгадывающего.
Иными словами, загадка – это иносказательное описание какого-либо
предмета или явления, имеющее форму вопроса.
Мы можем выделить основные признаки загадки:
Содержание загадки – замысловатое описание, кот. Нужно
расшифровать.
Описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения.
Как правило это описание лаконично.
Загадке часто присущ ритм.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его
действительность, растительный и животный мир, явления природы,
предметы труда, быта, и т. д.
2.Главная особенность загадки.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой
логическую задачу.
Отгадать загадку, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е.
совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, способы
шифровки различны.
3.Способы построения логической задачи в загадке.
Способы построения логической задачи разнообразны.
Чаще всего это перечисление признаков предмета, явления. Это
может быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение,
материал, назначение, и т.д.
По указанным признакам надо найти отгадку.
Пример: длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку.
Основана на перечислении 4 признаков: внешнего вида, манеры
передвигаться, вкуса животного.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.
Пример: сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
(Осел).
Отгадывают такие загадки методом от противного:
Сопоставить разные, но сходные предметы.
Выделить в них сходные признаки.
Сгруппировать их по- новому.
В новом сочетании, путем исключения ошибочных ответов, при
накоплении новых признаков находить отгадку.
Самый обширный тип загадок – метафорические.
Пример: красненький петушок по жердочке бежит. (Огонь).
Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор.
Таким образом, в основе разных загадок лежит различный логический
механизм. Особенностями этого механизма определяются типы логических
задач и характер мыслительных операций при отгадывании.
Цель загадки – поставить собеседника в затруднительное положение,
заставить «поломать голову», поэтому в ней преднамеренно создана
многоплановость понимания.
Употребление слова в ином, переносном значении – наиболее
распространенный прием для создания загадки.
Рифма в загадке нередко играет дополнительную роль, помогая быстрее
найти отгадку. Пример: щука в море, хвост на заборе. (Ковш).
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой,
мобилизующей и тренирующей их умственные силы.
Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту
реакции, умственную активность, самостоятельность.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и
результат этого своеобразного умственного состязания.
Загадка ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то
останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность
предмета, на его назначение.
Пример: Два конца, два кольца, посредине гвоздь и тот насквозь. (Ножницы)
Указывается внешний вид предмета
Поля стеклянные, межи деревянные. (Рама).
На то из чего сделан предмет.
Загадки познавательного характера повышают интерес детей к
окружающему, формируют представления о природе.
Любая картинка природы в загадках выразительна и ощутима.
Пример:
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька)
Егор, Егорка упал в озерко,
Сам не потонул, и воды не всколыхнул.
(Месяц)
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей.
Загадки обогащают словарь ребенка, помогают увидеть вторичное значение
слов. Есть такие загадки, в которых встречаются сравнительно редкие
суффиксы. Пример, загадка о корове, где хвост обозначается как: махай,
вихляй, вертун, хлобыстун. Рога: бодай, бодастые. Ноги: лягай, ходастые.
Не всегда детям дошкольного возраста понятны такие слова, но разъяснять их
нужно, чтобы у детей постепенно складывались впечатления о богатстве
русского языка и многообразии значения слова.
4.Принципы отбора загадок для дошкольников.
Каковы же принципы отбора загадок для дошкольников?
Прежде всего, их доступность. Отбирать нужно те загадки,
предметы и явления в которых доступны для наблюдения и
понимания ребенка.
Это чаще всего загадки о человеке, о предметах, созданных его трудом, о
живой и неживой природе.
Пример: всем нам пригодится белая водица, из водицы белой, все что хочешь,
делай: сливки, простоквашу, масло в нашу кашу. (Молоко)
Такие загадки близки личному опыту любого ребенка и понятны даже
младшим дошкольникам.
Учет возрастных особенностей ребенка.
Выбирая загадку необходимо учитывать возрастные особенности каждого
возрастного периода дошкольника. Так загадки для малышей не должны быть
очень подробными. Поскольку много признаков ребенок не в силах
запомнить. Тематика загадок для маленьких ограничена их небольшим
жизненным опытом.
Дети среднего возраста (5й год жизни), умеют выделять в предметах
различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах
и т. д.), сравнивать предметы. Им предлагается более широкая тематика
загадок. В соответствии с программой: овощи, фрукты, домашние, дикие
животные и т. д.
Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут
наблюдения за животными, птицами, растениями. У них более развита
мыслительная деятельность: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Учитывая это, старшим дошкольникам даются загадки разнообразной
тематики.
5.Условия отгадывания загадки.
Терпение педагога.
Не следует опираться только на природную
сообразительность ребенка. Детей следует учить понимать
содержание загадки, искать пути решения логической
задачи, объяснять и доказывать правильность отгадки.
Необходимы знания детей, подводящие к отгадыванию.
Педагог предварительно знакомит детей с предметами и явлениями.
Проводит с ними систематические наблюдения в окружающей жизни.
Полученные знания необходимо закреплять на занятиях и в
дидактических играх.
Помимо фактических знаний детям необходимы знания
языка, особенно понимать переносное значение слова. Для
этого полезное значение имеет знакомство с
художественной литературой. Она является важным
источником знаний, обостряет наблюдательность, учит
детей пользоваться словом точным и образным.
Необходимо научить ребенка слышать художественное, поэтическое слово,
вслушиваться в тексты народных сказок, песенок, замечать образные
выражения, умело использовать их в своей речи.
Уж тает снег, бегут ручьи, (метафора),
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою. (метафора).
А.Плещеев.
Эти метафоры понятны детям.
6.Приемы отгадывания загадки.
Учить детей правильно решать логическую задачу: выделять указанные
признаки неизвестного объекта, т. е. произвести анализ.
Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные
между ними связи, т. е. произвести синтез.
На основании соотнесенных признаков и выявленных связей сделать
вывод, умозаключение , т. е. отгадать загадку.
Эти условия взаимосвязаны между собой. Без достаточного анализа –
выделения указанных признаков, процесс синтеза- установление связей
может быть неполным, односторонним, а, следовательно, и вывод будет
ошибочным.
Наиболее частые ошибки детей:
Часто дети, торопясь с ответом недослушивают загадку до конца, их
внимание останавливает какая- то одна деталь, наиболее яркий
признак.
Пример: Растянулась, как гармошка чудо-печка под окошком. (Батарея).
Дети спеша говорят: это кошка, потому что растянулась. Это скамейка,
потому, что под окошком. Это пар, потому что из печки.
Дети выделяют несколько признаков, но один очень важный
выпускают.
Например, у песочных ям, у горы крутой стоит великан с железной рукой
(экскаватор).
Дети говорят так: Это робот. У него рука железная. Он больше человека-2
признака выделены и объединены. Но, упущено то, что великан стоит у
песочной ямы, у горы крутой.
Дети сознательно упускают один из признаков, если он мешает
отгадыванию, или заменяют своим, другим, соответствующим своей
отгадке.
Пример: Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет. (Грамота).
Дети говорят: это подсолнух: семя черное, круг такой желтый. Воспитатель
возражает, но ведь в загадке говорится, что белое поле. Ну, все равно, желтое,
белое говорит ребенок. Он понимает слово семя в прямом смысле и
подгоняет текст загадки к неправильной отгадке.
Итак, при отгадывании загадки следует иметь в виду следующий порядок
мыслительных операций:
Установить в общем виде, что нужно искать
Установить, где нужно искать
Выявить все оставшиеся признаки
Выдвинуть предположение-отгадку
Объединить установленные, признаки
Сделать итоговый вывод
7.Доказательства отгадки.
Существуют два способа:
Объявление отгадки, подтверждение доводами, мотивами, признаками.
Это дедуктивный способ. Удобнее, если загадка заканчивается
вопросом.
Рассмотрение признаков и установление связей между ними, т.
рассуждение, вывод, отгадка, как логический итог рассуждения. Это
индуктивный метод.
Пример: Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?
Это бывает зимой, потому что … (1й способ).
Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит морковку.
Длинные уши у зайчика, пушистые и ловко прыгают тоже зайчик и кролик,
только морковку зайчику взять негде, а кролику ее дают.
Когда дети овладевают различными способами доказательства загадки, то
отгадывать ее они будут легче и точнее, приобретут навык логического
рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном
совпадении, а на четком анализе материала загадки.