Напоминание

Учимся отгадывать загадки


Автор: Дулап Елена Витальевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №112 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: статья
Тема: Учимся отгадывать загадки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №112 «Золотая рыбка» Город Вологда Тема:
«Учимся отгадывать загадки».
Подготовила: учитель-логопед Высшей категории Дулап Елена Витальевна 2016
1 Загадка, как средство обучения. Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. Немаловажная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях, бывальщинах и других фольклорных жанрах. С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры, загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится
дидактическим средством
- средством обучения детей. Что такое загадка? В литературной энциклопедии загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание», какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Иными словами, загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, имеющее форму вопроса. Мы можем выделить основные признаки загадки:  Содержание загадки – замысловатое описание, кот. Нужно расшифровать.  Описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения.  Как правило это описание лаконично.  Загадке часто присущ ритм. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность, растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта, и т. д. 2.Главная особенность загадки. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, способы шифровки различны. 3.Способы построения логической задачи в загадке. Способы построения логической задачи разнообразны.  Чаще всего это перечисление признаков предмета, явления. Это может быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение, и т.д. По указанным признакам надо найти отгадку. Пример: длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку. Основана на перечислении 4 признаков: внешнего вида, манеры передвигаться, вкуса животного.  Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения. Пример: сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел). Отгадывают такие загадки методом от противного:  Сопоставить разные, но сходные предметы.  Выделить в них сходные признаки.  Сгруппировать их по- новому.  В новом сочетании, путем исключения ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку.  Самый обширный тип загадок – метафорические. Пример: красненький петушок по жердочке бежит. (Огонь). Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Таким образом, в основе разных загадок лежит различный логический механизм. Особенностями этого механизма определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании. Цель загадки – поставить собеседника в затруднительное положение, заставить «поломать голову», поэтому в ней преднамеренно создана многоплановость понимания.
Употребление слова в ином, переносном значении – наиболее распространенный прием для создания загадки. Рифма в загадке нередко играет дополнительную роль, помогая быстрее найти отгадку. Пример: щука в море, хвост на заборе. (Ковш). Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей их умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Загадка ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение. Пример: Два конца, два кольца, посредине гвоздь и тот насквозь. (Ножницы)  Указывается внешний вид предмета Поля стеклянные, межи деревянные. (Рама).  На то из чего сделан предмет. Загадки познавательного характера повышают интерес детей к окружающему, формируют представления о природе. Любая картинка природы в загадках выразительна и ощутима. Пример: Висит за окошком кулек ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька) Егор, Егорка упал в озерко, Сам не потонул, и воды не всколыхнул. (Месяц)
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают словарь ребенка, помогают увидеть вторичное значение слов. Есть такие загадки, в которых встречаются сравнительно редкие суффиксы. Пример, загадка о корове, где хвост обозначается как: махай, вихляй, вертун, хлобыстун. Рога: бодай, бодастые. Ноги: лягай, ходастые. Не всегда детям дошкольного возраста понятны такие слова, но разъяснять их нужно, чтобы у детей постепенно складывались впечатления о богатстве русского языка и многообразии значения слова. 4.Принципы отбора загадок для дошкольников. Каковы же принципы отбора загадок для дошкольников?  Прежде всего, их доступность. Отбирать нужно те загадки, предметы и явления в которых доступны для наблюдения и понимания ребенка. Это чаще всего загадки о человеке, о предметах, созданных его трудом, о живой и неживой природе. Пример: всем нам пригодится белая водица, из водицы белой, все что хочешь, делай: сливки, простоквашу, масло в нашу кашу. (Молоко) Такие загадки близки личному опыту любого ребенка и понятны даже младшим дошкольникам.  Учет возрастных особенностей ребенка. Выбирая загадку необходимо учитывать возрастные особенности каждого возрастного периода дошкольника. Так загадки для малышей не должны быть очень подробными. Поскольку много признаков ребенок не в силах запомнить. Тематика загадок для маленьких ограничена их небольшим жизненным опытом. Дети среднего возраста (5й год жизни), умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах и т. д.), сравнивать предметы. Им предлагается более широкая тематика загадок. В соответствии с программой: овощи, фрукты, домашние, дикие животные и т. д.
Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, растениями. У них более развита мыслительная деятельность: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Учитывая это, старшим дошкольникам даются загадки разнообразной тематики. 5.Условия отгадывания загадки.  Терпение педагога. Не следует опираться только на природную сообразительность ребенка. Детей следует учить понимать содержание загадки, искать пути решения логической задачи, объяснять и доказывать правильность отгадки.  Необходимы знания детей, подводящие к отгадыванию. Педагог предварительно знакомит детей с предметами и явлениями. Проводит с ними систематические наблюдения в окружающей жизни.  Полученные знания необходимо закреплять на занятиях и в дидактических играх.  Помимо фактических знаний детям необходимы знания языка, особенно понимать переносное значение слова. Для этого полезное значение имеет знакомство с художественной литературой. Она является важным источником знаний, обостряет наблюдательность, учит детей пользоваться словом точным и образным. Необходимо научить ребенка слышать художественное, поэтическое слово, вслушиваться в тексты народных сказок, песенок, замечать образные выражения, умело использовать их в своей речи. Уж тает снег, бегут ручьи, (метафора), В окно повеяло весною Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. (метафора). А.Плещеев. Эти метафоры понятны детям.
6.Приемы отгадывания загадки.  Учить детей правильно решать логическую задачу: выделять указанные признаки неизвестного объекта, т. е. произвести
анализ.
 Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т. е. произвести
синтез.
 На основании соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод,
умозаключение
, т. е. отгадать загадку. Эти условия взаимосвязаны между собой. Без достаточного анализа – выделения указанных признаков, процесс синтеза- установление связей может быть неполным, односторонним, а, следовательно, и вывод будет ошибочным. Наиболее частые ошибки детей:  Часто дети, торопясь с ответом недослушивают загадку до конца, их внимание останавливает какая- то одна деталь, наиболее яркий признак. Пример: Растянулась, как гармошка чудо-печка под окошком. (Батарея). Дети спеша говорят: это кошка, потому что растянулась. Это скамейка, потому, что под окошком. Это пар, потому что из печки.  Дети выделяют несколько признаков, но один очень важный выпускают. Например, у песочных ям, у горы крутой стоит великан с железной рукой (экскаватор). Дети говорят так: Это робот. У него рука железная. Он больше человека-2 признака выделены и объединены. Но, упущено то, что великан стоит у песочной ямы, у горы крутой.  Дети сознательно упускают один из признаков, если он мешает отгадыванию, или заменяют своим, другим, соответствующим своей отгадке. Пример: Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет. (Грамота). Дети говорят: это подсолнух: семя черное, круг такой желтый. Воспитатель возражает, но ведь в загадке говорится, что белое поле. Ну, все равно, желтое, белое говорит ребенок. Он понимает слово семя в прямом смысле и подгоняет текст загадки к неправильной отгадке.
Итак, при отгадывании загадки следует иметь в виду следующий порядок мыслительных операций:  Установить в общем виде, что нужно искать  Установить, где нужно искать  Выявить все оставшиеся признаки  Выдвинуть предположение-отгадку  Объединить установленные, признаки  Сделать итоговый вывод 7.Доказательства отгадки. Существуют два способа:  Объявление отгадки, подтверждение доводами, мотивами, признаками. Это дедуктивный способ. Удобнее, если загадка заканчивается вопросом.  Рассмотрение признаков и установление связей между ними, т. рассуждение, вывод, отгадка, как логический итог рассуждения. Это индуктивный метод. Пример: Снег на полях, лед на реках, Вьюга гуляет, когда это бывает? Это бывает зимой, потому что … (1й способ). Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, любит морковку. Длинные уши у зайчика, пушистые и ловко прыгают тоже зайчик и кролик, только морковку зайчику взять негде, а кролику ее дают. Когда дети овладевают различными способами доказательства загадки, то отгадывать ее они будут легче и точнее, приобретут навык логического рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на четком анализе материала загадки.


В раздел образования