"Воспитание осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья у детей дошкольного возраста"
Автор: Шаймухаметова Динара Камиловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с " Рябинушка" Населённый пункт: с. Старобалтачево Балтачевского района Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: "Воспитание осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
к сохранению и укреплению здоровья у детей дошкольного возраста»
Здоровье человека – одно из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок
хочет быть сильным, добрым, энергичным. Плохое самочувствие, болезни
являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в
спорте. Поэтому нам взрослым и в первую очередь родителям,
необходимо убедить детей заботиться о своём здоровье, научить детей
не вредить своему организму. Важно побудить ребёнка
задуматься о «работе» своего организма, почувствовать и лучше понять
его сложное устройство, осознать значения правильного
питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Воспитательно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста
следует начинать с изучения детьми своего организма: как
устроено тело человека. В доступной форме, используя иллюстративный
материал, развивающие мультфильмы рассказывать об анатомии и
физиологии человека, основных системах и органах (опорно-двигательной,
мышечной, пищеварительной системах, органах чувств).
Малышам, например, можно предложить показать, где находятся руки, ноги,
голова, туловище. Рассказать о том, для чего они нужны, как следует
заботиться о них, беречь их.
Ах, зачем мне эти ручки?
Чтобы всё потрогать.
Ах, зачем мне эти ножки?
Чтобы бегать по дорожке.
Ах, зачем мне эти глазки?
Для того, чтоб видеть сказки.
Ну, а ротик, чтобы кушать.
Ушки – чтобы маму слушать.
С детьми старшего дошкольного возраста, можно послушать, как бьётся
сердце, объяснить, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос,
перегоняя кровь: «Когда мы устаём, нашему организму важно больше крови,
биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше
энергии, и сердце может отдохнуть, биться медленнее». Дети практически
могут проверить на себе, как работает сердце. После физических
упражнений, в состоянии покоя, после сна.
Важно не только познакомить детей с организмом, но и сформировать умение
чутко прислушиваться к нему, чтобы помогать ему
ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу
спать», «нуждаюсь в свежем воздухе». Родителям следует обращать внимание
детей на их самочувствие, внутренние ощущения,
свидетельствующие, например, о чувстве голода, жажде, усталости.
Знакомить детей со способами устранения дискомфорта: предлагать
пообедать, попить воды, присесть отдохнуть и т. п. После этого
дети могут рассказать об изменении ощущений.
Одним из средств укрепления здоровья, является физическое воспитание:
совместная утренняя гимнастика, спортивные секции, бассейн. Следует
поговорить с детьми о важности и полезности этих занятий. Например, при
проведении утренней гимнастики обратить
внимание детей на значение того или иного упражнения для развития
определённой группы мышц, для работы различных систем организма.
Объясняли детям, что важнейшее значение для красоты тела
и здоровья имеет осанка. Неправильная осанка делает человека не
красивым, затрудняет работу сердца, лёгких.
Забота о сохранении здоровья продиктована современной экологической
ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Необходимо формировать
элементарные знания у детей и о том, что их здоровье зависит от здоровья
окружающих людей. Это связано с не выполнением правил личной гигиены.
Например, чихая или кашляя, человек разбрызгивает большое количество
капелек слюны (до 40 тысяч), которые разлетаются на большое
расстояние (более 32 метров).Пользование носовым платком,
мытьё рук, чистка зубов, причёсывание – правила гигиены, которые
должны выступать не как требования взрослых, как правило, самого ребёнка.
Объясняя детям, для чего следует чистить зубы, рассказывали о мельчайших
невидимых глазу микроорганизмах – микробах, которые являются
возбудителями некоторых болезней. «Если в зубе образовалась дырочка
(кариес) или пища попала в щель между зубами– это готовый «домик» для
микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером.
Попросите ребенка посчитать, сколько раз в день ему приходиться мыть руки.
Когда «до», когда «после» определённых действий.
Вместе с детьми разберите проблемные ситуации на выполнение правил
личной гигиены: как поступить, если на улице, в транспорте,
в общественном месте вдруг захочется пить, есть; как быть, если на
улице угостили знакомые взрослые или дети конфетой.
В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней
расскажите детям о витаминах, их значением для жизни человека:
«У того, кто ест фрукты и сырые овощи, как правило, хорошее самочувствие,
чистая кожа, изящная фигура. Овощи и фрукты – главные
поставщики витаминов. А конфеты, мороженое, особенно в больших
количествах, вредны для здоровья.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Беседуя с детьми о витаминах, предложите детям назвать их любимые блюда
и вместе проанализировать, всегда ли они полезны.
Вспомните случаи из жизни вашей семьи, когда кто-то чувствовал себя плохо,
после того, как съел большой кусок торта с кремом, холодное мороженое,
немытое яблоко, копченую курицу. Зачастую большинство детей не могут
объяснить причину своего недомогания, рассказать о том, что они чувствуют,
переживают. Чтобы решить данную проблему, учите детей обращаться к
взрослым при возникновении плохого самочувствия. Поиграйте в
«Больницу», чтобы научить своего ребенка произносить слова
характеризующие состояние больного (болит голова, стреляет в ухе и т.п.).
Все используемые формы организации детской деятельности, методы и
приёмы должны быть доступны детям, учитывайте возраст детей, а самое
главное причинно –следственные связи, которые формируют осознанность в
поведении детей.