Формирование ключевых компетенций на уроках математики
Автор: Рябченкова Тамара Анатольевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №14 Населённый пункт: г.Ногинск Наименование материала: Презентация Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математики Раздел: среднее образование
Математическая компетенция — это
способность структурировать данные
вычленять математические отношения,
создавать математическую модель
ситуации, анализировать и
преобразовывать ее, интерпретировать
полученные результаты. Иными словами,
математическая компетенция учащегося
способствует адекватному применению
математики для решения возникающих в
повседневной жизни проблем
30.12.14
6
МБОУ СОШ №14
Три уровня
математической
компетенции
Уровень установления
связей строится на
репродуктивной
деятельности по
решению задач,
которые, хотя и не
являются типичными,
но все же знакомы
учащимся или выходят
за рамки известного
лишь в очень малой
степени
Уровень
воспроизведения — это
прямое применение в
знакомой ситуации
известных фактов,
стандартных приемов,
распознавание
математических
объектов и свойств,
выполнение
стандартных процедур
Уровень рассуждений
строится как развитие
предыдущего уровня.
Для решения задач
этого уровня требуются
определенная интуиция,
размышления и
творчество в выборе
математического
инструментария
30.12.14
7
МБОУ СОШ №14
Компетентностный подход в обучении
математике предполагает освоение
учащимися различного рода умений,
позволяющих им в будущем действовать
эффективно в ситуациях профессиональной,
личной и общественной жизни
30.12.14
8
МБОУ СОШ №14
Для формирования ключевых компетенций в
обучении математики учителя на уроках
применяют различные педагогические
технологии, проектную деятельность,
используют ИКТ; мозговой штурм; игровые
технологии; модульное обучение; метод
сотрудничества,
30.12.14
9
МБОУ СОШ №14
Отличие компетентностного подхода от
классического
Формирует у учащихся не только теоретическое
мышление, но и практическое, направленное на
преобразование действий.
Ориентирован на практическое действие, решение
реальных задач: проблемные ситуации, практикумы,
презентации, эксперименты, …
При организации обучения учитель выступает в роли
консультанта.
Ученик активен, осознаёт, что от его труда зависит
результат обучения.
Многоуровневый контроль при оценке результатов
(умение применять знания в новой ситуации).
10
МБОУ СОШ №14 30.12.14
Пример формирования математических компетенций .
Тема «Наибольший общий делитель» изучается в 6 классе
На первом занятии учитель сообщает учащимся, что на изучение темы отводится 6
уроков, намечаются вопросы, на которые нужно ответить в течение этих занятий.
1) Что называют НОД чисел? ( Понятийная компетенция , 1 урок)
2) Как находить НОД? ( Алгоритмическая компетенция , 1 урок)
3) Зачем надо уметь находить НОД? ( Операционная компетенция , 2 урок)
4) В каких заданиях применяется НОД? ( Фактическая компетенция , 3-4 урок)
5) Как мы усвоили тему? ( Этап определения уровня развития компетенций , 5 урок)
6) 6 урок – это урок коррекции и анализа уровней развития математических
компетенций
Постепенно, отвечая на поставленные вопросы, двигаясь по ступенькам вверх,
дети постигают истину. Вследствие этого происходит осознанное восприятие
материала.
30.12.14
11
МБОУ СОШ №14
Тест по теме «НОД и НОК»
Ученик 5 «А» класса МБОУ СОШ №14 ________________________________________________________
1. Натуральные числа называются взаимно простыми, если:
а) у них более двух делителей; б) их НОД равен 1; в) у них один делитель.
2. Наибольшим общим делителем чисел а и в называется:
а) наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка эти числа;
б) наименьшее натуральное число, которое кратно и а, и в;
в) наибольшее натуральное число, которое делится без остатка на эти числа.
3. Наименьшим общим кратным чисел а и в называется:
а) наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка эти числа;
б) наименьшее натуральное число, которое делится без остатка на эти числа;
в) наименьшее натуральное число, которое кратно и а, и в.
4. Чтобы найти НОК нескольких натуральных чисел, надо:
а) Разложить их на простые множители. Выписать множители, входящие в разложение одного из чисел; добавить к ним
недостающие множители из разложения остальных чисел. Найти произведение получившихся множителей.
б) Разложить их на простые множители. Выписать множители, входящие в разложение одного из чисел; добавить к ним
все множители из разложения остальных чисел. Найти произведение получившихся множителей.
в) Разложить их на простые множители. Из множителей, входящих в разложение одного из этих чисел, вычеркнуть те,
которые не входят в разложение других чисел. Найти произведение оставшихся множителей.
5. Чтобы найти НОД нескольких натуральных чисел, надо:
а) Разложить их на простые множители. Выписать множители, входящие в разложение одного из чисел; добавить к ним
недостающие множители из разложения остальных чисел. Найти произведение получившихся множителей.
б) Разложить их на простые множители. Из множителей, входящих в разложение одного из этих чисел, вычеркнуть те,
которые входят в разложение других чисел. Найти произведение получившихся множителей.
в) Разложить их на простые множители. Из множителей, входящих в разложение одного из этих чисел, вычеркнуть те,
которые не входят в разложение других чисел. Найти произведение оставшихся множителей.
30.12.14
12
МБОУ СОШ №14
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ТЕСТ
30.12.14
13
МБОУ СОШ №14
30.12.14
14
МБОУ СОШ №14
Видеоуроки
ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
5 класс
Умножение
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Из Википедии: тьютор – (англ. tutor) исторически
сложившаяся особая педагогическая позиция, которая
обеспечивает разработку
индивидуальных образовательных программ учащихся
и сопровождает процесс индивидуального образования
в школе. Задача тьютора: помочь учащимся получить
максимальную отдачу от учебной деятельности,
позволяя не только получать знания и навыки, но и
решать реальные проблемы в своей деятельности,
обучаясь в удобном для него режиме
30.12.14
18
МБОУ СОШ №14
30.12.14
МБОУ СОШ №14
19
30.12.14
МБОУ СОШ №14
20
30.12.14
МБОУ СОШ №14
21
Умение
Номера
заданий из
контрольной
работы
Уровень усвоения
Возникшие трудности
Не умею
Решаю с
трудом,
допускаю
ошибки
Умею
Умножать и делить нацело натуральные числа, находить
значение числового выражения
А1
Записывать и использовать буквенную запись
переместительного и сочетательного свойств
умножения для нахождения значения числового и
буквенного выражения
А2
Уметь распознавать уравнение, содержащие в записи
знаки «∙» и «:», и находить его корень
В1
Делить натуральные числа с остатком
В2
Определять порядок действий и упрощать выражения на
основе свойств всех действий с натуральными числами
В3
Находить квадрат и куб натурального числа
В4
Использовать формулы для нахождения площади
прямоугольника и объема параллелепипеда
В5
Находить значения числового и буквенного выражения,
содержащего различные действия , а также степени
С1
Лист самооценки
ученика 5 _ класса МБОУ СОШ №14______________________________
Умножение и деление натуральных чисел. Площади и объемы
30.12.14
22
МБОУ СОШ №14
Номер задания
Предметные умения и универсальные учебные действия
Рекомендации
предметные
балл
познавательные
балл
регулятивные
балл
А1
Умножать и делить
нацело натуральные
числа, находить
значение числового
выражения
Определять способы
действий в рамках
предложенных
условий и
требований
Самостоятельно
определять цель своей
познавательной
деятельности
А2
Записывать и
использовать
буквенную запись
переместительного и
сочетательного
свойств умножения
для нахождения
значения числового и
буквенного
выражения
Определять способы
действий в рамках
предложенных
условий и
требований
Корректировать свои
действия в
соответствии с
изменяющейся
задачной ситуацией
В1
Уметь распознавать
уравнение,
содержащие в записи
знаки «∙» и «:», и
находить его корень
Осознанно выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
учебных и
познавательных
задач
Осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе достижения
результата
Общее количество баллов
Уровень сформированности предметных
умений и универсальных учебных действий
Таблица оценки предметных умений и универсальных учебных действий
ученика 5 _ класса МБОУ СОШ №14______________________________
Умножение и деление натуральных чисел. Площади и объемы
Высокий уровень 19 – 24 балла,
Средний уровень 12 -18 баллов,
Низкий уровень – менее 12 баллов
.
РЕФЛЕКСИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ПОД РЕФЛЕКСИЕЙ ПОНИМАЮТ САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
30.12.14
24
МБОУ СОШ №14
ПРЕЗЕНТАЦИИ К
УРОКАМ
30.12.14
МБОУ СОШ №14
25