Напоминание

Формирование ключевых компетенций на уроках математики


Автор: Рябченкова Тамара Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: г.Ногинск
Наименование материала: Презентация
Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад





Формирование ключевых

компетенций на уроках

математики
30.12.2014 1 МБОУ СОШ №14
Учитель

математики

МБОУ

СОШ


14
Рябченкова

Тамара

Анатольевна


С чего

начать?
30. 12.14 2 МБОУ СОШ №14

Компетенция — это готовность

(способность) ученика использовать

усвоенные знания, учебные умения и навыки,

а также способы деятельности в жизни

для решения практических и

теоретических задач.
30.12.14 3 МБОУ СОШ №14

В связи с практической

ориентированностью современного

образования основным результатом

деятельности образовательного

учреждения должна стать не система

знаний, умений и навыков сама по себе, а

набор ключевых компетентностей
30.12.14 4 МБОУ СОШ №14

ценностно
-
смысловая

общекультурная

информационная

учебно
-
познавательная

коммуникативная

личностная
(
самосовершенствование
)
социально
-
трудовая
30.12.14 5 МБОУ СОШ №14

Математическая компетенция —
это способность структурировать данные вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем 30.12.14 6 МБОУ СОШ №14

Три уровня

математической

компетенции
Уровень установления связей строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени Уровень воспроизведения — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур Уровень рассуждений строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария 30.12.14 7 МБОУ СОШ №14

Компетентностный подход в обучении

математике
предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни 30.12.14 8 МБОУ СОШ №14
Для формирования ключевых компетенций в обучении математики учителя на уроках применяют различные педагогические технологии, проектную деятельность, используют ИКТ; мозговой штурм; игровые технологии; модульное обучение; метод сотрудничества, 30.12.14 9 МБОУ СОШ №14

Отличие компетентностного подхода от

классического

Формирует у учащихся не только теоретическое

мышление, но и практическое, направленное на

преобразование действий.

Ориентирован на практическое действие, решение

реальных задач: проблемные ситуации, практикумы,

презентации, эксперименты, …

При организации обучения учитель выступает в роли

консультанта.

Ученик активен, осознаёт, что от его труда зависит

результат обучения.

Многоуровневый контроль при оценке результатов

(умение применять знания в новой ситуации).
10 МБОУ СОШ №14 30.12.14

Пример формирования математических компетенций
. Тема «Наибольший общий делитель» изучается в 6 классе На первом занятии учитель сообщает учащимся, что на изучение темы отводится 6 уроков, намечаются вопросы, на которые нужно ответить в течение этих занятий. 1) Что называют НОД чисел? (
Понятийная компетенция
, 1 урок) 2) Как находить НОД? (
Алгоритмическая компетенция
, 1 урок) 3) Зачем надо уметь находить НОД? (
Операционная компетенция
, 2 урок) 4) В каких заданиях применяется НОД? (
Фактическая компетенция
, 3-4 урок) 5) Как мы усвоили тему? (
Этап определения уровня развития компетенций
, 5 урок) 6) 6 урок – это урок
коррекции и анализа уровней развития математических

компетенций
Постепенно, отвечая на поставленные вопросы, двигаясь по ступенькам вверх, дети постигают истину. Вследствие этого происходит осознанное восприятие материала. 30.12.14 11 МБОУ СОШ №14

Тест по теме «НОД и НОК»
Ученик 5 «А» класса МБОУ СОШ №14 ________________________________________________________ 1. Натуральные числа называются взаимно простыми, если: а) у них более двух делителей; б) их НОД равен 1; в) у них один делитель. 2. Наибольшим общим делителем чисел а и в называется: а) наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка эти числа; б) наименьшее натуральное число, которое кратно и а, и в; в) наибольшее натуральное число, которое делится без остатка на эти числа. 3. Наименьшим общим кратным чисел а и в называется: а) наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка эти числа; б) наименьшее натуральное число, которое делится без остатка на эти числа; в) наименьшее натуральное число, которое кратно и а, и в. 4. Чтобы найти НОК нескольких натуральных чисел, надо: а) Разложить их на простые множители. Выписать множители, входящие в разложение одного из чисел; добавить к ним недостающие множители из разложения остальных чисел. Найти произведение получившихся множителей. б) Разложить их на простые множители. Выписать множители, входящие в разложение одного из чисел; добавить к ним все множители из разложения остальных чисел. Найти произведение получившихся множителей. в) Разложить их на простые множители. Из множителей, входящих в разложение одного из этих чисел, вычеркнуть те, которые не входят в разложение других чисел. Найти произведение оставшихся множителей. 5. Чтобы найти НОД нескольких натуральных чисел, надо: а) Разложить их на простые множители. Выписать множители, входящие в разложение одного из чисел; добавить к ним недостающие множители из разложения остальных чисел. Найти произведение получившихся множителей. б) Разложить их на простые множители. Из множителей, входящих в разложение одного из этих чисел, вычеркнуть те, которые входят в разложение других чисел. Найти произведение получившихся множителей. в) Разложить их на простые множители. Из множителей, входящих в разложение одного из этих чисел, вычеркнуть те, которые не входят в разложение других чисел. Найти произведение оставшихся множителей. 30.12.14 12 МБОУ СОШ №14
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ТЕСТ 30.12.14 13 МБОУ СОШ №14
30.12.14 14 МБОУ СОШ №14
Видеоуроки

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ 5 класс
Умножение

и

деление

натуральных

чисел
.
Площади

и

объемы
30.12.14 15 МБОУ СОШ №14
30.12.14 МБОУ СОШ №14 16
Технологическая карта урока – современная форма

планирования педагогического взаимодействия

учителя и обучающихся.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 30.12.14 17 МБОУ СОШ №14
Предлагаемая

технологическая

карта

урока

поможет

организовать

учебный

процесс


ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
 Из Википедии: тьютор – (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе. Задача тьютора: помочь учащимся получить максимальную отдачу от учебной деятельности, позволяя не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности, обучаясь в удобном для него режиме 30.12.14 18 МБОУ СОШ №14
30.12.14 МБОУ СОШ №14 19
30.12.14 МБОУ СОШ №14 20
30.12.14 МБОУ СОШ №14 21

Умение

Номера

заданий из

контрольной

работы

Уровень усвоения

Возникшие трудности

Не умею

Решаю с

трудом,

допускаю

ошибки

Умею

Умножать и делить нацело натуральные числа, находить

значение числового выражения

А1

Записывать и использовать буквенную запись

переместительного и сочетательного свойств

умножения для нахождения значения числового и

буквенного выражения

А2

Уметь распознавать уравнение, содержащие в записи

знаки «∙» и «:», и находить его корень

В1

Делить натуральные числа с остатком

В2

Определять порядок действий и упрощать выражения на

основе свойств всех действий с натуральными числами

В3

Находить квадрат и куб натурального числа

В4

Использовать формулы для нахождения площади

прямоугольника и объема параллелепипеда

В5

Находить значения числового и буквенного выражения,

содержащего различные действия , а также степени

С1

Лист самооценки

ученика 5 _ класса МБОУ СОШ №14______________________________

Умножение и деление натуральных чисел. Площади и объемы
30.12.14 22 МБОУ СОШ №14

Номер задания

Предметные умения и универсальные учебные действия

Рекомендации

предметные

балл

познавательные

балл

регулятивные

балл

А1

Умножать и делить

нацело натуральные

числа, находить

значение числового

выражения

Определять способы

действий в рамках

предложенных

условий и

требований

Самостоятельно

определять цель своей

познавательной

деятельности

А2

Записывать и

использовать

буквенную запись

переместительного и

сочетательного

свойств умножения

для нахождения

значения числового и

буквенного

выражения

Определять способы

действий в рамках

предложенных

условий и

требований

Корректировать свои

действия в

соответствии с

изменяющейся

задачной ситуацией

В1

Уметь распознавать

уравнение,

содержащие в записи

знаки «∙» и «:», и

находить его корень

Осознанно выбирать

наиболее

эффективные

способы решения

учебных и

познавательных

задач

Осуществлять

контроль своей

деятельности в

процессе достижения

результата

Общее количество баллов

Уровень сформированности предметных

умений и универсальных учебных действий
Таблица оценки предметных умений и универсальных учебных действий
ученика 5 _ класса МБОУ СОШ №14______________________________

Умножение и деление натуральных чисел. Площади и объемы
Высокий уровень 19 – 24 балла, Средний уровень 12 -18 баллов, Низкий уровень – менее 12 баллов .

РЕФЛЕКСИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ПОД РЕФЛЕКСИЕЙ ПОНИМАЮТ САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 30.12.14 24 МБОУ СОШ №14
ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ 30.12.14 МБОУ СОШ №14 25

Таким образом, формирование ключевых

компетенций обучающихся создает в школе

условия, стимулирующие учебный процесс,

способствует углублению и расширению

сферы познавательной деятельности

учащихся.
30.12.14 МБОУ СОШ №14 26


В раздел образования