Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ


Автор: Колесникова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу вокала
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н.Носцовой"
Населённый пункт: Самарская область, город Сызрань
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ
Современный урок вокала – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты, микрофоны, усилительная аппаратура. Урок вокала характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения вокала, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества. Запись голоса (диктофон) это неотъемлемая часть работы над ошибками, совершенствование исполнительского и вокального мастерства. Использование фонограмм -1 и +1. Они с успехом применяются на уроках вокала. Это очень удобно: мы не зависим от наличия инструмента в аудитории, от концертмейстера. Для записи фонограмм можно использовать компьютерные программы - секвенсоры: Cakewalk Pro Audio и CubaceVST, виртуальные синтезаторы: Reaktor, ReBirth, Giga studio, звуковые редакторы: Saund Ford, WaveLab, Cool Edit Pro, Samlitude. Запись компакт-дисков производится с помощью программ: WinOnCD, Nero Burning ROM. Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету). Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо: во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей, во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного м а т е р и а л а ( с п р а в о ч н о г о , о б у ч а ю щ е г о , р е д а к т и р у ю щ е г о , звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.). В некоторых учебных заведениях России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем
разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с использованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер п р е д с т а в л я е т с я ц е н н ы м и с т оч н и ком б и бл и о г р а ф и ч е с к и х и энциклопедических сведений. Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал. Следует отметить, что применение компьютерных технологий направлено на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает специфике занятий музыкой. Персональный компьютер позволяет варьировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объемом выполняемой работы. Использование в учебном процессе аудио, видео материалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы, и тем самым обогатить процесс обучения и развития студентов. Для самостоятельной деятельности учащихся привлекаются возможности интернета. Они используют его для сбора и анализа информации, знакомства с видео и аудио материалами и др. Данный вид работы организуется и контролируется педагогом (даются ссылки на конкретные, изученные сайты). Это расширяет возможности обучения и развития учащихся, создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес студентов к процессу обучения в СПО, дает понимание важности и необходимости собственной образованности. Так же на занятиях эстрадного вокала используются синтезатор, микрофоны шнуровые и радио, микшерный пульт, аудио колонки, музыкальный центр. Все это - электронные образовательные ресурсы нового поколения,
ориентированные на инновационное развитие российского образования. Использование ИКТ в учебно - воспитательном процессе повышает интерес учащихся к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Большую помощь на уроках вокала оказывают музыкальные энциклопедии. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов. В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. Программа «Музыкальный класс», позволяет заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа для развития чистого интонирования и носит обучающий характер. Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором». Эта функция делает возможным создание собственного произведения в выбранном пользователем стиле. Своеобразный «музыкальный конструктор» легок в обращении, пользователь не нуждается в специальных знаниях. Таким образом, программы, подобные программе «Шедевры музыки», являются хорошим средством вовлечения учащихся в творческий процесс создания собственной музыки. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины. Создать собственное музыкальное произведение помогут и такие программы, как например, Cubase, FL Studio, Dance eJay. Это программы довольно сложны в обращении и требуют от пользователя детального изучения, навыков и умений. Примером программы для написания и редактирования нотного текста является программа Final. Она также делает возможным сочинение мелодий, их аранжировку.
Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении музыки – это применение Интернет-технологии. Цель данной тенденции образования – оптимизация традиционных методов обучения музыке с использованием современных средств информационных технологий. Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают разнообразие учебной информации, упрощают её поиск, делают более доступной, а также преподносят её в оригинальном виде. Именно это и отличает современные компьютерные технологии от традиционных средств обучения. Современные компьютерные технологии, включая и Интернет- технологии, предполагают разработку и внедрение принципиально новых методических подходов к системе обучения в целом. Использование информационных технологий открывает практически неограниченные возможности для творческой деятельности как студентов, так и преподавателей. Таким образом, применение ИКТ на занятиях вокала развивает у учащегося критическое мышление, заставляет его думать и анализировать, способствует закреплению вокально-технических и художественно-исполнительских навыков, мотивирует изучение предмета, делает его более интересным и творческим. Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения вокалу. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо. Литературный список Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия «Модернизация общего образования». - СПб., 2004. - с.129. Беркутова Л.С. Информационные технологии в подготовке специалистов среднего профессионального уровня: практический аспект // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса: Труды 13-й Международной конференции «Крым 2006». - М.: ГПНТБ России, 2006. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и инфюрмационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии. - М., 2006. - №1.- с. 29-50 Брановский Ю.С. Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации (Введение в педагогическую информатику): Учеб.пособие. - Ставрополь: СГПУ, 1996.- 221с. Живайкин П. Музыкальные программы // Домашний компьютер - М., 1999.- №7,8.-с.30-31.
Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет- журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. eidos/journal/2006/0901-5.htm. Краснов С.В., Артемкина Е.В. Проблемы внедрения современных информационных технологий в учебном процессе вуза // Вестник Волж. ун- та. Сер.: Информатика.- 2000.- Вып.1.- с. 190-191 Краснова Г.А. Новые информационные технологии в образовании // Проблемы теории и методики обучения.- 2001.- № 5.- с. 39-42. Лоренц А. Развитие и распространение Интернет - образования во всем мире // Высшее образование сегодня.- М., 2002.- № 7/8.- с.42-45 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Академия, 1999.-223с. Рыжов В.П. Музыка как информационная система // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных статей. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2003.- с.79- 101. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). Семёнов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А.Л.Семёнов. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - 12с. Устинов А., Ментюков А. Музыка и электроника на пороге нового тысячелетия: Проблемы и решения // Шоу-Мастер. - М., 1996.- №3.- с.12-21. Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2000. - 387с.


В раздел образования