ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ
Автор: Колесникова Елена Анатольевна Должность: преподаватель по классу вокала Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н.Носцовой" Населённый пункт: Самарская область, город Сызрань Наименование материала: Статья Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ Раздел: среднее профессиональное
КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ
Современный
урок
вокала
–
это
урок,
в
ходе
которого
применяются
современные
педагогические
технологии,
компьютерные
технологии,
используются
электронные
музыкальные
инструменты,
микрофоны,
усилительная аппаратура. Урок вокала характеризуется созданием творческой
обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и
их
субъективное
переживание.
Подобное
специфическое
содержание
обуславливает
выбор
разнообразных
методик,
видов
работы
и
новых
мультимедийных средств.
Компьютер
предоставляет
широкие
возможности
в
творческом
процессе
обучения
вокала,
как
на
профессиональном
уровне,
так
и
на
уровне
любительского творчества.
Запись голоса (диктофон) это неотъемлемая часть
работы над ошибками, совершенствование исполнительского и вокального
мастерства. Использование фонограмм -1 и +1. Они с успехом применяются
на уроках вокала. Это очень удобно: мы не зависим от наличия инструмента в
аудитории, от концертмейстера.
Для
записи
фонограмм
можно
использовать
компьютерные
программы
-
секвенсоры: Cakewalk Pro Audio и CubaceVST, виртуальные синтезаторы:
Reaktor, ReBirth, Giga studio, звуковые редакторы: Saund Ford, WaveLab, Cool
Edit
Pro,
Samlitude.
Запись
компакт-дисков
производится
с
помощью
программ: WinOnCD, Nero Burning ROM.
Музыкальные
компьютерные
технологии
открыли
принципиально
новый
этап
технического
воспроизводства
музыкальной
продукции:
в
нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в
качественных
возможностях
звуковоспроизводящей
аппаратуры,
в
театрально-концертной
деятельности,
в
звуковом
дизайне
и
трансляции
музыки (в том числе трансляции по Интернету).
Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века
выступает
знакомство
обучающихся
с
информационно-компьютерными
технологиями.
Освоение
информационно-компьютерных
технологий
объективно необходимо:
во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей,
во-вторых,
для
использования
как
источника
вспомогательного
учебного
м а т е р и а л а
( с п р а в о ч н о г о ,
о б у ч а ю щ е г о ,
р е д а к т и р у ю щ е г о ,
звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).
В
некоторых
учебных
заведениях
России
электронные
технологии,
касающиеся
музыкального
творчества,
изучаются
как
предмет
учебного
плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем
разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с
использованием
световых
и
цветовых
спецэффектов,
кино-видеоряда,
актерской пантомимы.
Компьютерные
программы
также
используются
в
обучении
игре
на
инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания
музыкальных
произведений,
в
подборе
мелодий,
в
аранжировке,
импровизации,
наборе
и
редактирования
нотного
текста.
Компьютерные
программы
позволяют
определять
диапазон
инструмента,
беглость
исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков,
артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с
«оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию
(с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют
проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе
истории
музыки.
Для
многих
музыкальных
дисциплин
компьютер
п р е д с т а в л я е т с я
ц е н н ы м
и с т оч н и ком
б и бл и о г р а ф и ч е с к и х
и
энциклопедических сведений.
Широко
распространенные
проектные
задания
с
компьютерными
презентациями,
которые
позволяют
более
наглядно
представить
либо
иллюстративный материал.
Следует отметить, что применение компьютерных технологий направлено на
индивидуальный характер работы, что в целом отвечает специфике занятий
музыкой.
Персональный
компьютер
позволяет
варьировать
индивидуальный
режим
работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объемом
выполняемой работы.
Использование в учебном процессе аудио, видео материалы, всевозможные
графические, текстовые и др. документы, и тем самым обогатить процесс
обучения и развития студентов. Для самостоятельной деятельности учащихся
привлекаются
возможности
интернета.
Они
используют
его
для
сбора
и
анализа информации, знакомства с видео и аудио материалами и др. Данный
вид работы организуется и контролируется педагогом (даются ссылки на
конкретные,
изученные
сайты).
Это
расширяет
возможности
обучения
и
развития
учащихся,
создает
эффект
вовлечения
в
современные
мировые
процессы
и
таким
образом
стимулирует
интерес
студентов
к
процессу
обучения в СПО, дает понимание важности и необходимости собственной
образованности.
Так же на занятиях эстрадного вокала используются синтезатор, микрофоны
шнуровые и радио, микшерный пульт, аудио колонки, музыкальный центр.
Все
это
-
электронные
образовательные
ресурсы
нового
поколения,
ориентированные
на
инновационное
развитие
российского
образования.
Использование ИКТ в учебно - воспитательном процессе повышает интерес
учащихся
к
обучению
и
делает
процесс
обучения
увлекательным,
интересным и запоминающимся.
Большую помощь на уроках вокала оказывают музыкальные энциклопедии.
Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где
собраны
сведения
практически
обо
всех
современных
группах
и
исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии
можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока,
джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть
видеоклип.
Для
проверки
знаний
в
энциклопедии
имеется
специальный
раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и
музыкальных фрагментов.
В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных
направлениях
музыки,
материал
охватывает
период
от
эпохи
барокко
до
современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические
сведения
о
композиторах,
описаны
истории
созданий
известных
произведений.
Произведения
сопровождаются
комментариями,
аудио
и
видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и
музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.
Программа «Музыкальный класс», позволяет заниматься как музыкой, так и
сольфеджио. Эта программа для развития чистого интонирования и носит
обучающий
характер.
Ко
всему
прочему,
программа «Музыкальный
класс» оснащена
«Киберсинтезатором».
Эта
функция
делает
возможным
создание
собственного
произведения
в
выбранном
пользователем
стиле.
Своеобразный «музыкальный конструктор» легок в обращении, пользователь
не нуждается в специальных знаниях.
Таким
образом,
программы,
подобные
программе
«Шедевры
музыки»,
являются хорошим средством вовлечения учащихся в творческий процесс
создания собственной музыки. Это также и способ формирования у них
устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.
Создать собственное музыкальное произведение помогут и такие программы,
как
например,
Cubase,
FL
Studio,
Dance
eJay.
Это
программы
довольно
сложны
в
обращении
и
требуют
от
пользователя
детального
изучения,
навыков и умений.
Примером
программы
для
написания
и
редактирования
нотного
текста
является программа Final. Она также делает возможным сочинение мелодий,
их аранжировку.
Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в
обучении музыки – это применение Интернет-технологии.
Цель данной тенденции образования – оптимизация традиционных методов
обучения музыке с использованием современных средств информационных
технологий. Современные компьютерные телекоммуникации обеспечивают
разнообразие
учебной
информации,
упрощают
её
поиск,
делают
более
доступной, а также преподносят её в оригинальном виде. Именно это и
отличает современные компьютерные технологии от традиционных средств
обучения.
Современные
компьютерные
технологии,
включая
и
Интернет-
технологии, предполагают разработку и внедрение принципиально новых
методических подходов к системе обучения в целом.
Использование
информационных
технологий
открывает
практически
неограниченные возможности для творческой деятельности как студентов,
так и преподавателей.
Таким образом, применение ИКТ на занятиях вокала развивает у учащегося
критическое мышление, заставляет его думать и анализировать, способствует
закреплению
вокально-технических
и
художественно-исполнительских
навыков, мотивирует изучение предмета, делает его более интересным и
творческим.
Информационные
технологии
–
это
неотъемлемый
компонент
процесса
обучения
вокалу.
Развитие
компьютерных
технологий
в
музыке
перспективно, актуально и объективно необходимо.
Литературный список
Бергер
Н.
Современная
концепция
и
методика
обучения
музыке.
Серия
«Модернизация общего образования». - СПб., 2004. - с.129.
Беркутова
Л.С.
Информационные
технологии
в
подготовке
специалистов
среднего профессионального уровня: практический аспект // Библиотеки и
информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования
и бизнеса: Труды 13-й Международной конференции «Крым 2006». - М.:
ГПНТБ России, 2006.
Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и
инфюрмационно-коммуникативных
технологий
//
Педагогические
технологии. - М., 2006. - №1.- с. 29-50
Брановский
Ю.С.
Молчанов
А.С.
Педагогические
информационные
инновации
(Введение
в
педагогическую
информатику):
Учеб.пособие.
-
Ставрополь: СГПУ, 1996.- 221с.
Живайкин П. Музыкальные программы // Домашний компьютер - М., 1999.-
№7,8.-с.30-31.
Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в
учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-
журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. eidos/journal/2006/0901-5.htm.
Краснов
С.В.,
Артемкина
Е.В.
Проблемы
внедрения
современных
информационных технологий в учебном процессе вуза // Вестник Волж. ун-
та. Сер.: Информатика.- 2000.- Вып.1.- с. 190-191
Краснова
Г.А.
Новые
информационные
технологии
в
образовании
//
Проблемы теории и методики обучения.- 2001.- № 5.- с. 39-42.
Лоренц А. Развитие и распространение Интернет - образования во всем
мире // Высшее образование сегодня.- М., 2002.- № 7/8.- с.42-45
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования.- М.: Академия, 1999.-223с.
Рыжов
В.П.
Музыка
как
информационная
система
//
Музыка
в
информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных
статей. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории
им. С. В. Рахманинова, 2003.- с.79- 101.
Селевко
Г.К.
Педагогические
технологии
на
основе
информационно-
коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с.
(Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
Семёнов,
А.Л.
Роль
информационных
технологий
в
общем
среднем
образовании [Текст] / А.Л.Семёнов. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - 12с.
Устинов
А.,
Ментюков
А.
Музыка
и
электроника
на
пороге
нового
тысячелетия: Проблемы и решения // Шоу-Мастер. - М., 1996.- №3.- с.12-21.
Харуто
А.
В.
Музыкальная
информатика.
Компьютер
и
звук:
Учебное
пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального
вуза. - М.: Московская государственная консерватория, 2000. - 387с.