Напоминание

план работы кружка "Цветная палитра"


Автор: Ромашина Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №55"
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: план работы кружка "Цветная палитра"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА В ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

А. С. Ромашина
Молодые родители в процессе воспитания детей опираются на свои знания, представления, установки, полученные от своих родителей. Эти знания также могут дополняться информацией, полученной в процессе жизни, например, при наблюдении за другими семьями, как они воспитывают своих детей, опытом, полученным при общении с чужими детьми, средствами массовой информации, в процессе разговоров с другими людьми на темы воспитания. Также молодым семьям в воспитании и уходом за ребенком помогают книги, в которых они узнают новую информацию. Новые сведения начинают перерабатываться сознанием родителя: некоторые положения отбрасываются, считаются неприемлемыми, они не отвечают представлениям и установкам самих родителей; некоторые – принимаются на заметку, считаются допустимыми. Эти книги в большинстве случаев читаются во время беременности. В самом же процессе воспитания, они читают реже, молодая мама, как правило, ищет в книге тот вопрос, который на данный момент волнует ее, либо опирается только на свои знания и умения. С целью изучения проблемы воспитания детей мною была проанализирована психолого-педагогическая и популярная литература, начиная с 50-х годов ХХ века по настоящее время. Для анализа были отобраны книги, в которых были отражены вопросы ухода, воспитания и развития детей разного возраста. Теоретический анализ показал, что в литературе разных лет проблема воспитания представлена по-разному. Так, различия можно обнаружить в образах и качествах, которыми должны обладать родители, качествах, которые необходимо воспитывать в детях, целях воспитания и так далее. Тем не менее, можно выделить и общие тенденции воспитания детей на протяжении последних лет. Начиная с 50-х годов по 90-е годы ХХ века в литературе по воспитанию детей трудолюбие рассматривается как основополагающее качество, которое должно быть сформировано у ребенка. Начиная с 90-х годов ХХ века актуальным становится стремление к удовлетворению собственных целей и желаний, как у взрослых, так и у детей. Появляется новая цель воспитания ребенка: формирование личности, которая может одновременно удовлетворять потребности общества и гармонично развиваться. С 50 - 60-хх годов ХХ века в психолого-педагогической литературе делается акцент на воспитание в ребенке нравственных качеств, а также качеств, способствующих сохранению положительного образа «Я» для других. В книгах по воспитанию на протяжении всего периода, начиная с 50-х годов ХХ века по настоящее время, было обнаружено упоминание таких качеств ребенка, к
воспитанию которых должны стремиться родители, как: активность, ум, общительность, послушание, целеустремленность, доброта, самостоятельность и уважение к старшим. Можно предположить, что они отражают цели и ценности родителей в воспитании ребенка. Анализируя книги по воспитанию и уходу за детьми, мы обнаружили различия в представлениях о стилях воспитания детей. Так, в 50 - 80-ее годы ХХ века в психолого- педагогической литературе преимущественное значение придается авторитарному стилю воспитания, при котором у ребенка отсутствует право выбора, и он вынужден делать все, что ему говорят родители, воспитатели и учителя. В современной литературе предпочтение отдается демократическому стилю воспитания, когда родители могут, как уступить в чем-то ребенку, принять его точку зрения, так и могут и настоять на своем. В психолого-педагогической литературе 50 – 80-хх годов ХХ века большое внимание уделяется вопросу авторитета родителей. Считается, что «для достижения эффективности воспитательных воздействий родителю необходимо быть для ребенка авторитетом» (А. М. Бардиан, Т. Маркова, 1972). В современной литературе этот вопрос актуализируется в меньшей степени. В литературе 90-хх годов ХХ века по настоящее время делается акцент на том, что родительский авторитет связан с обладанием определенными качествами, такими как: мудрость, справедливость, нежность, любовь к ребенку. С 50-хх годов ХХ века по настоящее время изменяется взгляд на проблему поощрения, наказания, объяснения и убеждения как основных способов воспитания. В психолого-педагогической литературе 50 – 60-хх годов поощрение и наказание выступают главными методами воспитания. В литературе 70 – 80-хх годов ХХ века они рассматриваются как второстепенные, основное предпочтение отдается предъявление требований к ребенку, убеждению и приучению. С 80-хх годов по настоящее время признается действенность предъявления к ребенку убеждений и доказательств, проведение с ним разъясняющих бесед, объяснение ему тех или иных феноменов, рекомендуется сводить к минимуму наказания, применять их только в крайних случаях, и чаще поощрять, одобрять и хвалить ребенка. Следует отметить, что начиная с 90-хх годов ХХ века в литературе по воспитанию детей дается новый метод воспитания, основанный на гуманистических принципах – «конструктивное общение, которое предполагает умение выслушать, уважительное отношение друг к другу, оказание поддержки и помощи, проявление ласки, любви и заботы, взаимообмен мыслями и переживаниями, доверие и вера в силы и способности другого, предоставление права высказывать свою точку зрения и права совершать
собственные ошибки» (Н. В. Асмолов, Л. А. Никитина, 1990; Б. Леонидова, 1997; Г. Любина, 1997).
Литература
1. Бардиан, А. М. Воспитание детей в семье / А. М. Бардиан. – М., 1972. 2. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. – Саратовское книжное издательство, 1953. 3. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М.: Политиздат, 1988.


В раздел образования