Автор: Ромашина Анна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №55" Населённый пункт: город Орел Наименование материала: Методическая разработка Тема: план работы кружка "Цветная палитра" Раздел: дошкольное образование
А. С. Ромашина
Молодые
родители
в
процессе
воспитания
детей
опираются
на
свои
знания,
представления, установки, полученные от своих родителей. Эти знания также могут
дополняться информацией, полученной в процессе жизни, например, при наблюдении за
другими семьями, как они воспитывают своих детей, опытом, полученным при общении с
чужими детьми, средствами массовой информации, в процессе разговоров с другими
людьми на темы воспитания. Также молодым семьям в воспитании и уходом за ребенком
помогают книги, в которых они узнают новую информацию. Новые сведения начинают
перерабатываться сознанием родителя: некоторые положения отбрасываются, считаются
неприемлемыми,
они
не
отвечают
представлениям
и
установкам
самих
родителей;
некоторые – принимаются на заметку, считаются допустимыми. Эти книги в большинстве
случаев читаются во время беременности. В самом же процессе воспитания, они читают
реже, молодая мама, как правило, ищет в книге тот вопрос, который на данный момент
волнует ее, либо опирается только на свои знания и умения.
С
целью
изучения
проблемы
воспитания
детей
мною
была
проанализирована
психолого-педагогическая и популярная литература, начиная с 50-х годов ХХ века по
настоящее время. Для анализа были отобраны книги, в которых были отражены вопросы
ухода, воспитания и развития детей разного возраста. Теоретический анализ показал, что в
литературе разных лет проблема воспитания представлена по-разному. Так, различия
можно обнаружить в образах и качествах, которыми должны обладать родители, качествах,
которые необходимо воспитывать в детях, целях воспитания и так далее. Тем не менее,
можно выделить и общие тенденции воспитания детей на протяжении последних лет.
Начиная с 50-х годов по 90-е годы ХХ века в литературе по воспитанию детей
трудолюбие
рассматривается
как
основополагающее
качество,
которое
должно
быть
сформировано
у
ребенка.
Начиная
с
90-х
годов
ХХ
века
актуальным
становится
стремление к удовлетворению собственных целей и желаний, как у взрослых, так и у
детей.
Появляется
новая
цель
воспитания
ребенка:
формирование
личности,
которая
может одновременно удовлетворять потребности общества и гармонично развиваться. С
50 - 60-хх годов ХХ века в психолого-педагогической литературе делается акцент на
воспитание
в
ребенке
нравственных
качеств,
а
также
качеств,
способствующих
сохранению положительного образа «Я» для других.
В книгах по воспитанию на протяжении всего периода, начиная с 50-х годов ХХ
века
по
настоящее
время,
было
обнаружено
упоминание
таких
качеств
ребенка,
к
воспитанию которых должны стремиться родители, как: активность, ум, общительность,
послушание, целеустремленность, доброта, самостоятельность и уважение к старшим.
Можно
предположить,
что
они
отражают
цели
и
ценности
родителей
в
воспитании
ребенка.
Анализируя книги по воспитанию и уходу за детьми, мы обнаружили различия в
представлениях о стилях воспитания детей. Так, в 50 - 80-ее годы ХХ века в психолого-
педагогической литературе преимущественное значение придается авторитарному стилю
воспитания, при котором у ребенка отсутствует право выбора, и он вынужден делать все,
что
ему
говорят
родители,
воспитатели
и
учителя.
В
современной
литературе
предпочтение отдается демократическому стилю воспитания, когда родители могут, как
уступить в чем-то ребенку, принять его точку зрения, так и могут и настоять на своем.
В
психолого-педагогической
литературе
50
–
80-хх
годов
ХХ
века
большое
внимание
уделяется
вопросу
авторитета
родителей.
Считается,
что
«для
достижения
эффективности
воспитательных
воздействий
родителю
необходимо
быть
для
ребенка
авторитетом» (А. М. Бардиан, Т. Маркова, 1972). В современной литературе этот вопрос
актуализируется в меньшей степени. В литературе 90-хх годов ХХ века по настоящее
время
делается
акцент
на
том,
что
родительский
авторитет
связан
с
обладанием
определенными качествами, такими как: мудрость, справедливость, нежность, любовь к
ребенку.
С
50-хх
годов
ХХ
века
по
настоящее
время
изменяется
взгляд
на
проблему
поощрения, наказания, объяснения и убеждения как основных способов воспитания. В
психолого-педагогической литературе 50 – 60-хх годов поощрение и наказание выступают
главными
методами
воспитания.
В
литературе
70
–
80-хх
годов
ХХ
века
они
рассматриваются
как
второстепенные,
основное
предпочтение
отдается
предъявление
требований к ребенку, убеждению и приучению. С 80-хх годов по настоящее время
признается
действенность
предъявления
к
ребенку
убеждений
и
доказательств,
проведение
с
ним
разъясняющих
бесед,
объяснение
ему
тех
или
иных
феноменов,
рекомендуется сводить к минимуму наказания, применять их только в крайних случаях, и
чаще поощрять, одобрять и хвалить ребенка.
Следует отметить, что начиная с 90-хх годов ХХ века в литературе по воспитанию
детей дается новый метод воспитания, основанный на гуманистических принципах –
«конструктивное
общение,
которое
предполагает
умение
выслушать,
уважительное
отношение друг к другу, оказание поддержки и помощи, проявление ласки, любви и
заботы, взаимообмен мыслями и переживаниями, доверие и вера в силы и способности
другого,
предоставление
права
высказывать
свою
точку
зрения
и
права
совершать
собственные ошибки» (Н. В. Асмолов, Л. А. Никитина, 1990; Б. Леонидова, 1997; Г.
Любина, 1997).
Литература
1.
Бардиан, А. М. Воспитание детей в семье / А. М. Бардиан. – М., 1972.
2.
Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. – Саратовское
книжное издательство, 1953.
3.
Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М.: Политиздат, 1988.