Напоминание

Приобщение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья к театрализованной деятельности


Автор: Засыпкина Наталья Васильевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №370 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья к театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Засыпкина Наталья Васильевна
учитель-дефектолог, МДБОУ «ДС 370 г. Челябинска», Тракторозаводский район, г. Челябинск Театрализованная деятельность - синтез разных видов детского творчества художественно-изобразительного, речевого, музыкального, танцевального. Каждый ребенок в ней может выбрать то, что ему больше всего нравится и в чем он может ярче и полнее проявить себя, т.е. это-тот вид деятельности, который соответствует требованиям лично стно- ориентированной модели воспитания, что помогает формировать всесторонне развитую личность. Ведь игра в театр в виде исполнения детьми различных ролей - это школа реальных отношений и чувств детей. Однако в последнее время в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной стала непосредственно образовательная деятельность, вопреки общеизвестному канону о том, что ведущей детской деятельностью является игра. Этот факт подчёркивает актуальность проблемы развития ребёнка через театрализованную деятельность. Начиная работу по указанной теме, мы поставили перед собой ряд задач: • изучить методологическую основу проблемы; • изучить и систематизировать по возрастным группам необходимы) литературный материал (сценки, сказки, игры-диалоги, игры-шутки, песенки, стихи, потешки); • определить время и место организации театрализованной деятельности в общей системе педагогического процесса; • пополнить УМК конспектами занятий, сценариями развлечения праздников и т.д.; |
• создать материальную базу, обеспечивающую реалию основных концептуальных идей: различные виды театра, костюмы, декорации и т.д.; • обеспечить создание театральной зоны в группе, согласуя её с требованиями реализуемой программы и СаНПИнами. Изучив труды классиков (К. Станиславский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и т.д.) и современную литературу (Л.И. Царенко, Е.Е. Кравцова, О.М. Дьяченко и др.) по данной проблеме, мы определили для несколько основополагающих тезисов.
Приобщение

детей

к

театрализованной

деятельности

должно

начинаться как можно раньше.
Развитие способностей детей наиболее легко и интенсивно протекает до 6 лет. Чем насыщеннее различными видами будет жизнь ребенка, тем успешнее он будет развиваться и осваивать необходимые навыки и умения. Создатели системы «воспитание таланта» - выдающийся японский педагог и скрипач Синьити Судзуки и Магару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» утверждают, что самый важный сензетивный период – возраст до З лет.
Театрализованная

деятельность

развивает

речь

д е т е й ,

коммуникабельность, помогает бороться с застенчивостью - «тюрьмой

внутри нас».
Как говорил психолог Филипп Зимбардо; «Лидером становится человек, умеющий хорошо говорить».
Театрализованная

деятельность

способствует

формированию

чувств,

эмоций,

ощущений.
Нет смысла доказывать вл и я н и е положительных эмоций на здоровье ребёнка. Особая значимость данных тезисов объясняется тем, что в настоящее время нашими воспитанниками являются дети младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этих детей характерны полиморфные нарушения сенсорно - перцептивной сферы, ограниченность представлений об окружающем; наблюдаются трудности в формировании наглядно-образного мышления и самостоятельной фразовой
речи. [1,4] «Речевое развитие» вполне можно использовать для приобщения детей к театрализованной деятельности. Структуру таких занятий могут составлять: • ознакомление с программным произведением; • разные виды тренажей (речевой, этюдный или тренаж пластики рук); • организация мини-спектакля. Последовательность этапов может варьироваться. Ребёнок на таких развлечениях и слушатель, и зритель, и участник мини-спектакля. Несколько слов о нетрадиционных структурных элементах таких игр. Все виды используемого нами тренажа (речевого, этюдного, пластики рук) имеют терапевтическое значение, что важно для детей имеющих ОВЗ. Вот лишь некоторые игровые приёмы, используемые на занятиях и их терапевтическое значение; • плавное пропевание звуков А, О, У, И даёт настрой на работу, • произношение с акцентом звука Ю (йу) благотворно действует на почки, мочевой пузырь, снижает болевые спазмы; • произношение или пропевание звука Е способствует очищению организма от негативных эмоций; • ритмичное произношение звука В исправляет неполадки в нервной системе и т д. Также мы используем приёмы, соединяющие в себе работу над звуком, мимикой, жестом (этюдный тренаж); • частое чередование звуков П, Б. При этом дети изображают старенькую бабушку или важного папу; • произношение звуков К, Г на примассе Бабы Яги. Эти упражнения способствуют освежению голоса, используются при лечении фарингита, щитовидной железы. Тренаж пластики рук проводим перед показом теневого или кукольного театров. Стоит обратить внимание, что список художественных произведений,
рекомендованных программой, для ознакомления во второй младшей группе немал. Поэтому, руководствуясь правилом - «ни дня без чтения», знакомим детей с программными произведениями в бытовых ситуациях, в игре. Дети второй младшей группы постепенно овладевают ролевыми умениями - объединяют игрушки в режиссерской игре, включаются в сюжетно-ролевую игру. Сам процесс игры доставляет им удовольствие и радость. Расширяя сюжеты игр, мы акцентируем внимание детей на деталях исполняемой роли, помогаем им ориентироваться в игровом пространстве. При этом в силу возраста мы помогаем ребёнку создавать характер разыгрываемого персонажа, побуждаем его к импровизации, собственному видению образа: «А теперь дети превратились в медвежат. Вот как они танцуют!». Хорошим материалом для разыгрывания в этом возрасте являются произведения малых форм: потешки, прибаутки, песенки, небольшие стишки. И пусть ребенок иногда говорит всего несколько слов или звукоподражаний, глаза его сияют удовлетворением и радостью. Исполняя песенку «Два веселых гуся», дети «вытягивают шеи», «моют лапки», «прячутся в канавку», «кланяются бабусе», «гогочут». [2,5] Для разыгрывания стараемся выбирать стихи и потешки, где есть диалог, какое-то действие. Хотим поделиться не раз опробованным приемом, который помогает робкому ребенку выходить перед публикой, петь песню или читать стихи. Мы подбираем стихотворение, которое можно разделить на 2-3 части, приглашаем выступать фазу 2-3 детей. Желательно, чтобы это были дети, с которыми робкий ребенок дружит, которые ему симпатичны. Чтобы у детей не пропал интерес к такой игре необходимо создать атмосферу доброжелательности и взаимного доверия. Только тогда ребенок будет открыт для творчества и самовыражения. Разыгрывание историй с игрушками духовно раскрепощает малышей, дает им возможность поверитъ
в свои силы. Лучше запомнить сюжет сказки без многочисленных репетиций нам помогает использование мнемотехники. Мнемотехника предполагает изготовление педагогом опорных схем - мнемотаблиц и их использование при разыгрывании сказок, разучивании стихов. В процессе разработки мнемотаблиц могут принимать участие дети. Практика показала, что большинство детей запоминают стихотворение или сказку гораздо быстрее, если «рисуют» их. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста художественного произведения. Затем мы проводим словарную работу, беседу о прочитанном с опорой на таблицу. За время нашей работы с использованием данной техники в группе создана серия мнемотаблиц. Они делают заучивание делом весёлым, эмоциональным. И при этом содержание текста - осязаемым, видимым, представляемым. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление зрительную и слуховую память, внимание, воображение. Ведь одно, из правил укрепления памяти и речи гласит: «когда учишь, записывай, схемы, черти графики». Таким образом, разработанная нами и широко используемая технология раннего приобщения детей к театрализованной деятельности полагает интеграцию средств (музыка, слово, движение и т.д.); методов и приёмов (игровое моделирование, разные виды тренажей, игровые диалоги и т.д.); форм организаций детской деятельности (развлечения, праздники и т.д.). Залогом успешного использования описанной нами технологии служит предметно-развивающая среда. При активной Помощи родителей в группе изготовлены различные виды театров, маски, костюмы, напольная ширма т.д. Трудности организации театрализованной деятельности с детьми любого возраста заключаются в том, что эта работа требует огромного кропотливого труда, больших затрат личного времени, увлеченности, вдохновения. Не всегда легко организовать тесное сотрудничество с
родителями, сделать их своими помощниками и союзниками, убедитъ в полезности и необходимости такой деятельности. Огромным плюсом мы считаем следующие моменты: театрализованная деятельность сплачивает коллектив детей и родителей, повышает самостоятельность, инициативность, чувство ответственности, умение считаться с товарищами. Наши дети отличаются коммуникабельностью. Они чувствуют себя в детском саду комфортно, проявляют самостоятельность в выборе вида деятельности. Уверены, что именно театрализованная деятельность позволила выстроить доверительные отношения между детьми и взрослыми. Правдивыми оказались слова В.А. Сухомлинского; «Через сказку, фантазию, игру, неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка». Хочется верить, описанный нами опыт будет полезен тем педагогам, которые считают себя людьми творческими, незаурядными, артистичными; тем, кто стремиться наполнить жизнь дошколят сказкой, игрой, творчеством.
Список литературы
1. Акулова О. Театрализованные игры [Текст]// Дошкольное воспитание, 2005.-№4. 2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. [Текст] М., 2009. 3. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. [Текст]/Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. СПб. КАРО, 2009. 4. Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Старшая группа. [Текст]/Издательство: Корифей ISBN: 978-5-93312-806-9 Год: 2009. 5. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст]// Дошкольное воспитание, 2005.-№4.


В раздел образования