"Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"
Автор: Хмырова Олеся Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Яблонька" Населённый пункт: город Мичуринск,Тамбовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники" Раздел: дошкольное образование
К. Д. Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он
будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он
усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он
будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он
усвоит их на лету»
Мнемотехника-это система методов и
приёмов, обеспечивающих успешное
освоение детьми знаний об
особенностях объектов природы, об
окружающем мире, эффективное
запоминание рассказа, сохранение и
воспроизведение информации, и
конечно, развитие речи.
Мнемотехника-это система методов и
приёмов, обеспечивающих успешное
освоение детьми знаний об
особенностях объектов природы, об
окружающем мире, эффективное
запоминание рассказа, сохранение и
воспроизведение информации, и
конечно, развитие речи.
Наглядное моделирование –
это воспроизведение существенных
свойств изучаемого объекта, создание
его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника –
это система методов и приёмов,
обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и
воспроизведение информации
Мнемотаблица –
это схема, в которую заложена
определённая информация
Наглядное моделирование –
это воспроизведение существенных
свойств изучаемого объекта, создание
его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника –
это система методов и приёмов,
обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и
воспроизведение информации
Мнемотаблица –
это схема, в которую заложена
определённая информация
Высказывания
короткие
Высказывания
короткие
Отличаются
непоследо-
вательностью
Отличаются
непоследо-
вательностью
Состоят из
фрагментов,
логически
не связанных
между собой
Состоят из
фрагментов,
логически
не связанных
между собой
Содержат
низкий уровень
информатив-
ности
Содержат
низкий уровень
информатив-
ности
Модели, мнемотаблицы - схемы служат
дидактическим материалом в работе по
развитию связной речи детей
Прием наглядного
моделирования,
мнемотаблицы-
схемы
Прием наглядного
моделирования,
мнемотаблицы-
схемы
Пересказ
художественной
литературы
Пересказ
художественной
литературы
Заучивание
стихов
Заучивание
стихов
Дидактические
игры
Дидактические
игры
Обучение
составлению
рассказов
(составление
рассказов по картинам
и серии картин,
описательный,
творческий
рассказ)
Обучение
составлению
рассказов
(составление
рассказов по картинам
и серии картин,
описательный,
творческий
рассказ)
Отгадывание
и загадывание
загадок
Отгадывание
и загадывание
загадок
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся
с графическим способом предоставления информации - моделью. В
качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать
символы разнообразного характера:
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся
с графическим способом предоставления информации - моделью. В
качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать
символы разнообразного характера:
Элементы схем, моделей
- предметные картинки
- силуэтные изображения
- геометрические фигуры
- планы и условные
обозначения
-
контрастная рамка – приём
фрагментарного
рассказывания
В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска
разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш
В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска
разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш
В качестве символов-заместителей на начальном этапе
работы используются геометрические фигуры, своей
формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без
учета внешних признаков объекта, ориентированных на
качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и
т. п.).
Дидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.)
средний возраст
Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать
воображение, мышление.
Дидактическая игра «Что это такое?»
средний возраст
Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой
модели, развивать воображение, мышление.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать
мышление, воображение.
Днем светит …..
Ночью светит…..
В лесу много
…
Дидактическая игра «Кто спрятался?»
Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку,
используя предметно- схематические и цветовые модели,
развивать мышление, воображение.
Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.
•
Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
•
Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Этапы работы ( младший, средний возраст)
•
Этап 1.
Рассматривание таблицы и
разбор того, что на ней
изображено.
•
Этап 2.
Осуществляется
перекодирование информации –
преобразование из абстрактных
символов в образы.
•
Этап 3.
Пересказ сказки с опорой на
символы, т. е. происходит
отработка метода запоминания.
•
Этап 4.
Делается графическая
зарисовка -мнемотаблица.
•
Этап 5.
Каждая таблица может
быть воспроизведена ребёнком при
её показе ему.
•
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с
графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве
условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы
разнообразного характера:
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с
графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве
условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы
разнообразного характера:
Этапы работы
(старший возраст)
•
Этап 1.
Зачитывается
текст сказки, и
выделяются её основные
части.
•
Этап 2.
Каждая часть
кодируется
•
Этап 3.
Делается
графическая зарисовка
мнемотаблицы
•
Этап 4.
Пересказ сказки с
опорой на
мнемотаблицу
2
6
4
5
3
7
8
9
10
11
12
ПТИЧКА
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.
1
. Рассматривание мнемотаблицы
2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта.
3. Отгадывание загадки детьми.
Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с
иголками. (Ёж)
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Элементами модели описательного рассказа
становятся символы-заместители качественных
характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию
•величина;• цвет• форма
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для
неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит)?
• за что нравится (не нравится)?
Символы описания
выкладываются в свой обруч.
Затем в пересечении обручей
(круги Эйлера) выделяются
одинаковые признаки
предметов. Дети сравнивают
предметы, определяя сначала
их сходство, а затем различия.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ
ЛИСЫ И ЗАЙЦА
Лиса и заяц – это дикие
животные. Заяц – маленький,
а лиса – побольше. У зайца
летом мех серый, а у лисы
рыжий. Заяц – травоядное
животное, а лиса – хищник.
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Значительные трудности возникают у детей при
составлении рассказов по сюжетной картине.
Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка
умения выделить основные действующие лица или
объекты картины,
проследить их взаимосвязь и взаимодействие,
отметить
особенности
композиционного
фона
картины,
додумать причины возникновения данной ситуации,
то есть составить начало рассказа, и последствия ее –
то есть конец рассказа.
На практике “рассказы”, самостоятельно составленные
детьми – это, в основном, простое перечисление
действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и
формированию навыка рассказывания по картине
состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета
фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет.
На практике “рассказы”, самостоятельно составленные
детьми – это, в основном, простое перечисление
действующих лиц или объектов картины.
Работа по преодолению этих недостатков и
формированию навыка рассказывания по картине
состоит из 3-х этапов:
выделение значимых для развития сюжета
фрагментов картины;
определение взаимосвязи между ними;
объединение фрагментов в единый сюжет.