Напоминание

"Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"


Автор: Хмырова Олеся Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Яблонька"
Населённый пункт: город Мичуринск,Тамбовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"
Раздел: дошкольное образование





Назад





К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Наглядное моделирование
– это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника
– это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемотаблица
– это схема, в которую заложена определённая информация
Наглядное моделирование
– это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника
– это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемотаблица
– это схема, в которую заложена определённая информация
Высказывания короткие Высказывания короткие Отличаются непоследо- вательностью Отличаются непоследо- вательностью Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой Содержат низкий уровень информатив- ности Содержат низкий уровень информатив- ности
Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей
Прием наглядного

моделирования,

мнемотаблицы-

схемы

Прием наглядного

моделирования,

мнемотаблицы-

схемы

Пересказ

художественной

литературы

Пересказ

художественной

литературы

Заучивание

стихов

Заучивание

стихов

Дидактические

игры

Дидактические

игры

Обучение

составлению

рассказов
(составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ)
Обучение

составлению

рассказов
(составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ)
Отгадывание

и загадывание

загадок

Отгадывание

и загадывание

загадок

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные обозначения - контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания
В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Дидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.) средний возраст Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление. Дидактическая игра «Что это такое?» средний возраст Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.
Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение. Днем светит ….. Ночью светит….. В лесу много … Дидактическая игра «Кто спрятался?» Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение. Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.

Этап 4.
Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу •
Этап 4.
Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Этапы работы ( младший, средний возраст) •
Этап 1.
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. •
Этап 2.
Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы. •
Этап 3.
Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. •
Этап 4.
Делается графическая зарисовка -мнемотаблица. •
Этап 5.
Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. •





В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Этапы работы (старший возраст) •
Этап 1.
Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части. •
Этап 2.
Каждая часть кодируется •
Этап 3.
Делается графическая зарисовка мнемотаблицы •
Этап 4.
Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
2 6 4 5 3 7 8 9 10 11 12

ПТИЧКА
Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. Птичка домик сделать хочет. Солнышко взойдет, зайдет, Целый день она хлопочет, Но и целый день поет.
1 . Рассматривание мнемотаблицы 2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми.
Загадка.
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию •величина;• цвет• форма • составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)?

Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ

ЛИСЫ И ЗАЙЦА
Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.


РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка  умения выделить основные действующие лица или объекты картины,  проследить их взаимосвязь и взаимодействие,  отметить особенности композиционного фона картины,  додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:  выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;  определение взаимосвязи между ними;  объединение фрагментов в единый сюжет. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:  выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;  определение взаимосвязи между ними;  объединение фрагментов в единый сюжет.

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ

Последовательность работы



В раздел образования