РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО
«ФИЗИОЛОГИИ РАСТЕНИЙ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ
Рабочая
программа
элективного
курса
«Физиология
растений»
разработана для учащихся 10 классов профильного уровня. За основу рабочей
программы
взята программа
элективного
курса
«Физиология
растений»
автор Т. А. Снисаренко. Общее число учебных часов – 34 (1 час в неделю).
Введение элективного курса «Физиология растений» обусловлено его
общебиологической и практической значимостью. Занятия по физиологии
растений позволяют углубить биологические знания учащихся, воспитывают
интерес к жизни растений, бережное отношение к природе. Значительное
влияние
курс
«Физиология
растений»
оказывает
на
формирование
общебиологических понятий.
Программа
включает разделы о природе физиологических процессов
происходящих в зеленном растении - дыхании, водном обмене, минеральном
питании,
росте,
развитии
и
размножении,
об
основных
закономерностях
взаимодействиях организма с внешней средой. Значительное место отводится
процессам фотосинтеза и дыхания, составляющим основу энергетического и
пластического
обмена
растений.
Практические
занятия
по
физиологии
растений
дают
учащимся
много
полезного:
умение
формулировать
экспериментальную задачу и решать ее, культуру постановки эксперимента,
логику научного доказательства и опровержения. Учащиеся совершенствуют
умения подготовки проектных работ, докладов, сообщений по избранной
теме, отрабатывают технику эксперимента.
Ведение
элективного
курса
«Физиология
растений»
для
учащихся
средней
школы
предполагает
организацию
занятий,
призванных
помочь
ученику
сделать
ответственный
выбор
профиля
дальнейшего
обучения,
связанного с определенным видом профессиональной деятельности.
Курс
опирается
на
знания
и
умения,
полученные
учащимися
при
изучении биологии. Изучение курса вооружает учащихся дополнительной
суммой знаний, умений и навыков, проверяет их склонности, устойчивость
интересов, способности к тому делу, которое может оказаться их дальнейшей
специальностью.
В программе учитывается, что физиология растений – наука, связанная с
другими
биологическими
дисциплинами
–
молекулярной
биологией,
биохимией,
биофизикой
и
др.
Для
некоторых
наук
она
является
теоретической основой (практическое земледелие, экология, охрана природы,
фармакология и др.), другие (ботаника, физика, химия) сами для нее являются
базисом. В связи с этим данный курс весьма значим для формирования
целостного
научного
представления
об
организации
живой
природы.
Физиология растений является экспериментальной наукой.
Практические занятия по физиологии растений дают учащимся много
полезного: умение формулировать экспериментальную задачу и решать ее,
культуру
постановки
эксперимента,
логику
научного
доказательства
и
опровержения.
Учащиеся
совершенствуют
умения
подготовки
проектных
работ,
докладов,
сообщений
по
избранной
теме,
отрабатывают
технику
эксперимента. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися
опыта
поиска
информации
по
предлагаемым
вопросам.
Работа
с
литературными
источниками
и
письменными
инструкциями
научит
школьников самостоятельно добывать знания из книг. Знания по физиологии
растений
могут
быть
использованы
при
выборе
биологиче ских
специальностей:
специалист
лесного
хозяйства,
агроном,
фитодизайн,
цветоводство, садово-парковое хозяйство, ландшафтный дизайн.
Цель
курса:
формирование
у
учащихся
научного
представления
о
природе физиологических процессов зеленого растения, о механизмах их
регуляции,
об
основных
закономерностях
взаимодействий
организма
с
внешней средой, а также об эволюции функций и роли растений в биосфере.
Задачи курса:
−
углубить
и
расширить
знания
учащихся
об
о с н о в н ы х
физиологических процессах в растительном организме.
−
познакомить учащихся с механизмами регуляции физиологических
процессов.
−
развить
познавательных
интересов
и
интеллектуа льных
способностей
в
процессе
проведения
биологического
эксперимента,
самостоятельного
приобретения
знаний
в
соответствии
с
возникающими
жизненными потребностями;
−
показать значение знаний о физиологии растений в растениеводстве.
−
развивать мышление и самостоятельность принятия решений.
−
воспитывать
отношение
к
физиологии
как
к
одному
из
фу н д а м е н т а л ь н ы х
ком п о н е н то в
е с т е с т в о з н а н и я
и
э л е м е н т у
общечеловеческой культуры.
Место
курса
в
учебных
планах.
Согласно
учебному
плану
образовательного
учреждения
на
преподавание
элективного
курса
по
биологии в 11 классе выделено 34 часа(из расчета 1 час в неделю). Объем
часов
учебной
нагрузки,
отведенных
на
освоение
рабочей
программы,
определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует
базисному плану. В программе предусмотрено: проведение 22 практических
занятий.предусмотрен урок - контроль знаний в объеме 1 учебный час.
Планируемые образовательные результаты.По итогам изучения данного
курса школьники должны знать:
1) основные законы и механизмы в физиологии растений, современные
представления
о
целостности
растительного
организма
и
взаимосвязи
с
окружающей средой;
2) особенности физиологических механизмов адаптаций у растений к
условиям среды и образованию различных экологических групп;
3) требования и особенности проведения биологических исследований.
Учащиеся должны уметь:
1)
ориентироваться
в
основных
направлениях
физиологии
растений,
использовать
полученные
знания
и
методики
изучения
растительного
организма в повседневной жизни;
2) объяснять различные природные явления с точки зрения физиологии
растений;
3)
применять
методы
биологической
науки
для
изучения
растений:
проводить
наблюдения
за
живыми
организмами,
ставить
несложные
биологические
эксперименты
и
объяснять
их
результаты,
описывать
биологические объекты и процессы.
Основные формы организации учебной деятельности:
– урок ознакомления с новым материалом;
– урок закрепления изученного материала;
– урок применения знаний и умений;
– урок обобщения и систематизации знаний;
– урок проверки и коррекции знаний;
– комбинированный урок;
– урок практикум.
Предложенная в рабочей программе система уроков
направлена на
формирование
активной
личности,
мотивированной
к
самообразованию,
обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Используемые на конкретном уроке методы обучения и формы организации
учебно-познавательной
деятельности
определяются
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
коллектива
обучающихся,
целями
и
задачами конкретного учебного занятия. В ходе уроков особое внимание
уделяется
познавательной
активности
учащихся,
их
мотивированности
к
самостоятельной учебной работе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний
обучающихся
в
рабочую
программу
включены
22
лабораторные
работы,
предусмотренные
программой. Лабораторные работы являются не только
этапами
комбинированных
уроков,
но
и
самостоятельной
методической
единицей. Поэтому могут оцениваться как фронтально, так и по усмотрению
учителя.
К лабораторным работам ученик допускается только после инструктажа
по
технике
безопасности.
Положения
техники
безопасности
изложены
в
инструкциях, которые должны находиться на видном месте в лаборатории.
Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения.
1.
Информационно-коммуникационные
технологии.
Применяется
при
чтении лекций с использованием мультимедийной системы, подготовке к
лекциям,
написании
рефератов,
выполнении
самостоятельных
работ,
с
использованием
Интернет
ресурсов.
Осуществляется
про смотр
видеофильмов,
2.
Технология
исследовательского
обучения.
Применяется
в
научно-
исследовательской деятельности учащихся в проблемных группах и кружках,
в проведении олимпиад по биологическим дисциплинам
5.
Технологии
проектного
обучения.
Применяется
при
выполнении
курсовых
и
дипломных
проектов.
Реализуется
также
в
выступлениях
студентов на конференциях различного ранга, в написании и публикации
статей в периодических изданиях или в материалах конференций.
3. Интегрированные технологии обучения. Реализуются во всех видах
учебной
деятельности,
так
как
все
биологические
дисциплины
тесно
взаимосвязаны друг с другом, а также со всеми дисциплинами естественно-
математического цикла.
4. Интерактивные технологии обучения. Реализуется при проведении
лабораторных
работ,
полевых
практик,
выполнении
н ау ч н о -
исследовательских
работ,
организации
внеурочных
и
внеклассных
мероприятий.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:
– по месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной),
текущий (оперативный), итоговый (выходной);
–
по
способу
оценивания:
«отметочная»
технология
(традиционная),
«качественная» технология (сочетание метода наблюдения с оценкой усвоил
или не усвоил, овладел или не овладел);
–
по
способу
организации
контроля:
взаимоконтроль,
самоконтроль,
контроль учителя;
–
по
ведущим
функциям:
диагностический,
стимулирующий,
констатирующий по способу получения информации в ходе контроля: устный
метод
(опрос,
собеседование,
зачет),
письменный
метод
(контрольные
работы, самостоятельные работы, тесты), практический метод (проектные,
практические и лабораторные работы).
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема,
качества и уровня сложности выполненных работ.
Общие
критерии
оценок.
В
основу
критериев
оценки
учебной
деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-
балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка «5»ставится в случае:
– Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема
программного материала.
– Умения выделять главные положения в изученном материале, делать
выводы,
устанавливать
межпредметные
и
внутрипредметные
связи,
творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
–
Отсутствия
ошибок
и
недочетов
при
воспроизведении
изученного
материала,
при
устных
ответах,
устранения
отдельных
неточностей
с
помощью
дополнительных
вопросов
учителя,
соблюдения
культуры
письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4»:
– Знание всего изученного программного материала.
–
Умение
выделять
главные
положения
в
изученном
материале,
на
основании
фактов
и
примеров
обобщать,
делать
выводы,
устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
– Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении
изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и
устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка
«3»
(уровень
представлений,
сочетающихся
с
элементами
научных понятий):
– Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований
программы,
затруднение
при
самостоятельном
воспроизведении,
необходимость незначительной помощи преподавателя.
– Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на видоизмененные вопросы.
–
Наличие
грубой
ошибки,
нескольких
негрубых
ошибок
при
воспроизведении
изученного
материала,
незначительное
несоблюдение
основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ.
Оценка «2»:
–
Знание
и
усвоение
материала
на
уровне
ниже
минимальных
требований программы, отдельные представления об изученном материале.
– Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения
при ответах на стандартные вопросы.
– Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении
изученного
материала,
значительное
несоблюдение
основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ
–
Ставится
за
полное
незнание
изученного
материала,
отсутствие
элементарных умений и навыков.
Оценка
«1»
ставится
за
полное
незнание
изученного
материала,
отсутствие элементарных умений и навыков.
Варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся.
1. Устный опрос.
−
«5» – выполнил всё задание правильно;
−
«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
−
«3»
–
часто
ошибался,
выполнил
правильно
только
половину
задания;
−
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
−
«1» – вообще не выполнил задание.
2. Выполнение тестовых заданий.
2.1. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните
предложение»
(открытый
тест)
оценивается
в
один
и
два
балла
соответственно. На одно задание с выбором ответа приходится около минуты,
а на составление свободного ответа – около трёх минут.
Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:20 с выбором
ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100% от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75%)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65%).
Здесь
возможны
варианты,
поэтому
лучше
ориентироваться
по
процентам.
2.2 Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик
должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть).
Например,
обязательная
часть
состоит
из
15
вопросов
по
1
баллу,
а
дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2
балла. Итого максимум 25 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Можно
внести
коррективы
в
критерии,
но
нужно
заранее
сообщить
школьникам критерии оценки их работы.
Методика
перевода
тестовой
оценки
в
традиционную
пятибалльную
систему может быть следующей.
2 балла – от 5 до 8 правильных ответов (где 5 может быть просто
угадано)
3 балла – 9-10 правильных ответов;
4 балла - от 11 до 15 правильных ответов;
5 баллов – от 16 до 20 правильных ответов.
3. Устные задания со свободным ответом.
Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью,
излагают свои мысли пространно, часто не по существу, учителю следует
предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В
ходе
текущей
проверки
знаний
важно
анализировать
ответы
учащихся
в
классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших
ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и
полнотой,
на
репродуктивном
и
творческом
уровнях.
Например,
в
соответствии
с
требованиями
школьники
должны
уметь
характеризовать
фотосинтез и его роль в природе. Один ученик может дать определение
фотосинтеза,
назвать
исходные
и
конечные
продукты,
отметить
роль
хлоропластов
в
фотосинтезе,
его
роль
в
природе.
При
этом
он
лишь
воспроизведет знания. Другой ученик, дополнительно к изложенному выше,
рассказывает
о
процессах,
происходящих
в
световую
и
темновую
фазы
фотосинтеза,
о
строении
хлоропластов
и
гран,
о
размещении
на
них
хлорофилла
и
ферментов,
о
космической
роли
растений.
В
ответе
проявляются более глубокие знания.
Ответ
первого
ученика
в
соответствии
с
эталоном
характеризует
нижнюю
границу
знаний
и
поэтому
оценивается
удовлетворительной
отметкой. Второй ответ характеризует более высокий уровень знаний ученика
и оценивается более высокой отметкой.
1.
Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты
до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом
логических
связей
между
понятиями.
Работа
эта
крайне
сложная,
индивидуальная.
Помощь
в
создании
ОСК
окажут
критерии
оценивания
ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:
−
полнота использования учебного материала.
−
объём ОСК ( один лист формата А 4).
−
логика
изложения
(наличие
схем,
количество
смысловых
связей
между понятиями).
−
наглядность
(наличие
рисунков,
символов,
и
пр.;
аккуратность
выполнения, читаемость ОСК).
−
грамотность (терминологическая и орфографическая).
−
отсутствие
связанных
предложений,
только
опорные
сигналы
–
слова, словосочетания, символы.
−
самостоятельность при составлении.
2.
Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно
задание повышенной сложности.
−
«5» – выполнил все задания правильно;
−
«4» - выполнил все задания, иногда ошибался;
−
«3»
–
часто
ошибался,
выполнил
правильно
только
половину
заданий;
−
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
−
«1» – вообще не выполнил задание.
Каждый вопрос развернутого задания так же можно заранее оценить в
баллах, тогда легче определить, сделал учение всё полностью или только
половину.
3.
Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
Содержание программы элективного курса «Физиология растений».
Введение (1час).
Физиология растений – наука об организации функциональных систем
зеленого растения. История становления физиологии растений как науки.
Предмет, цели и задачи курса. Методы исследования. Место физиологии
растений в системе
биологических
наук. Место
зеленого
растения
в
экономике
природы.
Сочетание
различных
уровней
исследования
(субклеточный, организменный, биоценотический) как необходимое условие
прогресса
физиологии
растений.
Главные
проблемы
современной
физиологии растений.
Физиология растительной клетки (5 часов).
Клетка как организм и как элементарная структура многоклеточного
организма.
Специфические
особенности
растительной
клетки
и
ее
структурная организация.
Ядро,
его
организация
и
функционирование.
Генетический
аппарат
растительной клетки. Пластиды и митохондрии. Гипотезы происхождения
клеточных органелл.
Плазмолемма. Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, микротела
(пероксисомы,
глиоксисомы,
лизосомы
и
др.),
вакуоли,
их
строение
и
основные функции.
Строение клеточной стенки, ее химический состав и основные функции.
Физико-химические свойства протоплазмы и их изменения в жизненном
цикле клетки. Регуляторные системы клетки.
Общая схема организации растительной клетки. Методы исследования
растительных клеток. Основные закономерности поглощения воды клеткой.
Осмос
и
его
законы.
Растительная
клетка
–
осмотическая
система.
Осмотическое
и
тургорное
давление.
Сосущая
сила.
Химический
потенциал воды и водный потенциал клетки.
Лабораторные работы:
1) № 1. Явление плазмолиза и деплазмолиза.
2) № 2 Влияние ионов калия и кальция на проницаемость цитоплазмы.
3) № 3 Определение осмотического давления клеточного сока (по Де
Фризу).
Основные понятия биоэнергетики (3 часа).
Источник
энергиив
биологических
системах.
Автотрофность
и
гетеротрофность.
Общий
энергетический
план
клетки.
Понятие
макроэргической
связи.
Значение
макроэргических
соединений
в
метаболизме живого организма.
Единство элементарных энергетических процессов в живой природе.
Изменения донорно-акцепторных систем в ходе эволюции. Мембраны как
структурная основа биоэнегетических процессов.
Водный режим растений. Поступление воды в растительную клетку.
Диффузия,
понятие
химического
потенциала.
Осмос.
Осматическое
давление. Растительная клетка как осмотическая система.
Поступление
солей
в
растительную
клетку.
Способность
к
избирательному накоплению солей клеткой. Влияние условий на поступление
солей.
Водный режим растений (5 часов).
Структура и свойства воды. Значение воды в жизни растений. Водный
баланс растения.
Испарение воды растением – транспирация. Понятие о транспирации, ее
значение.
Количество
воды,
расходуемой
растением
в
процессе
транспирации. Строение листа как органа транспирации. Устьица. Строение
устьиц
однодольных
и
двудольных
растений.
Влияние
на
транспирацию
внешних условий: влажности воздуха, температуры, света, влажности почвы,
ветра. Суточный ход процесса транспирации.
Поступление и передвижение воды в растении. Корневая система как
орган поступления воды, возникшей в процессе эволюционного развития
растений.
Морфологические
и
анатомические
особенности
корневой
системы.
Способность
наземных
органов
растения
к
поглощению
воды.
Верхний и нижний концевые двигатели водного тока. Гуттация и «плач»
растений.
Корневое
давление,
величина
корневого
давления.
Гипотезы,
объясняющие механизм корневого давления.
Передвижение воды по растению. Путь воды в растительном организме.
Водный режим различных экологических групп растений: гигрофиты,
мезофиты,
ксерофиты.
Физиологическая
неоднородность
ксерофитов.
Растения, экономно расходующие воду. Значение полива по физиологическим
признакам.
Лабораторные работы:
1) № 4 Зависимость набухания семян от характера запасных веществ.
2) № 5 Влияние концентрации раствора на прорастание семян.
3) № 6 Влияние внешних условий на прорастание семян.
4) № 7 определение интенсивности транспирации по уменьшению массы
срезанных листьев.
5) № 8 Наблюдение за устьичными движениями под микроскопом.
Углеродное питание растений. Фотосинтез (5 часов).
Развитие
учения
о
фотосинтезе.
История
открытия
и
изучение
фотосинтеза.
Значение
работ
К.А.
Тимирязева.
Космическая
роль
фотосинтеза,
масштабы
этого
процесса.
Строение
листа
как
органа
фотосинтеза.
Хлоропласты и их роль в процессе фотосинтеза. Химический состав
хлоропластов.
Гипотезы
о
происхождении
хлоропластов
в
процессе
эволюции.
Пигменты листа. Пигменты как вещества, обеспечивающие восприятие
света. Методы разделения пигментов; работы М.С. Цвета.
Хлорофиллы,
их
химическая
структура,
распространение
в
растительном мире. Физические свойства хлорофилла.
Энергетика
фотосинтеза.
Характеристика
различных
участков
солнечного спектра. Значение в процессе фотосинтеза различных участков
солнечного
спектра.
Работы
К.А.
Тимирязева
и
других
исследователей.
Квантовый расход процесса фотосинтеза. Фотофизический этап фотосинтеза.
Химизм процесса фотосинтеза. Фотосинтез как сочетание световых и
темновых реакций. Фотохимический этап фотосинтеза. Работы Д. Арона.
Первая и вторая фотосистемы.
Продукты фотосинтеза. Разнообразие продуктов фотосинтеза. Влияние
условий на процесс фотосинтеза. Методы изучения фотосинтеза. Единицы
измерения
фотосинтеза.
Светолюбивые
и
теневыносливые
растения.
Фотосинтез и урожай. Пути повышения интенсивности и продуктивности
фотосинтеза.
Лабораторные работы:
1) № 9. Разделение пигментов методом бумажной хроматографии.
2) № 10. Оптические свойства хлорофилла.
3) № 11. Обнаружение фотосинтеза методом крахмальных проб.
4)№
12.
Влияние
внешних
условий
на
интенсивность
фотосинтеза
водного растения.
5) № 13. Выделение запасных белков и изучение их свойств.
6) № 14. Обнаружение запасных сахаров в растительном материале.
Корневое питание растений (3 часа).
Теоретическое и практическое значение изучения корневого питания
растения.
Элементы,
входящие
в
состав
растительного
организма.
Химический состав золы различных растений.
Ближний
транспорт
ионов
в
тканях
корня.
Симпластический
и
апопластический
пути.
Дальний
транспорт.
Восходящее
передвижение
веществ
по
растению.
Взаимосвязь
минерального
питания
с
процессами
роста и развития растений.
Особенности питания растений азотом. Азот и его значение в жизни
растений.
Сера. Основные соединения серы в растениях, их роль в структурной
организации клетки, участие в окислительно-восстановительных реакциях.
Источники серы для растения.
Фосфор.
Значение
разных
типов
фосфоросодержащих
соединений
в
клетке. Макроэргические соединения фосфора, их роль в энергетическом
обмене.
Калий, его значение в обмене растительного организма. Влияние калия
на физические свойства протоплазмы, на ферменты углеводородного обмена,
синтез белков и др. Роль калия в поддержании ионного баланса в тканях, в
процессе осморегуляции.
Кальций.
Структурообразовательная
роль
кальция.
Участие
в
образовании
клеточной
стенки,
поддержания
структурной
целостности
мембран и регуляция их проницаемости. Регуляторная роль кальция.
Магний.
Формы
участия
магния
в
метаболизме.
Магний
в
составе
хлорофилла.
Участие
в
реакциях
переноса
фосфатных
групп,
в
формировании функционально-активных клеточных структур.
Микроэлементы. Представления о роли микроэлементов в метаболизме
растений. Металлы как компоненты простетических групп и как активаторы
ферментных систем. Особенности поступления микроэлементов в растения.
Водная, песчаная и почвенная культуры, их применение в физиологии
растений.
Питательные
смеси.
Физиологические
основы
применения
удобрений. Гидропоника.
Корневое питание как важнейший фактор управления продуктивностью
и
качеством
урожая.
Генотипические
различия
в
минеральном
питании
разных видов и сортов.
Лабораторные работы:
1) № 15 Микрохимический анализ золы.
2) № 16 Обнаружение нитратов в растениях.
3) № 17 обнаружение общей и рабочей поверхности корней.
Дыхание растений (3 часа).
Биологическая роль дыхания. Специфика дыхания у растений. Развитие
представлений
о
природе
механизмов
и
о
путях
окислительно-
восстановительных
превращений
в
клетке.
Каталитические
системы
дыхания.
Пути окисления органических веществ в клетке. Механизм активации
дыхательных субстратов, пути их включения в процессы биологического
окисления.
Регуляция дыхания. Зависимость дыхания от внешних и внутренних
факторов. Взаимосвязь дыхания с другими процессами обмена.
Лабораторные работы:
1) № 18 Потеря сухого вещества при прорастании семян.
2)
№
19
Устойчивость
растений
к
неблагоприятным
внешним
воздействиям.
Рост и развитие растений (4 часа).
Понятия роста и развития растений, их взаимосвязь. Примеры различий
в темпах роста и развития.
Гормоны роста (фитогормоны) как основные регуляторы процесса роста
и развития. Общие представления о гормонах.
Эволюция
регуляторных
систем.
Взаимодействие
фитогормонов.
Механизм
гормональной
регуляции.
Гормональная
р е г ул я ц и я
ферментативной активности; значение фитогормонов в этом процессе.
Условия
и
методы
применения
фитогормонов
в
п р а кт и ке
растениеводства. Синтетические регуляторы роста. Ретарданты.
Рост клеток как основа многоклеточного организма. Три фазы роста
клеток; физиологические и структурные особенности клеток на этой фазе.
Особенности
роста
растительного
организма.
Образование
семян
и
плодов. Значение гормонов в образовании плодов. особенности прорастания
семян разных типов.
Дифференциация клеток и тканей. Культура изолированных тканей и
клеток. Значение гормонов в процессах дифференциации.
Ростовые
корреляции.
Способность
растений
к
регенерации.
Роль
фитогормонов в процессах укоренения черенков.
Движение
растений.
Тропизмы
и
настии.
Геотропизм,
фототропизм,
хемотропизм,
гидротропизм,
тигмотропизм.
Фотонастии,
термонастии,
сейсмонастии, автонастии. Физиологическая природа ростовых движений.
Значение
гормонов
в
осуществлении
движения
у
растений.
Статолитная
гипотеза. Таксисы.
Физиологическая
природа
покоя
у
растений.
Покой
глубокий
и
вынужденный. Покой как необходимый этап онтогенеза. Покой семян. Покой
почек. Регуляция процессов покоя.
Развитие растений. Физиологические и морфологические изменения в
процессе развития растений, их взаимосвязь. Развитие как развертывание
генетической программы.
Лабораторная работа:
№ 20 Фототропизм, геотропизм, гидротропизм.
Физиологические основы устойчивости растений (3 часа).
Различные
виды
устойчивости.
Условность
понятия
«устойчивость».
Устойчивость как признак, заложенный в наследственной основе. Проявление
устойчивости и зависимости от условий среды. Норма реакции растений на
изменение
условий
среды.
Ответные
реакции
растений
на
действие
неблагоприятных факторов. Общие принципы адаптивных реакций растений
на
экологический
стресс.
Биохимическая
адаптация.
Пути
повышения
устойчивости растений.
Физиологические
и
биохимические
основы
устойчивости
высших
растений к патогенным микроорганизмам и другим биотическим факторам.
Приобретенный иммунитет.
Лабораторные работы:
1) № 21 Защитное действие сахара на цитоплазму при замораживании.
2) № 22 определение жаростойкости растений (по Ф.Ф. Майкову).
Заключение (2 часа).
Жизнь
растения
как
единого
целого.
Взаимосвязь
и
регуляция
физиологических процессов в растении.
Учебно-методические материалы по дисциплине.
Рекомендуемая литература:
1.
Гэлетон А., Дэвис П., Сэттер Р. Жизнь зелёного растения. М.: Мир,
1983.
2.
Полевой В. В. Физиология растений. М.: Высшая школа, 1989.
3.
Якушкина Н. А. Физиология растений М.: Просвещение, 1993.
Информационные ресурсы:
1.
Физиология
растений.
Презентационные
материалы.
Версия
1.0
[Электронный ресурс] : наглядное пособие / В. М. Гольд, Н. А. Гаевский, Т.
И. Голованова и др. – Электрон.дан. (31 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008
2.
Физиология растений: электронный учеб.-метод. комплекс / В. М.
Гольд, Н. А. Гаевский, Т. И. Голованова, Н. П. Белоног, Т. Б. Горбанева.
Версия 1.0 [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. (180 Мб). – Красноярск:
ИПК СФУ, 2008.
3.
Физиология
растений.
Банк
тестовых
заданий.
Версия
1.0
[Электронный ресурс]: контрольно-измерительные материалы / В. М. Гольд,
Н. А. Гаевский, Т. И. Голованова и др. – Электрон.дан. (51 Мб). – Красноярск
4.
Электронный диск к учебно-методическому комплекту под ред. проф.
И.Н.
Пономаревой
для
6-10
классов
(М.:
Издательский
центр
«Вентана-
Граф»).
Тематическое планирование
Тема
Количеств
о часов
контрольны
е работы
(зачет)
лабораторны
е работы
Характеристика деятельности учащихся
Введение
1
Определять физиологию растений как науку об организации и координации
функциональных систем зеленого растения.
Называть главные проблемы современной физиологии растений.
Различать уровни исследования (субклеточный, организменный, биоценотический) как
необходимое условие прогресса физиологии растений.
Физиология
растительной
клетки
5
3
Иметь представление о клетке как о об организме и как о структуре многоклеточного
организма.
Определять роль органелл клетки.
Описывать и сравнивать особенности растительной клетки и ее структурной
организации.
Основные
понятия
биоэнергетики
3
Обосновывать единство элементарных энергетических процессов в живой природе.
Объяснять изменения донорно-акцепторных систем в ходе эволюции.
Описывать водный режим растений. Поступление воды в растительную клетку.
Называть и описывать источники энергии в биологических системах.
Давать понятие химического потенциала, осмотического давления, клетки как
осмотической системы.
Водный режим
растений
5
5
Называть и описывать структуру и свойства воды.
Описывать значение воды в жизни растений.
Понимать значение транспирации.
Определять интенсивность транспирации по уменьшению массы срезанных листьев
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о поступлении
воды в растении.
Углеродное
питание
растений.
Фотосинтез.
5
6
Объяснять гипотезы о происхождении хлоропластов в процессе эволюции.
Называть и
описывать условия и результаты процесса фотосинтеза.
Обосновывать космическую роль зеленых растений.
Извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из различных источников.
Выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза
и повышению урожайности растений.
Характеризовать различные участки солнечного спектра.
Прогнозировать важнейшие экологические проблемы.
Корневое
питание
растений
3
3
Обосновывать теоретическое и практическое значение корневого питания растений.
Объяснять значение азота, серы, фосфора, калия, кальция, магния и микроэлементов в
жизни растений.
Доказывать с помощью биологического эксперимента общую и рабочую поверхности
корней.
Изучить способы обнаружения нитратов в растении.
Дыхание
3
2
Определять сущность процесса дыхания.
Развивать представление о природе механизмов и о путях окислительно-
восстановительных превращений в клетке.
Обосновывать зависимость дыхания от внешних и внутренних факторов.
Объяснять пути окисления органических веществ в клетке.
Рост и
развитие
растений
4
1
Объяснять понятия роста и развития растений, их взаимосвязь, значение гормонов в
образовании плодов.
Приводить примеры различий в темпах роста и развития.
Характеризовать гормоны роста (фитогормоны) как основные регуляторы процесса
роста и развития.
Исследовать физиологическую природу покоя у растений.
Физиологическ
ие основы
устойчивости
растений
3
2
Различать виды устойчивости.
Определять жаростойкости растений (по Майкову).
Объяснять устойчивость как признак, заложенный в наследственной основе.
Называть пути повышения устойчивости растений.
Заключение
3
1
Понимать жизнь растения как единого целого. Взаимосвязь и регуляция
физиологических процессов в растении.
Итого
34
1
22
Календарно-тематическое планирование
№
Дат
а
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Вид занятия
(Л/р, п/р, к/р)
Элементы содержания
Вид, формы
контроля
Введение
1
1.
Введение. Цели и задачи,
предмет и методы изучения,
история.
1
Физиология растений – наука об
организации и координации
функциональных систем зеленого
растения. Сочетание различных
уровней исследования (субклеточный,
организменный, биоценотический) как
необходимое условие прогресса
физиологии растений. Физиоло-
гические основы продуктивности
растений. Главные проблемы
современной физиологии растений.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
Инструктаж по
ТБ.
Физиология растительной
клетки
5
2.
Клетка как организм и как
элементарная структура
многоклеточного организма.
Ядро, его организация и
функционирование.
1
Клетка как организм и как
элементарная структура
многоклеточного организма.
Специфические особенности
растительной клетки и ее структурная
организация.
Ядро, его организация и
функционирование. Генетический
аппарат растительной клетки.
Пластиды и митохондрии. Гипотезы
происхождения клеточных органелл.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
3.
Органоиды клетки.
Физико-химические свойства
протоплазмы и их изменения в
жизненном цикле клетки.
Регуляторные системы клетки.
1
Плазмолема. Эндоплазматическая
сеть, аппарат Гольджи, микротела
(пероксисомы, глиоксисомы, лизосомы
и др.), вакуоли, их строение и
основные функции.
Строение клеточной стенки, ее
химический состав и основные
функции.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
Продолжение приложения Е
Продолжение таблицы Е.2
4.
Явление плазмолиза и
деплазмолиза.
1
Лабораторная
работа
№ 1. «Явление
плазмолиза и
деплазмолиза»
.
Явление плазмолиза и деплазмолиза.
Выполнение л/р
Инструктаж по
ТБ
5.
Влияние ионов калия и кальция на
проницаемость цитоплазмы.
1
Лабораторная
работа
№ 2. «Влияние
ионов калия и
кальция на
проницаемость
цитоплазмы».
Влияние ионов калия и кальция на
проницаемость цитоплазмы.
Выполнение л/р
Инструктаж по
ТБ
6.
Определение осмотического
давления клеточного сока (по Де
Фризу).
1
Лабораторная
работа
№ 3.
«Определение
осмотического
давления
клеточного
сока (по Де
Фризу)».
Определение осмотического давления
клеточного сока (по Де Фризу).
Инструктаж по
ТБ
Основные понятия
биоэнергетики
3
7.
Общий энергетический план
клетки. Понятие макроэргической
связи. Значение макроэргических
соединений в метаболизме живого
организма.
1
Источники энергии в биологических
системах. Автотрофность и
гетеротрофность. Общий
энергетический план клетки. Понятие
макроэргической связи. Значение
макро-эргических соединений в
метаболизме живого организма
Индивидуальные
и групповые
опросы.
8.
Мембраны как структурная основа
биоэнергетических процессов.
Водный режим растений.
1
Единство элементарных
энергетических процессов в живой
природе. Изменения донорно-
акцепторных систем в ходе эволюции.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
Мембраны как структурная основа
биоэнергетических процессов.
Водный режим растений. Поступление
воды в растительную клетку.
9.
Диффузия, понятие химического
потенциала. Осмотическое
давление. Растительная клетка как
осмотическая система.
1
Диффузия, понятие химического
потенциала. Осмос. Осмотическое
давление. Растительная клетка как
осмотическая система.
Поступление солей в растительную
клетку. Способность к избирательному
накоплению солей клеткой. Влияние
условий на поступление солей.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
Водный режим растений
5
10.
Функции и формы воды в
растениях. Поглощение воды
растением. Транспирация.
1
Структура и свойства воды. Значение
воды в жизни растений. Водный
баланс растения.
Испарение воды растением –
транспирация. Понятие о
транспирации, ее значение.
Количество воды, расходуемой
растением в процессе транспирации.
Строение листа как органа
транспирации. Устьица. Строение
устьиц у однодольных и двудольных
растений. Влияние на транспирацию
внешних условий: влажности воздуха,
температуры, света, влажности почвы,
ветра. Суточный ход процесса
транспирации.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
11.
Поступление и передвижение
воды в растении. Корневое
давление, величина корневого
давления.
1
Поступление и передвижение воды в
растении. Корневая система как орган
поступления воды, возникший в
процессе эволюционного развития
растений. Морфологические и
Индивидуальные
и групповые
опросы.
анатомические особенности корневой
системы. Способность наземных
органов растения к поглощению воды.
Верхний и нижний концевые
двигатели водного тока. Гуттация и
«плач» растений. Корневое давление,
величина корневого давления.
Гипотезы, объясняющие механизм
корневого давления.
Передвижение воды по растению.
Путь воды в растительном организме.
12.
Водный режим различных
экологических групп растений:
гигрофиты, мезофиты, ксерофиты.
Приспособления растений к
добыванию воды.
1
Водный режим различных
экологических групп растений:
гигрофиты, мезофиты, ксерофиты.
Физиологическая неоднородность
ксерофитов. Растения, экономно
расходующие воду. Приспособления
растений к добыванию воды. Значение
полива по физиологическим
признакам.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
13.
Зависимость набухания семян от
характера запасных
веществ.Влияние концентрации
раствора на прорастание
семян.Влияние внешних условий
на прорастание семян.
1
Лабораторны
е работы
№ 4.
«Зависимость
набухания
семян от
характера
запасных
веществ».
№ 5. «Влияние
концентрации
раствора на
прорастание
семян».
№ 6. Влияние
Зависимость набухания семян от
характера запасных веществ. Влияние
концентрации раствора на
прорастание семян. Влияние внешних
условий на прорастание семян.
Инструктаж по
ТБ
Выполнение л/р
внешних
условий на
прорастание
семян.
14.
Определение интенсивности
транспирации по уменьшению
массы срезанных листьев.
Наблюдение за устьичными
движениями под микроскопом.
1
Лабораторны
е работы
№ 7.
«Определение
интенсивности
транспирации
по
уменьшению
массы
срезанных
листьев».
№ 8.
«Наблюдение
за устьичными
движениями
под
микроскопом».
Определение интенсивности
транспирации по уменьшению массы
срезанных листьев.
Наблюдение за устьичными
движениями под микроскопом.
Инструктаж по
ТБ
Тест. Контроль.
Углеродное питание растений.
Фотосинтез.
5
15.
История открытия и изучения
фотосинтеза. Космическая роль
фотосинтеза, масштабы этого
процесса. Строение листа как
органа фотосинтеза.
1
Развитие учения о фотосинтезе.
История открытия и изучения
фотосинтеза. Значение работ К. А.
Тимирязева. Космическая роль
фотосинтеза, масштабы этого
процесса. Строение листа как органа
фотосинтеза.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
16.
Хлоропласты и их роль в процессе
фотосинтеза. Пигменты как
вещества, обеспечивающие
восприятие света.
1
Хлоропласты и их роль в процессе
фотосинтеза. Хи-мический состав
хлоропластов. Гипотезы о
происхождении хлоропластов в
процессе эволюции.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
Пигменты листа. Пигменты как
вещества, обеспечивающие
восприятие света. Методы разделения
пигментов; работы М. С. Цвета.
Хлорофиллы, их химическая
структура, распространение в
растительном мире. Физические
свойства хлорофилла.
17.
Первичные процессы
фотосинтеза.Темновая стадия
фотосинтеза. Экология
фотосинтеза.
1
Энергетика фотосинтеза.
Характеристика различных участков
солнечного спектра. Значение в
процессе фотосинтеза различных
участков солнечного спектра. Работы
К. А. Тимирязева и других
исследователей. Квантовый расход
процесса фотосинтеза.
Фотофизический этап фотосинтеза.
Химизм процесса фотосинтеза.
Фотосинтез как сочетание световых и
темновых реакций. Фотохимический
этап фотосинтеза. Работы Д. Арона.
Первая и вторая фотосистемы.
Продукты фотосинтеза. Разнообразие
продуктов фотосинтеза. Влияние
условий на процесс фотосинтеза.
Методы изучения фотосинтеза.
Единицы измерения фотосинтеза.
Светолюбивые и теневыносливые
растения. Фотосинтез и урожай. Пути
повышения интенсивности и
продуктивности фотосинтеза.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
18.
Разделение пигментов методом
бумажной
хроматографии.Оптические
свойства хлорофилла.
1
Лабораторны
е работы
№ 9.
«Разделение
Разделение пигментов методом
бумажной хроматографии. Оптические
свойства хлорофилла. Обнаружение
фотосинтеза методом
Инструктаж по
ТБ
Выполнение л/р
Обнаружение фотосинтеза
пигментов
крахмальных проб.
методом крахмальных проб.
методом
бумажной
хроматографии
».
№ 10.
«Оптические
свойства
хлорофилла».
№
11.«Обнаружен
ие
фотосинтеза
методом
крахмальных
проб».
19.
Влияние внешних условий на
интенсивность фотосинтеза
водного растения.Выделение
запасных белков и изучение их
свойств.Обнаружение запасных
Сахаров в растительном
материале.
1
Лабораторны
е работы
№
12.«Влияние
внешних
условий на
интенсивность
фотосинтеза
водного
растения».
№
13.«Выделение
запасных
белков и
изучение их
свойств».
№
14.«Обнаруже
ние запасных
Влияние внешних условий на
интенсивность фотосинтеза водного
растения. Выделение запасных белков
и изучение их свойств. Обнаружение
запасных Сахаров в растительном
материале.
Инструктаж по
ТБ
Тест. Контроль.
Сахаров в
растительном
материале».
Корневое питание растений
3
20.
Корневое питание
растения.Особенности питания
растений азотом, серой,
фосфором, калием, кальцием,
магнием.
1
Теоретическое и практическое
значение изучения корневого питания
растения.
Ближний транспорт ионов в тканях
корня. Восходящее передвижение
веществ по растению. Взаимосвязь
минерального питания с процессами
роста и развития растений.
Особенности питания растений
азотом, серой, фосфором, калием,
кальцием, магнием.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
21.
Особенности поступления
микроэлементов в
растения.Гидропоника.Корневое
питание как важнейший фактор
управления продуктивностью и
качеством урожая.
1
Микроэлементы. Особенности
поступления микроэлементов в
растения.
Водная, песчаная и почвенная
культуры, их применение в
физиологии растений. Питательные
смеси. Физиологические основы
применения удобрений. Гидропоника.
Корневое питание как важнейший
фактор управления продуктивностью
и качеством урожая. Генотипические
различия в минеральном питании
разных видов и сортов.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
22.
Микрохимический анализ золы.
Обнаружение нитратов в
растениях. Обнаружение общей и
рабочей поверхности корней.
1
Лабораторны
е работы
№ 15.
«Микрохимич
еский анализ
золы».
№ 16.
Микрохимический анализ золы.
Обнаружение нитратов в растениях.
Обнаружение общей и рабочей
поверхности корней.
Инструктаж по
ТБ
Тест. Контроль.
«Обнаружение
нитратов в
растениях».
№ 17.
«Обнаружение
общей и
рабочей
поверхности
корней».
Дыхание
3
23.
Биологическая роль дыхания.
Специфика дыхания у растений.
1
Биологическая роль дыхания.
Специфика дыхания у растений.
Развитие представлений о природе
механизмов и о путях окислительно-
восстановительных превращений в
клетке. Каталитические системы
дыхания.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
24.
Пути окисления органических
веществ в клетке. Регуляция
дыхания. Взаимосвязь дыхания с
другими процессами обмена.
1
Пути окисления органических
веществ в клетке. Механизм активации
дыхательных субстратов, пути их
включения в процессы биологического
окисления.
Регуляция дыхания. Зависимость
дыхания от внешних и внутренних
факторов. Взаимосвязь дыхания с
другими процессами обмена.
Тест. Контроль.
25.
Потеря сухого вещества при
прорастании семян.
Устойчивость растений к
неблагоприятным внешним
воздействиям.
1
Лабораторны
е работы
№ 18. «Потеря
сухого
вещества при
прорастании
семян».
№ 19.
Потеря сухого вещества при
прорастании семян.
Устойчивость растений к
неблагоприятным внешним
воздействиям.
Инструктаж по
ТБ
Выполнение л/р
«Устойчивость
растений к
неблагоприятн
ым внешним
воздействиям»
Рост и развитие растений
4
26.
Рост и развитие
растений.Фитогормоны.
1
Понятия роста и развития растений, их
взаимосвязь. Примеры различий в
темпах роста и развития.
Гормоны роста (фитогормоны) как
основные регуляторы процесса роста
и развития. Общие представления о
гормонах
Индивидуальные
и групповые
опросы.
27.
Особенности роста растительного
организма.
1
Рост клеток как основа
многоклеточного организма. Три фазы
роста клеток; физиологические и
структурные особенности клеток на
этой фазе.
Особенности роста растительного
организма. Образование семян и
плодов. Значение гормонов в
образовании плодов. Особенности
прорастания семян разных типов
Индивидуальные
и групповые
опросы.
28.
Движения растений. Тропизмы и
настии.
1
Движения растений. Тропизмы и
настии.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
29.
Фототропизм, геотропизм,
гидротропизм.
1
Лабораторная
работа
№ 20.
«Фототропизм,
геотропизм,
гидротропизм»
.
Фототропизм, геотропизм,
гидротропизм.
Инструктаж по
ТБ
Тест. Контроль.
Физиологические основы
устойчивости растений
3
30.
Различные виды
1
Различные виды устойчивости.
Индивидуальные
устойчивости.Ответные реакции
растений на действие
неблагоприятных факторов. Общие
принципы адаптивных реакций
растений на экологический стресс.
Условность понятия «устойчивость».
Норма реакции растений на изменение
условий среды. Ответные реакции
растений на действие неблагоприятных
факторов. Общие принципы адаптивных
реакций растений на экологический
стресс. Биохимическая адаптация.
и групповые
опросы.
31.
Физиологические и биохимические
основы устойчивости высших
растений к патогенным
микроорганизмам и другим
биотическим факторам.
Приобретенный иммунитет.
1
Физиологические и биохимические
основы устойчивости высших растений
к патогенным микроорганизмам и
другим биотическим факторам.
Приобретенный имму-нитет.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
32.
Защитное действие сахара на
цитоплазму при замораживании.
Определение жаростойкости
растений (по Ф. Ф. Майкову).
Лабораторные
работы
№21.
«Защитное
действие сахара
на цитоплазму
при
замораживании
».
№ 22.
«Определение
жаростойкости
растений (по Ф.
Ф. Майкову)».
Защитное действие сахара на
цитоплазму при замораживании.
Определение жаростойкости растений
(по Ф. Ф. Майкову).
Инструктаж по
ТБ
Тест. Контроль.
Заключение
2
33.
Жизнь растения как единого целого.
1
Жизнь растения как единого целого.
Индивидуальные
и групповые
опросы.
34.
Взаимосвязь и регуляция
физиологических процессов в
растении.
1
Зачет
Взаимосвязь и регуляция
физиологических процессов в растении.
Защита
проектной работы
в форме
презентации.
Зачет.
Тестовые задания для элективного курса по Физиологии растений
1.
Культуру
изолированных
клеток
и
тканей
используют
для
получения
в
промышленных масштабах:
А. биомассы клеток
Б. растительных белков
В. лекарственных веществ
Г. гормонов и антибиотиков
Д. ферментов и антацианов
2. Примерами связи процесса интеграции и продуктивности растений является:
А. аттрагирующее действие плодов
Б. тканевый транспорт ассимилятов
В. организменное распределение ассимилятов
Г. апикальное доминирование
Д. апикальное доминирование
Г. энергетические процессы
3. Причинами гибели растений от мороза является:
А. синтез белков холодового шока
Б. льдообразование в цитоплазме
В. синтез стрессовых белков
Г. обезвоживание цитоплазмы
Д. механические повреждения цитоплазмы
4. Красный свет 660нм определяет:
А. синтез антоциана
Б. переход Фк в Фдк
В. прорастание светочувствительных семян
Г. рост стебля
Д. удлинение гипокотиля
5. Короткодневное растение зацветает, если оно получит:
А. круглосуточное освещение
Б. благоприятныйфотопериод в течение жизни
В. только определенное число длинных ночей
Г. влияние фотопериодической индукции
Д. короткие ночи в течение онтогенеза
6. Действие пониженных температур на озимую пшеницу приводит к:
А. заложению цветков
Б. уменьшению РНК в меристемах
В. снижение ферментативной активности
Г. разъяровизации
Д. яровизации
7. Осеннее опадение листьев – процесс, который:
А. включается фотопериодическими изменениями
Б. запускается понижением температуры
В. связан с увеличением содержания этилена
Г. характеризуется возрастанием количества цитокининов
Д. связан с формированием отделительного слоя
8. Формирование женских цветков у двудомных растений проходит под влиянием:
А. синтеза гиббереллина в листьях
Б. угарного газа
В. синего света
Г. короткодневного фотопериода
Д. недостатка азота
9. Расположите в хронологическом порядке процессы, происходящие при прорастании
семян ячменя:
А. работа гиббреллина
Б. развитие матричного потенциала
В. снижение водного потенциала
Г. рост колеоптиля
Д. рост зародышего корешка
Е. работа ауксина, цитокинина
Ж. синтез α-амилазы
З. гидратация белков
10. Тургорные движения можно затормозить:
А. светом
Б. ингибиторами дыхания и фотосинтеза
В. дефицитом воды
Г. низкой температурой
Д. введением АТФ
11. Переход в состояние покоя почек обуславливается:
А. низкими температурами
Б. уменьшением ингибиторов
В. увеличением вязкости протоплазмы
Г. фотопериодическим стимулом
Д. снижением содержания гиббриеллинов, цитокининов
12. Фотогормонами являются следующие кислоты:
А. фумаровая
Б. индолилуксусная
В. кетоглутаровая
Г. абсцизовая
Д. глутаминовая
13. Фаза дифференциации каждой клетки характеризуется чертами:
А. реализацией дифференциальной активности генов
Б. независимостью от влияния внешних условий
В. образованием вторичной клеточной оболочки
Г. разрушением большенства органелл
Д. формированием определенных сочетаний фитогормонов
14. При внутриклеточном транспорте углеводов, синтезированные хлоропластами отекают
в цитоплазму в виде:
А. фосфоглицеринового альдегида
Б. сахарозы
В. глюкозы
Г. фосфодиоксиацетона
Д. фруктозы
15. Флоэмный транспорт обеспечивает передвижение:
А. аминокислот
Б. липидов
В. фотогормонов
Г. пигментов
Д. высокомолекулярных белков
16. В клетках корня синтезируются вещества:
А. фикобилины
Б. цитокинины
В. каучук
Г. никотин
Д. запасные липиды
17. Пиноцитоз складывается из последовательных этапов:
1– отрыв пузырьков от мембраны
2
– впячивание мембраны
3– метаболизация молекул, ионов
4 – адсорбция молекул, ионов
5.
– образование пузырьков
18. Функции транспирации – это:
А. поддержание тургора листьев
Б. выделение ненужных солей
В. охлаждение листьев
Г. передвижение питательных веществ
Д. создание корневого давления
19. Мера энергии, с которой вода поступает в клетку – это:
А. водный потенциал
Б. осмотический потенциал
В. потенциал давления
Г. матричный потенциал
Д. трансмембранный потенциал
20. Продуктами анаэробной стадии дыхания являются вещества:
А. пировиноградная кислота
Б. фруктоза-6-фосфат
В. фосфоглицериновая кислота
Г. фосфоглицериновый альдегид
Д. АТФ и НАДН+Н
+
21. Признаки С
3
– пути фотосинтеза:
А. его осуществляют пшеница, подсолнечник
Б. может использовать СО
2
в низких концентрациях
В. двойное карбоксилирования ФГК
22. Хлоропласты цветковых растений содержат участвующее в фотосинтезе пигменты:
А. антоцианы
Б. хлорофиллы с,d
В. каротины
Г. фикоцианины
Д. ксантофиллы
23. В темновой фазе фотосинтеза происходят процессы:
А. синтез АТФ
Б. выделение О
2
В. поглощение СО
2
Г. синтез НАДФּ Н
2
24. Для циклическогофотофосфолирования характерны черты:
А. участие фотосистемы II
Б. образование АТФ
В. осуществление в мембране тикалоида
Г. выделение О
2
Д. участие фотосистемы I
25. Благодаря процессу фотосинтеза на Земле произошли глобальные процессы:
А. увеличение содержания СО
2
атмосферы
Б. формирование месторождений серы
В. увеличение содержания О
2
атмосферы
Г. формирование месторождений каменного угля
Д. формирование озонового слоя
26.
Доказательством
теории
симбиотического
происхождения
хлоропластов
является
наличие:
А. биосинтеза крахмала
Б. мембранного строения
В. кольцевой ДНК
Г. способности размножения деолением
Д. рибосом
27. Функции эндоплазматическогоритикулума – это:
А. гидролиз веществ
Б. синтез белков
В. синтез углеводов
Г. транспорт метаболитов
Д. хранение отбросов
28. Синтез белка осуществляется клеткой в:
А. лизосомах
Б. митохондриях
В. цитоплазме
Г. аппарата Гольджи
Д. вакуоле
29. Растения потребляют азот корнями в форме
А. нитратов
Б. молекулярного азота
В. мочевины
Г. нитратов
Д. нитрозоаминов
30. Методы культуры изолированных протопластов применяется для:
А. получения межвидовых гибридов
Б. изучения этапов синтеза клеточной оболочки
В. решение вопросов полового размножения
Г. выявления функций плазмалеммы
Д. колониального размножения растений
31. При полном окислении одной молекулы глюкозы в процессе аэробного дыхания
образуется молекул АТФ:
А. 18
Б. 25
В. 38
Г. 48
Д. 55
32.
Движение
листьев
мимозы
стыдливой
после
прикосновения
характеризуют
утверждения:
А. механизм движения ростовой
Б. это пример тропизмов
В. необходима энергия АТФ
Г. изменяется концентрация ауксина
Д. это пример настий
33. Отрезанные от растения листья одуванчика по сравнению с интактными очень быстро
стареют в связи с нехваткой гормонов:
А. жасминовой кислоты
Б. брассиностероидов
В. цитокининов
Г. этилена
Д. ауксинов
34. Выведение из состояния покоя семян софоры желтоватой можно осуществить методом:
А. теплой старификации
Б. перетиранием с битым стеклом
В. скарификации
Г. холодной стратификации
Д. обработка концентрированной серной кислотой
35. Растения, корни которых имели водный потенциал (- 25 ат.) поместили на растворы
сахарозы. Быстро заявили растения в вариантах с водным потенциалом:
А – 15 ат
Б – 25 ат
В – 30 ат
Г – 10 ат
Д – 35 ат
36.
Листья герани, выдержанной в темноте трое суток, освещали светом различных
участков спектра. Интенсивное образование крахмала наблюдали на свету:
А. желтом
Б. красном
В. синем
Г. зеленом
Д. голубом
37. Листья пшеницы обладают наибольшей интенсивностью фотосинтеза в атмосфере с
концентрацией углекислого газа (%):
А. 0,0003
Б. 0,003
В. 0,03
Г. 0,3
Д. 30,0
38. Кусочки корнеплода свеклы были помещены в различные жидкости, проморожены.
Наибольшее количество живых клеток осталось в варианте с:
А. водой
Б. 1MNaCl
В. 1М сахпрозы
Г. 1М КСl
Д. 1М глюкозы
39.
Этиолированные
растения
фасоли
отличаются
от
выросших
на
свету
большими
показателями:
А. содержания хлорофилла
Б. длины стебля
В. площади листа
Г. содержание механической ткани
Д. содержания воды
40. Почки клубней картофеля в октябре можно вывести из состояния покоя методом:
А. замачиванием в растворе гиббереллина
Б. опрыскиванием водой
В. выставлением на свет
Г. механическим повреждением кожуры
Д. помещением в темноту
41. Побег с площадью листьев 35 квадратных дециметров за 12 минут поглотил 7 мг
углекислого
газа.
Интенсивность
фотосинтеза
побега
составила
(мг/квадратный
дециметр/час):
А. 100
Б. 10
В. 1
Г. 70
Д. 0,7
42. Вязкость цитоплазмы клеток лука значительно увеличивается при помещении их в
раствор:
А. мочевины
Б. нитрата натрия
В. нитрата калия
Г. нитрата кальция
Д. нитрата аммония
43. Клетка в состоянии плазмолиза имела осмотический потенциал (-25). Ее водный
потенциал равен:
А. 55 ат
Б. 10 ат
В. 25 ат
Г. 30 ат
Д. 35 ат
44.
Изолированные
семядоли
тыквы
культивировали
в
чашках
Петри
на
влажной
фильтровальной бумаге на свету. Через неделю они имели наибольшую массу в варианте:
А. с цитокинином
Б. с водой
В. с уксусной кислотой
Г. с абцизовой кислотой
Д. с хлорхолинхлоридом
45. Наибольшей жаростойкостью обладают листья:
А. бегонии
Б. пеларгонии
В. кислицы
Г. толстянки
Д. алоэ
46.
Экспериментально
доказал
приложимость
закона
сохранения
энергии
к
процессу
фотосинтеза российский ученый:
А. Сабинин Д.А.
Б. Жолкевич В.Н.
В. Вавилов Н.И.
Г. Тимирязев К.А.
Д. Курсанов А.Л.
47. Макроэлементы являются:
А. кобальт
Б. азот
В. цинк
Г. калий
Д. магний
48. Закрывание и открывание устьиц регулирует два гормона:
А. гиббереллин и салициловая кислота
Б. абсцизовая кислота и цитокинин
В. брасиностероиды и жасминовая кислота
Г. ауксин и фузикокцин
Д. этилен и ауксин
49. Симбиоз с азотофиксирующими бактериями характерен для растений:
А. облепихи
Б. ольхи
В. картофеля
Г. подсолнечника
Д. сои
50. Самым важным значением дыхания для растения является:
А. выделение тепла
Б. поглощение кислорода
В. формирование трансмембранного потенциала
Г. выделение углекислого газа
Д. образование АТФ